Гражданское дело № 2-122/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2015 года г. Избербаш
Избербашский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Нурбагандова Н. М.,
с участием старшего помощника прокурора г. Избербаш Бакаева Ш.А.,
при секретаре Абакаровой Б.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Избербаш, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа «Город Избербаш» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Избербаш обратился в суд, с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации ГО «город Избербаш» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности, указывая на то, что прокуратурой города Избербаш проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в г. <адрес>. В частности, проведена проверка состояния дорожного покрытия возле МКОУ СОШ № г. <адрес> на предмет соответствия установленным правилам, стандартам и техническим нормам в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения нормативных правовых актов, регламентирующих содержание дорог. В ходе данной проверки было установлено, что в районе МКОУ СОШ № г. <адрес>, на <адрес> оборудованы шесть пешеходных переходов с разметкой 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра», покрытие которых пришло в негодность и не соответствует требованиям стандартов.
Статьей 1 Федерального Закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Одной из составляющих надлежащего содержания дорог является отсутствие выбоин, ям, просадок и иных повреждений на дорогах, а также наличие дорожных знаков, что и обеспечивает безопасность дорожного движения.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального Закона от 08.1 1.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального Закона от 08.1 1.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Органами местного самоуправления ненадлежаще исполняется возложенная на них обязанность по содержанию дорог в соответствующем законодательству состоянии по следующим основаниям.
Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 г № 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. Настоящий стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах. Согласно п.6.1.1 стандарта разметка дорог применяется для установления режима, порядка движения и является средством визуального ориентирования водителей.
Разметка наносимая на дорожное покрытие должно соответствовать требованиям ГОСТа 51256.
В процессе эксплуатации разметка должна отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
Согласно п. 6.2.17. стандарта разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2.
Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года №221 утвержден ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Указанным стандартом установлены перечень и допустимые условия обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Так, в соответствии с данным стандартом, (п. 4.2.2.) дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии).
Дорожная разметка (п.4.2.3) должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Светотехнические параметры (п.4.2.4) дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать требованиям стандарта. Пришедшую в негодность разметку следует восстанавливать (п.4.2.5) в соответствии с действующей технологией.
Согласно информации, предоставленной ОГИБДД отдела МВД России по г.<адрес> состояние покрытия дорожной разметки «Зебра» возле МКОУ СОШ № г.<адрес> пришло в негодность и не соответствует требованиям ГОСТа.
Результаты проверки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии покрытия дорожной разметки 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра» возле СОШ № г.<адрес> и ненадлежащем исполнении администрацией городского округа «город Избербаш» требований законодательства о безопасности дорожного движения, что создает угрозу безопасности дорожного движения, угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - учащихся школы, жителей города и иных лиц, находящихся в г.<адрес>, по личным или служебным делам.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратится в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортных происшествий может стать любой гражданин, определить круг лиц, в интересах которых может быть заявлено требование прокурора, невозможно. В связи с чем прокурор и обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Просит суд признать незаконным бездействие Администрации ГО «город Избербаш» по организации и обеспечении безопасности дорожного движения в районе МКОУ СОШ № на <адрес>. Обязать Администрацию ГО «город Избербаш» восстановить покрытие дорожных разметок 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра» в районе МКОУ СОШ № г. <адрес> в соответствии с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Избербаш Бакаев Ш.А. поддержал исковое заявление прокурора г. Избербаш в полном объёме, просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика - администрации ГО «Город Избербаш ФИО11, исковое заявление прокурора г. ФИО12 не признал, просил отказать в его удовлетворении, указывая на то, что администрацией города за последние годы проделана большая работа по вопросу организации безопасности дорожного движения в городе. Из-за отсутствия финансовых средств сразу устранить недостатки, выявленные прокурорской проверкой, в полном объёме не представляется возможным, но они будут планомерно устраняться по мере поступления в муниципальный бюджет финансовых средств.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с п.5 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями ФЗ «О безопасности дорожного движения» также определено, что органы местного самоуправления обязаны решать вопросы организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения. Организация дорожного движения - это, в том числе, установление требований к размещению дорожных знаков и дорожно-сигнальной информации, порядку организации дорожного движения в населенных пунктах, ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов, организации стоянок.
Согласно п.6.1.1 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения». Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
Согласно п. 6.1.2 ГОСТ Р 52289-2004, разметка, наносимая на усовершенствованное покрытие дорог и элементы дорожных сооружений, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51256.
В процессе эксплуатации разметка должна отвечать требованиям ГОСТ Р 50597.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» данный стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Согласно п. 4.2.1 ГОСТ Р 50597-93, разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с ГОСТ 23457 и утвержденными схемами.
Согласно п. 4.2.2 ГОСТ Р 50597-93, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега и дождя).
Согласно п. 4.2.3 ГОСТ Р 50597-93, дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет 50 % при выполнении ее краской и более 25 % - термопластичными массами.
Согласно п. 4.2.4 ГОСТ Р 50597-93, светотехнические параметры дорожной разметки в процессе эксплуатации должны отвечать следующим требованиям: - коэффициент яркости должен быть для разметки из обычных лакокрасочных и термопластичных материалов белого цвета не менее – 48 %, желтого цвета – не менее 29 %, из лакокрасочных и термопластичных материалов со световозвращающими свойствами белого цвета - не менее 28 %, желтого цвета - не менее 21 %. ; коэффициент силы света (мкдхлк(-1)хм(2) разметки, выполненной из световозвращающих материалов, должен быть не менее: 80 – для белого цвета, 48-желтого.
Из исследованного в судебном заседании акта обследования улично-дорожной сети возле общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ № г. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., составленного комиссией в составе начальника ОГИБДД ОМВД РФ по г. <адрес> ФИО5, ст. инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД РФ по г. <адрес> ФИО6, мастера СМЭП ФИО7 усматривается, что возле МКОУ СОШ № г. <адрес>, расположенного на <адрес> имеется светофорный объект, два дорожных знака «Дети», два дорожных знака «Пешеходный переход» старого образца на голубом фоне. Нанесена разметка «Зебра» на шести пешеходных переходах. Дорожная разметка «Зебра» стерлась. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-99 дорожную разметку «Зебра» необходимо покрасить.
Согласно п. 4.2.5 ГОСТ Р 50597-93, восстановление разметки следует проводить в соответствии с действующей технологией.
Согласно п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами.
Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносятся параллельно оси проезжай части.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Администрация ГО «Город Избербаш», обязана решать вопросы организации дорожного движения, обеспечения безопасности дорожного движения на территории ГО «город Избербаш», однако не в полной мере исполняет данную обязанность.
В соответствии со ст. 258 п. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, иск прокурора г. Избербаш к администрации ГО «город Избербаш» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности (в порядке ст. 45 ГПК РФ), является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ.
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Избербаш к Администрации ГО «Город Избербаш» о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления в области осуществления дорожной деятельности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации ГО «город Избербаш» по организации и обеспечении безопасности дорожного движения в районе МКОУ СОШ № на <адрес>
Обязать Администрацию ГО «город Избербаш» восстановить покрытие дорожных разметок 1.14.1 и 1.14.2 «Зебра» в районе МКОУ СОШ № г. <адрес> в соответствии с правилами и техническими нормами, утвержденными Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 г. № 221, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям безопасности дорожного движения» и ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Администрации ГО «Город Избербаш» об исполнении решения суда сообщить в Избербашский городской суд не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Избербашский городской суд.
Судья
Мотивированное решение
составлено 20.04.2015 г.