УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Егорьевск Московская область 14 ноября 2023 года
Егорьевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Приваловой О.В., при секретаре судебного заседания Маругиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Посмитной С.Л. к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Посмитная С.Л. обратилась в Егорьевский городской суд Московской области с иском к Окружному управлению социального развития № Министерства социального развития Московской области, в котором просит признать решение Окружного управлению социального развития № Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным и нарушающим ее право на получение социального контракта.
В обоснование иска истец указала, что она находится в тяжелой жизненной ситуации, имеет ежемесячно доход ниже прожиточного уровня, установленного по Московской области для ее категории граждан. Ею в Окружное управление социального развития № Министерства социального развития Московской области было подано заявление с приложением полного пакета документов, в том числе показывающих ее доход не только с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ она пытается получить государственную помощь в виде социального контракта, чтобы, создав себе рабочее место, получать ежемесячно доход выше прожиточного минимума, установленного в Московской области. Она готова и может организовать платный кружок для детей в <адрес> и <адрес> по робототехнике. У нее тридцать лет педагогического стажа, она является кандидатом педагогических наук. Переехав в Раменки ДД.ММ.ГГГГ она попыталась найти работу в педагогическом университете <адрес> и педагогическом колледже <адрес>, в школе <адрес>, но свободных вакансий не было. В мае она зарегистрировалась в приложении <данные изъяты> в качестве самозанятого, но для работы с детьми в кружке по робототехнике требуется приобрести новое оборудование, на которое у нее пока денег нет. В июле она обратилась с заявлением о получении государственной помощи в виде социального контракта, подготовила свои документы. На первое обращение она получила отказ, так как не предоставила банковские реквизиты для перечисления денег, хотя при подаче заявления можно выбрать местом получения «<данные изъяты> что она и сделала. Кроме того, истец выяснила, что еще нужно было составить бизнес-план. В июле ей было сообщено, что ей стоит встать на учет в качестве безработной. Она отказалась, так как она в данном случае сможет получать только 1 500 рублей в месяц. В последних двух решениях Окружного управления социального развития № указывается, что она не предоставила «сведения о доходах заявителя», являющегося плательщиком налога на профессиональный доход, будучи самозанятым. В последнем решении указывается, что истец не предоставила сведения о доходах за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за два календарных месяца, предшествующие подаче заявления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, то есть за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В решении также указывалось, что перечень доходов семьи определяется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец полагает, что по данному перечню ей подходит только пункт о самозанятом, так как она не работает, не увольняется, не имеет инвалидности, не участвовала в военных действиях и т.д. Ею был предоставлен документ, показывающий доход за три месяца до подачи заявления, по которому можно определить, что ее ежемесячный доход ниже остановленного прожиточного минимума в Московской области для ее категории. Просила иск удовлетворить.
Истец Посмитная С.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области по доверенности ФИО1 возражал против удовлетворения иска по доводам, изложенным в отзыве. Из представленного отзыва следует, что предоставление истцом сведений о доходах в размере 00,0 рублей не являются сведениями о доходах, документов о том, что у истца трудная жизненная ситуация, имеются обстоятельства, свидетельствующие о невозможности трудиться и получать доход, Посмитной С.Л. не представлены. Кроме того, истцом не были представлены сведения о том, что она является директором автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр результативного образования, а также сведения о доходах в данной организации, что свидетельствует о недобросовестности истца и о злоупотреблении правом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Посмитной С.Л. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон «О государственной социальной помощи»).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Статьей 3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены цели оказания государственной социальной помощи. В их числе - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
ДД.ММ.ГГГГ Посмитная C.JI. обратилась в Окружное управление социального развития № Министерства социального развития Московской области с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности. К данному заявлению Посмитной С.Л. приложена справка о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход ДД.ММ.ГГГГ год от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36). Из данной справки следует, что за июнь и ДД.ММ.ГГГГ года ее доход составил 00,0 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ - 100,00 рублей, что ниже прожиточного минимума. Сведений об ином трудоустройстве Посмитной С.Л. не предоставлялось.
ДД.ММ.ГГГГ Окружным управлением социального развития № Министерства социального развития Московской области было принято решение об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 28).
Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Московской области регулируются Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области» (далее - Закон Московской области №-ОЗ).
В соответствии с частью 11 статьи 3 Закона Московской области №, расчет среднедушевого дохода и учет доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
Абзацем 3 статьи 5 Федерального закона № 44-ФЗ предусмотрено, что перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного законоположения, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Перечень видов доходов, учитываемых в целях оказания государственной социальной помощи гражданам (далее - Перечень №).
Пунктом 1 Перечня № предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, Данный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Процедура назначения и выплаты государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, установленная Законом Московской области №, регламентируется Порядком назначения государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок №).
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка №, к перечню типовых трудных жизненных ситуаций, в целях преодоления которых оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта, относятся: болезнь и длительная потеря трудоспособности (не менее 6 месяцев); осуществление ухода за нетрудоспособными гражданами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, инвалидами I, II групп и получение компенсационной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами»; призыв члена семьи заявителя на военную службу по мобилизации в Вооруженные силы Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации».
Таким образом, заявитель имеет право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта только при совокупности следующих условий (обстоятельств), имеющих место за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании меры социальной поддержки:
заявитель должен получать среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума (в данном случае в Московской области);
заявитель должен документально подтвердить трудную жизненную ситуацию и невозможность по объективным причинам, независящим от его воли и действий, получать доход в большем размере.
Пунктом 21.1 Порядка установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Одним из таких оснований является предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о доходах, данное основание послужило причиной принятия ДД.ММ.ГГГГ Окружным управлением социального развития № Министерства социального развития Московской области решения об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 28).
Материалами дела также установлено, что истец является директором автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр результативного образования (л.д. 66-73), однако данные сведения истцом при подаче заявления не предоставлялись, как и сведениях о доходах (либо их отсутствии) от осуществления деятельности в данной организации.
Таким образом, Посмитная С.Л. документально не подтвердила трудную жизненную ситуацию и невозможность по объективным причинам, независящим от ее воли и действий, получать доход в большем размере, и предоставила неполные и недостоверные сведения о доходах, в связи с чем, оснований для признания решения Окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и для удовлетворения иска не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Посмитной С.Л. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись О.В. Привалова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.