Судья Мордвинов А.П. 24RS0034-01-2022-000010-91
№ 33-8965/2022
2.171г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Тихоновой Ю.Б.
судей Гавриляченко М.Н., Потехиной О.Б.
при ведении протокола помощником судьи Яматиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по исковому заявлению Третьяковой Анны Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» о защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг
по апелляционной жалобе представителя ООО «РостТех» - Климова А.В.
на решение Манского районного суда Красноярского края от 28 апреля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Третьяковой Анны Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» - удовлетворить частично.
Признать незаконным ответ Общества с ограниченной ответственностью «РостТех» от 18 ноября 2021 г. № 1346 (исход.), направленный на заявление Третьяковой Анны Александровны от 17 ноября 2021 г. № 8282 (вход.).
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «РостТех» обязанности по устранению допущенных нарушений прав потребителя Третьяковой Анны Александровны в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами:
1) в течение 05 рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Третьяковой Анны Александровны от 17 ноября 2021 г. № 8282 (вход.) о заключении с ней договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по месту нахождения индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) и при устранении Третьяковой Анной Александровной в течение 15 рабочих дней недостатков этого заявления с момента получения ею соответствующего уведомления заключить с ней письменный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по месту нахождения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №) в соответствии с условиями, предусмотренными типовой формой договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641;
2) осуществить проверку соблюдения сроков, установленных в п. 17 Приложении № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, своевременного вывоза твердых коммунальных отходов в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), за период с 15 октября 2019 г. по 01 ноября 2021 г., и произвести перерасчет платы, начисленной Третьяковой Анне Александровне за указанный период в соответствии с расчетной формулой, предусмотренной п. 17 Приложения № 1 этих Правил (за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Приложением № 2 к этим Правилам).
В остальной части исковые требования Третьяковой Анны Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» - оставить без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РостТех» в пользу бюджета муниципального образования «Манский район Красноярского края» неуплаченную государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Третьякова А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «РостТех» о защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Требования мотивированы тем, что Третьякова А.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> по указанному адресу совместно с Третьяковой А.А. постоянно проживают ее трое несовершеннолетних детей. Спорный дом был зарегистрирован, как объект ИЖС 15.10.2019, а в ноябре 2021 года после обращения Третьяковой А.А. в ООО «РостТех» для получения услуг по обращению с ТКО ею был получен счет за оказанные услуги на сумму 8 129 руб. 24 коп., из которых 7 700 руб. 78 коп. числится как перерасчет, однако срок, за который произведен перерасчет, ООО «РостТех» в ответе не указан. 07.02.2022 Третьяковой А.А. направлено обращение в Манский ОП (структурное подразделение ООО «РостТех») с просьбой направить в ее адрес платежный документ, с указанием на срок, за который был сделан указанный перерасчет на ранее выставленную сумму - 7 700 руб. 78 коп. 09.02.2022 от ООО «РостТех» получен ответ, где указывается на то, что: 1) расчет платы по обращению с ТКО по месту нахождения спорного жилого дома произведен с 15.10.2019 (даты регистрации права собственности на объект недвижимости по выписке ЕГРН); 2) с 17.10.2019 расчет производился с учетом количества зарегистрированных лиц, на основании предоставленной Третьяковой А.А. выписки Шалинского сельсовета от 08 ноября 2021 г.; 3) ООО «РостТех» по ответу от 18.11.2019 произведено начисление за оказанную услугу по обращению с ТКО, исходя из числа постоянно и временно проживающих потребителей, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, с даты регистрации в жилом помещении; 4) услуга по обращению с ТКО в с. Шалинское применительно к Спорному дому оказывается мешковым способом еженедельно по субботам; 5) договор на оказание услуг по вывозу ТКО ООО «РостТех» осуществляется через публичную оферту и заключение в письменном виде не требуется. ООО «РостТех», тем не менее, указанными ответами допущено нарушение прав Третьяковой А.А. в сфере предоставление жилищно-коммунальных услуг, поскольку, согласно пп. 148(45) - 148(49) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Третьякова А.А. считает, что начисление оплаты за оказание услуги по обращению с ТКО за период с 15.10.2019 по 01.11.2021 произведено ООО «РостТех» неправомерно, в связи с непредоставлением таких услуги. ООО «РостТех» к тому же незаконно отказал Третьяковой А.А. в письменном заключении договора. Уточнив исковые требования, просила суд признать незаконным ответ ООО «РостТех» от 18.11.2021 исх. 1346 на обращение Третьяковой А.А. от 17.11.2021 № 8282; возложить обязанности на ООО «РостТех» ИНН/КПП <данные изъяты>, <адрес>, по заключению с Третьяковой А.А. письменного договора на оказание услуг по адресу: <адрес>; обязать ООО «РостТех» ИНН/КПП <данные изъяты>, <адрес> осуществить проверку соблюдения сроков, установленных в п. 17 Приложении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 и произвести перерасчет оплаты с соблюдением требований указанных в п. 17 Приложения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ООО «РостТех» - Климов А.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Выражает несогласие с выводами суда о возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть заявление Третьяковой А.А. от 17.11.2021 о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, указывая на то, что истец не обращалась к ответчику с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме. Указывает, что обращение истца от 17.11.2021 содержит предложение истца в целом вступить в договорные отношения, на что ответчиком дан ответ о том, что стороны уже находятся в договорных отношениях, поскольку в соответствии с действующим законодательством договорные отношения между истцом и ответчиком возникли в момент регистрации у истца права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> имеются до настоящего момента. При этом, ответчиком была выполнена обязанность в течении месяца со дня заключения с ним соглашения органом исполнительной власти известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, путем размещения информационного сообщения в печатных изданиях средств массовой информации, а также в сети интернет на официальном сайте ООО «РостТех», публичная оферта на заключение договора размещена на сайте ответчика https://www.rosttech.online/. Выражает несогласие с возложением на ответчика обязанности осуществить проверку соблюдения сроков своевременного вывоза ТКО за период с 15.10.2019 по 01.11.2021 и произвести перерасчет платы, начисленной Третьяковой А.А., указывая на то, что положения п. 17 Приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку указанные положения Правил подлежат применению в отношении ТКО, складируемым в местах накопления ТКО. Однако в с. Шалинское Манского района органами местного самоуправления не организованы в полном объеме места накопления ТКО, в непосредственной близости от дома истца места накопления ТКО отсутствуют, в связи с чем услуга по обращению с ТКО оказывается истцу пакетированным способом по графику вывоза ТКО, указанному в территориальной схеме и опубликованному на сайтах органа местного самоуправления и регионального оператора – один раз в неделю по субботам.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав представителя ООО «РостТех» - Климова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого дома, или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Положениями ч. 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего, за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии ч. 1 ст. 24.6. ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу части 2 указанной статьи накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Статьей 24.7 ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по- обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Постановлением Правительства РФ 12.11.2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 4, 5 раздела I указанных Правил установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
Пунктом 8 (17) названных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы, в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил.
Пунктом 9 раздела II Правил предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Третьякова А.А. и Третьяков П.В. с 15.10.2019 являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из финансово-лицевого счета по адресу: <адрес>, с 17.10.2019 на регистрационном учете состоят: Третьякова А.А., ФИО10 (сын), ФИО11 (сын), ФИО12 (дочь)(л.д. 7).
Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 06.08.2018 № 1/1576-од ООО «РостТех» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края сроком на 10 лет.
06.08.2018 между Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и ООО «РостТех» заключено соглашение № 12 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, согласно которого в зону деятельности регионального оператора входит, в том числе, территория Манского района.
Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей, предусмотренных соглашением 01.01.2019.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в виде публичной оферты размещен на официальном сайте регионального оператора ООО «РостТех» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://www.rosttech.online/, сведения о необходимости заключения договоров по обращению с ТКО опубликованы в периодических печатных изданиях, в том числе, в газете «Наш Красноярский край», выпуск от 14.09.2018.
Далее судом установлено, что Третьякова А.А. 17.11.2021 обратилась в ООО «РостТех» с заявлением о заключении с ней договора на вывоз ТКО с ноября 2021 года. При этом в заявлении Третьяковой А.А. отсутствует сведения о полных анкетных данных Третьяковой А.А., о паспорте или ином документе, удостоверяющем ее личность, а также сведения о месте нахождения жилого дома, в отношении которого требуется заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
07.02.2022 Третьякова А.А. обратилась в ООО «РостТех» с заявлением о получении платежного документа на оплату услуг по обращению с ТКО.
На обращения Третьяковой А.А. ответчиком даны ответы от 18.11.2021 и 09.02.2022, в которых разъяснен порядок заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО через публичную оферту, при котором заключение договора в письменной форме не требуется; указано, что не заключение договора в письменной форме не освобождает потребителя от оплаты за оказанные услуги в области обращения с ТКО; услуга по обращению с ТКО в <адрес> оказывается мешковым способом еженедельно по субботам; расчет платы по обращению с ТКО по месту нахождения спорного дома произведен с 15.10.2019 г. (дата регистрации права собственности на объект недвижимости по выписке из ЕГРН), с 17.10.2019 расчет производился с учетом количества зарегистрированных лиц, на основании предоставленной Третьяковой А.А. выписки из похозяйственной книги (л.д. 9-10, 107 - 108).
Из представленных ООО «РостТех» в материалы дела сведений о периодичности вывоза мусора по <адрес> следует, что мусоровоз осуществлял сбор и вывоз мусора 12.10.2019, 15.10.2019, 19.10.2019, 26.10.2019, 09.11.2019, 10.11.2019, 16.11.2019, 19.11.2019, 23.11.2019, 24.11.2019, 30.2019, 01.12.2019, 07.12.2019, 08.12.2019, 14.12.2019, 21.12.2019, 22.12.2019, 28.12.2019, 29.12.2019, 04.01.2020, 11.01.2020, 18.01.2020, 20.01.2020, 25.01.2020) (л.д. 101-102).
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, а также представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, руководствуясь положениями ст.ст. 421,426, 445, ГК РФ, ст.ст. 30, 153, 155, 157 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами…», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, исходил из того, что ограничения на заключение с потребителем письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО распространяется только на собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, к которым Третьякова А.А., учитывая назначение спорного дома, не относится, установив несоответствие заявления Третьяковой А.А. требованиям Правил обращения с ТКО, а также нарушение ООО «РостТех» порядка заключения договора, установленного п. 8(8) Правил обращения с ТКО, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворении исковых требований истца, признав незаконным ответ ООО «РостТех» от 18.11.2021, направленный Третьяковой А.А., и возложив на ответчика обязанность в течение 05 рабочих дней с момента вступления судебного решения в законную силу повторно рассмотреть заявление Третьяковой А.А. от 17.11.2021 о заключении с ней договора на оказание услуг по обращению с ТКО по месту нахождения спорного дома и, при устранении Третьяковой А.А. в течение 15 рабочих дней недостатков этого заявления с момента получения соответствующего уведомления, заключить с Третьяковой А.А. письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО по месту нахождения спорного жилого помещения, в соответствии с условиями, предусмотренными типовой формой такого договора, утвержденной Правилами обращения с ТКО.
Удовлетворяя требования Третьяковой А.А. о возложении на ООО «РостТех» обязанности осуществить проверку соблюдения сроков, установленных в п. 17 Приложении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. №354 и произвести перерасчет оплаты, установив, что периодичность вывоза ТКО не соответствует периодичности, установленной п. 17 Приложения № 1 Правил оказания коммунальных услуг, согласно которым вывоз ТКО должен осуществляться: А) в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток; Б) в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз), принимая во внимание заявленный Третьяковой А.А. период отсутствия вывоза ТКО с 15.10.2019 по 01.11.2021, суд первой инстанции возложил на ООО «РостТех» обязанность осуществить проверку соблюдения сроков, установленных п. 17 Приложении № 1 Правил предоставления коммунальных услуг, по своевременному вывозу ТКО в отношении спорного дома и произвести перерасчет платы, начисленной Третьяковой А.А. за указанный период в соответствии с расчетной формулой, предусмотренной п. 17 Приложения № 1 этих Правил (за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с Приложением № 2 к этим Правилам).
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, так как они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при неправильном применении норм материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Согласно статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 8 (4) Правил обращения с ТКО, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как было установлено выше и следует из материалов дела, региональный оператор ООО «РостТех» известило потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средстве массовой информации – в газете «Наш Красноярский край» 14.09.2018 и других печатных издания.
Исходя из того, что с 01.01.2019 ООО «РостТех» является единственным региональным оператором, уполномоченным оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны Красноярского края, в том числе с. Шалинское Манского района, им своевременно было опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, текст типового договора размещен на официальном сайте ООО «РостТех», а истец, после регистрации права собственности на жилой дом, не исполнила императивные требования Правил № 1156 об обязанности подписать и направить один экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект, ООО «РостТех» оказывались услуги по вывозу и утилизации отходов, а истец фактически принимал данные услуги, доказательств обратного не представлено, между сторонами сложились отношения, которые в силу части 3 статьи 438 ГК РФ, признаются договорными, с момента регистрации права собственности истца на жилое помещение – с 15.10.2019.
Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктами 5 и 7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами № 1156.
Учитывая, что ООО «РостТех» фактически оказывал услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям с. Шалинское, в том числе и жителям <адрес>, доказательств обратного не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец пользовалась услугами, предоставляемыми ООО «РостТех», при этом доказательств утилизации мусора иными предусмотренными действующим законодательством способами (самостоятельный вывоз и утилизация бытовых отходов, заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами) истец суду не представила, тогда как утилизация ТКО другими способами, нарушающими санитарное законодательство, запрещена.
Как следует, из заявления Третьяковой А.А. от 17.11.2021, истец просит ООО «РостТех» заключить с ней договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ноября 2021 года. Доказательств, свидетельствующих о направлении Третьяковой А.А. в ООО «РостТех» заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменном форме с момента регистрации права собственности истца на жилое помещение, в материалы дела не представлено.
При этом, из ответов ООО «РостТех» на обращения Третьяковой А.А. следует, что региональным оператором истцу даны разъяснения о наличии между ООО «РостТех» и Третьяковой А.А. договорных отношений по оказанию услуг по обращению с ТКО с 15.10.2019, порядке вывоза ТКО, порядке начисления платы за оказанные услуги, а также об отсутствии оснований для предоставления перерасчета за 2019-2020 года. Отказа в заключении договора в письменной форме данные ответы не содержат.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие между сторонами фактических договорных отношений по оказанию услуг по обращению с ТКО с 15.10.2019, отсутствие заявления Третьяковой А.А. о заключении договора в письменной форме с момента регистрации ее права собственности на жилое помещение, отсутствие у регионального оператора оснований для заключения с Третьяковой А.А. договора с ноября 2021 года, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчика нарушений порядка заключения договора, установленного п. 8(8) Правил обращения с ТКО, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признании незаконным ответа ООО «РостТех» от 18.11.2021, направленного на заявление Третьяковой А.А. и возложения обязанности повторно рассмотреть заявление Третьяковой А.А. от 17.11.2021.
В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок, определение их количества, объем и тип контейнеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений и лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, органы местного самоуправления.
Согласно пункту 9 Правил № 641, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 правил № 641 предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Согласно абзацу 2 пункта 15 СанПиН 2.1.3684-21, допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
Пунктом 5.1. Постановления Правительства Красноярского края от 03.11.2020 N 769-п "Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Красноярского края" предусмотрено, что в случаях, предусмотренных Договором на оказание услуг, накопление ТКО, за исключением ТКО, образующихся в многоквартирных домах, осуществляется без использования контейнеров, в пакеты и (или) другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Региональный оператор ООО «РостТех» осуществляет деятельность по обращению с ТКО с использованием сведений об источниках образования, подлежащих транспортированию ТКО и местах их накопления в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на территории Красноярской правобережной технологической зоны, утвержденной приказом министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 №1/451-од.
Как следует из территориальной схемы обращения с ТКО и реестра мест накопления ТКО Красноярского края, размещенных в общем доступе на сайте Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, в с.Шалинское Манского района предусмотрены контейнерная и пакетированная система сбора мусора, при этом в непосредственной близости от дома истца отсутствуют места накопления ТКО, в связи с чем по <адрес> организован мешковой сбор ТКО.
В связи с тем, что санитарными нормами и правилами не определен порядок удаления отходов при применении бестарного способа (без дворовых сборников) накопления отходов, то удаление отходов, накопленных бестарным способом, осуществляется ответчиком в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 1156 безопасным для населения и окружающей среды способом - путем непосредственной погрузки мешков потребителей в мусоровоз, осуществляющий вывоз отходов по <адрес> еженедельно по субботам, что соответствует территориальной схеме обращения с твердыми коммунальными отходами и графику вывоза ТКО.
Вопреки выводам суда первой инстанции, положения п. 17 Приложения №1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, регулируют своевременность вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления ТКО, и на вывоз ТКО, сбор которых организован мешковым способом, не распространяются.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для возложения на ответчика обязанности осуществить проверку соблюдения сроков, установленных в п. 17 Приложении № 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354, своевременного вывоза твердых коммунальных отходов в отношении жилого дома истца за период с 15.10.2019 по 01.11.2021, и произвести перерасчет платы, начисленной за указанный период.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции о признании незаконным ответ ООО «РостТех» от 18.11.2021, направленного на заявление Третьяковой А.А., возложении на ООО «РостТех» обязанности по устранению допущенных нарушений прав потребителя Третьяковой А.А. в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Третьяковой А.А. к ООО «РостТех» в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Манского районного суда Красноярского края от 28 апреля 2022 года – отменить, рассмотреть дело по существу.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Третьяковой Анны Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «РостТех» о защите прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг – отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 июля 2022 года.