Р Е Ш Е Н И Е
адрес 15 сентября 2023 года
Судья Октябрьского районного суда адрес ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №... по жалобе защитника ФИО1 – адвоката ФИО2 на постановление заместителя командира 2 батальона полка ДПС ГИБДД У МВД России по адрес ФИО3 №... от дата, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя командира 2 батальона полка ДПС ГИБДД У МВД России по адрес ФИО3 №... от дата ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с постановлением должностного лица, дата защитник ФИО1 – адвокат ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на допущенные процессуальные нарушения по делу, которые выразились в составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу в отсутствие ФИО1 и сведений о надлежащем извещении ФИО1 и его защитника адвоката ФИО2 о времени и месте совершения данных процессуальных действий.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил судебное заседание по рассмотрению его жалобы провести без его участия.
Защитник ФИО1 – адвокат ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.
Изучив представленные материалы дела с учетом доводов жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующим выводам.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении принимаются меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Протокол об административном правонарушении по ст. 12.33 КоАП РФ составлен дата должностным лицом и дело об административном правонарушении рассмотрено дата в отсутствие ФИО1
Из материалов дела следует, что ФИО1 уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении дата смс-извещением, направленным на принадлежащий ему абонентский №.... Извещение ФИО1, по мнению административного органа, также подтверждается телефонограммой должностного лица от дата, согласно которой дата в 09 часов 18 минут состоялся телефонный разговор с ФИО4, в ходе которого последний подтвердил, что дата на его телефон №... поступило смс-сообщением с извещением о необходимости явки на дата в 10 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении, однако ФИО1 пояснил, что явиться не сможет ввиду плохого самочувствия (высокое давление).
В судебном заседании инспектором по ИАЗ 2 батальона полка ДПС ГИБДД У МВД России по адрес ФИО5 суду давались пояснения, что смс-извещения ФИО1 на его абонентский №... направлялись с принадлежащего ей личного номера телефона №....
Вместе с тем, приведенные в телефонограмме данные о том, что на абонентский номер ФИО1 с абонентского номера ИДПС ФИО5 дата было доставлено смс-сообщение, содержащее извещение о необходимости явки на дата в 10 часов 30 минут для составления протокола об административном правонарушении, судом ставятся под сомнение.
В ходе рассмотрения жалобы судом в ПАО «МТС» истребованы сведения о детализации телефонных соединений по абонентскому номеру №..., принадлежащему ФИО1 за период дата – дата Согласно представленной ответом ПАО «МТС» от дата №...-ПОВ-2023 детализации соединений, за весь период дата с номера телефона ИДПС ФИО5 на абонентский номер ФИО1 №... смс-сообщения не поступали. Такие сообщения впервые направлены и доставлены дата 17:04:55, то есть уже после составления дата в 10 час 30 мин. протокола об административном правонарушении.
Кроме того, по мнению суда, заслуживают внимания доводы жалобы о том, что как составление протокола об административном правонарушении, так и рассмотрение дела об административном правонарушении было осуществлено без извещения защитника ФИО1 – адвоката ФИО2
В письменном отзыве на жалобу инспектором по ИАЗ 2 батальона полка ДПС ГИБДД У МВД России по адрес ФИО5 не отрицался факт не извещения защитника ФИО1 – адвоката ФИО2 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушения, при этом приведена позиция о том, что сам факт направления по почте ходатайства с приобщением ордера защитника ей был расценен как разовое обращение за юридической помощью, в связи с чем полагает, что оснований для извещения адвоката о совершении вышеуказанных процессуальных действий не имелось.
С данными доводами суд не может согласиться.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение (ст. 26.2, 28.2 КоАП РФ).
В силу положений части 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, либо его защитника, с разъяснением прав. В отсутствие этих лиц протокол может быть составлен только при наличии сведений о их надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
Иное толкование указанных норм означало бы нарушение прав лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, должностное лицо административного органа выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Закон допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего в качестве защитника на основании доверенности, выданной законным представителем лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Такое лицо допускается к участию в производстве по делу с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуется всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется производство.
При этом лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в обязательном порядке, в силу приведенного выше правового регулирования, должно быть извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что после вынесения дата должностным лицом определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 12.33 КоАП РФ, должностному лицу - инспектору по ИАЗ 2 батальона полка ДПС ГИБДД У МВД России по адрес ФИО5 поступало ходатайство защитника ФИО1 – адвоката ФИО2 об истребовании сведений и назначении экспертизы по делу, к которому прилагался ордер адвоката.
Изложенное, по мнению суда, свидетельствует об осведомленности должностного лица о реализации ФИО4 права на получение юридической помощи защитника адвоката ФИО2 и участие его при производстве по делу.
Между тем, сведений об извещении защитника ФИО1 – адвоката ФИО2 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела об административном правонарушении материалы настоящего дела не содержат.
Не извещение защитника о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела противоречит нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в том числе статье 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), в силу которых защитник является таким же участником производства по делу об административном правонарушении, как и лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и обладает равными с ним правами.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника.
В силу статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении судья (должностное лицо) обязан установить факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения участников процесса, в том числе защитников о рассмотрении дела об административном правонарушении, а также установления и проверки факта явки указанных лиц.
При таких обстоятельствах возбуждение дела об административном правонарушении и его рассмотрение при отсутствии сведений об извещении защитника повлекло нарушение права ФИО1 на защиту.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела административным органом допущены существенные процессуальные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о разрешении ходатайства защитника.
В соответствии со статьей 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1). Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2).
В соответствии со статьей 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения ходатайств и заявлений выносится определение.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях. Лишая их возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо нарушает предусмотренные Кодексом требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, установленные статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 2 части 1 статьи 30.4 указанного Кодекса предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы.
Вопреки приведенным нормам вышеуказанное ходатайство защитника ФИО2 должностным лицом не разрешено. Из материалов дела об административном правонарушении следует, что мотивированного определения об отклонении заявленного защитником ФИО2 ходатайства в материалах дела не имеется.
Данное обстоятельство также свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло за собой нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Однако в настоящее время исключена возможность возобновления производства по делу, устранения ошибок путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В силу положений указанной нормы и пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, возобновление производства по делу и возвращение его на новое рассмотрение невозможны.
На основании изложенного, постановление заместителя командира 2 батальона полка ДПС ГИБДД У МВД России по адрес ФИО3 №... от дата, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, подлежит отмене.
Учитывая, что на момент рассмотрения в суд жалобы защитника ФИО1 – адвоката ФИО2 срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Р Е Ш И Л:
Жалобу защитника ФИО1 – адвоката ФИО2 – удовлетворить.
Постановление заместителя командира 2 батальона полка ДПС ГИБДД У МВД России по адрес ФИО3 №... от дата, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.33 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья ФИО6