Дело № 2-166/2023
91RS0020-01-2023-000099-71
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 июня 2023 года пгт Советский
Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Бражника И.С.,
при секретаре - Самокоз Н.И.,
при участии:
старшего помощника прокурора
Советского района Республики Крым - Зайцевой В.С.,
представителя ответчика
администрации Советского района
Республики Крым - Кремповой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании пгт. Советский Советского района Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению прокурора Советского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
прокурор Советского района Республики Крым обратился в Советский районный суд Республики Крым с исковым заявлением о возложении обязанности совершить определенные действия. Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Советского района в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Советское сельское поселение Советского района Республики Крым выявлены нарушения в деятельности администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым. При проведении осмотра территории пгт. Советский в части содержания мест накопления ТКО, установлено, что органом местного самоуправления контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: отсутствует ограждение контейнерных площадок (контейнеров) <адрес>; отсутствует бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами, расположенными по следующим адресам: <адрес>. Непринятие администрацией Советского сельского поселения Советского района Республики Крым должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
06 апреля 2023 г. определением Советского районного суда Республики Крым в качестве третьего лица привлечена Администрация Советского района Республики Крым.
24 мая 2023 г. определением Советского районного суда Республики Крым в качестве соответчика привлечена администрация Советского района Республики Крым и исключена из числа третьих лиц.
Старший помощник прокурора в судебном заседании просила исковое заявление удовлетворить по основаниям изложенным в нем.
Представитель ответчика администрации Советского района Республики Крым в судебном заседании возражала против удовлетворения искового заявления на основании письменных возражений.
Представитель ответчика администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени уведомлен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Прокуратурой Советского района в ходе проверки исполнения требований федерального законодательства в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Советское сельское поселение Советского района Республики Крым выявлены нарушения в деятельности администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
- создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах: определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 3 указанной статьи органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В силу ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Республики Крым от 19.01.2015 № 71-ЗРК 2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Правила) определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления поселения возложены обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, регулируют вопросы накопления отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что органом местного самоуправления не в полном объеме исполняются требования законодательства по надлежащему обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов.
Так, администрацией Советского сельского поселения Советского района Республики Крым сформированы и ведутся: Перечень мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Советского сельского поселения Советского района Республики Крым и Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Советского сельского поселения Советского района Республики Крым.
Указанный реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования сформирован на основании уже существующих 38 мест накопления ТКО.
При проведении осмотра территории пгт. Советский в части содержания мест накопления ТКО. установлено, что органом местного самоуправления контейнерные площадки не оборудованы в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:
- отсутствует ограждение контейнерных площадок (контейнеров) по <адрес>;
- отсутствует бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами, расположенными по следующим адресам: <адрес>.
Непринятие администрацией Советского сельского поселения Советского района Республики Крым должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, в части оборудования контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных ст. 42 Конституции Российской Федерации, создает опасность причинения вреда окружающей среде.
На основании изложенного исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым подлежит частичному удовлетворению.
Полный текст решения изготовлен 26 июня 2023 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 5, 6, 10, 12, 13, 98, 194 – 199, 209, 264 - 268, ст. 211 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление прокурора Советского района Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать администрацию Советского сельского поселения Советского и администрацию Советского района Республики Крым обязанность в течении 6 (шести) месяцев с даты вступления решения суда в законную силу:
- установить ограждение контейнерных площадок (контейнеров) по <адрес>
- установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами, расположенными по следующим адресам: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховной Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья: И.С.Бражник