Решение по делу № 2-1839/2018 от 16.08.2018

Дело №2-1839/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 декабря 2018 года                            пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи: Казацкого В.В.

                                               при секретаре: Септаровой Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда пгт. Ленино гражданское дело по иску Портяной Алёны Михайловны в лице ее представителя Белоцкого Николая Александровича к Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании права на завершение оформления прав на земельный участок, -

УСТАНОВИЛ:

Истец через своего представителя обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ответчику о признании права на завершение оформления прав на земельный участок. Свои требования истец мотивирует тем, что в ноябре 2005 года она обратилась в Мысовский сельский совет Ленинского района Республики Крым с заявлением о передаче ей бесплатно в частную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решением 28 сессии 4 созыва Мысовского сельского совета Ленинского района Республики Крым от 15.11.2005 года ей было дано разрешение на составление проекта землеустройства по передаче в собственность земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного по адресу: <адрес>, а также она была обязана оформить строительный паспорт на застройку участка. 18.02.2008 года между истцом и ЧП «Землеустроитель» был заключен договор на предоставление услуг по подготовке проекта по землеустройству на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>. Оплата по договору нею была внесена в полном объеме, однако по независящим от ее воли обстоятельствам проект землеустройства по передаче в собственность земельного участка составлен не был. С целью дооформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, истец обратилась за консультацией в Ленинский районный отдел Госкомрегистра, где ей было разъяснено, что дооформить права на вышеуказанный земельный участок согласно Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 года №313, она не сможет, поскольку основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующего органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с 14.10.2008 года по 21.03.2014 года (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21.03.2014 года). Считает, что поскольку ранее действующим украинским законодательством, регулирующим земельные правоотношения, ограничение срока действия решения какой-либо конкретной датой или периодом предусмотрено не было, а проект землеустройства по отводу земельного участка не был своевременно подготовлен по независящим от нее обстоятельствам, отказ в дооформлении права на земельный участок в настоящее время нарушает ее права, в связи с чем за их защитой она обратилась в суд.

Истец в судебное заседание не явилась, была уведомлена, направила своего представителя.

Представитель истца в судебном заседании уточненное исковое заявление поддержал по указанным в нем основаниям, просит его удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Мысовского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд считает исковые требования обоснованными и такими, что подлежат удовлетворению по следующим мотивам.

Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Судом установлено, что Портяная Алёна Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой РФ, зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 5). 14.11.2005 года истец обратилась в Мысовский сельский совет Ленинского района Республики Крым с заявлением о передаче ей бесплатно в частную собственность земельного участка площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 6). Решением 28 сессии 4 созыва Мысовского сельского совета Ленинского района Республики Крым от 15.11.2005 года истцу было дано разрешение на составление проекта землеустройства по передаче в собственность земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений, расположенного по адресу: <адрес>, а также истец была обязана оформить строительный паспорт на застройку участка (л.д. 7).

18.02.2008 года между истцом и ЧП «Землеустроитель» был заключен договор на предоставление услуг по подготовке проекта по землеустройству на земельный участок площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 8). Оплата по договору истцом была произведена (л.д. 9-12), однако проект по землеустройству на земельный участок разработан не был.

Согласно выписки из ЕГРН, по состоянию на 04.12.2018 года право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.

Как усматривается из ст. 23, 24 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» №6-ФКЗ от 21.03.2014 года, на территории Республики Крым со дня принятия её в Российскую Федерацию действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Согласно ст. 12 ФКЗ от 21.03.2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Статьей 9 Конституции РФ установлено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

Законодательством Республики Крым определен порядок дооформления права на земельные участки, оформление которого было начато до принятия Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно ст. 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года №38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым и иные нормативно-правовые акты.

Закон Республики Крым от 31.07.2014 года №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановление Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 года №264 и от 02.09.2014 года №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» устанавливают правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке завершения оформления прав, начатом до 21 марта 2014 года.

В понимании статьи 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года №313, такое завершение осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года.

Таким образом, в данном случае речь идет о неисполненных решениях, конечной целью реализации которых была, в том числе, и передача земельных участков в собственность физических лиц в порядке бесплатной приватизации земли, предусмотренной для граждан Украины.

Как усматривается из письменных разъяснений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №01/2233 от 26.06.2015 года, к действующим решениям, дающим право на завершение оформления прав на земельные участки, отнесены решения, принятые в период с 14.10.2008 года по 21.03.2014 года (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21.03.2014 года), а решения, принятые до 14.10.2008 года, исключены из категории оснований завершения оформления прав граждан на земельные участки со ссылкой на пункт 3 раздела второго Закона Украины №509-VI от 16.09.2008 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству» (далее - Закон Украины №509-VI).

В то же время, Законом Украины №509-VI были изложены в новой редакции статьи 124 и 134 ЗК Украины, а также внесены дополнения в раздел Х «Переходные положения». При этом новая редакция статей, а также внесённые изменения и дополнения не касаются передачи земельных участков в собственность граждан, поскольку они предусматривают новые условия для передачи земельных участков в аренду исключительно под застройку, в том числе и предельные сроки действия разрешений (распоряжений) при передаче земельных участков в аренду.

Таким образом, с принятием Закона Украины №509-VI были ограничены права заинтересованных граждан и юридических лиц, которым было выдано разрешение на составление документации по землеустройству для отвода в аренду земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности для целей, которые не подпадали под действие ч. 2, 3 ст. 134 ЗК Украины. В связи с этим, законодателем для таких случаев была предусмотрена возможность реализовать такие решения в течение двух лет со дня вступления в силу Закона Украины №509-VI, то есть до 14.10.2010 года.

Вместе с тем, передача земельных участков в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации не требовала проведения земельных торгов, в связи с чем действие пункта 3 раздела 2 Закона Украины №509-VI на данные правоотношения не распространялось и не распространяется, а к землям сельскохозяйственного назначения положения данного Закона вообще не применялись, поскольку категория земель, являющихся предметом регулирования данного закона, иная - земли, предназначенные для строительства объектов (данная правовая позиция также содержится в Постановлении Верховного Суда Украины от 16.09.2014 года по делу №3-46гс14).

Применение же по аналогии законодательства Украины, которое не регулирует спорные правоотношения, противоречит принципам правового регулирования, положенным в основу ФКЗ от 21.03.2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также влечет за собой нарушение основополагающих принципов, установленных ст. 9, 36 Конституции РФ.

Ограничение срока действия решения какой-либо конкретной датой или периодом не было предусмотрено украинским законодательством, регулирующим земельные отношения и сферу полномочий органов местного самоуправления и исполнительной власти. На период принятия решений, которые являются основаниями для завершения оформления прав на земельные участки, земельные отношения в Украине регулировались Конституцией Украины, ЗК Украины, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами (ст. 3 ЗК Украины). Органы местного самоуправления и исполнительной власти при принятии указанных решений обязаны были действовать в рамках предоставленных статьями 17 и 118 ЗК Украины полномочий в сфере земельных отношений. Граждане, в свою очередь, согласно ст. ст. 35, 116 ЗК Украины имели право приобретать бесплатно в собственность земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм, предусмотренных ст. 121 ЗК Украины. Ни одним законом, кодексом либо иным нормативно-правовым актом Украины, регулирующими земельные отношения и полномочия органов местного самоуправления и исполнительной власти, не было предусмотрено ограничение действия во времени решений, принятых в порядке реализации процедуры предоставления земель гражданам в собственность в порядке бесплатной приватизации.

Таким образом, основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые до 21.03.2014 года.

Судом установлено, что до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации истцом по объективным, не зависящим от её воли и действий, причинам, не было оформлено право собственности на спорный земельный участок, в связи с тем, что проектная документация по землеустройству не была разработана и утверждена, и, соответственно, земельный участок не был передан ей в собственность.

Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют сведения о признании недействительным либо отмене решения 28 сессии 4 созыва Мысовского сельского совета Ленинского района Республики Крым от 15.11.2005 года «О разрешении на составление проекта землеустройства по передаче в собственность земельного участка гр. Портяной А.М.», суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на завершение процедуры оформления права собственности на земельный участок на основании ст. 1, 2, 13, 14 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», в связи с чем заявленные нею исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь Конституцией РФ, ст. ст. 6, 12 ГК РФ, Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 года №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", ст. ст. 6, 12, 56, 57, 194-199, 320, 321 ГПК РФ суд –

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать за Портяной Алёной Михайловной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <данные изъяты>, право на завершение оформления права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> га, предназначенный для строительства и обслуживания жилого дома, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 14 декабря 2018 года.

Судья                                                 В.В.Казацкий

2-1839/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Портяная А.М.
Ответчики
Администрация Мысовского сельского поселения
Другие
Белоцкий Николай Александрович
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Украинец Леся Ивановна
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
16.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2018Передача материалов судье
21.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.09.2018Судебное заседание
16.10.2018Судебное заседание
10.12.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее