КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кравец И.В. № 2 – 66 / 2022
33 – 1925 / 2022
39RS0017-01-2022-000051-09
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2022 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Мариной С.В.
судей Яковлева Н.А., Быстровой М.А.,
с участием прокурора Маркеловой Г.И.,
при секретаре Улюкаевой Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» на решение Нестеровского районного суда Калининградской области от 03 марта 2022 года по иску прокурора Нестеровского района Калининградской области к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» о возложении обязанностей по разработке проекта границ территории объекта культурного наследия, по установлению защитной зоны, по разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения представителя администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» Ровнова А.В., поддержавшего доводы жалобы, пояснения прокурора, поддержавшего частичный отказ от иска, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Нестеровского района Калининградской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» с вышеназванным исковым заявлением, указывая, что во исполнение задания прокуратуры Калининградской области проведена проверка в сфере исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия, по результатам которой в деятельности администрации выявлены нарушения Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в части охраны объектов культурного наследия местного значения «Здание административное», расположенный в г. Нестерове, ул. Ватутина, д.5, и обозначенным п. 313 Постановления Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132. Так, в нарушение законодательства Российской Федерации, охранная зона объекта культурного наследия не определена, проекты охранной зоны не разработаны. По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения Закона не устранены, в связи с чем прокуратура просит суд возложить на администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» обязанность в срок до 31 декабря 2022 года принять меры к разработке проекта границ территории объекта культурного наследия и утвердить в уполномоченном органе границы территории объекта культурного наследия, установить защитную зону для объекта культурного наследия, а также в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к разработке проекта зоны охраны объекта культурного наследия и утвердить в уполномоченном органе зоны охраны объекта культурного наследия.
Рассмотрев дело, суд вынес решение, которым постановил исковые требования прокурора Нестеровского района Калининградской области удовлетворить;
обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2022 года разработать проект границ территории объекта культурного наследия – «Здание административное», расположенного по адресу: Калининградская область, г. Нестеров, ул. Ватутина, д. 5, и утвердить в уполномоченном органе границы территории объекта культурного наследия;
обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2022 года установить защитную зону для объекта культурного наследия – «Здание административное», расположенного по адресу: Калининградская область, г. Нестеров, ул. Ватутина, д. 5;
обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2024 года разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия – «Здание административное», расположенного по адресу: Калининградская область, г. Нестеров, ул. Ватутина, д. 5, и утвердить в уполномоченном органе зону охраны объекта культурного наследия.
В апелляционной жалобе администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» просит решение суда отменить и производство по делу прекратить. Полагает, что установкой сроков проведения мероприятий нарушены требования закона, которыми правовая обязанность органов местного самоуправления в рамках своих полномочий выполнить требования закона установлена в срок до 01 января 2025 года. У здания имеется собственник в лице Нестеровского районного потребительского общества.
В заседание судебной коллегии поступило заявление от прокурора Нестеровского района, который отказался от своего иска в части возложения на администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» обязанности в срок до 31 декабря 2024 года разработать проект зоны охраны объекта культурного наследия – «Здание административное», расположенный в г. Нестерове, ул. Ватутина, д.5, и утвердить в уполномоченном органе зону охраны объекта культурного наследия, просил производство по делу в указанной части прекратить. Указал в заявлении, что последствия отказа от иска ему известны.
Судебная коллегия полагает, что отказ прокурора от иска в части не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц. При этом последствия принятия отказа от иска и прекращения производства по делу в части, предусмотренные ст. ст. 220, 221 ГПК РФ, известны.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым принять отказ прокурора от иска в части им указанной, решение суда в части отменить и производство по делу в данной части прекратить.
В силу ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно ст.ст. 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится владения, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального городского округа, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального городского округа, осуществление муниципального контроля в границах городского округа.
Из преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 указанного Закона сохранение объекта культурного наследия – меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия местного значения и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие органы местного самоуправления и в силу п. 1 и подп. 6, 10 п. 2 ст. 33 включают в себя, в том числе, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, установление границ территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования.
Постановлением Правительства Калининградской области от 23 марта 2007 года №132 «Об объектах культурного наследия регионального и местного значения» в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения за порядковым номером 313 включен объект культурного наследия местного (муниципального) значения «Здание административное, (г. Нестеров, ул. Ватутина, 3).
В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым установлен порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года № 972.
Довод о том, что в установлении границ, защитных зон, зон охраны объекта культурного наследия также должен участвовать и собственник здания, внесенного в реестр объектов культурного наследия, а равно собственник земельного участка, на котором расположено такое здание, отвергнут судом с надлежащим обоснованием.
Согласно абз. 2 п. 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года №972, разработка проектов зон охраны и объединенной зоны охраны культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств собственников или пользователей объектов культурного наследия.
Данная норма Положения не содержит обязательных предписаний.
Абзац 2 п. 7 Положения направлен на обеспечение сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории, обеспечение культурных прав граждан, и не возлагает какой-либо обязанности на собственников зданий и (или) земельных участков по разработке и финансированию разработки проектов охраны объектов культурного наследия.
Доводы администрации о том, что письмо Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области о предоставлении до 01 марта 2022 года утвержденных планов-графиков мероприятий по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия также подтверждает и устанавливает для муниципалитета срок установления зон охраны объектов культурного наследия до 01 января 2025 года, не свидетельствуют о незаконности требований прокурора, а лишь подтверждает обязанность муниципального образования выполнять требования действующего законодательства.
Поскольку администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» проект границ территории объекта культурного наследия не разработан, со стороны ответчика усматривается бездействие, суд пришел к верному выводу о нарушении администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в связи с чем требования прокурора о разработке проекта границ территории для объекта культурного наследия подлежат удовлетворению.
В суд апелляционной инстанции представлены письменные пояснения Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, из которых следует, что организация и обеспечение разработки границ территории и проекта зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, как мероприятия государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии со ст. 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 34.1 Федерального закона № 73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:
для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника;
в случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника.
Проект границ территории ОКН и проект зон охраны ОКН для разработки соответствующего проекта нормативного правового акта и внесения его в Правительство Калининградской области на согласование в порядке, пр░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 24.06.2011 № 450, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░. 34.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 73-░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░. 34.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 73-░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░ 35 ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░ ░. 2 ░░. 206 ░░░ ░░, ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░. ░░. 39, 173, 220, 221, 326-1, 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ :
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░.5, ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 03 ░░░░░ 2022 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 30 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: