Дело № 2а-593/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 г. г.Махачкала
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующей судьи Абдулгамидовой А.Ч., при секретаре Абдуллаевой Э.Б., с извещением сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МР «Магармкентский район» к УФССП России по РД, судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД Мурсалову А.З., МО СП по ОИП УФССП России по РД об освобождении от взыскания от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Администрации МР «Магармкентский район» обратилось в суд с административным иском к УФССП России по РД, судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД Мурсалову А.З., МО СП по ОИП УФССП России по РД об освобождении от взыскания от исполнительского сбора.
Согласно содержания иска, следует, что судебным приставом-исполнителем Мурсаловым А.З. рассмотрев исполнительные документы: ИЛ ФС №019519462 от 03.07.2019 г., ИЛ ФС №019510466 от 03.07.2019г., ИЛ ФФС №019519470 от 03.07.2019г., ИЛ ФС №019519467 от 03.07.2019г., ИЛ ФС №019519461 от 03.07.2019 г., ИЛ ФС №019519464 от 03.07.2019г., поступившие в Межрайонный отдел судебных приставов по ОИП УФССП России по РД, возбуждены исполнительные производства за №№166668\19\0502-ИП от 16.12.2019г., №166667\19\0502-ИП от19.12.2019г., №166664\19\0502-ИП от16.12.2019г., №1266704\19\0502-ИП от16.12.2019г., №166670\19\0502-ИП от16.12.2019г.,№166660\19\0502-ИП от16.12.2019г., №23840\16\05020-ИП от 22.06.2016г. Предмет исполнения: Обязать администрацию МР «Магарамкентский район» профинансировать расходы, связанные с установкой системы видеонаблюдения и тревожной кнопки в образовательных учреждениях МР «Магарамкентский район». В период исполнения требований исполнительных документов им начислен исполнительский сбор в соответствии с ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» С указанными действиями СПИ по начислению исполнительского сбора они не согласны.
В нарушении п.17 ст.30 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», информации о возбуждении исполнительных производств они своевременно не получили, в связи с чем они при формировании бюджеты МР «Магарамкентский район» на очередной 2020 год при его утверждении представительными органами МР были в неведении о возбуждении исполнительных производств, в связи с чем они лишились возможности внести данные расходы в бюджетную смету да его утверждения.
на сегодняшний день администрацией МР «Магарамкентский район» требования исполнительных документов исполнены соответствующие расходы включены в бюджетную смету на очередной год. Более того, исполнение решения судов было исполнено частично до возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительных производств. В школах установлены камеры видеонаблюдения, прорабатывается вопрос включения в план и в план-график закупок выполнение работ по установке тревожной кнопки и определения подрядной организации путем электронного аукциона в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Согласно норм закона и разъяснения законодательства, в частности п.75 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 №50 «О применении законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий-невыполнения должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
Уклонения со стороны администрации не имелось, так как постановление о возбуждении исполнительного производства ими получены 26.11.2020г, впоследствии ими приняты все меры для полного и своевременного исполнения требований исполнительного документа.
Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета МР «Магарамкентский район», исполнение решения суда возможно на основании заключенных государственных контрактов на выполнение работ и оказание услуг, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков. Органы местного самоуправления обладают бюджетным иммунитетом, согласно с которым органам УФССП РФ запрещено обращать взыскание на бюджетные средства. Ими совершены действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документов в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока, но его исполнение в установленный добровольный срок не представляется возможным по объективным причинам, так как есть предусмотренный порядок принятия бюджета и внесения в него изменений, установленный Бюджетным кодексом РФ.
На основании ст.112 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», ст.401 ГК РФ, просит суд освободить администрацию МР «Магарамкентский район» от взыскания исполнительского сбора по постановления СПИ Мурсалова А.З. по возбужденным исполнительным производствам в отношении них.
Стороны, истец Администрации МР «Магармкентский район», ответчики - УФССП России по РД, судебный пристав-исполнитель Мурсалов А.З.,, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, уважительных причин неявки в суд не представили, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, так как суд не признал явку сторон обязательной, и она не являетсяобязательной по закону.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями статьи 112 ФЗ от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч.1) Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебномуприставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2) Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3)
Должник вправе в порядке, установленном настоящим ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6)
Таким образом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Частью 7 статьи 112 указанного Федерального закона предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексомРФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" гласит, что иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
По смыслу закона должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенной исполнительным документом обязанности.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Согласно материалам дела, следует, что Магармкентским районным судом РД 23 мая 2019 года были удовлетворены шесть исков прокурора Магарментского района РД в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Магарамкентский район» и МКОУ «Макаказмалярская НОШ» о возложении обязанности на Администрацию МО «Магарамкентский район» профинансировать расходы, связанные с антитеррористической защищенностью МКОУ «Макаказмалярская НОШ», и МКОУ «Макаказмалярская НОШ» обязанности по мере финансирования из бюджета установить системы защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно исполнительного листа по делу серии ФС №019519467 по гражданскому дела №2-162\2019 от 23 апреля 2019 года, выданного судом 03.07.2019 года, следует, что на Администрацию МО «Марамкентский район» возложена обязанность профинансировать расходы, связанные с установкой системы видеонаблюдения и тревожной кнопки сигнализации в МКОУ «Макаказмалярская НОШ».
Аналогичные решения с возложением обязанности на Администрацию МО «Марамкентский район» с возложением обязанности профинансировать расходы, связанные с установкой системы видеонаблюдения и тревожной кнопки сигнализации, от указанной даты были вынесены в отношении МКОУ «Магарамкентская СОШ № 2», МКО «Оружбинская СОШ», МКУ ДО «Районный центр детского творчества», МКУ ДО «Магарамкентская районная школа искусств», МКУ ДО «Магарамкентская ДЮСШ №2».
Согласно материалам дела, следует, что по указанным решениям Магарамкентского районного суда РД судебным приставом-исполнителем МО СП по ОИП Мурсаловым А.З. возбуждены шесть исполнительных производств: №166668/19/05020-ИП от 16.12.2019 г., №166660/19/05020-ИП от 16.12.2019г., №166687/19/05020-ИП от 19.12.2019Г, №166664/19/05020-ИП от 16.12.2019 г., №166670/19/05020-ИП от 16.12.2019 г., №1166704/19/05020-ИП от 16.12.2019г.
26.11.2020 года в адрес истца Администрации МР «Марамкентский район» поступили постановления о взыскании исполнительского сбора от 24.11.2020 года, вынесенные судебным приставом-исполнителем Мурсаловым А.З. в размере по 50 000 рублей, по каждому исполнительном производству в отношении должника Администрации МР «Марамкентский район» в связи с неисполнением вышеуказанных решений суда.
Согласно материалам дела следует, что истец Администрация МР «Марамкентский район» является муниципальным органом, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета РД, после проведения процедуры утверждения бюджета муниципального района на очередной финансовый год Собранием депутатов Магарамкентского района РД, проводимого в конце года один раз в год, согласно Устава Муниципального района «Магарамкентский район» от 08.04.2014 г.
Исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем в конце 2019 года, сведений о своевременно получении постановлений о возбуждении исполнительных производств суду сторонами не представлено.
Согласно письма начальника Управления образования МР «Магарамкентский район» на имя юридического отдела МР «Магарамкентский район» за №21 от 03.12.2020г., следует, что расходы на установление тревожной кнопки в образовательном учреждении предусмотрен в бюджете на 2021 год.
Из представленного акта установки системы видеонаблюдения от 26 февраля 2019 года, следует, что директор МКОУ «Оружбинская СОШ» Кахриманов Р.В., зам.директорапо УВР Аликберова Н.Ш., завхоз Магамедов С.М., председатель профкома Казиахмедов В.Б., учитель физической культуры Аликберов Ш.А., составили акт о том, что в школе у главного входа установлены камеры видеонаблюдения, о чем все подписались.
В обоснование данного обстоятельства, стороной истца представлены фото с изображениями видеокамер у входа в школу, установленные на входе, а также фото с изображением на камерах.
Суд полагает, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований об освобождении администрации МР «Магарамкентскийрайон» от уплаты исполнительского сбора, суд руководствуется положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Считаю, что в течение установленного срока для добровольного исполнения решения суда, указанного в постановлении о возбуждении исполнительного производства, реальное и фактическое исполнение решения суда в части финансирования расходов связанных с установкой системы видеонаблюдения и тревожной кнопки сигнализации, невозможно вследствие объективных обстоятельств, а именно составлением сметы расходов, заложением в бюджет района соответствующих средств, утверждением бюджета района.
Судом также учтено, что часть работ по установки видеонаблюдения проделана истцом еще до возбуждения исполнительного производства.
Указанный вывод основан на совокупности представленных по делу доказательств сприменении норм действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Принимая во внимание, что финансирование истца осуществляется за счет средств бюджета РД, муниципального бюджета района, исполнение решения суда возможно на основании денежных средств, выделяемых с соблюдением установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что неисполнение судебного решения вызвано объективными причинами в отсутствии вины должника.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ" разъяснил в п. 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявления Администрации МР «Магармкентский район» к УФССП России по РД, судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД Мурсалову А.З., МЕ СП по ОИП УФССП России по РД об освобождении от взыскания от исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить Администрацию МР «Магармкентский район» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлениям о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам за №166668/19/05020-ИП от 16.12.2019 г., №166660/19/05020-ИП от 16.12.2019г., №166687/19/05020-ИП от 19.12.2019Г, №166664/19/05020-ИП от 16.12.2019г., №166670/19/05020-ИП от 16.12.2019 г., №1166704/19/05020-ИП от 16.12.2019г.
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2021 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, через районный суд.
Судья А.Ч.Абдулгамидова