Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 мая 2022 года с. Кинель-Черкассы
Кинель–Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Иноземцевой Е.И.
при помощнике судьи Зубовой Е.В., секретаре Проскуриной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–284/2022 по иску Камаевой <данные изъяты> к Мозгунову <данные изъяты>, Прокофьевой <данные изъяты>, Комитету по управлению имуществом Кинель-Черкасского района, третьим лицам Управлению Росреестра по Самарской области, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Кинель-Черкасскому управлению ГУП СО «ЦТИ» о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка,
у с т а н о в и л:
Камаева Т.И. обратилась в суд с иском, указав, что на основании договора купли - продажи недвижимого имущества (земельного участка) от ДД.ММ.ГГГГ является собственницей земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № На указанном участке расположен принадлежащий истицей на праве собственности ? доля дома, в которой она проживает.
Ответчикам принадлежат смежные земельные участки.
Истица обратилась в Управление Росреестра с заявлением о постановке на кадастровый учет жилого дома. Согласно уведомлению от 02.11.2021г. государственный кадастровый учет был приостановлен, так как было установлено, что уточняемый объект недвижимости расположен также на земельном участке с кадастровым номером №, который не указан в техническом плане.
Истица обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером № Указанный земельный участок находится в границах принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером № Фактически указанные земельные участки являются одним объектом землеустройства. В снятии с кадастрового учета было отказано, поэтому она обращается в суд.
Границы земельного участка определяется согласно межевого плана границ от 04.10.2013 г., составленного МУП «АрхПроект», который был согласован со смежными землевладельцами.
Истица просит признать реестровой ошибкой границы земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> и исключить сведения из государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка с кадастровым номером №
В судебное заседание истица не явилась, в заявлении просила рассмотреть дело без его участия, требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Мозгунов В.В. в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело без участия, требования удовлетворить.
Ответчик Светалкина М.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, требования признает.
Ответчик Прокофьева Л.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, требования признает.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района в судебное заседание не явился, в отзыве указал, что истцом предоставлены доказательства возникновения у нее права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:23:1104058:55 в соответствии с данными государственной регистрации прав на недвижимость границы которого совпадают с границами земельного участка с кадастровым номером № Как видно из приложенных к иску материалов, документы, подтверждающие требования истца имеются в его распоряжении, а также в государственных органах кадастрового учета объектов недвижимости. Комитет согласовал местоположение границ участка и иными доказательствами не располагает.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Самарской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Кинель-Черкасского управления ГУП СО «ЦТИ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представили, возражений на заявленные требования не направили.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Статья 9 ГК РФ устанавливает, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Способы защиты гражданских прав перечислены в ст. 12 ГК РФ.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 64 Земельного Кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в ч.3,9 п. 4 ст. 8 указывает, что в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе вид объекта, кадастровый номер, описание местоположения объекта и площадь, если объектом является земельный участок.
Согласно ст. 9 данного Закона в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, в том числе: вид вещного права, номер регистрации и дата государственной регистрации права; сведения о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, записи о предыдущих правообладателях, а также в отношении таких лиц, являющихся физическими лицами, - страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, если такой номер присвоен в установленном порядке; сведения об основании возникновения, изменения, перехода и прекращения права на объект недвижимости; вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения; и другие.
В силу ст. 1 п. 7 указанного Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Статья 41 указанного Закона гласит, что снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости. Если в течение пяти лет со дня государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в части 14 настоящей статьи, не осуществлена государственная регистрация права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации, права муниципальной собственности, права частной собственности, постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, аренды, доверительного управления, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учета, за исключением образуемых при выполнении комплексных кадастровых работ земельных участков, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории, которые после образования будут относиться к землям общего пользования, территориям общего пользования, а также земельных участков, занятых зданиями, сооружениями, объектами незавершенного строительства.
Согласно ч. 3 ст. 41 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учёта земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с государственного кадастрового учёта в соответствии с установленными указанной статьей особенностями осуществления кадастрового учёта при образовании объектов недвижимости.
Законом предусмотрены случаи аннулирования и исключения внесенных в ЕГРН сведений в отношении земельных участков, являющихся временными (ч. 15 СТ. 41 Закона № 218-ФЗ).
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" в статье 22 указывает, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В статье 43 указанного выше Закона указано, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (который до 01.01.2017года Закон назывался «О государственном кадастре недвижимости») местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В ч. 2,3 указано, что предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
В силу ст. 40 указанного Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
В судебном заседании установлено, что Камаева Т.И. является собственницей земельного участка кадастровый №, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Ей же принадлежит ? доля жилого дома по адресу <адрес>. Вторая доля жилого дома принадлежит ФИО2
Постановлением администрации Кинель-Черкасского района Самарской области № 173 от 28.02.2022 г. земельному участку с кадастровым номером № ранее имевшему адрес: <адрес> присвоен адрес: <адрес>
Для постановки на кадастровый учет жилого дома истица обратилась в Управление Росреестра с заявлением. Согласно уведомлению от 02.11.2021 г. государственный кадастровый учет был приостановлен, так как было установлено, что уточняемый объект недвижимости расположен также на земельном участке с кадастровым номером №, который не указан в техническом плане.
Истица обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, указав, что указанный земельный участок находится в границах принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №. Фактически указанные земельные участки являются одним объектом землеустройства.
Из акта согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, следует, что он граничит с земельными участками с кадастровым номером № – собственники земельных участков - ответчики по делу, акт согласования подписали.
Согласно выписке ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером № указана ФИО1, дата присвоения кадастрового номера 22.11.2003 г., границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно выписке из ЕРГН на земельный участок по адресу <адрес> с кадастровым номером № собственником земельного участка является ФИО8 с ДД.ММ.ГГГГ, из дела правоустанавливающих документов на данный земельный участок следует, что Крючков приобрел участок по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО2, который приобрел право собственности на данный участок в порядке наследования после смерти ФИО1. Согласно плану границ земельного участка по адресу <адрес> представленного архивом Росреестра от 2013г., ФИО11 являлась ранее правообладателем земельного участка смежного для участка истицы по адресу <адрес> (который в настоящее время имеет №). Из плана чертежа к данным выписками следует, что фактически земельный участок с кадастровым номером № находится на месте расположения земельного участка №, проанализировав представленные доказательства, суд считает, что сведения о нем внесены в ЕГРН с реестровой ошибкой. При таких обстоятельствах требования истца суд считает подлежащими удовлетворению, сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № подлежат исключению из ЕГРН, оснований считать, что права третьих лиц нарушены, не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Аннулировать из Единого государственного реестра недвижимости (государственного кадастра недвижимости) сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Кинель-Черкасский районный суд в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в мотивированном виде изготовлено 01.06.2022 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |