№а-1140/2020
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2020 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи - Заболотной Н.Н.,
с участием помощника судьи – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, заинтересованные лица – Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Крымское время», государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, Администрация <адрес> о признании незаконным решения, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости,
у с т а н о в и л :
ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, заинтересованные лица – ООО «Редакция газеты «Крымское время», государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2 о признании незаконным решения, понуждении осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости. Свое заявление мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Крымское время» и ним, являющимся собственником здания, заключен договор № КВ-17/10-2019 купли-продажи недвижимого имущества, - нежилого здания (склада) общей площадью 40,7 кв.м. с кадастровым номером 90:22:010315:6791, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. На момент совершения сделки обременений на объект недвижимости не имелось. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 15,18 ФЗ № – ФЗ «О государственной регистрационной недвижимости», а также с соблюдением требований ст. 131 ГК Российской Федерации, для оказания государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним через ГБУ Республики Крым «Многопрофильный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» ООО «Редакция газеты «Крымское время» и им поданы соответствующие документы. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 приостановлена государственная регистрация. Приостановление государственной регистрации мотивировано тем, что согласно ГКН нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010315:6791, расположено на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010315:325, принадлежащим на праве аренды иному лицу. ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 90:22:010315:6791, документы на который были предоставлены ДД.ММ.ГГГГ под номером №. Отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество мотивирован тем, что при проведении правовой экспертизы установлено, что согласно данных ГКН нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010315:6791, расположено на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010315:325, принадлежащем на праве аренды иному лицу. В вышестоящий орган согласно подчиненности жалоба на решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе не подавалась. На основании изложенного истец просит признать незаконным решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права собственности; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ № и предоставленных документов.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к участию в деле в качестве соответчика Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, изменив его процессуальный статус с заинтересованного лица.
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация <адрес>.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика – Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Подал письменные пояснения, в которых просил отказать в удовлетворении иска.
Ответчик - государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо - государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, представитель заинтересованного лица – Администрации <адрес> в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.
Суд, исследовав материалы административного дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие. Представленные документы изучаются как на предмет подлинности и достоверности, так и на соответствие их формы и содержания требованиям законодательства.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ООО «Редакция газеты» «Крымское время» через МФЦ обратились в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым за государственной регистрацией права собственности на объект недвижимости - нежилое здание лит. «В», общей площадью 40,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, в районе <адрес> (л.д.202-204)
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, ФИО3 для регистрации предоставил следующие документы: приказ о назначении от ДД.ММ.ГГГГ №-к, договор купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №КВ-17/10-2019, свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговой органе по месту ее нахождения от ДД.ММ.ГГГГ № Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>, серия 91, протокол общего собрания участников общества от ДД.ММ.ГГГГ №, выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ № Инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес>, серия 91, устав от ДД.ММ.ГГГГ, протокол внеочередного собрания участников ООО «Редакция газеты» «Крымское время» от ДД.ММ.ГГГГ №, платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ №, заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Редакция газеты» «Крымское время».
В ходе правовой экспертизы документов ДД.ММ.ГГГГ по вышеуказанному заявлению Госкомрегистром было принято решение о приостановлении государственной регистрации прав в соответствии с п.5 ч.1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при проведении правовой экспертизы, установлено, что согласно данным ГКН нежилое здание с кадастровым номером 90:22:010315:6791, расположено на земельном участке с кадастровым номером 90:22:010315:325, принадлежащим на праве аренды иному лицу.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с не устранением причин, препятствующих государственной регистрации прав государственным регистратором принято сообщение об отказе в государственной регистрации прав.
Статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что право собственности на нежилое здание литер «В» расположенное по адресу: <адрес>, в районе жилого <адрес>, зарегистрировано за ФИО3 на основании договора купли продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.20-23).
ДД.ММ.ГГГГ между Симферопольским городским советом и ООО «ТРИО» заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В 2012 г. между Симферопольским городским советом и ООО «ТРИО» заключено дополнительное соглашение № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.164-165)
В 2013 г. между Симферопольским городским советом и ООО «ТРИО» заключено дополнительное соглашение № к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому договор аренды земли возобновляется на 5 лет на тех же условиях, с момента окончания договора до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.181-182)
Из листа записи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером 90:22:010315:325 принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию городской округ Симферополь Республики Крым.
Кроме того, указанный земельный участок, как следует из материалов регистрационного дела, находится в пользовании третьего лица.
Согласно п.п. 5 п.1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, регистрация права собственности на земельный участок повлечет нарушение принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение ответчика принято им в пределах предоставленных полномочий, порядок принятия оспариваемого решения не нарушен, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании изложенного, исковые требования ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, о признании незаконным решения, понуждении осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО1, заинтересованные лица – Общество с ограниченной ответственностью «Редакция газеты «Крымское время», государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО2, Администрация <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Заболотная
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.