УИД 54RS0001-01-2023-004124-16
Судья: Насалевич Т.С. Дело № 2-167/2024
Докладчик: Никифорова Е.А. № 33-9148/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Александровой Л.А.,
судей Коголовского И.Р., Никифоровой Е.А.,
при секретаре Токаревой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске «26» сентября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социального развития Новосибирской области Саулиной К.С. на решение Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 20 марта 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению Постниковой Зои Павловны об обязании предоставить жилое помещение, которым постановлено:
Иск Постниковой Зои Павловны удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социального развития Новосибирской области предоставить Постниковой Зое Павловне, <данные изъяты>, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Никифоровой Е.А., объяснения представителя Минсоцразвития Новосибирской области Саулиной К.С., судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Постникова З.П. обратилась в суд с иском к администрации Дзержинского района г.Новосибирска об обязании предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилищного фонда.
В обоснование иска указала на то, что является ребенком-сиротой, оставшимся без попечения родителей. На основании приказа главы администрации Дзержинского района г.Новосибирска от 13.01.2010 №4-од по заявлению опекуна Кирилловой Н.В. истец поставлена на учет в отдел опеки и попечительства администрации Дзержинского района г.Новосибирска в качестве несовершеннолетнего приемного ребенка, была зарегистрирована по месту жительства опекуна <данные изъяты>
Мать истицы умерла, сведения об отце отсутствуют.
Недвижимого имущества истица не имеет, за пределы Новосибирской области и Алтайского края никогда не выезжала и жилое помещение не получала по договору социального найма, в собственность не приобретала, не является членом семьи нанимателя по договору социального найма.
Согласно приказу администрации Дзержинского района г.Новосибирска от 22.11.2016 № 1604-од включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. По состоянию на 15.03.2021 учетный номер в списке составлял 1160, на 01.07.2022- 1019, на 01.01.2023- 970.
Из ответа мэрии г.Новосибирска от 31.03.2023 № 21/01-8/7/01477 следует, что вопрос предоставления жилого помещения будет рассмотрен в соответствии с объемом выделяемых денежных средств из федерального и областного бюджетов согласно сводному списку.
Истец полагает, что все условия для предоставления ей специализированного жилого помещения соблюдены: она достигла возраста 18 лет, в установленном законом порядке включена в список для получения специализированного жилого помещения, в собственности недвижимого имущества не имеет, нанимателем или членом семьи нанимателя не является, закрепленного жилого помещения не имеет. В связи с отсутствием собственного жилья истица испытывает серьезные трудности.
Судом в качестве соответчиков привлечены Мэрия г. Новосибирска, Правительство Новосибирской области, Департамент по социальной политике мэрии г. Новосибирска, Министерство труда и социального развития Новосибирской области.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Министерства труда и социального развития Новосибирской области Саулина К.С., в апелляционной жалобе просит решение изменить в части возложения обязанности по обеспечению жилым помещением на Министерство труда и социального развития Новосибирской области, заменив на уполномоченный орган - мэрию города Новосибирска.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не принят во внимание довод о том, что министерство не является надлежащим ответчиком по требованию о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
На территории города Новосибирска уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Новосибирской области от 10.12.2013 №411-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», является мэрия города Новосибирска.
Считает, что поскольку министерство не имеет полномочий по предоставлению жилых помещений, прав и законных интересов истца не нарушало, в предоставлении жилого помещения истцу не отказывало, в правоотношениях с истцом министерство не состоит, требований к министерству не было, решение суда подлежит изменению в части возложения обязанности на министерство, так как надлежащим ответчиком является мэрия города Новосибирска.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истец Постникова З.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из ответа Департамента по социальной политике мэрии г.Новосибирска от 31.03.2023 (л.д. 26) следует, что по состоянию на 01.01.2023 порядковый номер в списке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (т.е. достигших 18 лет) и подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Новосибирске определен за номером 970.
В ответ на обращение Постниковой З.П. Департамент по социальной политике мэрии г.Новосибирска 18.01.2024 указал на то, что ее порядковый номер в данном списке определен за номером 712, вопрос о предоставлении жилого помещения будет рассмотрен в соответствии с объемом выделяемых денежных средств из федерального и областного бюджетов и согласно сводному списку.
Судом установлено, что Постникова З.П. не имеет в собственности на территории Новосибирской области и Алтайского края недвижимого имущества, право на приватизацию жилого помещения в данных регионах не использовала. Жилое помещение за истицей не закреплялось, она не состоит в браке, детей не имеет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей», установив, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, однако жилое помещение ей не было предоставлено, что является нарушением её прав на получение данной меры социальной поддержки, пришел к выводу об удовлетворении заявленного иска, обязав Министерство труда и социального развития Новосибирской области предоставить Постниковой З.П. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированных жилых помещений за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
При этом суд исходил из того, что уполномоченным органом по предоставлению жилого помещения истицу является Министерство труда и социального развития Новосибирской области, мэрия г.Новосибирска лишь исполняет делегированные государственные полномочия Новосибирской области в части передачи жилых помещений.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения на Министерство труда и социального развития Новосибирской области обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в силу следующего.
Положениями ч. 3 ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствие со ст. 1 Закона Новосибирской области от 24.11.2014 № 490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Закону Новосибирской области от 24.11.2014 № 490-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» и Закона Новосибирской области от 05.06.2013 № 331-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность предоставления жилого помещения возложена на мэрию города Новосибирска за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Положения ст. 86 Бюджетного кодекса РФ предусматривают, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Из изложенного следует, что отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями муниципальные образования в Новосибирской области наделены актом законодательной власти - Законом Новосибирской области от 24.11.2014 № 490-ОЗ.
Истец, относящийся к лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена мэрией города Новосибирска до настоящего времени.
Согласно ч. 5 ст. 198 ГПК РФ, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, наименование истца и ответчика, а также один из идентификаторов указанных лиц (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения), указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда. Резолютивная часть решения суда, принятого мировым судьей, также должна содержать указание на срок и порядок подачи заявления о составлении мотивированного решения суда.
В силу ч. 2 ст. 207 ГПК РФ, при принятии решения суда против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.
Как следует из материалов дела, исковые требования Постниковой З.П. были заявлены к нескольким ответчикам, в том числе и к мэрии города Новосибирска.
В этой связи у суда первой инстанции не имелось оснований к удовлетворению иска Постниковой З.П. к Министерству труда и социального развития Новосибирской области о предоставлении жилого помещения.
При таких обстоятельствах, учитывая доводы апелляционной жалобы представителя ответчика Министерства труда и социального развития Новосибирской области, судебная коллегия полагает необходимым решение Дзержинского районного суда г.Новосибирска от 20.03.2024 отменить, принять новое решение, которым обязать мэрию города Новосибирска предоставить истцу жилое помещение и отказать в удовлетворении исковых требований Постниковой З.П. к администрации Дзержинского района г.Новосибирска, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Департаменту по социальной политике Новосибирской области.
Возлагая на ответчика обязанность по предоставлению Постниковой З.П. жилого помещения, суд не указал минимальную площадь, необходимую для предоставления жилого помещения Постниковой З.П.
В соответствии с ст. 1. Закона Новосибирской области от 05.06.2013 N 331-ОЗ (ред. от 05.02.2024) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 24 квадратных метров общей площади на одного человека.
Действовавшая ранее редакция закона предусматривала обязанность обеспечения жилым помещением не менее 30 кв.м..
Вместе с тем, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу Закона Новосибирской области от 06.05.2022 N 203-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежат обеспечению жилыми помещениями исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека. По заявлению указанных лиц возможно обеспечение их жилыми помещениями по норме предоставления площади жилого помещения не менее 24 квадратных метров общей площади на одного человека.
Поскольку Постникова З.П. не успела реализовать свое право на получение жилого помещения до внесения изменений в закон Новосибирской области от 06.05.2022 N 203-ОЗ, она подлежит обеспечению жилым помещением не менее 30 кв.м. общей площади.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 20 марта 2024 года отменить, принять новое решение.
Обязать мэрию города Новосибирска предоставить Постниковой Зое Павловне, <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, по договору найма специализированных жилых помещений площадью не менее 30 кв.м за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
В иске к Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Департаменту социальной политики мэрии г.Новосибирска, администрации Дзержинского района г.Новосибирска отказать.
Апелляционную жалобу представителя Министерства труда и социального развития Новосибирской области Саулиной К.С. удовлетворить.
Мотивированное апелляционное определение составлено 10.10.2024.
Председательствующий
Судьи