РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при ведении протокола помощником судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора г.о. Тольятти в интересах ФИО1 к администрации г.о. Тольятти, ТСН «Офицерская, 19» об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к жилому помещению,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора г.Тольятти, действующий в интересах ФИО3, обратился в суд с иском к администрации г.о. Тольятти, в котором просил обязать администрацию г.о. Тольятти в течение 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
В обоснование заявленных требований, указано, что ФИО1 обращался ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.о.Тольятти с заявлением об оборудовании подъезда № многоквартирного <адрес> внутренним и наружным пандусами. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, ФИО1 нуждается в техническом средстве реабилитации - кресле-коляске. В результате обследования комиссией вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалидов. Вместе с тем беспрепятственный доступ инвалида к жилым помещениям и общему имуществу в указанном многоквартирном доме не обеспечен.
В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти ФИО4 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации г.о. Тольятти ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по мотивам, изложенным в письменных возражениях. Пояснила, что после выполнения проектных работ и определения сметной стоимости работ по оборудования подъезда пандусами и подъемными механизмами собственниками помещений будут приниматься решения об установке пандуса и подъемного механизма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Оборудование подъездов многоквартирных домов должно выполняться в порядке очередности, не нарушая социальные права и гарантии впереди стоящих в списке инвалидов-колясочников и в пределах денежных средств, предусмотренных бюджетом г.о. Тольятти.
Представитель ответчика ТСН «Офицерская 19» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав представителя администрации г.о. Тольятти, исследовав материалы дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п. п. 1, 3 абз. 1 ст. 15 Федерального закона N 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).
Утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 Правил N 649 доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Согласно п. 6 Правил N 649 обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 12 Правил N 649).
Согласно п. 14 Правил N 649, перечень мероприятий может включать в себя:
а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;
б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил N 649).
Согласно п. 22 Правил N 649 для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвали<адрес> группы, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России (Бюро №) от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 нуждается в ТСР и услугах по реабилитации, в том числе, в кресла-коляски с ручным приводом.
Постановлением Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №1 утверждена муниципальная программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти на 2014 - 2020 годы», одной из задач которой является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, являющимся муниципальной собственностью и находящимся в оперативном управлении муниципальных учреждений или муниципальных казенных предприятий, а также находящимся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий (далее - объекты социальной инфраструктуры, являющиеся муниципальной собственностью), и создание условий доступности в жилых домах, в которых проживают инвалиды и другие маломобильные группы населения.
Муниципальная программа «Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры на территории городского округа Тольятти на 2014 - 2020 годы» прекратила действие с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №-п/1 утверждена муниципальная программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019 - 2023 годы».
Постановлением Администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №-п/1 внесены изменения в постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2036-п/1 «Об утверждении муниципальной программы "Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019 - 2023 годы», согласно которого внесена задача программы в виде формирования беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в многоквартирных домах.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию г.о.Тольятти с заявлением о проведении обследования общедомового имущества, в целях приспособления жилого помещения или общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности инвалида в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №.
Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребности инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов дано заключение о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества по адресу <адрес>, <адрес> в части оборудования подъезда пандусом или подъемным механизмом, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в рамках муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019-2023 годы», утвержденный постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/.
Из возражений администрации г.о. Тольятти следует, что управляющей организацией была подана заявка на предоставлений субсидий по возмещению затрат на выполнение проектных работ по оборудованию подъезда подъемным механизмом по адресу: <адрес>.
Постановление Мэрии городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N №-п/1 утвержден Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде оборудования подъездов многоквартирных домов пандусами, согласно пункту 1.11 которого финансовое обеспечение оборудования подъездов многоквартирных домов пандусами осуществляется в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2254-п/1 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти» (далее – Порядок предоставления субсидий).
На основании пункта 1.2 Порядка предоставления субсидии, субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг и (или) выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов городского округа Тольятти, в том числе затрат на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой "Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019 - 2023 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N №-п/1.
В силу пункта 2 и 3 Порядка предоставления субсидии расходное обязательство городского округа Тольятти на возмещение затрат на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа Тольятти, осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту городского хозяйства администрации городского округа Тольятти. Для отбора на предоставление субсидий управляющие организации подают заявку (пункт 2.6).
Таким образом, администрацией городского округа Тольятти субсидия может быть выделена после рассмотрения заявки управляющей организации.
При этом, в настоящее время работы по обеспечению доступности жилого помещения с учетом потребностей инвалида надлежащим образом не организованы и не проведены, доказательств обратного суду не представлено.
Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что по месту жительства инвалида ФИО1, проживающего по адресу <адрес> <адрес>, не оборудовано пандусом (подъемным механизмом) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», исковые требования И.о. прокурора <адрес> в интересах ФИО1 подлежат удовлетворению.
Суд считает требования истца к ТСН «Офицерская 19» не обоснованными, поскольку на управляющую организацию обязанность по установке пандуса возложена быть не может в силу п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой следует, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам доступ к общему имуществу многоквартирного дома. Кроме того, данные работы не предусмотрены Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, и порядка их оказания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 290 от ДД.ММ.ГГГГ.
Соответственно, такая обязанность обоснованно возложена на Администрацию (ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13.05.2010 N 689-О-О).
При том, что Администрация обязана составлять проект бюджета (п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении).
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если действия, обязанность по совершению которых возложена на ответчика судом, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
При этом, суд считает недостаточным срок для исполнения предъявляемых требований до 4-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и считает, с учетом характера спорных правоотношений, необходимости проведения аукционных процедур при заключения муниципальных контрактов для выполнения работ по исполнению решения суда, требующих значительных временных затрат, необходимым и возможным увеличить данные сроки до 12 месяцев.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию г.о. Тольятти в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А.В. Сураева