55RS0002-01-2020-000101-28
Дело № 12-132/2020
РЕШЕНИЕ
г. Омск 20 июля 2020 года
Ленинский районный суд г. Омска (ул. Труда, д. 29А, кабинет 106)
в составе судьи Исматова Т.Б.,
помощника судьи Горновской А.В.,
при секретаре судебного заседания Абишевой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» на постановление советника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов экологии Омской области государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области Пономаревой Н.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», ИНН №, ОГРН №, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей; и решение начальника отела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов экологии Омской области Волынкиной Н.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление № от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба СНТ «<данные изъяты>» - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, вменяется в вину юридическому лицу - Садоводческому некоммерческому товариществу «Путеец-3» (далее по тексту Товарищество) при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ Товарищество не заключило договор с региональным оператором ООО «Магнит» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами код ФККО 73000000000, образующимися в результате уставной деятельности СНТ «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>.
В жалобе Товарищество просит постановление отменить, производство по делу прекратить, либо заменить наказание в виде штрафа на предупреждение. Указывает, что Товарищество расположено на территории Омского района Омской области и Ленинского АО г. Омска. На основании решения Арбитражного суда Омской области Товарищество оформило право пользования на земельный участок, расположенный в Омском районе Омской области. Однако размещение там площадки для сбора мусора нарушает положения п. 5.11 МП 53.13330.2011 «СНиП 3002-97 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения». Права Товарищества на земельный участок, расположенный в ЛАО г. Омска, не оформлены в связи с тем, что уже после предоставления земли для создания СНТ Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ г. Омск Омской области данный участок был отнесен к ландшафтной зоне, что исключало размещение площадок для сбора мусора. В ДД.ММ.ГГГГ статус ландшафтной зоны с земельного участка снят. Товарищество приобрело бетонные плиты для обустройства контейнерной площадки и ДД.ММ.ГГГГ заключило договор с региональным оператором ООО «Магнит» на вывоз мусора с территории Товарищества
В судебном заседании представители СНТ «<данные изъяты>» ФИО11, ФИО12 доводы жалобы поддержали.
Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды Омской области Пономарева Н.Г. в судебном заседании участия не принимала.
Выслушав участников дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 6 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению имеют код 73000000000.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлены принципы, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и допустимости воздействия такой деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами").
Согласно п. 8(1) указанного Постановления региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В соответствии с п. 8(17) данного Постановления потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил.
Из п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления ТКО и заключения договора на вывоз ТКО, и Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как следует из материалов дела, ООО «Магнит» присвоен статус регионального оператора. 29 марта 2019 года региональный оператор ООО «Магнит» опубликовал в газете «Омский вестник» предложение о заключении договоров на вывоз ТКО.
В установленный законом срок (до ДД.ММ.ГГГГ) договор с региональным оператором ООО «Магнит» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами код ФККО 73000000000, образующимися в результате уставной деятельности СНТ «<данные изъяты>», Товариществом не заключен.
В соответствии с письмом ООО «Магнит» от ДД.ММ.ГГГГ №, направленном первому заместителю Министра природных ресурсов и экологии Омской области Матненко А.С. договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (далее -ТКО) с СНТ «<данные изъяты>» по состоянию на указанную дату заключен не был, что опровергает довод Товарищества о том, что правонарушение было устранено.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ представитель СНТ «<данные изъяты>» был вызван для составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО от ДД.ММ.ГГГГ был заключён СНТ «<данные изъяты>» уже после выявления правонарушения и вызова для составления протокола, что нельзя считать добровольным прекращением противоправного деяния.
Таким образом, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается наличие в действиях СНТ «<данные изъяты>» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 18 Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие Товариществом всех исчерпывающих мер для соблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления до выявления административным органом вышеназванного правонарушения, у суда отсутствуют основания для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью.
Наказание Товариществу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с учетом отсутствия отягчающих обстоятельств.
Положения ст. 4.1.1 КоАП РФ не позволяют заменить назначенное Товариществу наказание в виде штрафа на предупреждение.
Оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела не имеется, т.к. согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 07.04.2020 N 15-П " впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации подлежат применению в устанавливаемых ими случаях при назначении юридическим лицам административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление советника отдела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов экологии Омской области государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области Пономаревой Н.Е. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Садоводческое некоммерческое товарищество «<данные изъяты>», ИНН №, ОГРН №, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей; и решение начальника отела регионального государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов экологии Омской области Волынкиной Н.Ю. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, а жалобу Садоводческого некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Ленинский районный суд г. Омска.
Судья Т.Б. Исматов