Решение по делу № 8а-5662/2021 [88а-7002/2021] от 17.03.2021

ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                             № 88а-7002/2021

КАССАЦИОННОЕ      ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург                                                                        28 апреля 2021 года

          Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:

            председательствующего Кулешовой Е.А.,

судей Зеленского А.М., Терентьевой Н.А.,

                        рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2020 года по административному делу № 2а-346/2020 по административному исковому Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов    Российской Федерации    и неопределенного круга лиц к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании провести лесоустройство.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., выслушав представителя Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Ахремчик Д.А. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя прокуратуры Ленинградской области Попову Е.В., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в несвоевременном приведении лесоустройства на землях лесного фонда Сланцевского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести лесоустройство путем таксации лесов на землях лесного фонда Сланцевского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» в срок не позднее одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании задания прокуратуры Ленинградской области от 18.07.2019г. № 7-58-2019 и плана работы природоохранной прокуратуры на 1 полугодие 2020 года проведена проверка соблюдения лесного законодательства Комитета по природным ресурсам Ленинградской области при проведении лесоустройства на территории Ленинградской области, законности и полноты принятых мер к актуализации его материалов. В нарушение требований закона, лесоустройство на территории участковых лесничеств Сланцевского лесничества - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» проведено более 10 лет назад: на территории Выскатского, Доложского, Загривского, Лососкинского, Попровогорского, Сланцевского и Черновского участковых лесничеств - в 2005 году (давность лесоустройства составляет 15 лет), Нарвского и Старопольского участковых лесничеств - в 1994 году (26 лет). Плановые сроки лесоустроительных мероприятий на территории Ленинградской области приведены в приложении № 28 к Лесному плану Ленинградской области, утвержденному постановлением Губернатора Ленинградской области от 25.12.2018г. № 75-пг на срок действия 2019-2029 г.г., согласно которому лесоустройство в Сланцевском лесничестве на площади 163915 га планируется провести в 2021-2022 г.г. Указанные сроки не соответствуют установленной лесным законодательством периодичности проведения таксации лесов (на момент планируемого проведения лесоустроительных работ давность лесоустройства по участковым лесничествам будет составлять от 16 до 28 лет) и не отвечать его основным принципам. Устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижает эффективность лесопользования, влекут непроведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране и защите лесов, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушения права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 29 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2020 года, требования Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц были удовлетворены.

В кассационной жалобе, поданной 02 марта 2021 года через Сланцевский городской суд Ленинградской области, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 17 марта 2021 года, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области просит об отмене судебных постановлений, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права. Указали, что судами при принятии решений не учтены положения пунктов 1.5.5, 1.7.1 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.

     Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких нарушений судами допущено не было.

Как установлено судами и следует из материалов дела лесоустройство на территории участковых лесничеств Сланцевского лесничества - филиал ЛОТКУ «Ленобллес» проведено более 10 лет назад: на территории Выскатского, Доложского, Загривского, Лососкинского, Попровогорского, Сланцевского и Черновского участковых лесничеств - в 2005 году (давность лесоустройства составляет 15 лет), Нарвского и Старопольского участковых лесничеств - в 1994 году (26 лет).

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что проведение лесоустройства в соответствии с п.7 ч.1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации относится к переданным Российской Федерацией органам исполнительной власти субъектов РФ полномочиям, их неисполнение (несвоевременное исполнение) нарушает интересы Российской Федерации. А устаревшие материалы лесоустройства, недостоверная информация о состоянии лесов снижают эффективность лесопользования, влекут непроведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране и защите лесов, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводам суда первой и апелляционной инстанций.

Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

Согласно п. 6, 7 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В случаях, предусмотренных п.3 ч.1 ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на карте лесов.

Используемые при проведении лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования, устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной ч. 2 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков и лесничеств, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 № 341 утверждено Положение о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области.

Согласно пункту 1 Положения, Комитет является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений, отношений недропользования по участкам недр, распоряжение которыми относится к компетенции Ленинградской области, водных отношений, отношений в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, охраны атмосферного воздуха, а также обеспечения радиационной безопасности, экологической экспертизы, безопасности гидротехнических сооружений, использования атомной энергии.

К полномочиям Комитета в сфере лесных отношений относится, в том числе, проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 2.2 Положения).

В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов является одной из составляющих лесоустройства (ст. 68 Лесного кодекса Российской Федерации), правила проведения которого установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 г. № 122.

Согласно пункта 29 Лесоустроительной инструкции таксация лесов проводится в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В силу пункта 30 Лесоустроительной инструкции таксация лесов осуществляется по первому, второму, третьему таксационным разрядам лесов, которыми устанавливаются степень детализации и точность таксационных работ в зависимости от интенсивности использования лесов и объемов выполняемых мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с п. 35 Инструкции, при таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

По данным критериям леса Ленинградской области относятся к 1 таксационному разряду.

Согласно пункта 31 Лесоустроительной инструкции периодичность проведения таксации лесов составляет:

а) для объектов работ, на которых использование расчетной лесосеки превышает 50%, а также на которых таксация лесов выполнена по первому таксационному разряду лесов - 10 лет.

Таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации (далее - камеральные работы) (п. 32).

Суды правомерно пришли к выводу о том, что поскольку лесоустройство на территории Сланцевского лесничества - филиал ЛОГКУ «Ленобллес» не проводилось более 15 лет, это отрицательно сказывается на рациональном ведении лесного хозяйства и лесопользовании. Отсутствие полной достоверной информации о состоянии лесного фонда затрудняет проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, необходимых на конкретной территории.

С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.

Довод кассационной жалобы о том, что судами при принятии решений не учтены положения пунктов 1.5.5, 1.7.1 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994г. № 265 является необоснованным. Судами дана оценка тому обстоятельству, что по ранее действовавшему Приказу Рослесхоза от 15.12.1994г. № 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» в п.1.5.5 определено, что первичное лесоустройство осуществляется во впервые устраиваемых лесах, в которых намечено их хозяйственное освоение в ближайшие 10-15 лет, а в п 1.7.1 указано, что повторяемость лесоустройства определяется длительностью ревизионного периода, зависит от вида лесоустройства и степени интенсивности лесного хозяйства и лесоэксплуатации ( 10, 15, 20 лет).

Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от                 29 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2020 года, по административному делу № 2а-346/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.

Решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от                 29 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 01 октября 2020 года, и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 мая 2021 года.

Председательствующий

Судьи

8а-5662/2021 [88а-7002/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Ленинградская межрайонный природохранный прокурор
Ответчики
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Другие
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Сланцевская городская прокуратура
Мосина Оксана Анатольевна
Федеральное агенство лесного хозяйства
Суд
Третий кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Терентьева Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
3kas.sudrf.ru
28.04.2021Судебное заседание
28.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее