Дело №03-62/15 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2015 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Фрунзе Л.П.,
с участием представителяадминистративного истца А.Л.О. ФИО11
представителя административного ответчика Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области ФИО12.,
представителя заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» ФИО13,
представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.Л.О. к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
А.Л.О. 06 июля 2015 года обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (далее Департамент) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, указав, что она на праве аренды владеет земельным участком, расположенным по адресу: <...>, с кадастровым номером <...>, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – магазины в отдельном стоящем здании, общей площадью <...> кв. м. Установленная по состоянию на 05 августа 2013 года кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере <...> рублей <...> копейки значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05 февраля 2015 года № <...>, выполненному Обществом с ограниченной ответственностью «ФИО17», подтвержденному положительным экспертным заключением Некоммерческого партнерства «ФИО18» от 10 февраля 2015 года № <...>, составляет <...> рублей <...> копеек. Поскольку установленная кадастровая стоимость данного земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость и затрагивает ее обязанности по уплате арендной платы, она 24 марта 2015 года обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного выше земельного участка, решением которой от 10 апреля 2015 года № <...> ее заявление было отклонено. Так как основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, А.Л.О. просила установить кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка, равную его рыночной стоимости, определенной вышеупомянутым отчетом об оценке рыночной стоимости земельного участка, по состоянию на 05 августа 2013 года.
В судебное заседание административный истец А.Л.О., представитель заинтересованного лица Администрации <...> муниципального района Новгородской области (далее Администрация района)не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом,А.Л.О. о причинах неявки суду не сообщила, представитель Администрации района просил рассмотреть дело его отсутствие.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца А.Л.О. ФИО11. заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка, равную его рыночной стоимости, определенной заключением эксперта Общества с ограниченной ответственностью «ФИО24» от 04 сентября 2015 года № <...>, в размере <...> рублей, уточненные исковые требования поддержал по указанным выше мотивам.
Представитель административного ответчика Департамента ФИО12 в судебном заседании,не оспаривая правоадминистративного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, административный иск не признала.
Представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее Учреждение) ФИО13 в судебном заседании не возражала против удовлетворения административного иска.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области ФИО14 в судебном заседании оставила разрешение административного иска на усмотрение суда.
В представленных в суд в письменной форме объяснениях на административное исковое заявление представитель Администрации района считал его необоснованным, ссылаясь на то, что доходная часть бюджета <...> муниципального района сформирована с учетом действующей кадастровой стоимости данного и иных земельных участков.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает административное исковое заявление А.Л.О. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Законом.
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Законом (часть 5 статьи 4).
Пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона № 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из формплаты за использование земли является арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, учитывая порядок определения размера арендной платы, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права арендатора данного земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В силу положений абзаца 1 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ).
Согласно положениям абзацев 1, 2 статьи 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» и постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» возложена на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что 08 августа 2013 года между Администрацией района (арендодатель) и А.Л.О..(арендатор) заключен договор №<...> арендына три года по 07 августа 2016 года земельного участкас кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: магазины в отдельно стоящем здании, общей площадью <...>.м., расположенного по адресу <...>.
Договор аренды земельного участка прошел государственную регистрацию в установленном порядке.
Одним из условий указанного договора является то, что размер арендной платы, подлежащей уплате арендатором, исчисляется от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка, составленному Учреждением 07 мая 2014 года, сведения о вышеназванномземельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости05 августа 2013 года.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 09 июня 2015 года следует, что кадастровая стоимость данного земельного участков определена Учреждением по состоянию на 05 августа 2013 года в размере <...> рублей <...> копейки исходя изсреднего уровня кадастровой стоимости 1 кв. м земель кадастровых кварталов населенных пунктов <...> муниципальный район Новгородской области, равного <...> рублей <...> копейки за кв. м,утвержденного Постановлением Департамента от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143).
Между тем, как следует из заключения эксперта Общества с ограниченной ответственностью «ФИО24» от 04 сентября 2015 года № <...>, рыночная стоимость указанного земельного участка на ту же дату – 05 августа 2013 года составляет <...> рублей.
Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку заключение составлено специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заключение эксперта согласуется с другими доказательствами по делу, соответствует требованиям статьи 82 КАС РФ, Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, в нем экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, им проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
Также судом установлено, что 24 марта 2015 года А.Л.О. обратилась в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, однако решением комиссии от 10 апреля 2015 года № <...> заявление А.Л.О.. было отклонено.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии кадастровой стоимости указанного выше земельного участка его действительной рыночной стоимости, чем затрагиваются права А.Л.О., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных ею требований, а потому кадастровая стоимость указанного выше земельного участка по состоянию на 05 августа 2013 года подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным заключением эксперта.
При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной будет являться внесение органом кадастрового учета такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Датой подачи А.Л.О. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области 24 марта 2015 года.
Возражения представителя Администрации района относительно удовлетворения заявленных А.Л.О. требований основанием для их отклонения служить не могут, поскольку обращение А.Л.О. в суд с данным административным исковым заявлением согласуется с положениями вышеуказанных норм права, более того, действующее законодательство не содержит запрета на возможность установления кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление А.Л.О. к Департаменту имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участкаудовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование –магазины в отдельно стоящем здании, расположенного по адресу: <...>, по состоянию на 05 августа 2013 года в размере, равном его рыночной, <...> рублей.
Датой подачи А.Л.О. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области 24 марта 2015 года.
Решение является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 16 октября 2015 года.
Председательствующий Л.В.Макарова