УИД 14RS0035-01-2019-011304-17
Дело № 2-8655-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 11 сентября 2019 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Степановой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Титова С.С. к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, суд
установил:
Истец Титов С.С. обратился в суд с иском к ОА ГО «Город Якутск» о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, отвечающего действующим санитарным и техническим нормам и степени благоустройства, мотивируя свои требования тем, что истец является собственником 1/5 жилого помещения расположенного по адресу ____, заключением № от ____ и актом № от ____ Управления государственного строительного надзора Республики Саха (Якутия) многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и представляющим существенную угрозу жизни и здоровью граждан. Актом обследования многоквартирного дома № 034 от ____, заключением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу №-З от ____, Распоряжением Окружной администрации г.Якутска №р от ____ жилой дом истца признан аварийным и подлежащим сносу. заключением ООО «Легион-Проект» установлено, что физический износ многоквартирного дома истца на момент обследования составляет 85 %, возникла угроза жизни и здоровью граждан, существует угроза обрушения. Семья истца является многодетной и состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, у семьи истца нет иного пригодного для проживания жилья, ответчик в лице Окружной администрации г.Якутска отказывает истцу в предоставлении жилого помещения, с указанным отказом истец не согласен, считает его незаконным, в связи с чем в исковом заявлении ставится вопрос признать отказ Окружной администрации г.Якутска в предоставлении жилого помещения по договору социального найма признать незаконным, обязать Окружную администрацию г.Якутска вне очереди предоставить Титову С.С. и членам его семьи на состав семьи из пяти человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Якутска, взыскать с Окружной администрации г.Якутска в пользу Титова С.С. расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей.
В судебном заседании истец Титов С.С. привел суду доводы изложенные в исковом заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В ходе судебного заседания представитель истца по устному ходатайству Слепцов А.Н. просил суд удовлетворить заявленный иск.
В ходе судебного заседания представитель ответчика ОА ГО «Город Якутск» по доверенности Ноговицына Л.И. просила суд в удовлетворении иска отказать, поскольку расселение жилого дома расположенного по адресу ____ определено на 2019 год.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец является собственником 1/5 жилого помещения расположенного по адресу ____, что подтверждается представленной суду выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ____.
Как установлено в судебном заседании, заключением о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) № от ____, многоквартирный жилой дом расположенный по адресу ____ признан непригодным для проживания. Вместе с тем согласно указанного заключения комиссией установлено, что эксплуатация здания в условиях постоянного подтопления фундамента физический износ несущих и ограждающих конструкций здания в целом и отдельных его частей, привели к ухудшению эксплуатационных характеристик, исчерпании несущей способности и опасности обрушения, о чем свидетельствуют наблюдаемые неравномерная осадка и нарушение геометрии здания. Кроме того, в заключении Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) также установлено, что значительная степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, привела к деформации несущих и ограждающих конструкций, частей и элементов, инженерных систем и оборудования мест общего пользования жилых помещений которые находятся в ограниченно работоспособном состоянии и представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Кроме того, из акта визуального осмотра многоквартирного дома Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) № от ____ усматривается, что сделаны выводы о большом сроке эксплуатации здания, в условиях постоянного увлажнения нулевого цикла, привели к их гниению, частичному разрушению, нарушению связки, сопряжения с другими несущими и ограждающими конструкциями здания, о чем свидетельствуют наблюдаемые неравномерная осадка и нарушение геометрии здания. Существующее состояние основных строительных конструкций, частей и элементов, инженерных систем и оборудования мест общего пользования и жилых помещений находятся в ограниченно работоспособном состоянии, представляющие существенную угрозу жизни и здоровью граждан.
Из представленного суду извещения о постановке на учет на получение жилой площади от 28 июня 2019 года усматривается, что истец Титов С.С. состоит в очереди на получение жилья в составе семьи из пяти человек.
Из Распоряжения Окружной администрации г.Якутска от ____ №р усматривается, что жилой дом расположенный по адресу ____ в установленном законе порядке признан аварийным и подлежащим сносу, и включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы».
Вместе с тем, из представленного суду технического отчета ООО «Легион-проект» от ____ усматривается, что физический износ здания расположенного по адресу ____ на момент обследования составляют 85%, возникла угроза жизни и здоровью граждан, существует угроза обрушения дома.
Из пояснений стороны истца следует, что нарушается их право на безопасность жилища, право на проживание в пригодном жилом помещении.
Международно-правовые акты (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и Конституция РФ возлагают на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом предусматривается, что указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из указанных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (ст. 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), то есть не находится в ведении органов местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, среди прочего, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных для проживания возложена на орган местного управления. Из представленных материалов видно, а также не оспаривается представителем Окружной администрации города Якутска, что решение по вопросу о непригодности проживания в данном доме также вынесено органом местного самоуправления,
Суд находит, что доводы представителя ответчика в части того что Распоряжением ОА ГО «Город Якутск» от ____ №р расселение жилого дома расположенного по адресу ____ определено на 2019 год основанием для отказа в иске быть не могут, поскольку согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ____, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилья возлагается на Окружную администрацию г. Якутска. Истец имеет право на внеочередное получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте г. Якутска.
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Положениями ст. 88 ГПК РФ предусмотрено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с абз. 4 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
Как следует из положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2004 года N 454-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в ст. 100 ГПК РФ по существу указано на обязанность суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
Из смысла приведенной нормы закона следует, что управомоченной на возмещение расходов на оплату услуг представителя будет являться сторона, в пользу которой состоялось решение суда. Суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела. Понятие разумности пределов и учета конкретных обстоятельств следует соотносить с объектом судебной защиты, размер возмещения расходов должен быть соотносим с объемом защищаемого права.
Суд полагает подлежащими взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в разумных пределах, с учетом количества судебных заседаний, категории спора, сложности дела, объема совершенных представителем действий, определяет сумму в размере 15 000 рублей.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы истца по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Титова С.С. к ответчику Окружной администрации г.Якутска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить частично.
Признать отказ Окружной администрации г.Якутска в предоставлении жилого помещения по договору социального найма признать незаконным.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска вне очереди предоставить Титову С.С. и членам его семьи на состав семьи из пяти человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г.Якутска.
Взыскать с Окружной администрации г.Якутска в пользу Титова С.С. расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей.
Взыскать с Окружной администрации г.Якутска в пользу Титова С.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Якутский городской суд РС (Я) со дня составления мотивированного решения суда.
Судья : ___ В.И.Лиханов
___
___
___
Решение (мотивированное) изготовлено: 16 сентября 2019 года.