Решение по делу № 2-1126/2022 от 25.04.2022

УИД:11RS0002-01-2022-001271-75

Дело № 2-1126/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута 19 мая 2022 г.

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,

при секретаре Басаргиной О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вергуновой Юлии Миргалимовны к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» о признании неподлежащим применению приказа, возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

Вергунова Ю.М. обратилась в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» (далее МУП «СТС») о признании неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания приказа от 26 декабря 2019 г. № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС, возложении обязанностей установить ей тарифную ставку 21 304,14 руб. с 1 января 2021 г., 23 212,23 руб. с 1 января 2022 г., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по ним с 1 января 2021 г. в сроки, установленные для получения заработной платы исходя из указанных тарифных ставок, взыскании денежной компенсации морального вреда за введение в заблуждение и как следствие нарушение её права избирать и быть избранной в представительный орган в размере 25 000,00 руб., за нарушение трудовых прав - 25 000,00 руб.

В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в МУП «СТС» в должности оператора 4 разряда, с 29 марта 2021 г. работодателем ей установлен оклад в размере 11 516,00 руб. 8 декабря 2016 г. между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения (далее ОООР ЖКК), выступающим от лица работодателей и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее Профсоюз жизнеобеспечения) - от лица работников заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.» (далее ОТС). МУП «СТС» не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере труда мотивированный письменный отказ присоединиться к ОТС. Согласно ОТС оклад работника определяется исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с применением тарифного коэффициента, соответствующего разряду занимаемой должности. Приложением № 1 ОТС установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Приказом Госстроя РФ от 31 марта 1999 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» также установлена тарифная система оплаты труда и в основу заложена тарифная ставка рабочего первого разряда. В МУП «СТС» имеется коллективный договор на 2020-2022 гг. и Положение об оплате труда работников, согласованное председателем МУП «СТС» Каремовой Л.М., которые не подлежат применению, поскольку Каремова Л.М. является начальником отдела кадров, следовательно, представителем работодателя, работники тайным голосованием не наделяли полномочиями Совет трудового коллектива МУП «СТС», а равно и его председателя Каремову Л.М. от их имени вести переговоры с работодателем на предмет заключения коллективного договора. Работодателем она была лишена права избирать и быть избранной. В приложении № 1 к Положению об оплате труда работникам МУП «СТС» установлена тарифная система оплаты труда, согласно которой для работников 4 разряда установлен тарифный коэффициент 1,31, однако согласно п. 2.1 раздела 2 Положения на предприятии применяется повременно премиальная система оплаты труда на основании должностных окладов, то есть указанные положения об оплате труда противоречат друг другу. Коллективный договор, Положение об оплате труда МУП «СТС» разработаны и приняты не на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), ОТС, Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения». Приказ Госстроя от 31 марта 1999 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)» (далее Приказ Госстроя № 81) является нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим нормы трудового права и подлежащим исполнению работодателем, согласно которому для работников 4 разряда установлен тарифный коэффициент 1,91. Просила признать причины пропуска срока исковой давности уважительными, поскольку она не знала о реальном размере тарифной ставки (оклада) при начислении заработной платы, данную информацию работодатель ей не предоставлял (л.д. 5-14, 29).

Ответчик представил возражения по иску, в которых указал, что исковые требования не признаёт в полном объёме, поскольку МУП «СТС» не является членом ОООР ЖКК, членом региональных объединений работодателей, не уполномочивало их от своего имени заключить ОТС. После официального предложения организациям ЖКХ присоединиться к ОТС в тридцатидневный срок мотивированный отказ от присоединения к ОТС в Минтруд России не представило. Пунктом 10.4 ОТС определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо организации ЖКХ, на которые распространено действие ОТС. Такое присоединение оформляется по решению сторон соглашения, соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком. МУП «СТС» официального предложения от ОООР ЖКХ подписать соглашение о присоединении к ОТС со счётом на оплату целевого взноса не получало, оплата целевого взноса им не производилась. Персональное решение с заявлением о присоединении к ОТС не направляло, соглашение о присоединении к ОТС не подписывало, следовательно, оно не может быть включённым в реестр участников федерального ОТС. Кроме того, п. 10.9 ОТС определено, что в случае применения Соглашения в неприсоединившихся к нему организациях, работодатель несёт ответственность за несанкционированное использование интеллектуальной собственности Профсоюза жизнеобеспечения и ООР. Таким образом, при несоблюдении процедуры присоединения к ОТС, неоплаты целевых взносов и, как следствие, не включения МУП «СТС» в реестр участников федерального ОТС, отсутствием юридического значимого факта участия МУП «СТС» в реализации ОТС, исключается возможность предъявления для учёта в ценах и тарифах экономически обоснованных расходов на содержание персонала. Увеличение фонда заработной платы без включения затрат в тарифы необратимо приведёт к регулярным задержкам выплаты заработной платы работникам, невозможности осуществления ремонтной кампании котельных и тепловых сетей предприятия. Просил применить срок исковой давности, установленного для обращения за решением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы (л.д. 30-31).

Истец, ответчик, третье лицо, каждый, о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 24-27, 13, 31 (оборот).

При таких обстоятельствах, суд считает возможным, в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Разрешая требования истца о признании приказа от 26 декабря 2019 г. № 171-П «Об утверждении Положения об оплате труда» МУП «СТС» неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания, в связи с нарушением при его принятии требований трудового законодательства, взыскании денежной компенсации морального вреда за предоставление истцу недостоверной информации об условиях труда в МУП «СТС», суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 38 ТК РФ, если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Исходя из порядка рассмотрения разрешения коллективных трудовых споров, установленного гл. 61 ТК РФ, правом выдвижения требований от имени работников в соответствии со ст.ст. 29-31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 ТК РФ наделены не конкретные работники, а их представители.

Защита индивидуальных трудовых прав работника возможна только в рамках индивидуального трудового спора, при рассмотрении которого правом требовать недействительным, ничтожным акта, принятого в результате коллективных переговоров, отдельный работник не наделён.

Приказом директора МУП «СТС» от 26 декабря 2019 г. № 171-п утверждено и введено в действие с 1 января 2020 г. Положение об оплате труда работников МУП «СТС» (л.д. 47).

В соответствии с положениями ст.ст. 9, 50 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению при рассмотрении индивидуального трудового спора.

Вместе с тем, положения коллективного трудового договора не могут быть признаны недействительными по иску отдельного работника, поскольку он не является стороной этого коллективного договора и не наделён правом представлять других работников организации, права и интересы которых урегулированы коллективным договором.

Порядок ведения коллективных переговоров, в результате которых заключается и изменяется коллективный договор, установлен гл. 6 ТК РФ, согласно ст. 38 ТК РФ урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.ст. 29-31, ч. 5 ст. 40, ч. 1 ст. 399 ТК РФ правом заявления требований от имени работников наделены не конкретные работники, а их представители.

Таким образом, защита индивидуальных трудовых прав работника, в том числе и при их нарушении положениями коллективного трудового договора, возможна только в рамках индивидуального трудового спора. При рассмотрении этого спора суд вправе сделать вывод о неприменении норм локального нормативного акта, действующего в организации, если при этом нарушаются права работника, но не вправе признавать этот акт, принятый в результате коллективных переговоров, недействительным по иску отдельного работника.

При таких обстоятельствах, поскольку истец, не являясь стороной Коллективного договора, Положения об оплате труда МУП «СТС» МО ГО «Воркута», не вправе оспаривать акты, затрагивающие права и интересы всех работников предприятия, её требования о признании приказа от 26 декабря 2019 г. № 171-П неподлежащим применению и утратившим силу с момента его издания удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом не установлены факты, предоставления ответчиком истцу недостоверной информации, требование истца о взыскании денежной компенсации морального вреда за нарушение права избирать и быть избранной не подлежит удовлетворению.

Разрешая требования истца о возложении обязанностей установить тарифную ставку, произвести перерасчёт заработной платы, отпускных и выплатить задолженность по ним, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда за нарушение её трудовых трав, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Соответственно, заработная плата работника помимо тарифной части (тарифной ставки, оклада, в том числе должностного) может включать в себя стимулирующие и (или) компенсационные выплаты. Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки) имеют целью компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. Включение названных выплат в состав заработной платы обусловлено наличием таких факторов (производственных, климатических и т.п.), которые характеризуют трудовую деятельность работника.

Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учётом условий труда и особенностей трудовой деятельности.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда.

Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.

В соответствии с ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

8 декабря 2016 г. ОООР ЖКК и Профсоюзом жизнеобеспечения заключено «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы», действие которого продлено по 31 декабря 2022 г.

Основным видом деятельности МУП «СТС» является производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха, дополнительными видами деятельности – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, обеспечение работоспособности котельных, обеспечение работоспособности тепловых сетей, торговля паром и горячей водой (тепловой энергией).

Уставом МУП «СТС» определено, что предприятие осуществляет определённую Уставом деятельность, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли, для чего осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке основные виды деятельности: предоставление организациям, расположенным на территории МО ГО «Воркута», услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя; обслуживание тепловых и электрических сетей, зданий и сооружений: магистральных тепловых сетей от источников тепла до центральных тепловых пунктов, ЦТП, повысительных насосных станций, котельных.

При таких обстоятельствах, МУП «СТС» относится к организациям, осуществляющим деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Согласно ч. 8 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в порядке установленном ч. 9 ст. 48 ТК РФ МУП «СТС» не направляло.

С учётом письма Минтруда России от 3 февраля 2017 г. № 14-4/10/В-835 «О присоединении к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы» опубликованного в Российской газете, 17 февраля 2017 г., Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2017 г. № 3, в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МУП «СТС»» действует ОТС, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости.

Из трудового договора от 31 августа 2017 г. № 1250 и приказа о приёме на работу от 31 августа 2017 г. № 247 л/с следует, что Вергунова Ю.М. принята на работу в МУП «СТС» на должность оператора теплового пункта 4 разряда с тарифной ставкой (окладом) 9 799,00 руб. в месяц. Заработная плата выплачивается работнику в денежной форме за первую половину месяца 28 числа текущего месяца, за вторую половину месяца – 14 числа (л.д. 58, 59).

Дополнительными соглашениями от 29 декабря 2017 г., 26 марта 2019 г., 1 апреля 2020 г., 29 марта 2021 г., 1 апреля 2022 г. к трудовому договору от 31 августа 2017 г., Вергуновой Ю.М. с 1 января 2018 г. был установлен оклад в размере 10 218,00 руб., с 1 апреля 2019 г. – 10 657,00 руб., с 1 апреля 2020 г. – 10 978,00 руб., с 1 апреля 2021 г. – 11 516,00 руб., с 1 апреля 2022 г. – 12 484,00 руб. (л.д. 60-64).

Дополнительным соглашением от 26 марта 2019 г. стороны согласовали изменения п. 5.2 трудового договора, согласно которому заработная плата выплачивается работнику каждые полмесяца, за первую половину месяца 30 числа текущего месяца (в феврале – 28), окончательный расчёт по заработной плате проводится 15-го числа месяца, следующего за расчётным (л.д. 61).

Согласно представленным расчётным листкам работника Вергуновой Ю.М. размер её оклада по дням с января 2021 года составлял 10 978,00 руб., с апреля 2021 г. – 11 516,00 руб., с апреля 2022 г. -12 484,00 руб. (л.д. 70-82).

Исходя из п.п. 3.1, 3.2 Коллективного договора МУП «СТС» на 2020-2021 гг. система оплаты труда, действующая на предприятии, регулирует размеры заработной платы работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и устанавливается Положением об оплате труда работников предприятия; основой системы оплаты труда является схема должностных окладов по перечню профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих в соответствии с размерами должностных окладов, установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальной условиях труда и тарифного коэффициента соответствующей профессии (должности) (л.д. 32-48, 49).

В соответствии с п. 1.10 Положения об оплате труда работников МУП «СТС» заработная плата работников предприятия включает следующие выплаты из фонда оплаты труда: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре (контракте) работника – фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат; доплаты (надбавки), предусмотренные трудовым законодательством за особые условия труда (вредные, опасные, тяжёлые работы и иные особые условия труда), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, в ночное время и другие); оплату работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни; за работу в особых климатических условиях.

Согласно п.п. 2.1. Положения об оплате труда работников МУП «СТС» на предприятии имеется повременно-премиальная система оплаты труда на основе должностных окладов, предполагающая начисление премии к установленным в трудовых договорах (контрактах) работникам месячным (должностным) окладам на основании положения о премировании работников предприятия; основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок» по перечню профессий рабочих, должностей руководителей, специалистов и служащих в соответствии с размерами должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда и тарифного коэффициента соответствующей профессии (должности), схема тарифных коэффициентов разработана и принята предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки (приложение № 1); месячные(должностные) оклады устанавливаются в трудовом договоре (контракте) в соответствии с действующим штатным расписанием персонально каждому работнику исходя из сложности возложенных функций, а также уровня квалификации и степени профессиональных навыков этого работника; размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда утверждается директором и составляет 8 135,00 руб. (л.д. 51-56, 57).

Тарифной сеткой по оплате труда работников МУП «СТС» для 4 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,31 (л.д. 51 (оборот) -52).

В соответствии с пунктом 1.12 ОТС в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях № 1 и № 3 к ОТС.

В соответствии с пунктом 2.3. ОТС минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 1 января 2019 г., в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10 303,00 руб.

Пунктом 2.3.1. ОТС установлено, что организации обеспечивают минимальную месячную тарифную ставку рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере МРОТ, установленного федеральным законом (без учёта районных коэффициентов и процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

С учётом изложенного, положения п. 2.3. ОТС являлись обязательными при формировании оплаты труда работников МУП «СТС».

Таким образом, с учётом положения п. 2.3. ОТС (Приложение № 1) на 26 декабря 2019 г. минимальная месячная тарифная ставка (оклад) работника неквалифицированного труда первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2019 г. должна составлять 10 303,00 руб.

Согласно пункту 2.3.3. ОТС размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Исходя из абз. 3 п. 2.4 ОТС рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

14 марта 2019 г. совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК на основании ст. 134 ТК РФ и п. 2.4 ОТС «Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы», рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с 1 января 2020 г. не ниже 10 746,00 руб., с 1 января 2021 г. – 11 154 руб. и с 1 января 2022 г. – 11 600,00 руб.

В связи с тем, что, по официальному сообщению Федеральной службы государственной статистики, сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению в 2020 и 2021 годах значительно превысил плановый показатель 4%, размеры минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном хозяйстве, установленные ранее, требуют дополнительной корректировки для применения в 2022 году и на прогнозный период 2023 года, совместным письмом Профсоюза жизнеобеспечения № 01/172 и ОООР ЖКК от 2 декабря 2021 г. № 287-АК/2021 «Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022 - 2023 годы» минимальная месячная тарифная ставка по оплате труда рабочих первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения, в том числе организации, осуществляющий деятельность по дноочистке и дноуглублению очистных сооружений на 1 января 2022 г. устанавливается в размере 12 153,00 руб.

Размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда в МУП «СТС» на 1 января 2021 г. составляла 8 380,00 руб. (л.д. 71).

Как следует из Коллективного договора МУП «СТС», прошедшего уведомительную регистрацию в Минсоцтруда РК и Положения об оплате труда работников МУП «СТС», для работников 4 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,31.

В соответствии со ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Приказом Госстроя РФ № 81 утверждены Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, из раздела 1 которых, следует, что в связи с переходом к рыночной экономике государство отошло от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников. Элементы государственного регулирования оплаты труда (с сохранением принципа неограничения максимального размера оплаты труда конкретного работника) сохранились в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней. В соответствии с действующим законодательством все остальные предприятия и организации (в том числе государственные и муниципальные) самостоятельно определяют размеры тарифных ставок и должностных окладов, устанавливают виды стимулирующих доплат и надбавок. Государство прямо регулирует только размеры минимальной заработной платы. В ведении Правительства России остались также вопросы применения районных коэффициентов к заработной плате и надбавок за стаж работы на некоторых территориях. Все остальные условия оплаты труда определяются через систему тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а также на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятиях.

При таких, обстоятельствах указанные Методические рекомендации могут быть обязательны к применению лишь в организациях, финансирование содержания которых осуществляется из бюджетов различных уровней, и также не отменяют действие локальных нормативных актов, утверждённых на предприятиях.

Ответчик не относится организациям, финансируемым за счёт бюджетов, соответственно, Методические рекомендации не обязательны к применению при установлении условий оплаты труда, поскольку они носят рекомендательный характер.

Разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением трудового спора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске сроков по уважительным причинам они могут быть восстановлены судом.

Вергунова Ю.М. могла знать о нарушенном праве, получая заработную плату в установленный срок – каждого 15 числа месяца, следующего за расчётным, иск в суд предъявлен ею 20 апреля 2022 г. (направлен почтой), следовательно, с требованием об установлении тарифной ставки за период с января по март 2021 г., перерасчёте заработной платы, отпускных и выплате задолженности по ним за период с 1 января по 31 марта 2021 г. она обратилась с пропуском срока установленного законом. При таких обстоятельствах в указанной части исковые требования Вергуновой Ю.М. удовлетворению не подлежат, доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с данными требованиями ею не представлено.

Довод Вергуновой Ю.М. о том, что причины пропуска срока исковой давности являются уважительными, поскольку она не знала о реальном размере тарифной ставки (оклада) при начислении заработной платы, данную информацию работодатель ей не предоставлял, опровергаются представленными в материалы дела Коллективным договором, Положением об оплате труда, трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, с которыми истец была ознакомлена, о чём свидетельствуют её подписи, а также расчётными листками, из которых следует, что истцу было известно о размере установленной ей тарифной ставке (окладе), исходя из которой ей начисляется заработная плата.

Таким образом, поскольку заработная плата Вергуновой Ю.М. с 1 апреля 2021 г. выплачивалась исходя из оклада 11 516,00 руб., с 1 апреля 2022 г. – 12 484,00 руб. исковые требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчёт по заработной плате, отпускным и выплатить задолженность по ним подлежат удовлетворению с 1 апреля 2021 г., исходя из тарифной ставки (оклада) 14 611,74 руб. (11 154,00 руб. х 1,31), с 1 января 2022 г. - 15 920,43 руб. (12 153,00 руб. х 1,31).

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объёма и характера причинённых работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом установлено нарушение трудовых прав истца при определении размера тарифной ставки, учитывая объём и характер причинённых ей нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 5 000,00 руб.

Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворённых требований, с ответчика в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Вергуновой Юлии Миргалимовны к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворить частично.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» установить Вергуновой Юлии Миргалимовне с 1 апреля 2021 г. тарифную ставку (оклад) 14 611,74 руб., с 1 января 2022 г. - 15 920,43 руб. произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с 1 апреля 2021 г. и выплатить задолженность.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в пользу Вергуновой Юлии Миргалимовны денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.

В остальной части в удовлетворении исковых требований Вергуновой Юлии Миргалимовны к муниципальному унитарному предприятию «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута», - отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Северные тепловые сети» муниципального образования городского округа «Воркута» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (20 мая 2022 г.).

Председательствующий Е.С.Комиссарова

2-1126/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вергунова Юлия Миргалимовна
Ответчики
МУП "Северный тепловые сети"
Другие
Администрация МО ГО "Воркута"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Комиссарова Елена Стефановна
Дело на странице суда
vktsud.komi.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2022Передача материалов судье
26.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее