№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2024 года г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи ФИО15
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием:
представителя истца по доверенности ФИО10
представителя ответчика по доверенности ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО6 к Муниципальному казенному учреждению городского округа <адрес> «Ритуал» об обязании внести достоверные сведения о всех захороненных лицах в удостоверение о захоронении и выдать разрешение на установку памятника,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 в лице представителя по доверенности ФИО8, обратился в Воскресенский городской суд <адрес> с иском к МКУ городского округа Воскресенск «Ритуал» об обязании внести достоверные сведения о всех захороненных лицах в удостоверение о захоронении и выдать разрешение на установку памятника, просит суд обязать МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» внести недостающие сведения о произведенном захоронении матери истца - ФИО2, <дата> года рождения, дата смерти <дата> в удостоверение о захоронении, РГИС и в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом); обязать МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» выдать истцу удостоверение о захоронении содержащие достоверные сведения; обязать МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» выдать истцу разрешение на установку памятника на кладбище <данные изъяты>
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на следующие обстоятельства:
<дата> истцом через МФЦ было подано заявление № № «Об оформлении удостоверения о захоронении» и получено удостоверение о захоронении №.
Получив удостоверение истцом было обнаружено, что в удостоверении о захоронении отсутствуют сведения о захоронении его матери ФИО2, <дата> года рождения, дата смерти <дата>, дата захоронения <дата>.
ФИО2, в соответствии с ее волеизъявлением была захоронена на Воскресенском кладбище, расположенном по адресу <адрес>, городской округ Воскресенск, <адрес>, территория «Воскресенское кладбище» в семейном (родовом) месте сектор <данные изъяты> рядом со своим мужем, отцом истца ФИО3, умершим <дата>, в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ-8 «О погребении и похоронном деле». Кроме ФИО3 на данном месте так же захоронены бабушка истца по линии отца ФИО4, дата захоронения <дата> и дедушка истца по линии отца ФИО5, дата захоронения <дата>.
На момент захоронения ФИО2 в 2021 году, истец не смог получить разрешение на подзахоронение, в связи с отсутствием удостоверения о захоронении и отсутствием сведений в РГИС о лице, на имя которого зарегистрировано место захоронения.
В связи с отсутствием сведений в удостоверении о захоронении ФИО2, истец не может в настоящее время получить разрешение на установку памятника.
<дата> посредством РПГУ истцом было направлено электронное заявление № в МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» для получения разрешения на установку памятника с приложением товарного чека 146 и Договора на оказание услуг по изготовлению и установке надмогильного сооружения № от <дата>. По результату рассмотрения заявления, МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» принято Решение об отказе в выдаче разрешения на установку памятника с дополнительной информацией: «Вам необходимо повторно обратиться с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, предоставив комплект необходимых документов, в том числе договор на установку надмогильного сооружения (надгробия), заключенный между лицом, на имя которого зарегистрировано место захоронения, и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, содержащий полную, неискаженную, достоверную информацию».
Договор № заключен между истцом и ИП ФИО9, и содержит всю необходимую и достоверную информацию в соответствии с законодательством РФ.
Договор № заключенный между двумя лицами, на третьих лиц не распространяется и МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» будучи третьим лицом, не может знать и сомневаться в имеющихся сведениях.
Истец добросовестно предпринял все возможные попытки для получения разрешения на установку памятника, приложив исчерпывающий перечень документов, указанные в ст.18.1 Закона 115/2007-03 «О погребении и похоронного дела в <адрес>», но МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» выдать разрешение на установку памятника отказывается.
Из-за данного отказа, истец согласно условиям договора № будет нести финансовые потери, пока заказанный памятник будет на ответственном хранении у исполнителя, более того, допустимый срок установки памятников согласно действующему закону на территории <адрес> допускается в период с 01 апреля по 31 октября.
В соответствии с Законом 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в <адрес>», а также распоряжением главного управления региональной безопасности <адрес> от <дата> № - РГУ, распоряжением главного управления региональной безопасности <адрес> от <дата> № – РГУ, МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» - осуществляет регистрацию всех захоронений, произведённых на кладбищах, в журнал регистрации захоронений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка 77-РГУ формирования и ведения реестра мест захоронений на кладбищах расположенных на территории <адрес> МКУ г.о. Воскресенск «<данные изъяты>» обязаны вести учёт в электронном виде всех захоронений.
Согласно пункту 1 Порядка 19-РГУ ведения книг регистрации захоронений, каждое захоронение, произведённые на территории кладбищ, находящийся в ведении органа местного самоуправления муниципального образования <адрес> регистрируется в книгах регистрации захоронений, в соответствии с пунктом 6 внесении записи в книге регистрации производится день хранения умершего.
В целях внесения записи обратившись с соответствующим заявлением к ответчику, истцом был получен отказ по причине: «Вам отказано в предоставлении услуги по причине наличия в предоставленном заявлении искаженной или недостоверной информации», дополнительно информируем: захоронение умершего произведено ранее (Заявление № № от <дата>).
Когда истец обратился в МКУ г.о. «Воскресенск» с вопросом как ему оформить и внести запись о захоронении в удостоверение для получения разрешения на установку памятника, ему сказали обратиться в суд.
Согласно данным РГИС, дата последний инвентаризации кладбища «Воскресенское кладбище»: <дата>, что превышает срок более чем 3 года.
По состоянию на дату подачи искового заявления сведения о захоронении матери истца так и не внесены в соответствующие реестры.
Истец ФИО6 в судебное заседание не явился, надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 83-84).
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО10, действующая на основании доверенности (л.д. 7), заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, указала, что срок исковой давности не пропущен.
В судебном заседании <дата>, представитель истца ФИО11, действующая на основании доверенности (л.д. 7), пояснила, что когда умерла мать истца, для получения разрешения на захоронение нужно было оформить разрешение и доказать родство с каждым умершим. Так как захоронение были очень давно, для доказывания родства документов не хватало. Начиная с <дата> внесли поправки в закон <адрес>, теперь доказать родство можно с одним из умерших. Истец обратился к ответчику о получении удостоверении. Истец получил удостоверение, однако в удостоверении указаны не все захоронения, в связи с чем истец не может установить памятник.
Представитель ответчика МКУ городского округа Воскресенск «Ритуал» ФИО12, действующая на основании доверенности (л.д. 42), в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований на основании доводов, изложенных в письменных возражениях (л.д. 44-47) в соответствии с которыми:
В нарушение норм законодательства, ФИО6 <дата> произведено самовольное (незаконное) захоронение умершей ФИО2, без обращения в уполномоченный орган, на <данные изъяты> кладбище <данные изъяты> за которое ответственным лицом ФИО6 не являлся, удостоверение на данное место захоронения не имел. Свои незаконные действия ФИО6 не отрицает, и указывает это в исковом заявлении, что в МКУ Ритуал не обращался, т.к. у него отсутствовало удостоверение на захоронение и отсутствовала информация в РГИС об ответственном лице. <дата> по прошествии полутора лет от незаконного захоронения, после предоставления документов, подтверждающих родственную связь к одному из умерших, было оформлено и выдано удостоверение №, без указания в удостоверении умершей, т.к. данные о захоронении умершей ФИО2 в системе РГИС отсутствуют. Таким образом, МКУ Ритуал оказало все муниципальные услуги в срок и без нарушений прав истца, в то время как ФИО13 просит легализовать действия и произведенное незаконное (самовольное) захоронение ФИО2, игнорируя требования и порядок, установленные законом.
Также представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности (л.д. 78), поскольку на момент захоронения <дата>, истцу было известно, что документы на захоронение не были оформлены.
Представителем истца ФИО8 представлены письменные пояснения по заявлению ответчика о применении срока исковой давности в отношении требований истца (л.д. 87), согласно которым истцу о нарушении его права стало известно с момента обращения за выдачей удостоверения в 2023 году.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные исковые требования, подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям:
Федеральный закон РФ от <дата> № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (ст. 1).
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2).
Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации) (ст. 3).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение (ст. 4).
Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: о согласии или несогласии быть подвергнутым патологоанатомическому вскрытию; о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела; быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; быть подвергнутым кремации; о доверии исполнить свое волеизъявление тому или иному лицу (ст. 5).
Исполнителями волеизъявления умершего являются лица, указанные в его волеизъявлении, при их согласии взять на себя обязанность исполнить волеизъявление умершего. В случае отсутствия в волеизъявлении умершего указания на исполнителей волеизъявления либо в случае их отказа от исполнения волеизъявления умершего оно осуществляется супругом, близкими родственниками, иными родственниками либо законным представителем умершего (ст. 6).
На территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством (п. 1 и п. 2 ст. 7).
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируются выдача документов, необходимых для погребения умершего (ст. 8).
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (ст. 9).
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ст. 18).
Гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 21).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления (п. 1 и п. 2 ст. 25).
<адрес> «О погребении и похоронном деле» от <дата> №-ОЗ, определяет основы организации похоронного дела в <адрес>, полномочия исполнительных органов государственной власти <адрес> и органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, если иное не установлено законом <адрес> о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>.
В соответствии с положениями указанного Закона:
Зона захоронения - основная функциональная часть территории кладбища, на которой осуществляется погребение, в том числе захоронение урн с прахом; места захоронения - земельные участки, предоставляемые в зоне захоронения кладбища для погребения, и ниши в стенах скорби; надмогильные сооружения (надгробия) - памятные сооружения, устанавливаемые на местах захоронения; родственные захоронения - места захоронения, предоставляемые на безвозмездной основе на территории общественных, вероисповедальных кладбищ для погребения умершего таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же земельном участке умершего супруга или близкого родственника; семейные (родовые) захоронения - места захоронения, созданные гражданами для погребения умерших супруга, близких родственников, иных родственников; подзахоронение - погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте родственного, воинского, почетного захоронения или в нише стены скорби, на которых (в которую) ранее произведено захоронение супруга, близких родственников, иных родственников, а также погребение на территории семейных (родовых) захоронений (ст. 1).
На территории <адрес> каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления. Для граждан Российской Федерации, имевших место жительства в <адрес>, гарантируется бесплатное предоставление места для захоронения с учетом места его жительства. Подзахоронение производится при наличии соответствующего волеизъявления, с учетом соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства <адрес> (ст. 1.1).
Супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе перечня услуг по погребению (ст. 2).
В целях настоящего Закона места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, а также захоронения в стенах скорби. Уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела ведет учет в электронном виде всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении органа местного самоуправления, посредством ведения реестра мест захоронений на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления, с использованием РГИС, а также проводит инвентаризацию мест захоронений не реже одного раза в три года с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Законом (ст. 11).
Место для родственного захоронения предоставляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе. Регистрация заявления о предоставлении места для родственного захоронения производится в РГИС в день его подачи. Заявление о предоставлении места для родственного захоронения направляется в электронной форме посредством РПГУ либо представляется в МФЦ или уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Решение о предоставлении места для родственного захоронения или об отказе в предоставлении места для родственного захоронения принимается уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела не позднее одного календарного дня с момента регистрации заявления о предоставлении места для родственного захоронения. Если окончание срока принятия решения приходится на нерабочий (праздничный) день, срок его принятия переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 12).
Семейные (родовые) захоронения могут создаваться на общественных и военных мемориальных кладбищах, расположенных на территории <адрес>, за исключением Федерального военного мемориального кладбища, внесенных в перечень кладбищ. Порядок предоставления гражданам мест для создания семейных (родовых) захоронений устанавливается <адрес> с учетом положений настоящего Закона. <адрес> зоны семейных (родовых) захоронений на территории общественного, военного мемориального кладбища не должна превышать 1/3 общей площади зоны захоронения кладбища. Размер места семейного (родового) захоронения не может превышать 12 кв. метров, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 18.2 настоящего Закона. За предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом <адрес> в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией взимается плата. Удостоверение о семейном (родовом) захоронении формируется в РГИС и выдается заявителю или его представителю уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом <адрес> в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией на основании принятого решения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, сформированного в РГИС, после уплаты платежа за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения (ст. 13).
Выдача разрешения на подзахоронение на месте родственных, семейных (родовых), воинских, почетных захоронений, захоронений в стенах скорби на кладбищах, находящихся в ведении органов местного самоуправления, осуществляется на безвозмездной основе уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. Регистрация заявления о выдаче разрешения на подзахоронение производится в РГИС в день его подачи. Заявление о выдаче разрешения на подзахоронение направляется в электронной форме посредством РПГУ либо представляется в МФЦ или уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган <адрес> в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которых находятся кладбища. Решение уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченного органа <адрес> в сфере погребения и похоронного дела о выдаче разрешения на подзахоронение или об отказе в выдаче разрешения на подзахоронение с указанием причин отказа формируется в РГИС и выдается лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, или его представителю способом, указанным в заявлении о выдаче разрешения на подзахоронение (ст. 17.1).
Каждое захоронение, произведенное на территории кладбища, находящегося в ведении органа местного самоуправления, регистрируется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в книге регистрации захоронений (захоронений урн с прахом) и РГИС. После осуществления захоронения в РГИС формируется и выдается с соблюдением требований настоящего Закона удостоверение о соответствующем захоронении в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем захоронения (ст. 18).
Оформление удостоверений о захоронениях, произведенных до <дата>, а также после <дата> в случае, если данные удостоверения не были оформлены и выданы при предоставлении мест захоронения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес>, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на безвозмездной основе. Регистрация заявления об оформлении удостоверения производится в РГИС в день его подачи. Удостоверение о захоронении формируется в РГИС и выдается заявителю, или его представителю уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченным органом <адрес> в сфере погребения и похоронного дела в соответствии с их компетенцией на основании принятого решения об оформлении удостоверения, сформированного в РГИС (ст. 18.2).
Постановлением <адрес> от <дата> № определен порядок предоставления гражданам мест для создания семейных (родовых) захоронений.
Предоставление места для создания семейного (родового) захоронения осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган <адрес> в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которого находится кладбище (п. 7). Лицами, имеющими право обратиться с заявлением о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения, являются: лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства; представители лиц, указанных в абз. 2 настоящего пункта, обратившиеся в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, уполномоченный орган <адрес> в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которого находится кладбище (п. 8). Результатом рассмотрения заявления являются: решение о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения (далее - положительное решение); решение об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения (далее - отрицательное решение) (п. 15).
Решением Совета депутатов г.о. <адрес> от <дата> №, утверждено Положение о погребении и похоронном деле на территории городского округа <адрес>.
Порядок, установленный данным Положением, распространяется на уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории городского округа <адрес>, специализированную службу по вопросам похоронного дела на территории городского округа <адрес>, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих на рынке похоронных услуг в сфере погребения, предоставляющих товары и услуги в сфере погребения, а также на лиц, вовлеченных в похоронное обслуживание населения и взявших на себя соответствующие обязанности по погребению на территории городского округа <адрес> (п. 1.2).
В настоящем Положении используются следующие понятия: места захоронения - земельные участки, предоставляемые в зоне захоронения кладбища для погребения; надмогильные сооружения (надгробия) - памятные сооружения, устанавливаемые на местах захоронения; семейные (родовые) захоронения - места захоронения, созданные гражданами для погребения умерших супруга, близких родственников, иных родственников; подзахоронение - погребение умершего на предоставленном в установленном порядке месте родственного, воинского, почетного захоронения, на которых (в которую) ранее произведены захоронения умерших родственников, а также погребение на территории семейных (родовых) захоронений (п. 2.1). Учет всех кладбищ, расположенных на территории городского округа <адрес>, осуществляет Уполномоченный орган посредством ведения реестра кладбищ, расположенных на территории городского округа <адрес>, с использованием государственной информационной системы "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти <адрес>, государственных органов <адрес>, органов местного самоуправления" (далее - РГИС) (п. 6.1).
Места захоронения подразделяются на следующие виды: одиночные, родственные, семейные (родовые), почетные, воинские, а также захоронения в стенах скорби. Уполномоченный орган ведет учет в электронном виде всех захоронений, произведенных на территории кладбищ, находящихся в ведении городского округа <адрес>, посредством ведения реестра мест захоронений с использованием РГИС, а также проводит инвентаризацию мест захоронений не реже одного раза в три года (п. 9.1).
Места для семейных (родовых) захоронений предоставляются Уполномоченным органом в соответствии с Административным регламентом и Постановлением Правительства МО N 740/36 только на территории кладбищ городского округа Воскресенск, включенных в Перечень общественных и военных мемориальных кладбищ, расположенных на территории <адрес>, на которых предоставляются места для создания семейных (родовых) захоронений (п. 12.1).
Оформление удостоверений о захоронениях, произведенных до <дата>, а также после <дата> в случае, если данные удостоверения не были оформлены и выданы при предоставлении мест захоронения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес>, осуществляется Уполномоченным органом на безвозмездной основе (п. 20.1).
Семейные (родовые) захоронения, созданные до <дата>, не могут превышать 12 кв. метров, за исключением случая, когда место захоронения полностью использовано для погребения. Захоронение считается полностью использованным для погребения, если на территории данного захоронения не представляется возможным произвести хотя бы одно погребение гробом, исходя из размера одиночного захоронения, установленного органами местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела. При оформлении удостоверений на семейные (родовые) захоронения, созданные до <дата>, плата за предоставление места для создания семейного (родового) захоронения не взимается (п. 20.2). Семейные (родовые) захоронения не могут превышать 12 кв. метров (п. 20.3).
На основании постановления Администрации г.о. <адрес> от <дата> №, уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории г.о. <адрес> является МКУ городского округа Воскресенск «Ритуал».
Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что право человека быть погребенным после смерти согласно его волеизъявлению, с соблюдением обычаев и традиций, религиозных и культовых обрядов вытекает из Конституции Российской Федерации, ее статей 21, 22, 28 и 29, гарантирующих охрану достоинства личности, право на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и вероисповедания, свободу мысли и слова, мнений и убеждений; каждый человек имеет право на уважение окружающих, достоинство личности подлежит защите в качестве общего условия осуществления всех иных прав и свобод, независимо от фактического социального положения человека, и предопределяет недопустимость произвольного вмешательства в сферу автономии личности (Постановления от <дата> №-П, от <дата> №-П и от <дата> №-П; Определение от <дата> №-О и др.).
Таким образом, положения статьи 3, пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», действующие в системной взаимосвязи с иными гарантиями и требованиями, предусмотренными данным Федеральным законом, а также с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, гарантируют каждому человеку после его смерти погребение в родственные могилы, семейные (родовые) могилы в соответствии с его волеизъявлением, обычаями и традициями.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства:
<дата> истцом через МФЦ было подано заявление № № «Об оформлении удостоверения о захоронении» и получено удостоверение о захоронении №.
Получив удостоверение истцом было обнаружено, что в удостоверении о захоронении отсутствуют сведения о захоронении его матери ФИО2, <дата> года рождения, дата смерти <дата>, дата захоронения <дата>.
ФИО2, в соответствии с ее волеизъявлением была захоронена на Воскресенском кладбище, расположенном по адресу <адрес> в семейном (родовом) месте сектор №, ряд 10, место захоронения № рядом со своим мужем, отцом истца ФИО3, умершим <дата>, в соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ-8 «О погребении и похоронном деле». Кроме ФИО3 на данном месте так же захоронены бабушка истца по линии отца ФИО4, дата захоронения <дата> и дедушка истца по линии отца ФИО5, дата захоронения <дата>.
На момент захоронения ФИО2 в 2021 году, истец не смог получить разрешение на подзахоронение, в связи с отсутствием удостоверения о захоронении и отсутствием сведений в РГИС о лице, на имя которого зарегистрировано место захоронения.
В связи с отсутствием сведений в удостоверении о захоронении ФИО2, истец не может в настоящее время получить разрешение на установку памятника.
<дата> посредством РПГУ истцом было направлено электронное заявление № в МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» для получения разрешения на установку памятника с приложением товарного чека 146 и Договора на оказание услуг по изготовлению и установке надмогильного сооружения № от <дата>. По результату рассмотрения заявления, МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» принято Решение об отказе в выдаче разрешения на установку памятника с дополнительной информацией: «Вам необходимо повторно обратиться с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, предоставив комплект необходимых документов, в том числе договор на установку надмогильного сооружения (надгробия), заключенный между лицом, на имя которого зарегистрировано место захоронения, и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, содержащий полную, неискаженную, достоверную информацию».
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.
В силу ст. 200 названного кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ч. 1).
Суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности истцом не пропущен, поскольку истцу о нарушении его права стало известно с момента обращения к ответчику за выдачей удостоверения в 2023 году.
Таким образом, суд приходит к выводу, что с целью сохранения обязательного учета Уполномоченным органом каждого захоронения, произведенного на территории кладбищ, находящихся в ведении городского округа <адрес>, в книге регистрации захоронений и РГИС и ввиду отсутствия иных способов восстановления нарушенного права, устранение допущенного нарушения возможно только путем обязания МКУ г.о. Воскресенск «Ритуал» внести недостающие сведения о произведенном захоронении матери истца - ФИО2, в удостоверение о захоронении, РГИС и в книгу регистрации захоронений (захоронений урн с прахом); выдать истцу удостоверение о захоронении содержащие достоверные сведения; выдать истцу разрешение на установку памятника на кладбище «Воскресенское» сектор 10 ряд 10 место 245.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░6 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ - ░░░2, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░); ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░; ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░