Дело № 2-85/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2024 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район» и Токоекову Амаду Михайловичу о признании договора аренды земельного участка недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц и в публичных интересах МО «Улаганский район» обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» и Токоекову А.М. о признании недействительным договора аренды земельного участка № 152, заключенного 05.09.2022 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что 05.09.2022 года между администрацией МО «Улаганский район» и Токоековым А.М. заключен договор аренды № 152, по которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером: №, расположенный по адресу: <адрес>, сроком на 20 лет, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства. Проверкой установлено, что договор аренды заключен на основании опубликования извещения о предоставлении в газете «Улаганнын солундары» № 48 от 16.12.2021 года, которое не соответствует требованиям п. 2 ст.39.18 ЗК РФ. При мониторинге официального сайта администрации МО «Улаганский район», официального сайта по размещению торгов www.torgi.gov.ru установлено, что извещение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № не опубликовано, что противоречит ЗК РФ и постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 № 909. Оспариваемый договор заключен с нарушением требований п. 1, 2 ст.39.18 ЗК РФ, нарушает публичные интересы и права неопределенного круга лиц на использование арендованного земельного участка в соответствии с требованиями закона. Данная сделка недействительна в силу ч.1 ст. 166 ГК РФ. Оспариваемый договор нарушает требования закона и посягает на права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, является ничтожным на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росреестра по Республике Алтай.
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Токоеков А.М., представители ответчика администрации МО «Улаганский район» и третьего лица Управления Росреестра по Республике Алтай о времени и месте судебного заседания извещены, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении и возражения в суд не поступали. Ранее в судебном заседании ответчик Токоеков А.М. исковые требования не признал.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подп.15 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.
В соответствии со ст. 65 Устава МО «Улаганский район» официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается размещение их полных текстов в газете «Улаганнын солундары». Обнародованием муниципальных правовых актов считается размещение их текстов на официальном сайте администрации МО «Улаганский район».
Из приведенных правовых норм следует, что в случае поступления в администрацию МО «Улаганский район» заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства извещение подлежит опубликованию в газете «Улаганнын солундары», на официальных сайтах администрации МО «Улаганский район» и www.torgi.gov.ru.
В соответствии с п. 2 ст.39.18 ЗК РФ в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способы подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Согласно п. 4 ст. 39.18 ЗК РФ граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
В соответствии с п.5 ст.39.18 ЗК РФ если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган в срок не позднее десяти дней совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу пп. 6, 7 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Судом установлено, что 10.12.2021 года Токоеков А.М. обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в <адрес>
В газете «Улаганнын солундары» № 48 от 16.12.2021 года имеется извещение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, указано, что при возникновении возражения (претензии) в течение 30 дней следует обратиться в администрацию МО «Улаганский район» по адресу: Республика Алтай, Улаганский район, с.Улаган, ул. А.В. Санаа, д.8.
05.09.2022 года между МО «Улаганский район» (арендодатель) и Токоековым А.М. (арендатор) на основании пп.15 п.2 ст. 39.6, пп. 3 п.8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, извещения о предоставлении земельного участка в газете «Улаганнын солундары» № 48 от 16.12.2021 года заключен договор аренды земельного участка, зарегистрированный 09.09.2022 года в ЕГРН, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., срок аренды с 05.09.2022 года по 05.09.2042 года.
Судом установлено, что извещение в газете «Улаганнын солундары» № 48 от 16.12.2021 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствует требованиям ст.39.18 ЗК РФ, поскольку не содержит сведений о праве граждан, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; способах подачи данных заявлений; адресе и времени приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Акты мониторинга официального сайта администрации МО «Улаганский район», сайта https://torgi.gov.ru от 23.01.2024 года свидетельствуют о том, что извещение о предоставлении спорного земельного участка с кадастровым номером № администрацией МО «Улаганский район» не публиковалось в соответствии с требованиями п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ. Доказательства обратного ответчиками суду не представлены.
Суд находит доводы прокурора о нарушении процедуры заключения договора аренды обоснованными, обязанность органом местного самоуправления об информировании населения о предстоящем предоставлении земельного участка не исполнена, не соблюден принцип публичности, который обеспечивает прозрачность процедуры предоставления участка, информированность населения о предстоящем предоставлении участка, что не позволило иным заинтересованным лицам заявить о нарушении их прав предстоящим предоставлением участка либо заявить о своих правопритязаниях на земельный участок.
Нарушение порядка опубликования извещения о предоставлении земельного участка нарушает интересы неопределенного круга лиц, то есть публичные интересы в том смысле, как понятие публичных интересов толкует п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», который применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами понимает интересы неопределенного круга лиц.
К такому выводу суд приходит исходя из того, что п.4 ст.39.18 ЗК РФ предоставляет неограниченному кругу лиц, заинтересованных в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, подавать заявления о намерении участвовать в аукционе, которое в свою очередь не может быть реализовано без наличия у максимальной широкого круга лиц информации (извещения) о праве участвовать в аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка.
При установленных обстоятельствах, не опубликовав надлежащего извещения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, администрация МО «Улаганский район» не обеспечила возможность подачи всеми заинтересованными лицами заявлений о намерении участвовать в аукционе, что привело к ограничению доступа неограниченного круга лиц к приобретению прав на спорный земельный участок. Следовательно, спорный договор аренды земельного участка посягает на публичные интересы, поскольку нарушает принцип распоряжения земельными участками государством в лице уполномоченных им органов, что свидетельствует об обоснованном обращении прокурора с иском в суд на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Вопреки доводам ответчика Токоекова А.М. суд не усматривает оснований для применения постановления Правительства Республики Алтай от 17.08.2023 года № 311 «Об определении перечня муниципальных образований в Республике Алтай, на территориях которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в отношении которых до 1 января 2026 г. аукционы по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договоров аренды таких участков в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в электронной форме не проводятся по причине технической невозможности участия в них граждан и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с ограничением либо отсутствием доступа к подключению к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территориях данных муниципальных образований», вступившего в силу 29.08.2023 года, поскольку данным постановлением с момента вступления в силу установлено ограничение на проведение аукционов в электронной форме по причине технической невозможности участия в них граждан и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств в связи с ограничением либо отсутствием доступа к подключению к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Данное постановление не освобождает уполномоченный орган от соблюдения требований ЗК РФ о необходимости размещения публикации о предварительном согласовании предоставления земельного участка в газете «Улаганнын солундары», на официальных сайтах администрации МО «Улаганский район» и www.torgi.gov.ru,.
Доводы ответчика о получении земельного участка в связи с наличием инвалидности второй группы отклоняются судом в связи с тем, что закон Республики Алтай от 10.11.2015 года № 68-РЗ «О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Алтай и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Алтай» касается случаев однократного бесплатного предоставления земельного участка в собственность инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов при их соответствии установленным требованиям.
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку судом установлено, что спорный договор аренды земельного участка заключен с нарушением п.1 ст. 39.18 ЗК РФ, что посягает на публичные интересы, эти обстоятельства являются основанием для признания сделки недействительной (ничтожной) на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.
Применяя последствия недействительности ничтожной сделки, суд на основании п. 2 ст. 167 ГК РФ находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в части возвращения спорного земельного участка уполномоченному органу - администрации МО «Улаганский район», учитывает закрепленный в подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принцип платности использования земли и не применяет к недействительной (ничтожной) сделке двустороннюю реституцию.
В этой связи суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, что является основанием для удовлетворения искового заявления в полном объёме.
При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда (часть 3 статьи 144 ГПК РФ).
В силу подп. 9 п.1 статьей 333.36 НК РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от оплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу подп.1.1 п. 1 ст.333.39 НК РФ администрация Улаганского района освобождена от уплаты государственной пошлины.
Согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Следовательно, с ответчика Токоекова А.М., не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию в бюджет МО «Улаганский район» государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп., от уплаты которой истец при подаче иска освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Улаганский район» к администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) и Токоекову Амаду Михайловичу (СНИЛС №) о признании договора аренды земельного участка недействительным удовлетворить.
Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка № 152 от 05.09.2022 года, заключенный между администрацией МО «Улаганский район» и Токоековым Амаду Михайловичем.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки - договора аренды земельного участка № 152 от 05.09.2022 года путём передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым номером № администрации МО «Улаганский район».
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись о праве аренды Токоекова Амаду Михайловича на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении государственной регистрации договора аренды № 152 от 05.09.2022 года в отношении земельного участка с кадастровым номером №.
Меры по обеспечению иска, наложенные определением судьи от 30.01.2024 г., в виде запрета ответчикам совершать любые сделки с земельным участком с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, в том числе отчуждать, передавать в доверительное управление, аренду, безвозмездное пользование третьим лицам, совершать действия по разделу земельного участка; запрета Управлению Росреестра по Республике Алтай осуществлять любые регистрационные действия с земельным участком с кадастровым номером №, сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.
Взыскать с Токоекова Амаду Михайловича в бюджет МО «Улаганский район» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путём подачи жалобы, представления через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Решение суда в окончательной форме принято 02 апреля 2024 года.
Председательствующий Е.В. Айманова