ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-3463/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 6 марта 2020 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Дударёк Н.Г.,
рассмотрев гражданское дело № 2-436/2019 по иску Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в республике Бурятия» к Воробьевой Е.Н. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
по кассационной жалобе Воробьевой Е.Н. на апелляционное определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 24 июня 2019 г.,
установил:
Некоммерческая организация «Фонд Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» (далее – НО «Фонд Капитального ремонта», Фонд) обратилась в суд с иском Воробьевой Е.Н. о взыскании задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, ссылаясь на то, что ответчик, являясь собственником жилого помещения в многоквартирном доме, по <адрес>, не оплачивает взносы на капитальный ремонт в соответствии с требованиями жилищного законодательства соразмерно своей доле, просила взыскать Воробьевой Е.Н. задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 1 ноября 2014 г. по 31 августа 2017 г. в размере 12 437,98 руб., пени в размере 1 950,15 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 575,53 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Северобайкальского района Республики Бурятия, исполняющего обязанности судебного участка № 2 Северобайкальского района Республики Бурятия от 3 апреля 2019 г. в удовлетворении исковых требований НО «Фонд капитального ремонта» отказано.
Апелляционным определением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 24 июня 2019 г. указанное решение мирового судьи отменено. По делу принято новое решение, в соответствии с которым исковые требования НО «Фонд Капитального ремонта» удовлетворены в части. С Воробьевой Е.Н. в пользу Некоммерческой организации «Фонд Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия» взыскана задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 11 984,45 руб., пени в размере 1 950,15 руб., всего 13 934,6 руб.
В кассационной жалобе Воробьевой Е.Н. ставится вопрос об отмене апелляционного определения Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 24 июня 2019 г., как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Воробьева Е.Н. является собственником жилого помещения по <адрес>.
Распоряжением главы МО ГИ «поселок Нижнеангарск» от 30 мая 2014 г. «О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в отношении многоквартирных жилых домов на территории городского поселения Нижнеангарск» было принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных жилых домов на счете регионального оператора, в том числе по <адрес>.
Собственники указанного многоквартирного дома не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, многоквартирный дом отнесен к списку домов, способом формирования фонда капитального ремонта которых является счет регионального оператора.
Согласно предоставленным расчетам, задолженность по взносам на капитальный ремонт рассчитана с 1 ноября 2014 г. по 31 августа 2017 г., в размере 12 457,98 руб., пени в размере 1 950,15 руб.
Доказательств того, что ответчик вносил плату по взносам на капитальный ремонт суду не предоставлено.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 7 марта 2014 г. № 93 во исполнение положений статьи 178 Жилищного кодекса Российской Федерации создана Некоммерческая организация «Фонд Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия», которая осуществляет функции регионального оператора.
Постановлениями Правительства Республики Бурятия от 31 октября 2014 г. № 450, от 30 декабря 2015 г. № 680, от 23 декабря 2016 г. № 589, от 17 ноября 2017 г. № 5343 установлены минимальные размеры взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия.
Разрешая заявленные Фондом исковые требования, мировой судья, руководствуясь положениями статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 154, 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что обязательство истца по капитальному ремонту относится ко всему объекту, а соответствующего расчета истцом не представлено, пришел к выводу о том, что наличие задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт и равно и обязанности ответчика по погашению имеющейся задолженности не подтверждено надлежащими доказательствами и отказал в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи, указал, что представленные расчеты задолженности по взносам на капитальный ремонт, произведен истцом исходя из тарифов, установленных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31 октября 2014 г. № 450, от 30 декабря 2015 г. № 680, от 23 декабря 2016 г. № 589, от 17 ноября 2017 г. № 5343, проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. При этом доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, поскольку они отвечают требованиям закона, регулирующего возникшие правоотношения, установленным по делу обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации включает в себя плату за содержание жилого помещения (пункт 1), взнос на капитальный ремонт (пункт 2), плату за коммунальные услуги (пункт 3).
Согласно статье 156 Жилищного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (часть 2). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (часть 3).
Положения части 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных части 2 настоящей статьи, части 8 статьи 170 и части 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В соответствии с часть 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.
Согласно части 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
В силу части 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
В силу статьи 171 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (часть 1).
В рассматриваемом случае взносы на капитальный ремонт установлены Постановлением Правительства Республики Бурятия «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия» от 31 октября 2014 г. № 450, от 30 декабря 2015 г. № 680, от 23 декабря 2016 г. № 589, от 17 ноября 2017 г. № 5343.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 28 февраля 2014 г. N 77 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014-2043 года.
Постановлением Правительства Республики Бурятия N 93 от 7 марта 2014 г. в целях создания условий по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия, создана Некоммерческая организация «Фонд Капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Бурятия», которая осуществляет функции регионального оператора.
Ответчик Воробьева Е.Н. в силу приведенного закона была обязана вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в спорный период.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о пропуске истцом срока исковой давности были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в силу статьи 200 данного Кодекса.
В соответствии с общим правилом пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пункт 2 той же статьи).
Суд апелляционной инстанции, установив, что с заявлением о выдаче судебного приказа истец обратился 11 декабря 2017 г., пришел к правильному выводу о том, что с 11 декабря 2014 г. подлежит взысканию задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, всего 11 984,45 руб.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом апелляционной инстанции определены верно. В обжалуемом апелляционном определении содержатся исчерпывающие выводы судов, вытекающие из установленных фактов, которые в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Принимая во внимание, что и иные доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке исследованных судом доказательств, они не могут быть приняты во внимание, так как такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Кроме того, следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии неоспоримых обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, исходя из доводов кассационной жалобы, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется. Из материалов дела усматривается, что нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Выводы суда апелляционной инстанции мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда апелляционной инстанций не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 24 июля 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьевой Е.Н. – без удовлетворения.
Судья Н.Г. Дударёк