Решение по делу № 2-127/2024 от 16.04.2024

УИД № 76RS0009-01-2024-000157-95

Дело №2-127/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Грачёвой Е.И.,

при секретаре судебного заседания Березиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамчук Марины Валентиновны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Абрамчук М.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Определением Первомайского районного суда Ярославской области от 22.05.2024 г., внесенным в протокол судебного заседания, из числа третьих лиц исключено ООО «Наш дом».

В обоснование иска указано, что Абрамчук М.В. является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим воспитателем до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности (рабочих поселках). В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В течение нескольких лет Абрамчук М.В. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе, по газоснабжению, электроснабжению). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Абрамчук М.В. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.

В судебное заседание истец Абрамчук М.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в представленном в суд отзыве просили отказать Абрамчук М.В. в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что Абрамчук М.В. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту, - компенсация) по категории «Педагогические работники МОУ» с 26.02.2014 по настоящее время, в соответствии со ст.72 Закона Ярославской области от 19.12.2008 №5-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс Ярославской области). ГКУ ЯО «ЕЦСВ» создано в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п «О создании государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области». С 01.04.2023 в соответствии с Законом Ярославской области от 20.12.2022 «69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», ГКУ ЯО «ЕЦСВ» переданы государственные полномочия, в том числе и выплаты по компенсации. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-3 «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» ( далее по тексту, - Порядок). Компенсация педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа, осуществляется: в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось Отделом труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (далее по тексту, - Отдел), ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником Отдела, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. Истец просит восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи в части 100% платы с 01.01.2019 г. В соответствии с п. 2.3 Порядка расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, исходя из начислений (объем потребления ЖКУ) за истекший месяц, ежемесячно производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее, - организации). Расчет сумм компенсации Абрамчук М.В. производит следующие организации: ПАО ТНС энерго Ярославль (услуги по электроснабжению), ООО Газпром межрегионгаз Ярославль (предоставление услуг сетевого газоснабжения). В настоящее время перерасчет сумм компенсации с учетом членов семьи Абрамчук М.В. произвело ПАО ТНС энерго Ярославль с 2019 года по 2023 год. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Согласно п. 3.6 Порядка, организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. Таким образом, рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». Полагают, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ», являясь ответчиком по делу, не является органом, осуществляющим расчет сумм денежных эквивалентов МСП, со стороны ГКУ ЯО «ЕЦСВ» отсутствуют какие-либо неправомерные (виновные) действия в осуществлении расчета вышеуказанных сумм, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания судебных расходов с ГКУ ЯО «ЕЦСВ».

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Абрамчук А.М., Андрусова А.А., Андрусова Д.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.

Представитель третьего лица – Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Абрамчук М.В. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.05.2024, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности истца Абрамчук М.А.

В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Абрамчук М.В. (с 31.08.2001 по настоящее время), третьи лица – Абрамчук А.М. (супруг истца, с 14.12.2017 по настоящее время), Андрусова А.А. (дочь истца, с 16.11.2012 по настоящее время), Андрусова Д.А. (дочь истца, с 22.04.2008 по настоящее время).

До 01.01.2019 г. истец Абрамчук М.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 г. расчет компенсации производится только на истца.

Супруг и обе дочери истца – соответственно Абрамчук А.М., Андрусова А.А. и Андрусова Д.А. являются членами семьи истца Абрамчук М.В., соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст.160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение, поэтому в данном случае требования истца следует удовлетворить частично.

О применении срока исковой давности ответчиком не заявлено.

В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Абрамчук М.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи за период с 2019 по 2023 г.г., однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, в том числе отопления, с учетом всех членов семьи истца.

В связи с этим, требования истца к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» об обязании с 01.01.2019 восстановить Абрамчук М.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи – супруга Абрамчука А.М., дочерей - Андрусовой А.А., Андрусовой Д.А., произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019 г., - подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Абрамчук Марины Валентиновны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 01.01.2019 года восстановить Абрамчук Марине Валентиновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7817 выдан 05.04.2018 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 760-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: супруга – Абрамчука Андрея Марковича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Андрусовой Анны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Андрусовой Дарьи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019 г.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Абрамчук Марине Валентиновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7817 выдан 05.04.2018 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 760-020, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 22.05.2024.

Судья Грачёва Е.И.

УИД № 76RS0009-01-2024-000157-95

Дело №2-127/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Грачёвой Е.И.,

при секретаре судебного заседания Березиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамчук Марины Валентиновны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Абрамчук М.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Определением Первомайского районного суда Ярославской области от 22.05.2024 г., внесенным в протокол судебного заседания, из числа третьих лиц исключено ООО «Наш дом».

В обоснование иска указано, что Абрамчук М.В. является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим воспитателем до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности (рабочих поселках). В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В течение нескольких лет Абрамчук М.В. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе, по газоснабжению, электроснабжению). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Абрамчук М.В. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.

В судебное заседание истец Абрамчук М.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в представленном в суд отзыве просили отказать Абрамчук М.В. в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что Абрамчук М.В. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту, - компенсация) по категории «Педагогические работники МОУ» с 26.02.2014 по настоящее время, в соответствии со ст.72 Закона Ярославской области от 19.12.2008 №5-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс Ярославской области). ГКУ ЯО «ЕЦСВ» создано в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п «О создании государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области». С 01.04.2023 в соответствии с Законом Ярославской области от 20.12.2022 «69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», ГКУ ЯО «ЕЦСВ» переданы государственные полномочия, в том числе и выплаты по компенсации. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-3 «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» ( далее по тексту, - Порядок). Компенсация педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа, осуществляется: в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось Отделом труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (далее по тексту, - Отдел), ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником Отдела, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. Истец просит восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи в части 100% платы с 01.01.2019 г. В соответствии с п. 2.3 Порядка расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, исходя из начислений (объем потребления ЖКУ) за истекший месяц, ежемесячно производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее, - организации). Расчет сумм компенсации Абрамчук М.В. производит следующие организации: ПАО ТНС энерго Ярославль (услуги по электроснабжению), ООО Газпром межрегионгаз Ярославль (предоставление услуг сетевого газоснабжения). В настоящее время перерасчет сумм компенсации с учетом членов семьи Абрамчук М.В. произвело ПАО ТНС энерго Ярославль с 2019 года по 2023 год. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Согласно п. 3.6 Порядка, организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. Таким образом, рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». Полагают, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ», являясь ответчиком по делу, не является органом, осуществляющим расчет сумм денежных эквивалентов МСП, со стороны ГКУ ЯО «ЕЦСВ» отсутствуют какие-либо неправомерные (виновные) действия в осуществлении расчета вышеуказанных сумм, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания судебных расходов с ГКУ ЯО «ЕЦСВ».

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Абрамчук А.М., Андрусова А.А., Андрусова Д.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.

Представитель третьего лица – Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Абрамчук М.В. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.05.2024, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности истца Абрамчук М.А.

В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Абрамчук М.В. (с 31.08.2001 по настоящее время), третьи лица – Абрамчук А.М. (супруг истца, с 14.12.2017 по настоящее время), Андрусова А.А. (дочь истца, с 16.11.2012 по настоящее время), Андрусова Д.А. (дочь истца, с 22.04.2008 по настоящее время).

До 01.01.2019 г. истец Абрамчук М.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 г. расчет компенсации производится только на истца.

Супруг и обе дочери истца – соответственно Абрамчук А.М., Андрусова А.А. и Андрусова Д.А. являются членами семьи истца Абрамчук М.В., соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст.160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение, поэтому в данном случае требования истца следует удовлетворить частично.

О применении срока исковой давности ответчиком не заявлено.

В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Абрамчук М.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи за период с 2019 по 2023 г.г., однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, в том числе отопления, с учетом всех членов семьи истца.

В связи с этим, требования истца к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» об обязании с 01.01.2019 восстановить Абрамчук М.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи – супруга Абрамчука А.М., дочерей - Андрусовой А.А., Андрусовой Д.А., произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019 г., - подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Абрамчук Марины Валентиновны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 01.01.2019 года восстановить Абрамчук Марине Валентиновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7817 выдан 05.04.2018 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 760-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: супруга – Абрамчука Андрея Марковича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Андрусовой Анны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Андрусовой Дарьи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019 г.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Абрамчук Марине Валентиновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7817 выдан 05.04.2018 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 760-020, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 22.05.2024.

Судья Грачёва Е.И.

2-127/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Абрамчук Марина Валентиновна
Ответчики
ОТиСПН
Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единый центр социальных выплат Ярославской области"
Другие
Андрусова Анна Александровна
Информация скрыта
Абрамчук Андрей Маркович
ПАО "ТНС энерго-Ярославль"
АО "ЯрОбл ЕИРЦ"
Суд
Первомайский районный суд Ярославской области
Судья
Грачёва Елена Ивановна
Дело на сайте суда
pervomaysky.jrs.sudrf.ru
16.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2024Судебное заседание
22.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2024Дело оформлено
02.08.2024Дело передано в архив
22.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее