Решение по делу № 2а-33/2021 от 01.10.2020

Дело № 2а-33/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Саров 19 марта 2021 года

Саровский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Ковалева Э.В., при секретаре Сазановой Т.Д., с участием представителя административного истца Красиковой Н.К., представителя административного ответчика Емельянова Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Саровского городского суда Нижегородской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородской области к Храмушеву О. В. о взыскании налоговой задолженности,

    УСТАНОВИЛ:

    Межрайонная инспекция ФНС России по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Храмушеву О.В. о взыскании налоговой задолженности. В обоснование заявленных требований указано следующее: на налоговом учёте Межрайонной инспекции ФНС по Нижегородской области ИНН (далее - Истец, Налоговый орган) состоит в качестве налогоплательщика Храмушев О.В. ИНН и в соответствии с п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязан уплачивать законно установленные налоги. Ответчик был зарегистрирован индивидуальным предпринимателем с **** по ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. В связи с передачей функций администрирования страховых взносов на обязательное медицинское, социальное и пенсионное страхование за Храмушевым О.В. числится задолженность по страховым взносам в Государственные внебюджетные фонды возникшая до ****, которая возникла в результате предпринимательской деятельности. Дата снятия Храмушева О.В. с учета как индивидуального предпринимателя - ****, соответственно срок оплаты страховых взносов у ответчика наступил ****. В установленный срок ответчик страховые взносы не оплатил. Ответчик в соответствии со статьёй 207 НК РФ являлся плательщиком НДФЛ. Обязанность должника уплатить суммы НДФЛ установлена п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ, ст.ст. 227, 227.1 и 228 НК РФ. В нарушение указанных норм законодательства, налог на доходы физических лиц, указанный в декларации, ответчиком своевременно не перечислен в бюджет. В отношении административного ответчика на основании ст. 88 НК РФ была проведена выездная налогов проверка (далее - ВНП) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с **** по ****. По результатам проверки инспекцией вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от **** . Согласно данному решению Храмушев О.В. привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислен налог на добавленную стоимость в размере 1 328 362 рублей и пени в размере 396 869 рублей. Налогоплательщик, не согласившись с решением, обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 12.08.2019 № 09-11-ЗГ/02464@ апелляционная жалоба ответчика частично удовлетворена. Решение от **** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было отменено в части доначисления НДС в сумме 535 850 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафов. Уменьшена сумма штрафа в 4 раза. В остальной части решение от **** о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения. Данное решение не обжаловалось и в соответствии с п. 9 ст. 101 НК РФ вступило в законную силу. Согласно решению о государственной регистрации от **** А Межрайонной ИФНС России по Нижегородской области, на основании заявления налогоплательщика, принято решение о прекращении деятельности Храмушева О.В. в качестве индивидуального предпринимателя. Завершение Храмушевым О.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает его от необходимости уплаты: штрафов, налогов, сборов, страховых взносов, пеней. Следовательно, предоставив при закрытии налоговые декларации с суммами налога к уплате, обязанность перешла на Храмушева О.В. как на физическое лицо. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки налогоплательщиком налоги уплачены не были, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ налоговым органом начислены пени. Налоговым органом в отношении ответчика, в соответствие с нормами статьи 69 НК РФ выставлены требования от **** , от **** , в которых сообщалось о наличии у Храмушева О.В. задолженности и о начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила. Руководствуясь ст. 31, 48 НК РФ Межрайонная ИФНС России по Нижегородской области обратилась к мировому судье судебного участка Саровского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени. Данное заявление было удовлетворено, судебный приказ а-1478/2019 от **** выдан. В связи с возражением ответчика судебный приказ был отменен. По данным лицевого счета налогового органа установлено, что на момент подачи заявления ответчиком суммы недоимки и пени по налогам не оплачены. В соответствии с прилагаемыми требованиями за налогоплательщиком числится задолженность в размере 885 802,14 рублей, в том числе налоги: 643 543,26 рублей, пени: 242 258,88 рублей.

    Административный истец просил взыскать с Храмушева О.В., ИНН , недоимки по:

    - налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ: пеня в размере 1761,34 рублей;

    - налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ: пеня в размере 124,26 рублей;

    - страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до ****): пеня в размере 755,23 рублей;

    - страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ****): пеня в размере 1587,41 рублей;

    - страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ****): пеня в размере 209,26 рублей;

    - страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ****: пеня в размере 325,57 рублей;

    - страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ****: пеня в размере 719,81 рублей;

    - налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 643543,26 рублей, пеня в размере 236776 рублей.

    В ходе рассмотрения дела представитель Межрайонной ИФНС по Нижегородской области указал, что мировым судьей судебного участка Саровского судебного района Нижегородской области 10.12.2019 вынесен судебный приказ в порядке КАС по делу № 2а-1478/19 по заявлению налогового органа к Храмушеву О.В. о взыскании задолженности по налогам и сборам, включая пени в размере 1 044 313 рубля 61 копейка. На основании судебного приказа было возбуждено исполнительное производство -ИП от ****, и частично исполнено в размере 205000 рублей. В последующем данный приказ был отменен ****. Для возврата взысканных денежных средств Храмушев О.В. обратился в суд с заявлением об осуществлении поворота исполнения судебного приказа № 2а-1478/2019 от ****. **** заявление налогоплательщика было удовлетворено и произведен поворот исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка Саровского судебного района Нижегородской области по делу № 2а-1478/19. Определением о повороте исполнения судебного приказа от **** инспекции указано возвратить из бюджета денежные средства в размере 205 000 рублей, взысканные с Храмушева О.В. по судебного приказу от **** № 2а-1478/19. **** на основании заявления налогоплательщика инспекцией суммы возвращены на расчетный счет. В связи с тем, что по судебному делу № 2а-33/2021 взыскивается сумма задолженности налогоплательщика по отменному судебному приказу №2а-1478/19, административный истец увеличил размер административных исковых требований и просил дополнительно взыскать в свою пользу с Храмушева О.В.:

    - налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог в размере 121 568,74 рублей, штраф в размере 36586 рублей;

    - страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ****: пени в размере 58,50 рублей;

    - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ****): пени в размере 298,22 рублей.

    В судебном заседании представитель административного истца Красикова Н.К. административные исковые требования поддержала в полном объеме, предоставила письменные пояснения по делу.

    Административный ответчик Храмушев О.В. в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, ходатайств не заявлено.

    Представитель административного ответчика Емельянов Г.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, полагал, что сроки на взыскание налоговой задолженности пропущены. Срок по требованию от **** был до ****, по другим требованиям до ****. По заявлению налогового органа был вынесен судебный приказ, который был отменен. При вынесении судебного приказа по аналогии права изначально нужно было обращаться в порядке административного искового производства. Дата регистрации административного иска в суде ****, следовательно, срок на обращение в суд налоговым органом пропущен.

    Суд на основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив, согласно ст., ст. 60-61 КАС РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС по Нижегородской области подлежит частичному удовлетворению. При этом, суд исходит из следующего:

    Статьей 57 Конституции РФ установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

    Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога. Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

    Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.2. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    Исходя из требований ч. 3 ст. 48 НК РФ, рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

    В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    Согласно статье 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

    Судом установлено, что Храмушев О.В. с **** зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и **** на основании собственного решения прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

    В отношении налогоплательщика инспекцией была проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период 2014 - 2016 годов.

    Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по Нижегородской области Булошникова С.М. от **** Храмушев О.В. привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислены суммы неуплаченных налогов с учетом состояния расчетов с бюджетом, суммы штрафов, а также начислены пени за календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога.

    Решением от **** установлено, что НДС подлежит уплате в бюджет в сумме 1328362 рублей, штраф за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы из-за неправомерного исчисления налога составит 153768 рублей, пени за несвоевременную уплату налога начислены в сумме 396869 рублей.

    Решением заместителя руководителя управления ФНС России по Нижегородской области Макурина А.А. от **** № 09-11-ЗГ/02464@ по апелляционной жалобе Храмушева О.В. решение заместителя начальника Межрайонной ИФНС России по Нижегородской области Булошникова С.М. от **** отменено в части доначисления НДС в сумме 535850 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафов; уменьшена сумма штрафа в 4 раза.

    Для добровольной уплаты сумм налогов, пени и штрафа в адрес Храмушева О.В. направлено требование от ****, которым ему предлагалось уплатить налоги, пени и штрафы в срок до ****, требование осталось неисполненным.

    Из представленного административным истцом расчета установлено, что общая сумма задолженности по уплате НДС составляет 1 038 474 рублей 67 копеек, из которых: НДС 765 112 рублей, пени 236 776 рублей, штраф 36 586 рублей.

    Расчеты начисления НДС судом проверены и признаются правильными, в связи с чем, суд удовлетворяет исковые требования в данной части.

    В соответствии с ч. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

    Требование от **** направлено налоговым органом в установленный законом срок, поскольку решение от **** вступило в законную силу ****.

    В требовании от **** указан срок исполнения до ****.

    Межрайонная инспекция ФНС по Нижегородской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности ****. Мировым судьей судебного участка Саровского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ от **** а-1478/2019 о взыскании с Храмушева О.В. задолженности по налогам. Храмушев О.В. в установленный законом срок направил заявление об отмене судебного приказа. Определением от **** мировым судьей судебного участка Саровского судебного района Нижегородской области судебный приказ был отменен.

    Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    Административный иск направлен почтовым отправлением в суд ****, то есть в пределах установленного законом срока.

    Таким образом, срок судебного взыскания налоговой задолженности по требованию от **** не пропущен.

    Из материалов дела следует, что у ответчика имеется задолженность по: налогу на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 НК РФ: пеня в размере 1761,34 рублей; налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ: пеня в размере 124,26 рублей; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу за расчетные периоды, истекшие до ****): пеня в размере 755,23 рублей; страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ****): пеня в размере 1587,41 рублей; страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с ****): пеня в размере 209,26 рублей; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до ****: пеня в размере 325,57 рублей; страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ****: пеня в размере 719,81 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ****: пени в размере 58,50 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ****): пени в размере 298,22 рублей.

    С **** вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 НК РФ.

    В соответствии с п. 1 ст. 430 НК РФ (редакции, действовавшей до ****) плательщики (индивидуальные предприниматели) уплачивают:

    1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

    в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

    в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

    При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

    2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

    В соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

    За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.

    Абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено статьей 432 Кодекса.

    В силу ч. 5 ст. 432 НК РФ, в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.

    Как установлено в судебном заседании Храмушев О.В. **** прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

    В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик, возложенные на него законом обязанности по уплате страховых взносов не исполнил.

    В связи с неисполнением Храмушевым О.В. обязанности по уплате указанных выше НДФЛ и страховых взносов ему были начислены пени и направлены требования об уплате пени, однако данные требования административным ответчиком не исполнены.

    При предъявлении иска административным истцом доказательств взыскания в установленном законом порядке страховых взносов и НДФЛ, на которые начислены заявленные в исковом заявлении пени не предоставлено и в ходе разбирательства по делу судом не добыто.

    Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены, и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Указанные выводы согласуются с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от **** -О.

    Нормами ч. 1 ст. 11 Федерального закона от **** № 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ****, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от **** № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

    Суд исходит из того, что статьей 11 Закона № 436-ФЗ предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих двух условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

    Исходя из смысла положений статьи 11 Закона № 436-ФЗ и статьи 14 Закона № 212-ФЗ списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам, указанная позиция отражена в определении Верховного суда РФ от 01 ноября 2019 года № 302-ЭС19-10889.

    Размер задолженности по страховым взносам налогоплательщика Храмушева О.В. не превысил размер, определяемый в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, доказательств о том, что недоимка по страховым взносам была уплачена, либо взыскана до 29 января 2018 года, суду не представлено, а потому все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, рассчитанные за периоды до 01 января 2017 года подлежали признанию безнадежными ко взысканию и списанию.

    На сумму страховых взносов, которая должна быть признана безнадежной ко взысканию и списана, не подлежит начислению пеня.

    В Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 № 11-П изложена четкая правовая позиция, согласно которой пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.

    В силу п. п. 5, 6 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 - 48 НК РФ.

    Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 57 Постановления от 30.07.2013 № 57, при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

    На основании изложенного исковые требования налогового органа о взыскании с Храмушева О.В. пени по НДФЛ и страховым взносам не подлежат удовлетворению, поскольку данная налоговая задолженность за периоды осле **** не взыскана с Храмушева О.В.

    На основании выше изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований административного истца о взыскании пени по страховым взносам и налогу на доходы физических лиц.

    Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

    Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

    Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: свыше 1 000 000 рублей - 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

     Таким образом, поскольку административный истец Межрайонная инспекция ФНС России по Нижегородской области освобождена от уплаты государственной пошлины, при этом суд не располагает данными об освобождении от уплаты судебных расходов ответчика Храмушева О.В., суд находит подлежащим взысканию с ответчика Храмушева О.В. в доход бюджета государственную пошлину в размере 13392 рублей 37 копеек.

    Руководствуясь ст.ст.175-180, 286-290 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Нижегородской области к Храмушеву О. В. о взыскании налоговой задолженности удовлетворить частично.

    Взыскать с Храмушева О. В., **** года рождения, уроженца ..., ИНН , зарегистрированного по адресу: ..., в пользу Межрайонной инспекции ФНС России по Нижегородской области налоговую задолженность в размере 1038474 (один миллион тридцать восемь тысяч четыреста семьдесят четыре) рублей, из которых налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации: налог (КБК 18, ОКТМО ) – 765112 рублей, пени (КБК , ОКТМО 22704000) – 236776 рублей, штраф (КБК , ОКТМО ) – 36586 рублей.

    В остальной части административных исковых требований отказать.

    Взыскать с Храмушева О. В. в доход бюджета государственную пошлину в размере 13392 рублей 37 копеек.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Саровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 апреля 2021 года.

Судья                                         Э.В. Ковалев

2а-33/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Межрайонная ИФНС России №3 по Нижегородской области
Ответчики
Храмушев Олег Вячеславович
Другие
УФНС России по Нижегородской области
Суд
Саровский городской суд Нижегородской области
Судья
Ковалев Э.В.
Дело на сайте суда
sarovsky.nnov.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация административного искового заявления
01.10.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2020Подготовка дела (собеседование)
21.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.11.2020Судебное заседание
15.12.2020Судебное заседание
29.12.2020Судебное заседание
22.01.2021Судебное заседание
12.02.2021Судебное заседание
19.03.2021Судебное заседание
19.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021Дело оформлено
19.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее