Дело № 2-491/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гай 4 июля 2024 года
Гайский городской суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Еремеевой А.А.,
при секретаре Рынковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сократова А.А. к Белоусову С.Н., администрации Гайского городского округа Оренбургской области о признании права собственности в силу приобретательной давности,
установил:
Сократов А.А. обратился в суд с иском, указав, что с 2001 года владеет и пользуется земельным участком <адрес>. Земельный участок был приобретен у Б.Н.И.
Просит суд признать за ним право собственности на земельный участок <адрес>, возникшее в силу приобретательной давности.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен Белоусов С.Н., в качестве третьего лица - МКУ КУИ администрации Гайского городского округа Оренбургской области.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантировано, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
На основании пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше положений закона и разъяснений следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 года также разъяснено, что по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса РФ, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом. Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по ее содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником.
Осведомленность давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения.
Таким образом, закон допускает признание права собственности в силу приобретательной давности не только на бесхозяйное имущество, но также и на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Сократов А.А. занимает земельный участок <адрес>
Согласно расписке от 2 сентября 2009 года Б.Н.И. получил от Сократова А.А. денежные средства в размере 3 000 рублей за земельный участок <адрес>
Судом установлено, что Б.Н.И. умер, наследственное дело после его смерти не заводилось. Наследником после его смерти является Белоусов С.Н.
Из справки председателя СНТ «ЭРА» усматривается, что Сократов А.А. регулярно с 2002 года платит взносы, использует земельный участок <данные изъяты> по назначению. Долгов не имеет.
Членской книжкой подтверждается факт уплаты членских взносов в СНТ «ЭРА».
В судебном заседании сам истец указал, что приобрел участок у Белоусова Н.И., о чем была составлена расписка, пользуется им постоянно с 2001 года, обрабатывает, оплачивает членские взносы, поддерживает в надлежащем состоянии. Каких-либо претензий со стороны третьих лиц относительно владения и пользования спорным имуществом никогда не поступало.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен Г.В.Т.., который подтвердил факт непрерывного добросовестного и открытого владения Сократовым А.А. земельным участком в СНТ «ЭРА».
Таким образом, допрошенным в судебном заседании свидетелем подтвержден факт открытого и добросовестного владения истцом спорным земельным участком на протяжении более 15 лет.
У суда не имеется оснований сомневаться в достоверности фактов, изложенных указанным свидетелем, поскольку его показания последовательны, логичны и объективно согласуются между собой и иными исследованными доказательствами, в связи с чем его показания принимаются судом, поскольку не представлено доказательств, свидетельствующих о его заинтересованности в исходе дела. Кроме того, свидетель был предупрежден об уголовной ответственности по ст. ст. 307, 308 Уголовного кодекса РФ.
Наследник Б.Н.И. – Белоусов С.Н. на спорный земельный участок не претендует.
Все исследованные в суде доказательства суд считает относимыми, допустимыми и достоверными, а это означает, что их совокупность является достаточной для разрешения спора.
Таким образом, судом установлено, что истец открыто и непрерывно владеет земельным участком <адрес>, принимает меры к его сохранности, обрабатывает земельный участок и собирает урожай, что подтверждается письменными материалами дела.
С момента начала распоряжения землей никто никаких претензий к истцу относительно указанного недвижимого имущества не предъявлял.
При таких обстоятельствах, суд находит возможным признать за истцом право собственности на земельный участок <адрес>, возникшее в силу приобретательной давности, поскольку его требования не противоречат действующему законодательству и подтверждаются доказательствами по делу.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок не поставлен на кадастровый учет.
Согласно положениям ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, являются вступившие в законную силу судебные акты.
Поскольку за Сократовым А.А. признано право собственности в силу приобретательной давности на земельный участок, данное обстоятельство в силу вышеприведенных требований закона является основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Сократова А.А. удовлетворить.
Признать за Сократовым А.А., <данные изъяты> года рождения, право собственности на земельный участок <адрес>, возникшее в силу приобретательной давности.
Решение суда является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Гайский городской суд Оренбургской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Судья: А.А. Еремеева
Мотивированное решение изготовлено судом 5 июля 2024 года.