Дело №2-127/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2024 г. п. Пречистое
Первомайский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Грачёвой Е.И.,
при секретаре судебного заседания Березиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамчук Марины Валентиновны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
у с т а н о в и л :
Абрамчук М.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Определением Первомайского районного суда Ярославской области от 22.05.2024 г., внесенным в протокол судебного заседания, из числа третьих лиц исключено ООО «Наш дом».
В обоснование иска указано, что Абрамчук М.В. является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим воспитателем до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности (рабочих поселках). В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по адресу: <адрес>. В течение нескольких лет Абрамчук М.В. являлась получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в том числе, по газоснабжению, электроснабжению). С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Абрамчук М.В. считает данное решение ответчика незаконным. До 31 декабря 2018 года включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию в полном объеме, то есть с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации. С 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление компенсации с учетом членов семьи, ссылаясь на изменение редакции части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года. Просит обязать ответчика с 1 января 2019 г. восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи; произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 года; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 руб., уплаченную истцом при подаче иска.
В судебное заседание истец Абрамчук М.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в представленном в суд отзыве просили отказать Абрамчук М.В. в удовлетворении заявленных требований, в обоснование указав, что Абрамчук М.В. является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту, - компенсация) по категории «Педагогические работники МОУ» с 26.02.2014 по настоящее время, в соответствии со ст.72 Закона Ярославской области от 19.12.2008 №5-з «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс Ярославской области). ГКУ ЯО «ЕЦСВ» создано в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1062-п «О создании государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области». С 01.04.2023 в соответствии с Законом Ярославской области от 20.12.2022 «69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», ГКУ ЯО «ЕЦСВ» переданы государственные полномочия, в том числе и выплаты по компенсации. Основными видами деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» являются: исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-3 «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» ( далее по тексту, - Порядок). Компенсация педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа, осуществляется: в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива). В соответствии с Законом Ярославской области от 24.12.2018 №92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» с 01.01.2019 выплата компенсации на членов семьи педагогических работников была прекращена. Истец в исковом заявлении указывает, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» незаконно прекратил с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области. Решение о прекращении выплаты компенсации на членов семьи истца принималось Отделом труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области (далее по тексту, - Отдел), ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не является правопреемником Отдела, прекратившим выплату компенсации на членов семьи истца. Истец просит восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи в части 100% платы с 01.01.2019 г. В соответствии с п. 2.3 Порядка расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, исходя из начислений (объем потребления ЖКУ) за истекший месяц, ежемесячно производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья (далее, - организации). Расчет сумм компенсации Абрамчук М.В. производит следующие организации: ПАО ТНС энерго Ярославль (услуги по электроснабжению), ООО Газпром межрегионгаз Ярославль (предоставление услуг сетевого газоснабжения). В настоящее время перерасчет сумм компенсации с учетом членов семьи Абрамчук М.В. произвело ПАО ТНС энерго Ярославль с 2019 года по 2023 год. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Согласно п. 3.6 Порядка, организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. Таким образом, рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». Полагают, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ», являясь ответчиком по делу, не является органом, осуществляющим расчет сумм денежных эквивалентов МСП, со стороны ГКУ ЯО «ЕЦСВ» отсутствуют какие-либо неправомерные (виновные) действия в осуществлении расчета вышеуказанных сумм, в связи с чем, отсутствуют основания для взыскания судебных расходов с ГКУ ЯО «ЕЦСВ».
Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.
Третьи лица – Абрамчук А.М., Андрусова А.А., Андрусова Д.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель третьего лица ПАО «ТНС Энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.
Представитель третьего лица АО «ЯрОбл ЕИРЦ» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.
Представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.
Представитель третьего лица – Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений не представили.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Абрамчук М.В. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 03.05.2024, жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности истца Абрамчук М.А.
В данном жилом помещении зарегистрированы и проживают: истец Абрамчук М.В. (с 31.08.2001 по настоящее время), третьи лица – Абрамчук А.М. (супруг истца, с 14.12.2017 по настоящее время), Андрусова А.А. (дочь истца, с 16.11.2012 по настоящее время), Андрусова Д.А. (дочь истца, с 22.04.2008 по настоящее время).
До 01.01.2019 г. истец Абрамчук М.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 г. расчет компенсации производится только на истца.
Супруг и обе дочери истца – соответственно Абрамчук А.М., Андрусова А.А. и Андрусова Д.А. являются членами семьи истца Абрамчук М.В., соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.
Согласно ст.160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».
Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.
Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области, предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.
Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.
Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.
Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).
С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».
В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.
Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.
Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение, поэтому в данном случае требования истца следует удовлетворить частично.
О применении срока исковой давности ответчиком не заявлено.
В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Абрамчук М.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи за период с 2019 по 2023 г.г., однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, в том числе отопления, с учетом всех членов семьи истца.
В связи с этим, требования истца к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» об обязании с 01.01.2019 восстановить Абрамчук М.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи – супруга Абрамчука А.М., дочерей - Андрусовой А.А., Андрусовой Д.А., произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019 г., - подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Абрамчук Марины Валентиновны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.
Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 01.01.2019 года восстановить Абрамчук Марине Валентиновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7817 № выдан 05.04.2018 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 760-020, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: супруга – Абрамчука Андрея Марковича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Андрусовой Анны Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочери Андрусовой Дарьи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019 г.
Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Абрамчук Марине Валентиновне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии 7817 № выдан 05.04.2018 г. УМВД России по Ярославской области, код подразделения 760-020, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 22.05.2024.
Судья Грачёва Е.И.