Дело № 2-5925/2023
56RS0018-01-2023-005684-11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 26 сентября 2023 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Исентаевой Д.А., с участием представителя истца Калёвой Е.М., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном гражданское дело по иску администрации г.Оренбурга к Мориной Наталье Сергеевне, Мориной Надежде Анатольевне об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения, признании утратившими право пользования, снятии с регистрационного учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Оренбурга обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что собственником жилого помещения общей площадью 33,4 кв. м, расположенного по адресу: ..., в помещении коммунального заселения N является Морина Н.С. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» от 25.12.2017 № 124 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ..., принято решение о выявлении оснований для признания жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением администрации города Оренбурга от 09.07.2020 № 1018-п указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции и установлен срок, до которого необходимо осуществить реконструкцию многоквартирного дома -....
Постановлением администрации от 07.12.2021 года № 2319-о в постановление от 09.07.2020 № 1018-п внесены изменения, срок проведения собственниками реконструкции многоквартирного дома сокращен до 31.12.2021 гола, срок мероприятий по переселению до 31.12.2023 года.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ ... собственнику жилого помещения N в многоквартирном ... Оренбурга было направлено требование об осуществлении реконструкции указанного жилого дома в разумный срок до .... ... собственникам направлен проект соглашения об изъятии недвижимого для муниципальных нужд с предложением выбрать способ обеспечения жилищных прав в течение 5 дней после получения данного уведомления.
В целях выявления намерения собственников выбрать способ реализации жилищных прав Управлением Оренбурга ... проводилось анкетирование граждан, в ходе которого собственником ... выбран способ реализации жилищных прав - предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного помещения. Анкета заполнена Мориной Н.С. собственноручно. Кроме того в целях соблюдения жилищных прав собственников между Управлением и ООО «Специализированный застройщик «Оренбургстрой»» заключен муниципальный контракт N от ... на приобретение жилого помещения отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с выполненной внутренней отделкой, расположенного по адресу: ..., общей площадью 348 кв.м. для дальнейшего предоставления по договору мены.
Истец просил суд: изъять для муниципальных нужд у Мориной Н.С. жилое помещение общей площадью 33,4 кв. м., расположенное по адресу: ..., в помещении коммунального заселения N путем предоставления жилого помещения, расположенного по адресу: ...; прекратить право собственности Мориной Н.С. на жилое помещение общей площадью 33,4 кв. м., расположенное по адресу: ..., в помещении коммунального заселения N; признать за муниципальным образованием «...» право собственности на помещение общей площадью 33,4 кв. м., расположенное по адресу: ..., в помещении коммунального заселения N; признать за Мориной Н.С. право собственности на помещение общей площадью 34,8 кв. м., расположенное по адресу: ...; признать Морину Н.С., Морину Н.А. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ... снять с регистрационного учета Морину Н.С., Морину Н.А. по адресу: .... М. Горького, ....
В судебном заседании представитель администрации ... Калева Е.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Ответчик Морина Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в направленной в суд телефонограмме просила рассмотреть дело в ее отсутствие согласна на предоставление жилого помещения по адресу: ....
Ответчик Морина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Прокурор, третьи лица Управление ЖКХ администрации г.Оренбурга, Департамент градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга, Инспекции государственной охраны памятников культурного наследия Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, был признан аварийным, включен в муниципальную программу «Переселение граждан муниципального образования «г. Оренбург» из жилых домов, признанных аварийными».
Таким образом, собственники по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения.
В соответствии с положениями статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет обстоятельства, имеющие значение для дела, предлагает сторонам на обсуждение, даже если они на них не ссылались, оказывает содействие сторонам в предоставлении дополнительных доказательств и распределяет бремя доказывания между сторонами.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Включение жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предполагает с учетом применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 246 и пункта 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, определение единого способа возмещения за изымаемое жилое помещение независимо от количества участников общей долевой собственности на жилое помещение и размера принадлежащих им долей: либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности.
В силу части 11 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд. При этом изъятие осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 указанной статьи. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.03.2017 г. N 624-О высказался о том, что положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на защиту интересов собственников изымаемых для государственных (муниципальных) нужд жилых помещений, в том числе в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливающие условия изъятия жилого помещения, а также возможность предоставления взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, конкретизируют положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Как следует из подпункта 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с пунктом 2 статьи 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Как указано в пункте 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Таким образом, поскольку Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит нормы, регламентирующей порядок изъятия находящихся в собственности нежилых помещений для государственных или муниципальных нужд, апелляционный суд полагает необходимым применение к спорным правоотношениям аналогии закона (части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в ходе судебного заседания, Морина Н.С. является собственником аварийного жилого помещения общей площадью 33,4 кв.м., расположенное по адресу: .... Это подтверждается выпиской из ЕГРН от ....
По указанному адресу зарегистрированы: Морина Н.С., ... г.р., Морина Н.А., ... г.р.
Заключением межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории муниципального образования «город Оренбург» от 25.12.2017 № 124 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Оренбурга от 09.07.2020 № 1018-п указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим реконструкции и установлен срок, до которого необходимо осуществить реконструкцию многоквартирного дома -31.12.2026 года.
Постановлением администрации от 07.12.2021 года № 2319-о в постановление от 09.07.2020 № 1018-п внесены изменения срок проведения собственниками реконструкции многоквартирного дома сокращен до 31.12.2021 гола, срок мероприятий по переселению до 31.12.2023 года.
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном статьями 279 - 282 и 284-286 данного Кодекса.
Порядок признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу определен Кодексом и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение N 47).
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу правил статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Согласно п. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ ... собственнику жилого помещения N в многоквартирном ... Оренбурга было направлено требование об осуществлении реконструкции указанного жилого дома в разумный срок до .... ... собственникам направлен проект соглашения об изъятии недвижимого для муниципальных нужд с предложением выбрать способ обеспечения жилищных прав в течение 5 дней после получения данного уведомления.
В целях выявления намерения собственников выбрать способ реализации жилищных прав Управлением Оренбурга ... проводилось анкетирование граждан, в ходе которого собственником ... выбран способ реализации жилищных прав - предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого благоустроенного помещения. Анкета заполнена Мориной Н.С. собственноручно.
... между Управлением и ООО «Специализированный застройщик «Оренбургстрой»» заключен муниципальный контракт N на приобретение жилого помещения отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, с выполненной внутренней отделкой, расположенного по адресу: ..., общей площадью 348 кв.м. для дальнейшего предоставления по договору мены.
Предоставленное ответчикам Мориной Н.С., Мориной Н.А. жилое помещение по адресу: ..., общей площадью 34,8 кв.м, отвечает уровню благоустроенности жилых помещений применительно к условиям данного населенного пункта, кроме того, оно больше по общей площади, чем ранее занимаемое жилое помещение.
Также судом принято во внимание, что наниматель проживающие совместно с ним члены его семьи согласилась с предложенными истцом вариантами жилых помещений.
В связи с тем, что собственник спорного помещения по адресу: ... утрачивает на него права после получения другого жилого помещения, следовательно, он утрачивает и право пользования спорным помещением и подлежит снятию с регистрационного учета.
Ответчик Морина Н.А., являющаяся членом семьи собственника, также подлежит снятию с регистрационного учета, поскольку ее жилищные права производны от прав собственника.
Таким образом, требования администрации города Оренбурга подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации города Оренбурга – удовлетворить.
Изъять для муниципальных нужд у Мориной Н. С. жилое помещение общей площадью 33,4 кв. м, расположенное по адресу: ..., в помещении коммунального заселения N путем предоставления взамен изымаемого другого жилого помещения общей площадью 34,8 кв. м, расположенного по адресу: ....
Прекратить право собственности Мориной Н. С. на жилое помещение общей площадью 33,4 кв.м, расположенное по адресу: ..., в помещении коммунального заселения N.
Признать за муниципальным образованием «город Оренбург» право собственности на жилое помещение общей площадью 33,4 кв.м, расположенное по адресу: ..., в помещении коммунального заселения N.
Признать право собственности на жилое помещение общей площадью 34,8 кв.м, расположенное по адресу: ... за Мориной Н. С..
Признать Морину Н. С. и Морину Н. А. утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ....
Решение суда является основанием для снятия Мориной Н. С., Мориной Н. А. с регистрационного учета по адресу: ...,.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда в течение месяца со дня его принятия решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Оренбурга.
Решение в окончательной форме принято ....
Судья Куценко Е.И.