Решение по делу № 12-4/2021 от 01.12.2020

Дело (12-42/2020)

УИД 34RS0-33

Р Е Ш Е Н И Е

г. Жирновск                             15 января 2021 года

Судья Жирновского районного суда Волгоградской области Гущина И.В.,

единолично,

с участием защитника лица, привлекаемого к административной ответственности – Рассказова В.А. – адвоката Плотниковой Е.А.,

государственного инспектора в области окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Дроботова Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рассказова В. А. на постановление по делу об административном правонарушении инспектора в области окружающей среды <адрес> Дроботова Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ,

Рассказова В. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца р.<адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, р.<адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением инспектора в области окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> Дроботова Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ Рассказов В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Рассказов В.А. подал в Жирновский районный суд <адрес> жалобу, в которой постановление от ДД.ММ.ГГГГ просит отменить, поскольку считает его незаконным. В обоснование своей жалобы Рассказов В.А. указал следующее:

В обжалуемом постановлении отсутствуют ссылки на доказательства как самого факта правонарушения, так и причинения Рассказовым В.А. вреда окружающей среде (такие как фототаблица, осмотр с понятыми и т.д.) Принадлежащий Рассказову В.А. на праве аренды земельный участок имеет свободный доступ, не огорожен, в силу чего складирование мусора могло произвести любое другое лицо, его вина во вменяемом правонарушении установлена не была.

Из материалов проверки однозначно не следует, что на участке складируется именно цемент. Государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> не был произведен отбор материала для проведения анализа, отсутствует заключение лабораторного исследования материала для отнесения его к классу опасности, отсутствуют доказательства того, что отходы оказывают токсическое действия на биологические объекты. Рассказовым В.А. никогда не складировался цемент в какой-либо форме на вышеуказанном земельном участке, допускает лишь наличие следов песка на земле, что не является нарушением.

В подтверждение причинения вреда окружающей среде, в частности почве, в материалы дела представлен расчет стоимостной оценки размера вреда. Между тем данный документ, в отсутствие иных документов, подтверждающих причинение либо угрозу причинения ущерба окружающей среде в виде загрязнения, засорения либо иного изменения природных свойств окружающей среды, достоверным и достаточным доказательством причинения ущерба не является, учитывая, что цемент относится к 5 классу опасности, являющимся в силу ст. 4.1 Закона об отходах практически неопасными отходами.

По имеющиеся в материалах проверки доказательствам сделать вывод в чем конкретно выражено причинение ущерба окружающей среде не представляется возможным. Также в материалах дела отсутствует достаточный объем доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что складирование отходов образовано в результате действий Рассказова В.А.

Таким образом, вывод о доказанности вменяемого ему правонарушении основан исключительно на мнении должностного лица, а других доказательств, подтверждающих вину Рассказова В.А., добыто не было. Недоказанность как самого факта правонарушения, так и вины Рассказова В.А., являются существенными нарушениями закона, повлекшими неправильное разрешение дела.

С учетом изложенного просит отменить постановление , вынесенное государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить

В судебном заседании защитник Рассказова В.А. – адвокат Плотникова Е.А. доводы жалобы поддержала, просила удовлетворить по изложенным в ней основаниям.

Государственный инспектор в области окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> Дроботов Н.Н. в судебном заседании с жалобой не согласен, суду пояснил, что Рассказов В.А. законно привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Выслушав защитника Плотникову Е.А., государственного инспектора в области окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> Дроботова Н.Н., изучив материалы дела, суд считает жалобу Рассказова В.А. не подлежащей удовлетворению, а обжалуемое постановление – не подлежащим отмене по следующим основаниям.

    В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

    Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

    В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами; не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, почвы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.

Частью 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, согласно которым отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву: размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на. территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.): по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу требований ст. 42 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию* порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства.

Санкцией ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 18 час. 20 мин. государственным инспектором в области охраны окружающей среды <адрес> Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> Дроботовым Н.Н. в ходе проведения планового (рейдового) осмотра на территории Жирновского городского поселения Жирновского муниципального района <адрес> на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый , земли населенных пунктов), установлен факт захламления почв (земель), возникшего при сбросе и накоплении (складировании) на поверхности почвы отходов цемента в кусковой (затвердевшей) форме V класса опасности (код по ФККО 8 22 101 01 21 5, Блок 8 ФККО «Отходы строительства и ремонта»). Отходы цементе размещены в 3 м на восток от строящегося здания на трех участках площадью 1,62 кв.м (1,8 м на 0.9 м), 1,44 кв.м. (1,8 м на 0,8 м). 1.08 кв.м. (1,8 м на 0,6 м.). <адрес> захламления почв (земель) отходами - 4,14 кв.м. Общий объем складированных на открытой почве отходов при средней высоте навала 0,05 м. – 0,207 куб.м.

Согласно сведениям Администрации Жирновского муниципального района (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ), лицом, осуществляющим строительство индивидуальное жилого дома на данном земельном участке является Рассказов В.А., который использует земельный участок на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (арендодатель - Администрации Жирновского муниципального района), что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости о ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2020-14969974.

Сброс и накопление (складирование) Рассказовым В.А. отходов цемента V класс опасности на почве на земельном участке по адресу: <адрес>, является нарушением требований ч. 1 ст. 13.4, ч. 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства потребления», требования ч. 3 ст. 11, ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ №136-ФЗ.

Размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей средь исчисляется в соответствии с методикой, утвержденной приказом Минприроды Росси от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно расчету в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, возникшем при складировании на поверхности почвы отходов V класса опасности на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, размер вреда, причиненного почвам составил 915,2 руб.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что Рассказовым В.А. было допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, повлекшее причинение вреда почвам, как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении отходами.

Данное правонарушение было квалифицировано государственным инспектором в области окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> Дроботовым Н.Н по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановлением государственного инспектора в области окружающей среды комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> Дроботова Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ Рассказов В.А. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Также Рассказову В.А. ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.

В материалах дела содержится расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в соответствии с которым размер вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в результате порчи почв при их захламлении, возникшем при складировании на поверхности почвы или почвенной толще отходов производства и потребления составил 915 рублей 20 копеек.

Вина Рассказова подтверждается, помимо протокола об административном правонарушении и расчета размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, актом планового (рейдового) осмотра, обследований особо охраняемых природных территорий, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов Ж от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ проведенном с участием двух лиц (Светлова В.А. и Светловой Л.В.), фототаблицей к    акту осмотра.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, судом установлена вина Рассказова В.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.

В связи с изложенным, соответствующие доводы жалобы Рассказова В.А. являются несостоятельными.

Доводы защитника Плотниковой Е.А. о том, что не доказано, что на участке складируется именно цемент, суд не принимает во внимание, поскольку согласно информации по предписанию, представленной непосредственно Рассказовым В.А. и адресованному Дроботову Н.Н., на участке по <адрес>, проводились строительные работы с использованием цемента, отходы цемента использованы в строительстве дома на данном участке.

При рассмотрении дела должностным лицом фактические обстоятельства дела установлены полно, объективно и всесторонне.

    Рассказову В.А. назначено справедливое административное наказание в пределах санкции ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ.

    Обжалуемое постановление отвечает требованиям, предъявляемым к постановлению по делу об административном правонарушении, указанным в ст. 29.10 КоАП РФ.

    Порядок привлечения Рассказова В.А. к административной ответственности не нарушен, срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РПФ не истек.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Рассказова В.А. не было допущено существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, на основании ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, не имеется, следовательно, жалоба Рассказова В. А. подлежит оставлению без удовлетворения.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

    Постановление инспектора в области окружающей среды <адрес> Дроботова Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности Рассказова В. А. по ч. 3 ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 3000 рублей – оставить без изменения, а жалобу Рассказова В. А. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в 10-дневный срок со дня получения его копии в порядке, предусмотренном ст.ст.30.1, 30.2, 30.3, 30.9 КоАП РФ.

        Судья                         И.В. Гущина

12-4/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Рассказов Вадим Анатольевич
Суд
Жирновский районный суд Волгоградской области
Судья
Гущина И.В.
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
girn.vol.sudrf.ru
01.12.2020Материалы переданы в производство судье
01.12.2020Истребованы материалы
16.12.2020Поступили истребованные материалы
16.12.2020Судебное заседание
15.01.2021Судебное заседание
19.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее