Решение по делу № 2-265/2024 от 27.03.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-265/2024

УИД 37RS0-96

23 апреля 2024 года                                                                                     г. Пучеж       

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующей судьи Киселевой М.В.,

при секретаре Саковой Е.В.,

с участием истца-и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Шаталова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2024 года в г.Пучеж гражданское дело по иску и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

И.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке источника питьевого водоснабжения - колодца, расположенного у дома №8 деревни Перепелино Верхнеландеховского района Ивановской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Верхнеландеховского района проведена проверка ответчика на соблюдение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства источник питьевого водоснабжения - колодец, расположенный по вышеуказанному адресу, является бесхозяйным, меры к постановке данного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта ответчиком не приняты. Данное обстоятельство создает реальную угрозу безопасности неограниченного круга лиц - пользователей данного источника питьевого водоснабжения, может привести к причинению вреда их здоровью, влечет невозможность установления в дальнейшем муниципальной собственности на данный объект и нормальной его эксплуатации в соответствии с установленными требованиями к качеству питьевого водоснабжения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Верхнеландеховское городское поселение, Отдел по управлению земельными ресурсами и архитектуре администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области.

В судебное заседание ответчик и представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Представитель ответчика представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора признает.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Пучежского районного суда Ивановской области.

В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Верхнеландеховского района Шаталов Е.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Суд, заслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Ст.42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 п.4 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, п.1. ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ) принятие мер по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с п.п.1,3 ст.19 Федерального закона № 416-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п.13 ч.2 Федерального закона № 416-ФЗ нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц. Колодец является источником нецентрализованной системы холодного водоснабжения.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,     СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с положениями ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.     

Бесхозяйной вещью в соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч.3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч.10 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон №218-ФЗ) органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 №П/0086 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок». Согласно п.3 Порядка на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Верхнеландеховского района 25 марта 2024 года, на основании решения и.о.заместителя прокурора о проведении проверки от 20 марта 2024 года №66, установлено, что источник питьевого водоснабжения - колодец, расположенный на территории д.Перепелино Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, не имеет собственника, является бесхозяйным. Вопреки нормам действующего федерального законодательства меры к постановке данного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта администрацией Верхнеландеховского муниципального района не приняты.

Согласно п.2 ст.2 Устава Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Верхнеландеховского городского поселения от 24.11.2011 №27 (далее-Устав), территорию Верхнеландеховского городского поселения составляет, в том числе деревня Перепелино.

К вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ч.7 Устава). Согласно ст.34 Устава полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Верхнеландеховского городского поселения исполняет администрация Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области.

В соответствии с п.3 ст.29.1 Устава Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Верхнеландеховского районного Совета от 06.09.2019 №26, к компетенции администрации Верхнеландеховского муниципального района в части исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Верхнеландеховского городского поселения относятся осуществление полномочий по решению вопросов местного значения поселения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законамиИвановской области.

Согласно ответу администрации Верхнеландеховского муниципального района от 25.03.2024 вышеуказанный колодец не является собственностью Верхнеландеховского городского поселения и не состоит на бесхозяйном учете (л.д.13).

Исходя из требований закона, при установленном нарушении прав неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного, и в силу закона должен нести бремя безопасного использования последнего.

Непринятие мер по постановке на учет спорного объекта недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельствует о несоблюдении ответчиком действующего законодательства в указанной сфере, что может привести к причинению вреда здоровью неопределенного круга лиц - пользователей данного источника питьевого водоснабжения ввиду социальной значимости данного объекта и является основанием для обращения прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ с настоящим иском.

Стороной ответчика суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что допущенные нарушения устранены, меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанного источника питьевого водоснабжения - колодца не предпринимались.

Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются доказательствами, приведенными выше, которые суд признает относимым, допустимыми и достаточными для разрешения данного иска. Установленные обстоятельства признаны ответчиком, о чем указано им в письменном заявлении суду. Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. он соответствует закону, не нарушает права третьих лиц.

Указанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат безусловному устранению в порядке, установленном законом.

Поскольку отсутствие собственника колодца затрудняет надлежащий контроль над его техническим состоянием и надлежащей эксплуатацией, не позволяет организовать надлежащее соблюдение санитарных норм и правил в сфере водоснабжения, чем создается угроза жизни и здоровью граждан населенного пункта, а также других лиц, использующих воду колодца в питьевых целях, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по осуществлению действий по постановке на учет спорного бесхозяйного колодца в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта в течении одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Суд, с учетом обстоятельств дела, мнения сторон, считает, что срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный и.о. заместителя прокурора Верхнеландеховского района, разумный, обоснованный и достаточный при должной добросовестности для исполнения решения суда.

В связи с изложенным, исковые требования и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (<адрес> ) в течении 1 года с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке источника питьевого водоснабжения - колодца, расположенного у дома №8 деревни Перепелино Верхнеландеховского района Ивановской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий             подпись                   М.В.Киселева

      В окончательной форме решение вынесено 23 апреля 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-265/2024

УИД 37RS0-96

23 апреля 2024 года                                                                                     г. Пучеж       

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующей судьи Киселевой М.В.,

при секретаре Саковой Е.В.,

с участием истца-и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Шаталова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2024 года в г.Пучеж гражданское дело по иску и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

И.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке источника питьевого водоснабжения - колодца, расположенного у дома №8 деревни Перепелино Верхнеландеховского района Ивановской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Верхнеландеховского района проведена проверка ответчика на соблюдение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства источник питьевого водоснабжения - колодец, расположенный по вышеуказанному адресу, является бесхозяйным, меры к постановке данного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта ответчиком не приняты. Данное обстоятельство создает реальную угрозу безопасности неограниченного круга лиц - пользователей данного источника питьевого водоснабжения, может привести к причинению вреда их здоровью, влечет невозможность установления в дальнейшем муниципальной собственности на данный объект и нормальной его эксплуатации в соответствии с установленными требованиями к качеству питьевого водоснабжения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Верхнеландеховское городское поселение, Отдел по управлению земельными ресурсами и архитектуре администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области.

В судебное заседание ответчик и представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Представитель ответчика представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора признает.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Пучежского районного суда Ивановской области.

В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Верхнеландеховского района Шаталов Е.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Суд, заслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Ст.42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 п.4 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, п.1. ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ) принятие мер по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с п.п.1,3 ст.19 Федерального закона № 416-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п.13 ч.2 Федерального закона № 416-ФЗ нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц. Колодец является источником нецентрализованной системы холодного водоснабжения.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,     СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с положениями ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.     

Бесхозяйной вещью в соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч.3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч.10 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон №218-ФЗ) органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 №П/0086 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок». Согласно п.3 Порядка на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Верхнеландеховского района 25 марта 2024 года, на основании решения и.о.заместителя прокурора о проведении проверки от 20 марта 2024 года №66, установлено, что источник питьевого водоснабжения - колодец, расположенный на территории д.Перепелино Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, не имеет собственника, является бесхозяйным. Вопреки нормам действующего федерального законодательства меры к постановке данного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта администрацией Верхнеландеховского муниципального района не приняты.

Согласно п.2 ст.2 Устава Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Верхнеландеховского городского поселения от 24.11.2011 №27 (далее-Устав), территорию Верхнеландеховского городского поселения составляет, в том числе деревня Перепелино.

К вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ч.7 Устава). Согласно ст.34 Устава полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Верхнеландеховского городского поселения исполняет администрация Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области.

В соответствии с п.3 ст.29.1 Устава Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Верхнеландеховского районного Совета от 06.09.2019 №26, к компетенции администрации Верхнеландеховского муниципального района в части исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Верхнеландеховского городского поселения относятся осуществление полномочий по решению вопросов местного значения поселения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законамиИвановской области.

Согласно ответу администрации Верхнеландеховского муниципального района от 25.03.2024 вышеуказанный колодец не является собственностью Верхнеландеховского городского поселения и не состоит на бесхозяйном учете (л.д.13).

Исходя из требований закона, при установленном нарушении прав неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного, и в силу закона должен нести бремя безопасного использования последнего.

Непринятие мер по постановке на учет спорного объекта недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельствует о несоблюдении ответчиком действующего законодательства в указанной сфере, что может привести к причинению вреда здоровью неопределенного круга лиц - пользователей данного источника питьевого водоснабжения ввиду социальной значимости данного объекта и является основанием для обращения прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ с настоящим иском.

Стороной ответчика суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что допущенные нарушения устранены, меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанного источника питьевого водоснабжения - колодца не предпринимались.

Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются доказательствами, приведенными выше, которые суд признает относимым, допустимыми и достаточными для разрешения данного иска. Установленные обстоятельства признаны ответчиком, о чем указано им в письменном заявлении суду. Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. он соответствует закону, не нарушает права третьих лиц.

Указанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат безусловному устранению в порядке, установленном законом.

Поскольку отсутствие собственника колодца затрудняет надлежащий контроль над его техническим состоянием и надлежащей эксплуатацией, не позволяет организовать надлежащее соблюдение санитарных норм и правил в сфере водоснабжения, чем создается угроза жизни и здоровью граждан населенного пункта, а также других лиц, использующих воду колодца в питьевых целях, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по осуществлению действий по постановке на учет спорного бесхозяйного колодца в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта в течении одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Суд, с учетом обстоятельств дела, мнения сторон, считает, что срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный и.о. заместителя прокурора Верхнеландеховского района, разумный, обоснованный и достаточный при должной добросовестности для исполнения решения суда.

В связи с изложенным, исковые требования и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (<адрес> ) в течении 1 года с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке источника питьевого водоснабжения - колодца, расположенного у дома №8 деревни Перепелино Верхнеландеховского района Ивановской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий             подпись                   М.В.Киселева

      В окончательной форме решение вынесено 23 апреля 2024 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-265/2024

УИД 37RS0-96

23 апреля 2024 года                                                                                     г. Пучеж       

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующей судьи Киселевой М.В.,

при секретаре Саковой Е.В.,

с участием истца-и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Шаталова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2024 года в г.Пучеж гражданское дело по иску и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

И.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке источника питьевого водоснабжения - колодца, расположенного у дома №8 деревни Перепелино Верхнеландеховского района Ивановской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Верхнеландеховского района проведена проверка ответчика на соблюдение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства источник питьевого водоснабжения - колодец, расположенный по вышеуказанному адресу, является бесхозяйным, меры к постановке данного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта ответчиком не приняты. Данное обстоятельство создает реальную угрозу безопасности неограниченного круга лиц - пользователей данного источника питьевого водоснабжения, может привести к причинению вреда их здоровью, влечет невозможность установления в дальнейшем муниципальной собственности на данный объект и нормальной его эксплуатации в соответствии с установленными требованиями к качеству питьевого водоснабжения.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Верхнеландеховское городское поселение, Отдел по управлению земельными ресурсами и архитектуре администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области.

В судебное заседание ответчик и представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Представитель ответчика представил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования прокурора признает.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Пучежского районного суда Ивановской области.

В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Верхнеландеховского района Шаталов Е.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Суд, заслушав участника процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Ст.42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно п.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 п.4 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, п.1. ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон № 416-ФЗ) принятие мер по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В соответствии с п.п.1,3 ст.19 Федерального закона № 416-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона № 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п.13 ч.2 Федерального закона № 416-ФЗ нецентрализованная система холодного водоснабжения - сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц. Колодец является источником нецентрализованной системы холодного водоснабжения.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно - эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»,     СанПиН 1.2.3685-21

«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» питьевая вода должна быть безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с положениями ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.     

Бесхозяйной вещью в соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч.3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч.10 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон №218-ФЗ) органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

Приказом Росреестра от 15.03.2023 №П/0086 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок». Согласно п.3 Порядка на учет принимаются здания (строения), сооружения, помещения, машино-места, объекты незавершенного строительства (далее - объекты недвижимого имущества), сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которые собственники отказались.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Верхнеландеховского района 25 марта 2024 года, на основании решения и.о.заместителя прокурора о проведении проверки от 20 марта 2024 года №66, установлено, что источник питьевого водоснабжения - колодец, расположенный на территории д.Перепелино Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, не имеет собственника, является бесхозяйным. Вопреки нормам действующего федерального законодательства меры к постановке данного колодца на учет в качестве бесхозяйного объекта администрацией Верхнеландеховского муниципального района не приняты.

Согласно п.2 ст.2 Устава Верхнеландеховского городского поселения Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Совета Верхнеландеховского городского поселения от 24.11.2011 №27 (далее-Устав), территорию Верхнеландеховского городского поселения составляет, в том числе деревня Перепелино.

К вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ч.7 Устава). Согласно ст.34 Устава полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Верхнеландеховского городского поселения исполняет администрация Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области.

В соответствии с п.3 ст.29.1 Устава Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области, утвержденного решением Верхнеландеховского районного Совета от 06.09.2019 №26, к компетенции администрации Верхнеландеховского муниципального района в части исполнения полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Верхнеландеховского городского поселения относятся осуществление полномочий по решению вопросов местного значения поселения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законамиИвановской области.

Согласно ответу администрации Верхнеландеховского муниципального района от 25.03.2024 вышеуказанный колодец не является собственностью Верхнеландеховского городского поселения и не состоит на бесхозяйном учете (л.д.13).

Исходя из требований закона, при установленном нарушении прав неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного, и в силу закона должен нести бремя безопасного использования последнего.

Непринятие мер по постановке на учет спорного объекта недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельствует о несоблюдении ответчиком действующего законодательства в указанной сфере, что может привести к причинению вреда здоровью неопределенного круга лиц - пользователей данного источника питьевого водоснабжения ввиду социальной значимости данного объекта и является основанием для обращения прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ с настоящим иском.

Стороной ответчика суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что допущенные нарушения устранены, меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанного источника питьевого водоснабжения - колодца не предпринимались.

Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются доказательствами, приведенными выше, которые суд признает относимым, допустимыми и достаточными для разрешения данного иска. Установленные обстоятельства признаны ответчиком, о чем указано им в письменном заявлении суду. Суд принимает признание иска ответчиком, т.к. он соответствует закону, не нарушает права третьих лиц.

Указанные нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц подлежат безусловному устранению в порядке, установленном законом.

Поскольку отсутствие собственника колодца затрудняет надлежащий контроль над его техническим состоянием и надлежащей эксплуатацией, не позволяет организовать надлежащее соблюдение санитарных норм и правил в сфере водоснабжения, чем создается угроза жизни и здоровью граждан населенного пункта, а также других лиц, использующих воду колодца в питьевых целях, в связи с чем, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по осуществлению действий по постановке на учет спорного бесхозяйного колодца в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта в течении одного года с даты вступления решения суда в законную силу.

Суд, с учетом обстоятельств дела, мнения сторон, считает, что срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный и.о. заместителя прокурора Верхнеландеховского района, разумный, обоснованный и достаточный при должной добросовестности для исполнения решения суда.

В связи с изложенным, исковые требования и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о.заместителя прокурора Верхнеландеховского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать администрацию Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области (<адрес> ) в течении 1 года с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке источника питьевого водоснабжения - колодца, расположенного у дома №8 деревни Перепелино Верхнеландеховского района Ивановской области, на учет в качестве бесхозяйного объекта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий             подпись                   М.В.Киселева

      В окончательной форме решение вынесено 23 апреля 2024 года

2-265/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. заместителя прокурора Верхнеландеховского района
Ответчики
Администрация Верхнеландеховского района
Другие
Отдел по управлению земельными ресурсами и архитектуре администрации Верхнеландеховского муниципального района Ивановской области
Верхнеландеховское городское поселение
Суд
Пучежский районный суд Ивановской области
Судья
Киселева Марина Васильевна
Дело на сайте суда
puchezhsky.iwn.sudrf.ru
27.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2024Передача материалов судье
28.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.04.2024Судебное заседание
23.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2024Дело оформлено
23.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее