2-383-2020
61RS0022-01-2019-010028-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года г. Таганрог РО
Таганрогский городской Ростовской области суд в составе:
председательствующего судьи Ерошенко Е.В.
при секретаре Мартыновой В.В.
с участием представителя истца Приходько В.И.
представителя ответчика Бублий А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондарь О.В. к Управлению ПФ в г. Таганроге о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 14.10.2019 года истец обратилась в УПФР в г. Таганроге с заявлением о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.
Решением № 1001590/19 от 18.10.2019 года УПФР в г. Таганроге истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии, поскольку специальный стаж составил менее 25 лет. В специальный стаж не был включен период работы с 01.09.1990 года по 20.08.1994 года в Лиманской средней школе в Украине.
Просит обязать Управление ПФ в г. Таганроге включить в страховой и специальный педагогический стаж период работы с 01.09.1990 года по 20.08.1994 года. Признать за истцом право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности с 16.10.2019 года.
В судебное заседание истец не явилась, извещена о времени рассмотрения дела. Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 поддержал исковые требования, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО6 возражал против удовлетворения иска. Просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что 14.10.2019 года истец обратилась в Управление Пенсионного Фонда в г. Таганроге с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п.п. 19 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Управления ПФ в г. Таганроге от 18.10.2019 года № 1001590/19 отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Страховой стаж составил 30 лет 02 месяца 06 дней, педагогический стаж – 21 год 06 месяцев 10 дней.
В страховой и в специальный стаж истца не был включен период работы: с 01.09.1990 года по 20.08.1994 года – учитель начальных классов в Лиманской средней школе № 2 (Украина) на основании трудовой книжки. Согласно справки отдела образования Раздельнянской районной государственной администрации от 21.01.2019 года № 38, приказ об увольнении не найден.
Из трудовой книжки Бондарь О.В. усматривается, что 01.09.1990 года она была принята на должность учителя начальных классов в Лиманскую среднюю школу № 2, а 20.08.1994 года была уволена по собственному желанию.
Факт работы истца в указанный период подтвержден справкой Раздельнянской районной Администрации отдела образования о назначении на должность Бондарь О.В. с 01.09.1990 года; сведения о поощрении в 1991 году, в 1992 году, в 1993 году, в 1994 году, указанных в трудовой книжке истца.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных законом.
В силу статьи 11 этого же Закона периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно части третьей статьи 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
К указанным международным договорам относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, согласно которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; трудовой стаж, приобретенный на территории государств - участников Соглашения, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (специальному стажу) (статья 1, пункт 2 статьи 6 Соглашения, письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-15).
Статьей 6 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст. ст. 1 и 6 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, т.е. до 13 марта 1992 года.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Таким образом, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, руководствуясь нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, предъявляют соответствующие требования к оформлению и подтверждению документов о трудовом (страховом) стаже и заработке граждан, приобретенных на территории государств-участников соглашений за период после вступления в силу Соглашения, после 13 марта 1992 года.
В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Вышеперечисленные международные соглашения содержат положения о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Как следует из Письма Министерства Социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.
В силу п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 г. N 99р ("О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч. 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется, в частности, Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также Правила N 781, Список от 29 октября 2002 г. N 781).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно пункту 3 Правил N 781 в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N 781 должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Должность учителя, работающего в средней общеобразовательной школе, включена в список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463.
С учетом установленных по делу обстоятельств, период работы истца в должности учителя начальных классов с 01.09.1990 года по 20.08.1994 года подлежит включению в страховой и в специальный педагогический стаж истца.
Поскольку при включении спорного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и с учетом включенных пенсионных органом периодов работы у Бондарь О.В. образуется требуемый специальный стаж, суд обязывает ГУ УПФР в г. Таганроге назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 16.10.2019 года.
Руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бондарь О.В. к Управлению ПФ в г. Таганроге о признании права на досрочную пенсию – удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Таганроге включить в страховой и в специальный стаж Бондарь О.В. периоды работы с 01.09.1990 года по 20.08.1994 года.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Таганроге назначить и выплачивать пенсию Бондарь О.В. с 16.10.2019 года.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: (подпись)
Решение в окончательной форме изготовлено 04 февраля 2020 года.