Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2017 года г. Уяр
Уярский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Приваловой О.В.,
с участием прокурора Юдиной В.В.,
и представителя третьего лица Анганзоровой Л.А.,
при секретаре Рачиной Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Уярского района в интересах неопределенного круга лиц к публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» о признании бездействия незаконным и об обязании произвести спиливание (вырубку) дерева,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уярского района в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации Балайского сельсовета и ПАО «МРСК Сибири» о признании бездействия незаконным и об обязании произвести спиливание (вырубку) дерева; требования уточнил, заявив требования лишь к ПАО «МРСК Сибири» о признании бездействия незаконным и об обязании произвести спиливание (вырубку) дерева.
Свои требования в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. Авотина Е.В. является собственником квартиры и земельного участка по адресу: <адрес>. Возле ее дома расположено старое дерево (тополь), рядом с домом находится линия электропередач, которой ветви тополя составляют помеху. По результатам проведенной прокуратурой Уярского района проверки по заявлению Авотиной Е.В., установлено, что расстояние от указанного дерева до проводов эксплуатируемой ПАО «МРСК Сибири» воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4кВ. Л-1 от ТП 20-06-2 составляет менее 2 метров, ветви указанного дерева касаются проводов линии электропередачи. Поскольку ПАО «МРСК Сибири» оказываются услуги по передаче электрической энергии с использованием вышеуказанной линии электропередачи, обязанность по вырубке дерева, находящегося в аварийном состоянии в охранной зоне, лежит на сетевой организации, обязанной обеспечить безопасную эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства. С учетом изложенного просит обязать ответчиков произвести спиливание (вырубку) дерева породы «тополь», расположенного возле жилого дома по адресу: <адрес>.
Третье лицо Авотина Е.В. в судебном заседании требования прокурора поддержала, пояснила, что она является собственником квартиры и земельного участка по адресу: <адрес>. Возле ее дома на принадлежащем ей земельном участке расположено старое дерево (тополь), который может при сильном ветре повредить крышу ее дома. Кроме того, рядом с домом находится линия электропередач, которой ветви тополя составляют помеху, поскольку провода этой линии находятся в ветвях тополя. В связи с этим неоднократно возникали аварийные ситуации, провода обрывались. Самостоятельно произвести вырубку тополя она не может, так как она получает пенсию в размере 6 300 рублей, оплатить стоимость работ по вырубке тополя не имеет возможности. Кроме того, из-за расположения проводов в ветвях тополя обрезку либо спиливание тополя можно провести только после отключения электроэнергии обслуживающей организацией.
Представитель третьего лица – администрации Балайского сельсовета Анганзорова Л.А. требования прокурора полагала подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика – ПАО «МРСК Сибири» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном отзыве требования истца к ПАО «МРСК Сибири» полагал не подлежащими удовлетворению по тем основаниям, что указанное истцом дерево находится на территории, имеющей собственника, на расстоянии 7 метров от линии электропередачи, в связи с чем у ответчика не имеется обязанности по его содержанию.
Представитель третьего лица-Отдела имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии невившихся лиц.
Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в компетенцию органов местного самоуправления входит утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Постановлением Балайского сельсовета № 49-П от 24.08.2015г. утверждены Правила благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования Балайский сельсовет, которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах муниципального образования.
Согласно п.2.1.12 указанных Правил, содержание и уборка зеленых насаждений, находящихся в собственности, в том числе, собственников помещений либо на прилегающих территориях, производится силами и средствами этих собственников самостоятельно или по договорам со специализированными организациями под контролем администрации Балайского сельсовета.
Согласно п. 2.6.2 и 2.6.4 Правил, собственник земельного участка обеспечивает содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках и прилегающих территориях, в том числе осуществляет обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев.
Согласно 2.6.13 Правил снос деревьев и кустарников в зоне индивидуальной застройки осуществляется собственниками земельных участков самостоятельно за счет собственных средств.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с положениями ч.2 ст.89 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки, в том числе, для размещения объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009г. №160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в соответствии с пунктами 5, 6 которых охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон; границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании; охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Данные Правила определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов. В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. Границы охранных зон определяются в соответствии с настоящими Правилами. Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются. Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (п.1-5).
Вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: при классе напряжения до 1кВт на расстоянии 2 метров (приложение к Правилам).
Согласно п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Согласно п.п. «в» п. 10 Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: посадка и вырубка деревьев и кустарников.
Пунктом 21 Правил установлено, что для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются: прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.
Согласно п.п. «в» п. 23 Правил сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать, в том числе вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
Согласно п. 24 Правил рубка деревьев (кустарников и иных насаждений), не отнесенных к лесам, в случаях, предусмотренных пунктами 21 и 23 настоящих Правил, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.
Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 г. N 187 утверждены Правила устройства электроустановок, согласно п. 2.4.8 которых при прохождении ВЛ при прохождении ВЛ с неизолированными проводами по лесным массивам и зеленым насаждениям вырубка просеки не обязательна. При этом расстояние от проводов при наибольшей стреле провеса или наибольшем отклонении до деревьев и кустов должно быть не менее 1 м. Расстояние от изолированных проводов до зеленых насаждений должно быть не менее 0,5 м.,
Согласно п. 2.4.1 настоящая глава Правил распространяется на воздушные линии электропередачи переменного тока напряжением до 1 кВ, выполняемые с применением изолированных или неизолированных проводов. Дополнительные требования к ВЛ до 1 кВ приведены в гл. 2.5, 6.3 и 7.7.
В п. п. 5 пункта 2.5.207 главы 2.5. Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 20.05.2003 г. № 187 определено, что отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны вырубаться.
01.04.2013г. между администрацией Уярского района Красноярского края и ОАО «МРСК Сибири» был заключен договор аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для размещения линий электропередачи на срок до 07.10.2061 г.
Согласно схеме электрических соединений ВЛ 0,4 кВ, ЛЭП проходит возле домовладения по адресу: <адрес>; также из данной схемы усматривается, что вдоль ЛЭП установлены охранные зоны.
Как следует из п.п.4.4.8, 4.4.10 указанного договора аренды, арендатор обязуется не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории; обязан немедленно извещать арендодателя и соответствующие государственные органы о всякой аварии или ином событии, нанесшем или грозящем нанести участку и находящимся на нем объектам, а также близлежащим участкам ущерб и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы и против дальнейшего разрушения или повреждения участка и находящихся на нем объектов.
Как установлено в судебном заседании, возле жилого дома по указанному адресу на земельном участке, принадлежащем Авотиной Е.В., растет дерево породы «тополь», расстояние от которого до воздушной линии электропередачи составляет менее 2 метров, фактически ветви указанного дерева касаются проводов линии электропередачи.
Из заключения КГБУ «Уярское лесничество» Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 17.04.2017 г., следует, что в процессе осмотра дерева породы тополь, расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что расположенное возле указанного дома дерево имеет два ствола диаметром на высоте 1,3 метра от земли 70 см. и 50 см., высоту-23 и 21 метр, имеются засохшие сучья, ветки данных стволов расположены над крышей жилого дома, над провдами электропередач, примерный возраст дерева 55-60 лет. Деревья породы тополь имеют повышенную ломкость ветвей при сильном ветре и снегопаде. При достижении возраста 55-60 лет ломкость ветвей резко увеличивается в связи с появлением стволовой гнили, которая приводит к усыханию сучьев. Из-за высокого возраста дерева, при возникновении ветра возможно падение сучьев на жилой дом, провода линии электропередач и проезжую часть дороги. При штормовом ветре возможно выворачивание дерева с корневой частью, либо слом ствола у корневой шейки и падение дерева целиком, в связи с чем, данное дерево можно отнести к аварийному. Для ликвидации угрозы жилому фонду, линиям электропередач и проезжей части дороги рекомендуется произвести обрезку сучьев либо полный спил дерева до корневой шейки.
Из ответа на судебный запрос из филиала ПАО «МРСК Сибири» от 10.07.2017г. следует, что воздушная линия электропередачи, расположенная над земельным участком Авотиной Е.В., в пределах которого размещен жилой дом и тополь, подключена к ВЛ-0,4кВ Л-1 от ТП 20-06-2. Данная ВЛ находится на балансе ПАО «МРСК Сибири», граница балансовой принадлежности между ПАО «МРСК Сибири» и потребителем Авотиной Е.В. находится на изоляторах, расположенных на вводе в дом.
Согласно представленным фотографиям ветви тополя, произрастающего на земельном участке, принадлежащем Авотиной Е.В., касаются проводов ЛЭП, содержание и обслуживание которых является обязанностью сетевой организации.
Кроме того, из листа осмотра от 10.07.2017г. следует, что дерево находится на расстоянии 7 метров от опоры, однако ветви дерева находятся в охранной зоне.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что дерево породы тополь расположенное на земельном участке по адресу: <адрес> находится в непосредственной близости от воздушной линии электропередачи, вдоль которой установлены охранные зоны, ветви дерева находятся в охранной зоне и касаются ЛЭП напряжением 0,4 кВ, принадлежащей и эксплуатируемой ПАО «МРСК Сибири». Данное дерево в силу своего возраста, размера и месторасположения создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, а также угрозу нарушения целостности расположенного рядом жилого дома и повреждения линии электропередач. Земельный участок находится в собственности Авотиной Е.В., однако поскольку дерево находится в пределах нормативно установленных границ охранной зоны линии электропередачи, эксплуатируемой сетевой организацией, обязанность по вырубке деревьев, угрожающих падением на провода ЛЭП возложена на сетевую организацию, произвести работы по обрезке сучьев либо спиливанию дерева собственник земельного участка самостоятельно не имеет возможности в силу законодательных ограничений, а также в силу своего материального положения, обязанность по организации и выполнению работ спиливанию дерева суд полагает возложить на сетевую организацию – ПАО «МРСК Сибири». Кроме того, поскольку непринятие своевременных мер по осуществлению спиливания (вырубки) указанного дерева создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, а также угрозу повреждения линии электропередач, суд полагает бездействие ПАО «МРСК Сибири» в указанной части незаконным.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым исковые требования к ПАО «МРСК Сибири» удовлетворить полностью.
В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, с ПАО «МРСК Сибири» в силу требований ч. 2 ст.61.1 БК РФ в доход местного бюджета, подлежит взысканию государственная пошлина с учетом требований ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в части неосуществления спиливания (вырубки) дерева породы «тополь», расположенного возле жилого дома по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести спиливание (вырубку) до корневой шейки дерева породы «тополь», расположенного возле жилого дома по адресу: <адрес>.
Взыскать с публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в доход местного бюджета 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано через Уярский районный суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.
Председательствующий: