Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 апреля 2019 года г. Москва
Московский городской суд в составе
судьи Басырова И.И.,
при секретаре Кахно М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-1386/2019 по административному исковому заявлению ООО «Переспектива Инвест Групп» о признании незаконным уведомления Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Переспектива Инвест Групп» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве, в котором просило:
- признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09 января 2019 года № 51-117/2019 об отказе в принятии документов на комиссию по заявлению ООО «Переспектива Инвест Групп» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером *.
- обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 28.12.2018 г. заявление ООО «Переспектива Инвест Групп» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером * в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка. С целью соблюдения обязательного досудебного порядка определения кадастровой стоимости 28.12.2018 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 г., с приложением необходимых документов, в том числе отчета об оценке рыночной стоимости помещения по состоянию на 01.01.2016 г. Однако, уведомлением секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09 января 2019 года № 51-117/2019 административному истцу отказано в принятии заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, по мотиву того, что не представлен отчет об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью оценщика, наличие которого предусмотрено статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (диск пустой). Однако в действительности, по утверждению стороны истца в Комиссию был представлен отчет об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью оценщика, что подтверждается описью приложений и протоколом осмотра нотариуса.
В судебном заседании представитель административного истца просил заявленные административные исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Как следует из представленных документов, ООО «Переспектива Инвест Групп» является арендатором земельного участка с кадастровым номером *
Размер арендной платы на земельный участок определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с абзацем первым статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец является арендатором земельного участка и оплачивает арендную плату исходя из кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, его права и законные интересы напрямую затрагиваются установленной кадастровой стоимостью земельного участка, и он вправе оспорить результаты определения кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в суде и Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
28 декабря 2018 г. административный истец подал в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на предмет установления его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2016 г., с приложением необходимых документов.
Положения пункта 15 Порядка создания и работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 мая 2012 г. № 263, предусматривают, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь Комиссии в течении семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя.
Уведомлением секретаря Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09 января 2019 года № 51-117/2019 отказано в принятии заявления административного истца о пересмотре кадастровой стоимости помещения, с указанием на то, что не представлен отчет об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью оценщика, наличие которого предусмотрено статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (диск пустой).
В подтверждение доводов о том, что в Комиссию был представлен отчет об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью оценщика, сторона истца представила суду протокол осмотра диска нотариусом от 11.02.2019 г., согласно которому отчет об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью оценщика, записан ранее даты подачи заявления в Комиссию. Была проведена проверка электронных цифровых подписей, содержащихся на диске и подтверждена их действительность.
В тоже время представителем ответчика не предоставлено доказательств непредставления истцом электронного отчета и отсутствия подписи оценщика в предоставленном истцом электронном отчете, данные доводы ничем не подтверждаются.
Представители истца утверждают, что в комиссию был представлен отчет об оценке рыночной стоимости объекта в форме электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью оценщика.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно п. 3 и п. 4 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, бремя доказывания факта отсутствия указанной подписи в электронном отчете об оценке лежит на административном ответчике, в тоже время административным ответчиком не представлено доказательств в обосновании своей позиции.
Суд приходит к выводу о том, что ООО «Переспектива Инвест Групп» в Коммисию был представлен отчет об оценке рыночной стоимости в форме электронного документа, подписанный квалифицированной электронной подписью оценщика, датой создания файлов на диске, представленном в Комиссию является 27.12.2018 г., то есть на день ранее даты подачи административным истцом заявления в Комиссию.
На основании изложенного отказ Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве в принятии заявления административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является незаконным, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решений об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве является органом, осуществляющим публичные полномочия, и в соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» именно к компетенции Комиссии отнесено рассмотрение заявления юридического лица о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд, руководствуясь пунктом 1 частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, считает необходимым возложить на комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве обязанность рассмотреть по существу поданное 28.12.2018 г. заявление ООО «Переспектива Инвест Групп» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001009:2590 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с положениями ст.ст. 103, 111 КАС РФ с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ООО «Переспектива Инвест Групп» надлежит взыскать расходы по госпошлине 2000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ООО «Переспектива Инвест Групп» удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве от 09 января 2019 года № 51-117/2019 об отказе в принятии документов на комиссию по заявлению ООО «Переспектива Инвест Групп» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001009:2590.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве рассмотреть поданное 28.12.2018 г. заявление ООО «Переспектива Инвест Групп» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:04:0001009:2590 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Управление Росреестра по Москве) в пользу ООО «Переспектива Инвест Групп» расходы по госпошлине 2000 (две тысячи) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Московского городского суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме Московский городской суд.
Судья Московского городского суда Басыров И.И.
6