Дело № 2а-1097/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Волжск 23 августа 2018 годаВолжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Щекочихиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению председателя Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Волжском районе Республики Марий Эл Моисеева Г. В. к Администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконным решения по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия,
установил:
Председатель Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Волжском районе Республики Марий Эл Моисеев Г.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ. в установленном законом порядке он уведомил администрацию городского округа «Город Волжск» о проводимом партией Справедливая Россия мероприятии. ДД.ММ.ГГГГ. уведомление было рассмотрено, был получен ответ, из которого следует, что Администрация городского округа «Город Волжск» просит изменить место проведения митинга. Считает, что административным ответчиком не были представлены доказательства, подтверждающие наличие конкретных обстоятельств, препятствующих проведению публичного мероприятия в заявленном месте и в заявленное время, а именно проведение ремонтных работ по ул.Ленина г.Волжска ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец Председатель Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Волжском районе Республики Марий Эл Моисеев Г.В. с учетом уточнений, просит суд признать незаконным отказ администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ на площади перед памятником А.С.Пушкину в г.Волжск на улице Ленина.
Административный истец Председатель Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Волжском районе Республики Марий Эл Моисеев Г.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал, суду пояснил аналогичное изложенному в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Волжск» Александрова О.Э. в судебном заседании административные исковые требования не признала, суду пояснила, что текст ответа администрации городского округа «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного организатору по своему содержанию, вопреки довода административного истца, не является отказом в согласовании проведении публичного мероприятия, а является предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обоснованным предложением об изменении места его проведения. Не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление административным ответчиком в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места проведения публичного мероприятия.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1); Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1).
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06.12.2012г. №455 утвержден «Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера" (далее Перечень).
В п.2 Перечня указано, что в г.Волжске к таким местам относятся: территория перед автодромом по ул. Орлова территория городского парка культуры и отдыха (в конце центральной аллеи), от гостиницы "Волга" (ул. Ленина, д. 18) по ул. Ленина до перекрестка с ул. Чапаева - до Обелиска Славы <*>, по ул. Ленина от пл. Пушкина до конца центральной аллеи городского парка культуры и отдыха <*>. При этом, знаком <*> отмечены места проведения публичных мероприятий в форме шествий и демонстраций.
Из материалов дела следует, что администрация городского округа «Город Волжск» рассмотрела поступившее ДД.ММ.ГГГГ уведомление от организатора публичного мероприятия Председателя Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Волжском районе Республики Марий Эл Моисеева Г.В. о проведении ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Волжск, ул.Ленина, на площади перед памятником Пушкину А.С. с 12 часов 45 минут до 14 часов 00 минут публичного мероприятия в форме митинга с предполагаемым количеством участников до 200 человек, цель: выдвижение требований к депутатам всех уровней власти по отклонению проекта закона о пенсионной реформе, предложенной Правительством.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. № администрация городского округа «Город Волжск» административному истцу направлено предложение об изменении места проведения публичного мероприятия, в связи с проведением ДД.ММ.ГГГГ ремонтных работ в рамках федеральной программы «Формирование современной городской среды в городском округе «Город Волжск» по ремонту тротуаров с устройством бордюрного камня по <адрес>, работой специализированной техники, из-за которых невозможно обеспечить безопасность граждан при проведении публичного мероприятия. Предложено изменить место проведения публичного мероприятия на территорию городского парка культуры и отдыха (в конце центральной аллеи).
Суд считает, что оспариваемое решение администрации городского округа «Город Волжск» принято в пределах предоставленных ей полномочий и не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы административного истца, которому была предоставлена возможность самостоятельно определить удобное место из числа, установленных названным выше Перечнем, для проведения митинга.
В силу п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
Уведомление председателя Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Волжском районе Республики Марий Эл Моисеева Г.В. поданное 13.08.2018г., рассмотрено административным ответчиком в установленный законом срок, на него дан письменный мотивированный ответ. Доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения о невозможности его проведения в конкретные время и месте в связи с назначенными ремонтными работами в рамках федеральной программы «Формирование современной городской среды в городском округе «Город Волжск» по ремонту тротуаров с устройством бордюрного камня по ул.Ленина, специализированной техники, невозможности обеспечить безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, является одним из возможных вариантов действий органа местного самоуправления, предусмотренных ст.12 Федерального закона от 19.06.2004г. №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Административный истец, оспаривая действия администрации, фактически выражает несогласие с принятым администрацией решением о несогласовании в требуемом месте публичного мероприятия. Между тем, несогласие с содержанием решения не свидетельствует о его незаконности и о наличии отказа в проведении публичного мероприятия.
Оспариваемый ответ администрации городского округа «Город Волжск» № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит каких-либо требований (выводов) о недопустимости (невозможности) проведения публичного мероприятия с заявленной целью, не содержит никаких рекомендаций организаторам и участникам публичного мероприятия о том, какие мнения, требования, касающиеся заявленной цели публичного мероприятия, следует выдвигать, высказывать или не выдвигать и не высказывать в ходе проведения мероприятия.
В обоснование предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия административным ответчиком представлено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественной территории г. Волжска (ремонт тротуаров по ул. Ленина), извещение о проведении электронного аукциона от ДД.ММ.ГГГГ, которое было размещено на официальном сайте закупок. По результатам аукциона ДД.ММ.ГГГГ был определен победитель ООО «Жилищная управляющая компания» (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ. заедания аукционной комиссии администрации ГО «Город Волжск»), с которым заключается контракт на выполнение работ.
ДД.ММ.ГГГГ от победителя аукциона ООО «Жилищная управляющая компания» в администрацию городского округа «Город Волжск» поступило уведомление № о том, что в связи с благоприятной погодой, в целях окончания работ в срок, определенный условиями аукционной документации и проектом контракта, к выполнению работ намерены приступить ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Жилищная управляющая компания» следует, что для выполнения работ будет привлечен погрузчик марки №, седельный тягач и 7 работников дорожной службы.
Согласно технического задания на выполнение работ по благоустройству общественной территории г.Волжка (ремонт тротуаров по ул.Ленина) предусматривается проведение следующих работ: ремонт конструкции тротуара, разборка бортовых камней, установка БР100.20.8, устройство ливневых колодцев.
В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 1 июня 2010 г. №705-О-О, использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Поскольку на орган местного самоуправления возложена обязанность обеспечить общественный порядок и безопасность граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время) при проведении публичного мероприятия и учитывать, среди прочего, указанные обстоятельства при согласовании изменения места проведения публичного мероприятия, то администрация правомерно предложила организатору публичного мероприятия изменить для проведения митинга место, права участников публичного мероприятия на свободу выражения своего мнения не ограничила.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности проведения публичного мероприятия в ином месте, не указанном в уведомлении, либо о недостижении цели публичного мероприятия, административный истец не представил.
В п.9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018г. №28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Исходя из этого не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, включая направление письменного мотивированного предупреждения о том, что организатор публичного мероприятия и его участники могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке в случае нарушения ими при проведении публичного мероприятия требований Конституции Российской Федерации и (или) запретов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации (далее - мотивированное предупреждение). Указанные меры предполагают дальнейшее взаимодействие организатора публичного мероприятия с органом публичной власти в целях определения места, времени, формы и иных условий проведения публичного мероприятия (пункт 2 части 1, часть 2 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь ст.ст.175 -180 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административного иска председателя Совета местного отделения политической партии «Справедливая Россия» в Волжском районе Республики Марий Эл Моисеева Г. В. к Администрации городского округа «Город Волжск» о признании незаконным отказа администрации городского округа «Город Волжск» от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ на площади перед памятником А.С.Пушкину в г.Волжск на улице Ленина, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РМЭ через Волжский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Тукманова Л.И.
В окончательной форме решение принято 23 августа 2018 года.