(мотивированное решение изготовлено 24.07.2018)
Дело № 2а-680/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Елово 17 июля 2018 г.
Осинский районный суд Пермского края (постоянное судебное присутствие с.Елово) в составе председательствующего судьи Полыгалова В.С., при секретаре Быковой Н.Ю.,
с участием административного истца Варданян Ерванда Вардановича, представителя административного ответчика - администрации Еловского муниципального района Пермского края Черепановой Оксаны Викторовны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Варданян Е.В. к администрации Еловского муниципального района Пермского края о признании не законным ответа главы администрации Еловского муниципального района Пермского края Чечкина А.А. № от 10.045.2018 об отказе в изменении вида территориальных зон земельных участков с кадастровыми номерами №, принадлежащих Варданян Е.В. на праве собственности, установлении обязанности в отношении администрации Еловского муниципального района <адрес> изменить вид территориальной зоны указанных земельных участков с зоны производственного назначения в зону застройки малоэтажными жилыми домами, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей,
установил:
Варданян Е.В. обратился в суд с административно исковым заявлением, в котором просит признать не законным ответ главы администрации Еловского муниципального района <адрес> Чечкина А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида территориальных зон земельных участков с кадастровыми номерами №, принадлежащих ему Варданян Е.В. на праве собственности, установлении обязанности в отношении администрации Еловского муниципального района <адрес> изменить вид территориальной зоны указанных земельных участков с зоны производственного назначения в зону застройки малоэтажными жилыми домами, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование заявленных требований указывает, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки из категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственных целей, площадями 3 189 кв.м и 1 307 кв.м., расположенные по адресу <адрес> с кадастровыми номерами №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в администрацию Еловского муниципального района с заявлением об изменении вида территориальной зоны вышеуказанных земельных участков, на зону жилой застройки Ж-2, поскольку на данных земельных участках, а именно на участке с кадастровым номером № у него стоит жилой дом, право собственности на который у него зарегистрировано в установленном законом порядке, участки огорожены забором.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Еловского муниципального района отказано в удовлетворении его заявления об изменении вида территориальной зоны земельных участков в зону Ж-2. Не согласившись с данным ответом администрации Еловского муниципального района административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, указывая на то, что вопреки доводам администрации на его земельных участках полуразрушенных производственных зданий и объектов нет, считает, что действиями административного ответчика нарушены положения Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую.
В судебном заседании административный истец Варданян Е.В. на удовлетворении требований настаивал по основаниям изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что на его земельном участке, где расположен дом, также имеется полуразрушенное здание гаража, на другом земельном участке действительно находиться технологический резервуар. Однако, эти объекты при необходимости можно убрать. Иные производственные объекты находятся на соседних земельных участках на расстоянии от 50 до 200 м. от его участков. Участки у него огорожены забором, что исключает доступ посторонних лиц. Также пояснил, что в кадастровом квартале, где расположены его земельные участки, другим гражданам администрацией района был изменен вид территориальной зоны с производственного назначения на зону застройки малоэтажными жилыми домами.
Представитель административного ответчика администрации Еловского муниципального района с административным исковым заявлением была не согласна. Просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что отказ в изменении вида территориальной зоны - производственная на зону застройки малоэтажными жилыми домами, в которой расположены земельные участки административного истца является законным и обоснованным, поскольку его земельные участки согласно генерального плана с.Елово и утвержденных Правил землепользования и застройки Еловского сельского поселения расположены в производственной зоне. Оснований для ее изменения нет, поскольку на его и смежных земельных участках расположены полуразрушенные производственные здания, сооружения и резервуары. Постановление главы администрации Еловского сельского поселения о переводе здания, принадлежащего Варданян Е.В. из не жилого в жилое было отменено. Указанный перевод был произведен не обоснованно. Соседние земельные участки, вид территориальной зоны которых был измене, о которых указывает истец, расположены на противоположной стороны улицы от земельных участков истца. На них нет никаких производственных зданий и сооружений. Территориальная зона данных земельных участков была изменена до утверждения Правил землепользования и застройки Еловского сельского поселения.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Межмуниципальный отдел по Бардымскому, Еловскому, Осинскому районам) в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, от него в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При указанных обстоятельствах суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица, о чем судом вынесено соответствующее определение.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы административного дела №а-№, полагает, что требования административного истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Между тем, согласно установленных в ходе судебного заседания по делу обстоятельств, оспариваемый административным истцом отказ в изменении вида разрешенного использования земельных участков принят уполномоченным органом - главой администрации Еловского муниципального района, в соответствии с действующим законодательством, законных прав и интересов административного истца не нарушает.
Установлено, что административный истец Варданян Е.В., согласно выписок из ЕГРН, является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под размещение базы маслосыркомбината и для производственных целей, площадями 1 307 и 3 189 кв.м. соответственно, расположенных по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
На земельном участке с кадастровым номером № расположено здание - жилой дом, площадью 703 кв.м. (бывшее административное здание маслосыркомбината), расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, собственником которого является Варданян Е.В., право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписки из ЕГРН.
Перевод нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в жилое было осуществлено на основании распоряжения главы администрации Еловского сельского поселения «О переводе нежилого помещения в жилое по адресу: <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем, постановлением главы Еловского сельского поселения «Об отмене распоряжения администрации Еловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе нежилого помещения в жилое по адресу: <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение администрации Еловского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «О переводе нежилого помещения в жилое по адресу: <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, было отменено.
ДД.ММ.ГГГГ Варданян Е.В. обратился к главе администрации с заявлением о переводе земельных участков с кадастровыми номерами кадастровыми номерами № из территориальной зоны производственного назначения в зону застройки малоэтажными жилыми домами.
Ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ Варданян Е.В. обращался в администрацию Еловского муниципального района с аналогичным заявлением.
Протоколом №12 заседания комиссии по подготовке проекта землепользования и застройки при администрации Еловского муниципального района от 17.11.2017, рекомендовано отказать в удовлетворении заявления Варданян Е.В. об изменении вида территориальной зоны - производственное назначение «П1-5», в границах которой расположены земельные участки заявителя, в жилую зону «Ж-2», поскольку указанные участки согласно Генерального плана и Правил землепользования и застройки Еловского сельского поселения, полностью расположены в производственной зоне и на них расположены потенциально опасные полуразрушенные производственные объекты - гараж, открытые технологические резервуары. В граничащих с указанными земельными участками, также входящих в территориальную зону производственного назначения, земельных участках размещены полуразрушенные здания и объекты - водозаборные скважины, открытые технологические резервуары, технические сооружения, бывшие корпуса Маслосыркомбината, полуразрушенная водонапорная башня, а также действующие производственные объекты - котельная и газопровод. Перевод земельных участков из производственной зоны в зону «Ж-2» повлечет нарушение общности функциональных и параметрических характеристик земельных участков и объектов капитального строительства расположенных в кадастровом квартале. Основанием для принятия такого решения являются п.4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ, п.3 ст.56, глава 15 и ч.III Правил землепользования и застройки Еловского сельского поселения.
На основании указанного заключения, главой администрации Еловского района Чечкиным А.А. 10.05.2018 Варданян Е.В. дан ответ №СЭД-296-01-12-1046, которым ему отказано в изменении вида территориальной зоны земельных участков с кадастровыми номерами № из зоны производственного назначения в зону застройки малоэтажными жилыми домами.
Установлено, что Решением Совета депутатов Еловского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки Еловского сельского поселения. Согласно ст.50 Правил на картах градостроительного зонирования выделены следующие виды территориальных зон: Ж-1 - зона застройки индивидуальными жилыми домами, Ж-2 - зона застройки малоэтажными жилыми домами, О-1 - зона делового, общественного и коммерческого назначения, Р-1 - зона рекреации, Р-2 - зона лесопарков, П-1 - производственная зона, И - зона инженерной инфраструктуры, Т - зона объектов транспорта, СХ- зона сельскохозяйственного назначения, Сп 1-1 - зона кладбищ, Сп 1-2 - зона размещения отходов, РТ - зона развития территорий, Пр - прочие территории.
В п.1 ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 ст.30 указанного Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу пп.1 ч.6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки. В связи с этим, для изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования необходимо изменение градостроительного регламента.
В свою очередь, в соответствии с п.2 ч.2 ст.33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение градостроительного регламента является основанием для внесения изменений в правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц (часть 1).
Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты (часть 2).
Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: 1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; 2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; 3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон; 4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования и т.д.
Статья 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит требования к порядку утверждения правил землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования). Данная норма права носит императивный характер и подлежит безусловному исполнению на территории Российской Федерации. Применение правил землепользования и застройки осуществляется после утверждения данной документации представительным органом местного самоуправления и официального опубликования в порядке, установленном законодательством.
Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31,32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений статей 31, 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется на основе соответствующего проекта, разработанного комиссией, действующей в соответствии с частями 6-8 статьи 31 Кодекса, и прошедшего необходимые проверки и процедуру публичных слушаний. Основания для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки перечислены в части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в частности, такими основаниями являются: 1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений; 2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются в том числе: 5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (часть 3).
Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации (часть 4).
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (часть 5).
Как установлено судом, на момент возникновения спора и до приобретения истцом земельных участков, Правила землепользования и застройки Еловского сельского поселения Еловского муниципального района <адрес> (утверждены ДД.ММ.ГГГГ), включающие в себя градостроительные регламенты, были приняты и введены в действие в установленном законом порядке, при этом земельные участки истца полностью находились и находятся в зоне П1-5, не предусматривающей такого вида разрешенного использования как застройка малоэтажными жилыми домами.
Спорные правоотношения возникли ввиду желания административного истца изменить вид территориальной зоны, в которых находятся его земельные участки на иной вид, предусматривающий разрешенное использование - для застройка малоэтажными жилыми домами, поскольку на земельном участке с кадастровым номером №, расположен принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, а земельный участок с кадастровым номером №, является смежным с земельным участком с кадастровым номером №.
При этом, суд обращает внимание административного истца на то обстоятельство, что перевод нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>», на земельном участке с кадастровым номером №, в жилое, был произведен не обоснованно, без достаточных на то правовых оснований. В связи с чем, по убеждению суда, обстоятельство нахождения на земельном участке с кадастровым номером № жилого дома Варданян Е.В., с при разрешении вопроса об изменении территориальной зоны земельных участков, правового значения не имеет.
В соответствии с ч.1 ст.22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое допустим при соблюдении двух условий: нежилое помещение должно отвечать установленным жилищным законодательством требованиям и соответствовать требованиям градостроительного законодательства.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (п.2 ст.15 ЖК РФ).
При этом в соответствии с п.3 ст.15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Пунктом 9 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, предусмотрено, что жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.
Таким образом, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Поэтому, постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст.7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст.ст. 35 - 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится постройка).
Согласно пп.2 и 3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации виды использования земельного участка определяются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей. Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой градостроительной зоны видом разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные (части 1, 2 ст.37 ГрК РФ).
На основании ч.3 ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории (статьи 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекс Российской Федерации).
Как установлено судом, находящиеся в собственности административного истца земельные участки с кадастровыми номерами № имеют вид разрешенного использования: для размещение базы маслосыркомбината и для производственных целей.
Согласно Правилам землепользования и застройки Еловского сельского поселения (Градостроительное зонирование), земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в территориальной зоне: "П1-5" - производственная зона, существующей и сохраняемой генеральным планом Еловского сельского поселения.
Поскольку территориальная зона "П1-5", в которой находятся принадлежащие административному истцу земельные участки, не предусматривает такой вид разрешенного использования, как индивидуальное жилищное строительство, а возможность изменения вида разрешенного использования участка (-ов) возможна лишь на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд также отмечает, что на земельных участках административного истца и смежных земельных участках, полностью входящих в производственную зону, что Варданян Е.В. не оспаривалось, расположены потенциально опасные полуразрушенные производственные здания и объекты, которые на момент рассмотрения возникшего спора в суде не ликвидированы.
Обстоятельство нахождения в кадастровом квартале № Еловского сельского поселения, где расположены земельные участки административного истца, земельных участков вид территориальных зон которых установлен как «Ж-2» - зона застройки малоэтажными жилыми домами, по убеждению суда, правого значения при разрешении заявленных административных исковых требований, значения не имеет и предметом судебной оценки в рамках данного административного дела являться не может.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ч.4 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления Варданян Ерванда Вардановича к администрации Еловского муниципального района <адрес> о признании не законным ответа главы администрации Еловского муниципального района <адрес> Чечкина А.А. № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида территориальных зон земельных участков с кадастровыми номерами №, принадлежащих Варданян Е.В. на праве собственности, установлении обязанности в отношении администрации Еловского муниципального района <адрес> изменить вид территориальной зоны указанных земельных участков с зоны производственного назначения в зону застройки малоэтажными жилыми домами, взыскании судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины в размере 300 рублей отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи жалобы через Осинский районный суд.
Судья - В.С. Полыгалов