РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23.04.2024 г. г.о. Самара
Октябрьского районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Мининой О.С.,
при секретаре Булавиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1895/2024 по иску Юркиной Юлии Александровны, Юркина Сергея Алексеевича к ОО «Управком Самара» о перерасчете платы за содержание нежилых помещений, защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанным исковым заявлением, указав, что с 23.05.2022 г. Юркина Ю.А. является собственником нежилого помещения адрес Право собственности за Юркиной Ю.А. зарегистрировано 23.05.2022 г. за номером №..., на основании: акта приема-передачи от дата, договора об уступке прав требования №... разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Министерства строительства Самарской области №... от дата, договора долевого участия в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: адрес 01.06.2018 г. Юркин С.А. является собственником нежилого помещения адрес которое принадлежит истцу на основании: договора долевого участия в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: адрес 01.06.2018 г., акта приема-передачи помещения от дата, договора об уступке права требования №... от дата, дата государственной регистрации права №... от 20.05.2022 г. Помещения фактически не пригодны для использования по следующим основаниям: помещения регулярно заливаются предположительно грунтовыми водами, уровень воды поднимается в весенне-осенний период, а также во время выпадения осадков, что исключает проведение косметического ремонта, использования помещения по назначению. У истцов, как у собственников помещений, имеются обязанности по оплате налогов и платы за содержание имущества, однако отсутствует возможность их использования. Истцы обращались с заявлением к ответчику, что подтверждается обращениями от 06.04.2023 г., от 17.07.2023 г., однако заявления оставлены без ответа. Таким образом, неоднократные обращения в управляющую компанию ООО «Управком Самара» результатов не принесли, меры по установлению причин затопления управляющей компанией не приняты.
На основании изложенного, истцы просят суд обязать ООО «Управком Самара» (ИНН №... произвести перерасчет платы за нежилое помещение, расположенное на минус 2 этаже, подвал, общей площадью 52,4 м2, принадлежащее Юркиной Юлии Александровны, за период с дата – дата Обязать ООО «Управком Самара»( ИНН №...) произвести перерасчет платы за нежилое помещение расположенное адрес принадлежащее Юркину Сергею Алексеевичу, за период с 01.01.2023 г. -31.12.2023 г. Обязать ООО «Управком Самара» (ИНН №...) установить причины залитая нежилых помещений, расположенных на минус 2 этаже многоквартирного жилого адрес. Обязать ООО «Управком Самара» (ИНН №...) не производить начисление платы за нежилые помещения, принадлежащие истцам Юркиной Юлии Алексанровны и Юркина Сергея Алексеевича до момента устранения причины залитая нежилых помещений, расположенных на минус 2 этаже многоквартирного жилого адрес с ООО «Управком Самара» (ИНН №...) в пользу истцов Юркиной Юлии Александровны, Юркина Сергея Алексеевича моральный вред в размере 100 000 рублей, по 50 000 рублей каждому.
В судебном заседании истец Юркина Ю.А. исковые требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснив, что перерасчет платы, о котором заявлено в исковом заявлении, касается платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества.
Ответчик Юркин С.А. в суд не явились. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщил.
В судебное заседание представители ответчика и третьего лица не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание-всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Установлено, что с 23.05.2022 г. Юркина Ю.А. является собственником нежилого помещения адрес
Право собственности за Юркиной Ю.А. зарегистрировано дата за №..., на основании: акта приема-передачи от 26.04.2022 г., договора об уступке прав требования №..., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Министерства строительства Самарской области №... от дата, договора долевого участия в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: адрес от 01.06.2018 г.
В свою очередь, Юркин С.А. является собственником нежилого помещения адрес, которое принадлежит истцу на основании: договора долевого участия в строительстве жилого дома, расположенного по адресу: адрес от дата, акта приема-передачи помещения от 26.04.2022 г., договора об уступке права требования №... Дата государственной регистрации права №... от дата.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы указывают, что помещения фактически не пригодны для использования, поскольку заливаются предположительно грунтовыми водами, уровень воды поднимается в весенне-осенний период, а также во время выпадения осадков, что исключает проведение косметического ремонта, использования помещения по назначению.
Установлено также, что 06.04.2023 г., 17.07.2023 г. истцы обращались с заявлениями в адрес ООО «Управком Самара», с требованием исключить начисления за коммунальные услуги до момента возможности использования помещения по назначению и восстановить гидроизоляцию жилого дома и исключить затопление мест общего пользования через фундамент здания, однако заявления оставлены без ответа.
Согласно ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого/нежилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
На основании ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Из пп. 1 и 2 ст. 153, п. 2 ч. 1 и ч. 4 ст. 154, ст. 155 ЖК РФ следует, что с момента возникновения права собственности на жилое/нежилое помещение его собственник обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение (включающую помимо прочего плату за содержание и ремонт жилого помещения) и коммунальные услуги.
В силу ч.ч. 1, 8 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого/нежилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управление жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества и являясь потребителем услуг вносить плату за предоставленные услуги организацией, обслуживающей этот дом и исполнителем, обязанным оплачивать предоставленные коммунальные ресурсы ресурсоснабжающим организациям.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года N 290 утверждены Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядке их оказания и выполнения и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом:
а) в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме;
б) в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
При этом перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом:
а) конструктивных элементов многоквартирного дома;
б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем;
в) наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома;
г) геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (пункт 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В случае применения специальных технологий оказания услуг и выполнения работ в перечне работ и услуг наименование услуг и работ может отличаться от тех, которые указаны в минимальном перечне, указанном в пункте 2 настоящих Правил, но без изменения цели и результата оказания таких услуг и выполнения таких работ (пункт 4 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Периодичность оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, определяется с учетом требований, установленных законодательством Российской Федерации. По решению собственников помещений в многоквартирном доме может устанавливаться более частая периодичность оказания услуг и выполнения работ, чем это предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 5 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Согласно пункту 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома.
Для целей Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (пункт 3).
Установленной продолжительностью перерывов в оказании услуг и выполнении работ является предельная длительность перерывов в оказании услуг и выполнении работ, определенная в соответствии с требованиями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иными требованиями законодательства Российской Федерации и условиями договоров, указанных в пункте 5 настоящих Правил (пункт 4 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения).
Согласно пунктам 6, 7 10, 15, 16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
В случаях, указанных в пункте 6 настоящих Правил, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Между тем, согласно ответу Управляющей организации ООО «Управком Самара» от 22.03.2024 г., установлено, что ООО «Управком Самара» Юркиной Ю.А. и Юркину С.А. начислений платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества в доме по адресу: адрес не осуществляло, квитанции на оплату не направляло.
В свою очередь, размер платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества был утверждён общим собранием собственников помещений указанного дома по итогам заочного голосования, оформленного протоколом № 2 от 14.11.2022 г. (вопрос 8).
Кроме того, согласно приказу Государственной жилищной инспекции Самарской области №... от 11.03.2024 г., с 31.03.2024 г. исключены из реестра лицензий Самарской области сведения о многоквартирном доме по адресу: адрес, деятельность по управлению которым, осуществлял лицензиат ООО «Управком Самара» (ИНН №...). С 01.04.2024 г. включены в реестр лицензий адрес сведения о многоквартирном доме по адресу: адрес, деятельность по управлению которым, будет осуществлять лицензиат ООО «Управляющая компания Клевер» (ИНН №...
Соответственно, на момент рассмотрения настоящего спора ООО «Управком Самара» надлежащим ответчиком по делу не является.
При таких обстоятельствах, исковые требования о перерасчете платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества, которая истцам не начислялась и, обязании ООО «Управком Самара» не производить начисления платы за нежилые помещения, принадлежащие истцам, удовлетворению не подлежат.
В свою очередь, требования истцов об обязании ООО «Управком Самара» установить причины залития нежилых помещений не могут рассматриваться как самостоятельные требования, поскольку, по сути являются производными от требований о возмещении ущерба, которые истцами не заявлены.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела по существу, установлено, что ООО «Управком Самара» предпринимались меры по установлению причин залития нежилых помещений, путем обращения в ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований».
Согласно заключению по производственному экспертному исследованию №... от 10.08.2023 г., выполненного ООО «Самарское бюро экспертиз и исследований», причиной проникновения жидкости в нежилые помещения, расположенные в уровне минус первого и минус второго этажах здания, расположенного по адресу: адрес, является отсутствие мероприятий, направленных на предотвращение негативных воздействий подземных вод на конструкции здания с учетом гидрогеологических условий участка, на котором расположено здание как на стадии проектирования, так и на стадии строительства (отсутствие вертикальной гидроизоляции дренажей и/или иных мероприятий инженерной защиты территории от подтопления). Для предотвращения проникновения жидкости в нежилые помещения, расположенные в уровне минус первого и минус второго, этажах здания, расположенного по адресу: адрес, необходимо выполнить устройство инъекционной (вуальной) гидроизоляции наружных стен исследуемых помещений.
Таким образом, исковые требования в части обязания ООО «Управком Самара» установить причины залития нежилых помещений, принадлежащих истцам, удовлетворению также не подлежат.
По смыслу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Следовательно, компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе, в том числе Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
Вместе с тем, нарушений прав истцов действиями ответчика, не установлено, соответственно, оснований для компенсации в их пользу морального вреда также не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Юркиной Юлии Александровны, Юркина Сергея Алексеевича к ООО «Управком Самара» о перерасчете платы за содержание нежилых помещений, защите прав потребителей, – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.04.2024 года.
Судья подпись Минина О.С.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: