К делу №
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 февраля 2024 года <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Ситниковой С.Ю.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело в порядке заочного производства по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Адыгея) к ФИО1 о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> обратилась в суд с иском к ответчику о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей.
В обоснование требований указано, что в Управление из Отдела МВД России по <адрес> поступил материал проверки КУСП № от 14.08.2023г. в отношении гражданки ФИО1 При рассмотрении материала проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении оперативных мероприятий должностными лицами Отдела МВД России по <адрес> в магазине «Табак», расположенном по адресу: <адрес>, выявлено, что гражданка ФИО1, являясь продавцом магазина, в нарушение п. 189 ТР № Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию», незаконно реализовывала табачную продукцию (сигареты), не маркированную специальными (акцизными) марками Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ. С указанным материалом в Управление поступила изъятая из магазина «Табак», табачная продукция (сигареты) без маркировки специальными (акцизными) марками.
Рассмотрев материал проверки КУСП № от 14.08.2023г., Управление Роспотребнадзора по <адрес> вынесло определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в связи с иными обстоятельствами дела, при наличии которых лицо, совершившее действие (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ, в соответствии с п.9 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ. Однако, на хранении в Управлении осталась изъятая табачная продукция (сигареты) без маркировки специальными (акцизными) марками, а именно: 73 пачки разных брендов и наименований в пакете №.
В нарушение требований законодательства РФ – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции по борьбе против табака», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» при продаже табачной продукции потребителям ФИО1 допустила реализацию немаркированной табачной продукции с отсутствием специальных (акцизных) марок.
Таким образом, ФИО1, у которой имелась возможность для соблюдения действующего законодательства Российской Федерации, при осуществлении своей деятельности не приняла всех зависящих от нее мер и допустила нарушение закона при обороте табачной продукции.
Просит суд обязать ФИО1, прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в обороте табачной продукции, немаркированной специальными (акцизными) марками в магазине «Табак» расположенном по адресу: <адрес> принять решение об уничтожении в установленном порядке изъятой из оборота табачной продукции, указанной в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, находящейся на временном хранении в Управлении Роспотребнадзора по <адрес>.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки суду не сообщил. На основании ч. 3 ст. 167 РФ суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со статьей 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Судебное извещение, адресованное лицу, участвующими в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В силу статьи 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Ответчик ФИО1 дважды извещалась о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, судебные извещения возвращены АО «Почта России» с отметкой «за истечением срока хранения», в связи с чем, суд приступает к рассмотрению дела в ее отсутствие, в порядке заочного производства, в соответствии с положениями ст. 233 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном законодательством РФ, имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей.
Из материалов дела установлено, что в Управление Роспотребнадзора из Отдела МВД России по <адрес> поступил материал проверки КУСП № от 14.08.2023г. в отношении ФИО1 При рассмотрении материала проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении оперативных мероприятий должностными лицами Отдела МВД России по <адрес> в магазине «Табак», расположенном по адресу: <адрес>, выявлено, что гражданка ФИО1, являясь продавцом магазина, в нарушение п. 189 ТР № Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию», незаконно реализовывала табачную продукцию (сигареты), не маркированную специальными (акцизными) марками Российской Федерации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ. При этом с указанным материалом в Управление поступила изъятая из магазина «Табак» табачная продукция (сигареты) без маркировки специальными (акцизными) марками.
По результатам рассмотрения материала проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, должностное лицо Управления Роспотребнадзора вынесло определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в связи с иными обстоятельствами дела, при наличии которых лицо, совершившее действие (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности по ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ, в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 24.5, ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ.
В силу ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Согласно части 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ производство по делам об административных правонарушениях, не относится к государственному контролю (надзору), что во взаимосвязи с частью 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ исключает возможность возбуждения административного производств без проведения контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации.
Частью 5 ст.28.1 КоАП РФ предусмотрено, что в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 9 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности, являются обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
После рассмотрения материала проверки КУСП № от 14.08.2023г. в отношении ФИО1 на хранении в Управлении осталась изъятая табачная продукция (сигареты) без маркировки специальными (акцизными) марками, а именно: 73 пачек разных брендов и наименований.
Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции по борьбе против табака», Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака от ДД.ММ.ГГГГ, целью которой является приоритетное внимание защите здоровья людей в связи с распространением курения и других видов употребления табака.
В рамках достижения обозначенных целей Государственной Думой Российской федерации приняты законодательные документы Таможенного Союза «Технический регламент на табачную продукцию» ТР №; Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»; Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ.
В соответствии со ст. 18 ГР №. на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными «акцизными) марками не допускается.
В соответствии с и. 7 ст. 11 Федерального закона № 15-ФЗ, в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, последствиями потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, и в целях сокращения потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции осуществляются, в том числе меры по предотвращению незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией.
Согласно требованиям ч.3, ч. 5 статьи 18 Федерального закона № 15-ФЗ, в целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая дачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении требований законодательства РФ ответчиком ФИО1 при продаже табачной продукции потребителям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Из материалов дела следует, что истец, как территориальный орган исполнительной власти освобожден от уплаты государственной пошлины, обратился в суд с иском о возложении обязанности. Заявленные требования относятся к требованиям не имущественного характера. Таким образом, с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199,233 ГПК РФ, заочно
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Адыгея) к ФИО1 о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Обязать гражданку ФИО1 прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга лиц, выразившиеся в обороте табачной продукции немаркированной специальными (акцизными) марками в магазине «Табак» расположенном по адресу: <адрес>.
После вступления в законную силу заочного решения уничтожить в установленном порядке находящуюся на временном хранении в Управлении Роспотребнадзора по <адрес> и изъятую из оборота табачную продукцию, указанную в протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с ФИО1 в доход муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Разъяснить ответчику, что она вправе подать заявление об отмене заочного решения в Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.
Разъяснить ответчику, что заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-22
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея