Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Одесское 26 декабря 2016 года
Одесский районный суд Омской области в составе:
председательствующего судьи Тарновского А.В.
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-850/2016 года по административному исковому заявлению Шумейко Н.П. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации обратился Шумейко Н.П., в административном исковом заявлении указал, что в период с 01.07.2007 года по 07.07.2007 года в связи с паводком на территории Одесского сельского поселения Одесского муниципального района был введен режим чрезвычайной ситуации. Жилые помещения, попавшие под подтопление были осмотрены комиссией с составлением акта.
Постановлением администрации Одесского района от 03.09.2007 года №528/1 установлена средняя рыночная стоимость 1 кв.м. жилья по селу Одесское – 8600 рублей.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий ему был подтоплен в указанный период. Согласно акта обследования объекта от 10.07.2016 года зафиксированы следующие повреждения: вода от подтопления над уровнем пола 20 см, разрушение конструкций, провален пол.
Согласно заключению ОАО «ТПИ Омскгражданпроект» от 10.08.2007 года здание жилого дома по адресу: <адрес> считается непригодным для проживания и подлежит сносу. В ходе обследования было обнаружено следующее: дефекты стен в виде кренов, просадок отдельных участков, трещины шириной раскрытия до 5 мм, стены по периметру здания в уровне пола на высоту до 1 метра замочены, при незначительном механическом воздействии разрушаются. Конструкции стен находятся в неработоспособном состоянии. В данном доме он проживает с 1985 года. Дом принадлежит ему на праве собственности. Земельный участок также принадлежит ему на праве собственности. На момент подтопления он проживал в доме пока не поднялась вода. После чего проживал по адресу: <адрес>.
После произошедшего он обращался в Администрацию Одесского муниципального района для получении компенсации, его заверили, что он находится в очереди граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. С 2007 года он неоднократно обращался в Администрацию района, ему поясняли, что его очередь не подошла. Изначально очередь была №, а позже стала №.
11.03.2016 года он обращался в Администрацию Одесского муниципального района по вопросу оказания материальной помощи в связи с подтоплением жилого дома. В предоставлении материальной помощи администрацией муниципального района необоснованно отказано по причине несвоевременной подачи документов. В результате паводка ему причинен имущественный вред. Причинно-следственная связь между затоплением дома и разрушением его стен очевидна и подтверждается актом обследования и заключением ОАО «ТПИ Омскгражданпроект».
Таким образом, Администрацией Одесского муниципального района при рассмотрении его обращения о возмещении материального ущерба причиненного вследствии
подтопления, незаконно и необоснованно принято решение об отказе в возмещении вреда.
Просит признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального
района Омской области в связи с неоказанием материальной помощи, необходимость, в возникновении которой обусловлена последствиями чрезвычайной ситуации произошедшей в 2007 году.
Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Административный истец Шумейко Н.П. в судебном заседании поддержал уточненные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении указав, что в администрации района ссылаются на то, что он не собрал необходимый пакет документов для оказания ему материальной помощи, но он собирал документы и приносил их три раза. Последний раз он приносил документы в марте 2016 года. Первый пакет его документов утеряли. Пропустил срок для подачи заявления в суд об обжаловании действий администрации Одесского района по неоказанию ему материальной помощи, поскольку обращался с заявлением в прокуратуру района. О том, что действия (бездействия) администрации района обжалуются в суд ему об этом неизвестно. В прокуратуре ему не разъясняли о необходимости обращения в суд. Доказательств того, что он ранее обращался с заявлением в администрацию района об оказании ему материальной помощи у него нет. С указанным заявлением он обращался в июне 2007 года. В 2016 году в связи с подтоплением жилого дома и земельного участка ему была оказана финансовая помощь в размере <данные изъяты> рублей, но указанной суммы денег недостаточно для ликвидации последствий подтопления. Он просит оказать ему материальную помощь из расчета 8600 рублей за один квадратный метр. Он получал 23 апреля 2016 года из администрации района письмо об отказе в оказании ему материальной помощи. Доказательств того, что он пропустил срок по уважительной причине для обращения с заявлением в суд об обжаловании действий администрации района он представить суду не может. Он состоит на очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Доказательств того, что в результате паводка весной 2007 года у него пострадало имущество он представить суду не может. В 2007 году администрацией района ему выделялось в качестве материальной помощи <данные изъяты> рублей.
Просит суд восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением в суд по оспариванию действий Администрации Одесского района об отказе ему в предоставлении материальной помощи для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области в связи с неоказанием материальной помощи, необходимость, в возникновении которой обусловлена последствиями чрезвычайной ситуации произошедшей в 2007 году.
Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании поддержала уточненные административные исковые требования и показала, что необходимо Шумейко Н.П. восстановить пропущенный процессуальный срок для обращения с заявлением в суд по оспариванию действий Администрации Одесского района об отказе в предоставлении административному истцу материальной помощи для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Административный истец юридически неграмотный, с ответом администрации не согласился и обратился в прокуратуру полагая, что это правильный способ защиты прав. В прокуратуре ему не разъяснили, что данный спор необходимо рассматривать в суде. Администрация ему также не разъяснила такого права. То, что у административного истца Шумейко Н.П. дом не пригоден для жилья и подлежит сносу подтверждается материалами дела. Права Шумейко Н.П. нарушены и подлежат защите. По её мнению доказательством уважительности причин пропущенного процессуального срока для обращения с заявлением в суд по оспариванию действий Администрации Одесского района об отказе Шумейко Н.П. в предоставлении материальной помощи для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации является ответ прокуратуры от 26 мая 2016 года.
Просит суд восстановить Шумейко Н.П. пропущенный процессуальный срок для обращения с заявлением в суд по оспариванию действий Администрации Одесского района об отказе ему в предоставлении материальной помощи для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Признать незаконным бездействие администрации Одесского муниципального района Омской области в связи с неоказанием Шумейко Н.П. материальной помощи, необходимость в возникновении которой обусловлена последствиями чрезвычайной ситуации произошедшей в 2007 году.
Обязать Администрацию Одесского муниципального района Омской области оказать Шумейко Н.П. материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Представитель административного ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Бабина Н.А. в судебном заседании уточненные административные исковые требования не признала и показала, что на территории района с 01 июля 2007 года по 07 июля 2007 года сложилась чрезвычайная ситуация в связи с паводком на территории Одесского сельского поселения. Постановлением Главы муниципального района был утвержден состав комиссии, которая проводила обследование жилых помещений, составляла акты утраты имущества первой необходимости. 10 июля 2007 года комиссия обследовала жилое помещение по адресу: <адрес>, был составлен акт. На момент обследования в доме никто не проживал, Шумейко Н.П. отсутствовал. Административному истцу необходимо было приложить соответствующий пакет документов с правоустанавливающими документами на указанное жилое помещение. Однако ни заявления, ни документов в администрацию района не поступило и документов у Шумейко Н.П. подтверждающих то обстоятельство, что он обращался в администрацию района не имеется. Кроме того на основании заявления Шумейко Н.П. был поставлен на очередь как нуждающийся в улучшении жилищных условий, его №. Документов подтверждающих, что Шумейко Н.П. обращался в администрацию района и было у него повреждено имущество первой необходимости не представлено, считает, что оснований для удовлетворения уточненных административных исковых требований нет. Администрация района, а также прокуратура не обязаны были разъяснять Шумейко Н.П. о сроках обжалования отказа администрации в предоставлении ему материальной помощи. 14 марта 2016 года в администрацию района поступило обращение от административного истца. На указанное обращение был подготовлен ответ от 12 апреля 2016 года. В ответе административного ответчика была указана причина невыплаты компенсации за причинение ущерба в результате чрезвычайной ситуации. Административным истцом ответ административного ответчика получен 23 апреля 2016 года, что подтверждается почтовым уведомлением. Просит применить срок исковой давности при рассмотрении административного искового заявления Шумейко Н.П. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Просит в удовлетворении уточненных административных исковых требований отказать.
Выслушав в судебном заседании административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, свидетелей и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п.7 части первой ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п.«е» ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.«з» ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона РФ от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе и на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно п.«л» ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 года №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «г» и «д» п. 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Согласно п.п.«г» и «д» п.11 Правил для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований подготавливаются следующие документы: по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 2 настоящих Правил: заявление об оказании гражданам единовременной материальной помощи согласно приложению N9; список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению N10; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и необходимых бюджетных ассигнованиях согласно приложению N 11; по мероприятиям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 2 настоящих Правил: заявление об оказании гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, предусмотренное приложением N9 к настоящим Правилам; список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению N12; сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях, предусмотренные приложением N 11 к настоящим Правилам.
В соответствии с п.12 Правил порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п.4 Порядка подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого приказом МЧС России от 29.08.2014 года №470, для рассмотрения вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации одновременно с обращением в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда в МЧС России направляются обосновывающие документы, предусмотренные пунктом 11 Правил.
В соответствии с п.7 Порядка подготовки документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости при ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренных подпунктами "г", "д", пункта 11 Правил, осуществляется в следующем порядке.
На основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и (или) получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению N9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в соответствии с приложениями N 10 и N 12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации.Списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени утраты (полностью или частично) имущества (имущества первой необходимости) граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. Акт подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписей, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью. На основании списков граждан на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнований (далее - сводные данные для выплаты помощи гражданам) в соответствии с приложением N 11 к Правилам, и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований. Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для согласования в территориальный орган ФМС России по субъекту Российской Федерации и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации. Согласно Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных МЧС России 03.10.2014 года №2-4-87-24-7, к имуществу первой необходимости рекомендуется относить минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в том числе: холодильник, телевизор, шкаф для одежды, шкаф для посуды, кровать, диван, стол, кресло, табуретка, газовая плита (электроплита), водонагреватель или котел отопительный (переносная печь), насос для подачи воды в случае отсутствия централизованного водоснабжения, медицинские предметы для поддержания жизнедеятельности граждан с ограниченными возможностями. Под утратой имущества (имущества первой необходимости) понимается приведение имущества (имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для использования, в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями. При отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой им имущества первой необходимости (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение указанной финансовой помощи на основании принятых судебных решений. В судебном заседании установлено, что Постановлением Главы Одесского муниципального района Омской области от 07.07.2007 года №424 «О чрезвычайной ситуации сложившейся в с.Одесское в связи с высоким уровнем состояния грунтовых вод и прошедшими обильными дождями» был введен режим чрезвычайной ситуации на территории с.Одесское в связи с подтоплением жилых домов грунтовыми и дождевыми водами с 07.07.2007 года (л.д.42-43). Согласно постановления Главы Одесского муниципального района Омской области от 03.09.2007 года №528/1 « О средней рыночной стоимости 1 кв.м. жилья по селу Одесское Одесского муниципального района Омской области» в целях приобретения жилья на вторичном рынке утвердить по селу Одесское Одесского муниципального района среднерыночную стоимость 1 кв.м. общей площади жилья 8600 рублей (л.д.28). Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы. Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области Шумейко Н.П. на праве собственности принадлежит жилой дом общей площадью 63,40 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> (л.д.11). Согласно свидетельства о государственной регистрации права серии № выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области Шумейко Н.П. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 1273 кв.м. кадастровый № расположенный по адресу: <адрес> (л.д.10). Судом установлено, что согласно справки № выданной 13 октября 2016 года Администрацией Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Шумейко Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес> один (д.26). Факт регистрации Шумейко Н.П. по указанному выше адресу подтверждается паспортом <данные изъяты> (л.д.9). В ходе судебного заседания, бесспорно, установлено, что Шумейко Н.П. в период чрезвычайной ситуации на территории Одесского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области весной 2007 года был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>. Согласно акта обследования от 10 июля 2007 года составленного комиссией Администрации Одесского муниципального района объекта поврежденного (разрушенного) в результате подтопления с 01.07.2007 года по 07.07.2007 года в <адрес>, собственник жилого дома Шумейко Н.П., следует, что в доме вода под уровнем пола 20 см, разрушение конструкций, провален пол, сумма нанесенного ущерба не указана (л.д.27). Согласно заключения визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома в <адрес> сделанного ОАО территориальным проектным институтом «Омскгражданпроект» жилой дом по указанному адресу считается непригодным для проживания и подлежит сносу. В ходе обследования было обнаружено следующее: дефекты стен в виде кренов, просадок отдельных участков, трещины шириной раскрытия до 5 мм, стены по периметру здания в уровне пола на высоту до 1 метра замочены, при незначительном механическом воздействии разрушаются. Конструкции стен находятся в неработоспособном состоянии (л.д.23-25). Факт подтопления весной 2007 года жилого дома Шумейко Н.П. расположенного в <адрес> подтверждается допрошенными в судебном заседании свидетелями. Свидетель Б.М.Е. в судебном заседании показала, что Шумейко Н.П. проживал в жилом доме по адресу: <адрес>. В результате подтопления весной 2007 года у него в доме была вода, она заходила к нему и видела это. У Шумейко Н.П. дом саманный без фундамента, пол, стены испорчены, мебель была в воде. Обращался ли в администрацию района Шумейко Н.П. с заявлением об оказании ему финансовой помощи она не знает. Свидетель Л.Е.М. в судебном заседании показала, что в результате подтопления весной 2007 года у Шумейко Н.П. была вода в доме до уровня окон, вода стояла все лето и осень. Шумейко Н.П. обращался с заявлением в администрацию Одесского муниципального района об оказании ему финансовой помощи. К показаниям данного свидетеля в части того, что Шумейко Н.П. обращался с заявлением в администрацию района об оказании ему финансовой помощи суд относится критически, поскольку в судебном заседании не добыто доказательств того, что Шумейко Н.П. обращался в 2007 году в администрацию района с заявлением об оказании ему финансовой помощи.Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Административным истцом Шумейко Н.П. и его представителем ФИО3 не представлено суду доказательств того, что Шумейко Н.П. обращался в 2007 году с заявлением в администрацию Одесского муниципального района об оказании ему финансовой помощи и предоставлял необходимые документы на жилой дом, также не представлено доказательств того, что в результате подтопления весной 2007 года имуществу первой необходимости Шумейко Н.П. был причинен вред. Представителем административного ответчика Администрации Одесского района Омской области Бабиной Н.А. представлены суду доказательства того, что Шумейко Н.П. не обращался в 2007 году с заявлением в администрацию Одесского муниципального района об оказании ему финансовой помощи и предоставляя необходимые документы на жилой дом, также не представлено доказательств того, что в результате подтопления весной 2007 года имуществу первой необходимости Шумейко Н.П. был причинен вред.
В судебном заседании представителем административного ответчика Администрации Одесского муниципального района Омской области Бабиной Н.А. заявлено ходатайство о применении срока исковой давности при рассмотрении административного искового заявления Шумейко Н.П. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Согласно ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в
удовлетворении административно иска.
Административный истец Шумейко Н.П. и его представитель ФИО3 заявили ходатайство о восстановлении срока исковой давности при рассмотрении административного искового заявления Шумейко Н.П. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, однако, доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока суду не представили, каких либо чрезвычайных обстоятельств не было, административный истец не болел и в командировке не находился.
Доводы в судебном заседании административного истца Шумейко Н.П. и его представителя ФИО3 того, что после отказа администрацией Одесского муниципального района в выплате денежной компенсации за нанесенный ущерб в результате паводка с целью защиты своих прав Шумейко Н.П. обратился в прокуратуру района и это является уважительной причиной пропуска срока для подачи заявления, суд считает несостоятельными, поскольку согласно действующего КАС РФ обжалование действия (бездействия) органа местного самоуправления должно производится в суд, по мнению суда, обращение в прокуратуру района с жалобой не является уважительной причиной пропуска процессуального срока. Кроме того прокурором Одесского района Омской области был дан ответ Шумейко Н.П. на его обращение в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ которое им получено ДД.ММ.ГГГГ и с того дня до подачи административного иска в суд прошло около 6 месяцев.
Доводы в судебном заседании административного истца Шумейко Н.П. и его представителя ФИО3 того, что администрацией Одесского муниципального района и прокуратурой района не разъяснялось Шумейко Н.П. о том, что он имеет возможность обращения в суд об обжаловании отказа администрации Одесского муниципального района Омской области в выплате ему денежной компенсации за нанесенный ущерб в результате паводка, суд считает несостоятельными, поскольку указанные органы не обязаны разъяснять заявителю право обращения в тот или иной орган для защиты своих нарушенных прав.
В судебном заседании установлено, что 14 марта 2016 года Шумейко Н.П. обращался с заявлением к Главе Одесского муниципального района К.В.Н. о выплате ему компенсации в связи подтоплением жилого дома весной 2007 года (л.д.48).
12 апреля 2016 года исх. № Главой Одесского муниципального района Омской области был дан ответ согласно которого для рассмотрения вопроса о выплате денежной компенсации из средств областного или федерального бюджета за нанесенный в результате поводка ущерб собственнику помещения необходимо было представить в Администрацию Одесского муниципального района Омской области заявление с приложением правоустанавливающих документов на указанное жилое помещение. В период приема документов необходимых пакетов документов от жителей, чьи жилые помещения попали под подтопление, Вами указанные документы в Администрацию Одесского муниципального района не подавались. На основании заявления о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий от 28.05.2008 года Вы поставлены и до настоящего момента состоите на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (на сегодняшний день Ваш №) (л.д.49-50).
Указанное письмо Шумейко Н.П. было получено 23 апреля 2016 года, что подтверждается заказным почтовым уведомлением (л.д.51).
С момента получения указанного письма администрации Одесского муниципального района Омской области и до обращения с административным иском Шумейко Н.П. в суд прошло более 7 месяцев.
Суд считает, что ничто не мешало административному истцу Шумейко Н.П. в период с апреля по июль 2016 года включительно (в течении трёх месяцев) обратиться с административным исковым заявлением в суд о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
Суд считает, что административным истцом Шумейко Н.П. пропущен срок давности для подачи иска, поскольку он узнал о нарушении своих прав 24 апреля 2016 года, что подтверждается заказным уведомлением о получении отказа в предоставлении материальной помощи, с административным иском истец обратился в суд только лишь 28 ноября 2016 года, т.е. пропущенный процессуальный срок для обжалования действий Администрации Одесского муниципального района Омской области составляет 4 месяца, что по мнению суда, является продолжительным сроком.
Исследовав все обстоятельства дела в совокупности, суд приходит к выводу, что доказательств уважительности причин о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения с заявлением в суд по оспариванию действий Администрации Одесского муниципального района Омской области об отказе Шумейко Н.П. в предоставлении материальной помощи для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации не имеется, суд считает необходимым в данном ходатайстве отказать.
Доказательств препятствующих своевременному обращению в суд и уважительности причин пропуска процессуального срока, административный истец Шумейко Н.П. и его представитель ФИО3 суду не представили.
Согласно ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд считает, что права Шумейко Н.П. не нарушены, поскольку он состоит на учёте граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий с 28.05.2008 года.
На основании вышеизложенного суд считает необходимым в удовлетворении уточненных административных исковых требований Шумейко Н.П. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации отказать.
Согласно ч.1 ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Расходы по оплате государственной пошлины по данному делу возлагаются на административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении уточненных административных исковых требований Шумейко Н.П. к Администрации Одесского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в связи с неоказанием материальной помощи в результате наступления последствий связанных с чрезвычайной ситуацией и об обязывании оказать ему материальную помощь для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации отказать в полном объёме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Одесский районный суд Омской области.
Председательствующий: судья А.В. Тарновский
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 30 декабря 2016 года.
Судья А.В. Тарновский