Судья Пронин Е.С. Дело № 3/2-570/2023
Дело № 22к-316/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«24» января 2024 года г. Симферополь
Cудебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Крым Российской Федерации в составе:
председательствующего Ермаковой М.Г.,
при секретаре – Мартыненко В.А.,
с участием прокурора апелляционного отдела УСУ прокуратуры Республики Крым – Туренко А.А.,
защитника - адвоката – Гук Ю.В.,
обвиняемого – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования видеоконференц-связи материалы дела по апелляционной жалобе защитника-адвоката Гук Ю.В., действующей в интересах обвиняемого ФИО1, на постановление Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 декабря 2023 года, о продлении срока содержания под стражей, в отношении:
ФИО1,
родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, имеющего среднее образование, холостого, официально не трудоустроенного, пенсионера, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 – п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 декабря 2023 года в отношении ФИО1 продлен срок содержания под стражей на 02 месяца 00 суток, а всего до 04 месяцев 00 суток, то есть до 10 марта 2024 года.
В апелляционной жалобе адвокат Гук Ю.В., действующая в защиту интересов обвиняемого ФИО1 просит, отменить постановление суда первой инстанции от 27 декабря 2023 года, в удовлетворении ходатайства следователя – отказать, избрать ФИО1 на указанный срок меру пресечения в виде домашнего ареста с установлением ограничений.
Указывает, что материалы дела не содержат каких-либо сведений, позволяющих сделать вывод о целесообразности продления в отношении ФИО1 самой строгой меры пресечения. Полагает, что суд ограничился формальным указанием на наличие обстоятельств для продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Считает, что заключение под стражу не может быть обоснованно только тяжестью преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет. Отмечает, что выводы суда основаны лишь на предположениях. Также указывает, что судом не дана надлежащая оценка о не своевременности и неэффективности проведения следственных действий в период осуществления предварительного расследования, наличия волокиты по делу. Обращает внимание, что в полной мере не учтена личность ФИО1, который ранее не судим, к административной ответственности не привлекался, находится в преклонном возрасте, состояние здоровья, при этом последний имеет постоянное и единое место жительства и место регистрации, является собственником домовладения, которое расположено по адресу: <адрес>. Указывает, что ФИО1 не намерен скрываться.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив представленные материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 389.9 УПК РФ, суд апелляционной инстанции проверяет по апелляционным жалобам, представлениям законность, обоснованность и справедливость приговора, законность и обоснованность иного решения суда первой инстанции.
Так, согласно ч. 1 ст. 97 УПК РФ подозреваемому и обвиняемому может быть избрана мера пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что он может: скрыться от предварительного следствия; продолжить заниматься преступной деятельностью; угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
В соответствии с п. 3,4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок и до трех лет, при наличии и того обстоятельства, что он скрылся от органов предварительного расследования или от суда, либо нарушил ранее избранную в отношении него меру пресечения.
Согласно ч. 2 ст. 109 УПК РФ в случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения, этот срок может быть продлен судьей районного суда до 6 месяцев, а в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения, до 12 месяцев.
Из содержания ч. 1 ст. 110 УПК РФ следует, что мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 настоящего Кодекса.
Как следует из представленных материалов дела:
Органами предварительного следствия ФИО1 обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 – п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ.
10.11.2023 года ФИО1 был задержан в порядке ст. ст. 91, 92 УПК РФ.
11.11.2023 года Киевским районным судом г. Симферополь Республики Крым в отношении ФИО1 была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 02 месяца 00 суток, то есть до 10 января 2024 года.
11.11.2023 года ФИО1 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 – п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ.
26.12.2023 года руководителем следственного органа, срок предварительного следствия по уголовному делу продлен на 02 месяца 00 суток, а всего до 04 месяцев 00 суток, то есть до 10 марта 2024 года.
27.12.2023 г. следователь СО УФСБ России по РК и г. Севастополю ФИО6, с согласия руководителя следственного органа, обратилась с ходатайством в суд о продлении срока содержания под стражей обвиняемому – ФИО1 на 02 месяца 00 суток, а всего до 04 месяцев 00 суток, т.е. по 10 марта 2024 года.
В обоснование своего ходатайства указывает, что ФИО1 обвиняется в покушении на совершение преступления против здоровья населения и общественной нравственности - незаконного сбыта наркотических средств, а также частей растений, содержащих наркотическое средство, совершенной группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере, то есть в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.30 – п. «г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, за которое уголовным законом отнесено к категории особо тяжких, за которое предусмотрено в качестве основного вида наказания только лишение свободы сроком от 10 до 20 лет. Также следователь указывает, что ФИО1, оставаясь на свободе и опасаясь тяжести наказания, может скрыться от предварительного следствия и суда, угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Постановлением Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 декабря 2023 года в отношении ФИО1 продлен срок содержания под стражей на 02 месяца 00 суток, а всего до 04 месяцев 00 суток, то есть до 10 марта 2024 года.
Проанализировав имеющиеся по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о продлении срока содержания ФИО1 под стражей с учетом обстоятельств дела и данных, характеризующих личность обвиняемого, при этом суд также верно пришел к выводу о том, что оснований для изменения или отмены ранее избранной меры пресечения не усматривается.
Так, при продлении меры пресечения, суд учитывая, что ФИО1 обвиняется в покушении на совершение преступления против здоровья населения и общественной нравственности, за которое уголовным законом предусмотрено наказание лишение свободы сроком от 10 до 20 лет, при этом близких родственников на территории РФ не имеет, имеет гражданство Украины, в связи с чем, он может скрыться от органов следствия и суда.
Вопреки доводам апеллянта, следователем были представлены подтверждающие сведения о наличии данных, подтверждающих риски указанные в ст. 97 УПК РФ.
Требования уголовно-процессуального закона, регламентирующие условия и порядок продления меры пресечения в виде содержания под стражей, по настоящему делу не нарушены.
Данных, свидетельствующих о необъективном рассмотрении судом ходатайства о продлении срока меры пресечения, в представленных материалах не имеется.
Все выводы суда надлежащим образом мотивированы и основаны на материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения. Выводы суда соответствуют требованиям действующего уголовно-процессуального закона. Тем более, что сведения, характеризующие личность ФИО1, не влияют на законность и обоснованность принятого судом решения и могут быть учтены только при рассмотрении уголовного дела по существу.
Судом в достаточной степени проверена обоснованность подозрений в причастности ФИО1 к инкриминируемому ему деянию. При этом повторная или дополнительная проверка обоснованности подозрений, согласно нормам УПК РФ, не требуется.
Также было учтено то обстоятельство, что основания содержания ФИО1 под стражей являются существенными, обоснованными и не потеряли своего значения до настоящего времени, а ограничения, связанные с применением данной меры пресечения соразмерны тяжести инкриминируемого деяния и данными о личности обвиняемого.
Таким образом, тяжесть предъявленного ФИО1 обвинения в совокупности с данными о его личности, позволили суду первой инстанции прийти к правильному выводу о необходимости продления ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, и о невозможности избрания иной, более мягкой меры пресечения, в том числе и домашнего ареста, как этого просит адвокат Гук Ю.В. в своей апелляционной жалобе. При этом, судом первой инстанции, вопреки доводам стороны защиты, обоснованно учитывалось, что основания, послужившие для избрания данной меры пресечения до настоящего времени не изменились и не отпали.
Доводы апелляционной жалобы, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, и не содержат фактов, которые не были проверены или не учтены судом при рассмотрении дела, но повлияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Оснований для изменения меры пресечения ФИО1 на более мягкую меру пресечения, а именно на домашний арест, как этого просит в своей апелляционной жалобе адвокат, у суда не имелось.
Вопреки доводам апеллянта, в постановлении суда имеется мотивированный вывод о невозможности применения в отношении ФИО1 иной, более мягкой меры пресечения, в том числе домашнего ареста, мотивы полно приведены в постановлении.
Из протокола судебного заседания от 27 декабря 2023 года следует, что судебное разбирательство проведено в соответствии с установленной процедурой судопроизводства, с соблюдением прав обвиняемого, полностью соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других граждан.
Нарушений требований ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном продлении в отношении ФИО1, избранной меры пресечения, судом первой инстанции не установлено, не усматривает таковых и суд апелляционной инстанции.
Суд первой инстанции, с соблюдением принципов состязательности и равноправия сторон, оценил доводы всех участников процесса, предоставив сторонам обвинения и защиты равные возможности для реализации своих прав.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при решении вопроса о продлении в отношении ФИО1, меры пресечения в виде содержания под стражей, суд дал оценку требованиям стороны защиты об отказе в ходатайстве следователя о продлении меры пресечения в виде содержания под стражей.
Обстоятельств, свидетельствующих о невозможности содержания ФИО1, под стражей, в том числе связанных с состоянием его здоровья, так как медицинских заболеваний, включенных в перечень заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 № 3, не имеется. Суду апелляционной инстанции так же не представлено.
Нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законов, влекущих отмену постановления, не установлено.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы защитника-адвоката Гук Ю.В., действующего в интересах обвиняемого ФИО1, не имеется, в связи с чем, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 389.20 УПК РФ, суд апелляционной инстанции,
п о с т а н о в и л:
постановление Киевского районного суда г. Симферополь Республики Крым от 27 декабря 2023 года, о продлении срока содержания под стражей, в отношении ФИО1 - оставить без изменений.
Апелляционное постановление вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с положениями главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: