Дело № 2-631/2022
УИД 23RS0005-01-2022-001239-03
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Апшеронск 21 апреля 2022 г.
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Наумова Р.А.,
при секретаре Солониной Е.Е.,
с участием:
истца – помощника прокурора Апшеронского района Прудникова Е.А.,
представителя ответчика Криночкина В.В. - Землякова А.В., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Криночкину Владимиру Васильевичу, Криночкину Николаю Владимировичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком,
установил:
Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края, обратился в суд с иском к Криночкину В.В., Криночкину Н.В. об устранении препятствий в пользовании земельным участком. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере законодательства об особо охраняемых природных территориях, по результатам которой в деятельности Криночкина В.В. выявлены нарушения законодательства. По результатам проведения осмотра действующей туристической базы «...», расположенной в восточной части заказника, вблизи автодороги «...» установлено, что собственником земельных участков, на которых расположены здания и строения базы, с кадастровыми номерами № и №, является Криночкин В.В. На территории земельного участка с кадастровым номером № расположено одно трехэтажное здание гостиничного типа, хоздвор для содержания сельскохозяйственных животных. Проводимыми мероприятиями по выносу в натуре на местности границ заказника установлено, что большая часть здания и загон для содержания сельскохозяйственных животных, расположенных на земельном участке № попадают в рекреационную зону заказника. Кроме того, в ходе проведенной проверки выявлен факт нарушения режима особой охраны комплексного заказника «...». В рекреационной зоне ООПТ в лесном массиве, в непосредственной близости от действующей гостиницы «...» установлены семь беседок для отдыхающих. От строения гостиницы к беседкам по деревьям протянуто электричество. Министерством природных ресурсов края ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания № в отношении Криночкина В.В, согласно которому в нарушение требований федерального законодательства им не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части соблюдения установленного режима охраны на территории комплексного заказника «...». Криночкин В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб. Ранее проведенными проверочными мероприятиями сотрудниками уполномоченного органа государственного контроля (надзора) в сфере соблюдения земельного законодательства - межмуниципальным отделом Управления Росреестра по краю в Апшеронском и Белореченском районах, согласно акту административного обследования земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на территории земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1012 кв.м, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначение, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, принадлежащего Криночкину В.В., зарегистрирован объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №, этажность. 2, площадью 666.4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> Согласно данным фотоматериала, полученного в результате визуального осмотра обследуемого земельного участка ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что на земельном участке расположено 4-х этажное здание, в котором осуществляется коммерческая деятельность - ... о чем свидетельствовала вывеска вдоль дороги с указанием названия отеля, а также номера мобильных телефонов. В интернет приложении «...» обследуемый земельный участок отмечен как ... с указанием контактов, адреса, расценков и представлением фотографии апартаментов из прилегающей территории. Таким образом, установлено, что Криночкин В.В. использовал земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1012 кв.м, не в соответствии с видом разрешенного использования, а путем использования вышеуказанного земельного участка для размещения объекта гостиничного обслуживания. Кроме того, в целях реализации указанной коммерческой деятельности, установлено, что в <адрес> лесничества при осмотре участков лесного фонда выявлено самовольное занятие участка лесного фонда Криночкиным В.В., а именно размещены следующие постройки: два мангала 1,63 х 0,65 м., две огорожденные металлические емкости 4,7 х 2,4 и 9,5 х 2,0, хозяйственная постройка 3,26x1,75, беседка 2,7x3,7 м., качели 1,65x1,5 м., котельная 5,7х 8 м., горка 1,65x1,65 м., пять беседок 2,85x4,7 м., 3,5 х 3,14 м., 3,5 х 3,14 м., 2,8 х 4,3 м, 3,5 х 2,57 м. Размер причиненного самовольным использованием лесов, составил сумму в размере 17350 рублей. Указанные нарушения явились основанием для вынесения постановления Управлением лесного хозяйства министерства природных ресурсов <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Криночкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 Рублей, а также рекомендовано в добровольном порядке оплатить ущерб, причиненный лесному фонду. Также, в ходе проведения проверки установлено, что в целях осуществления коммерческой деятельности, и размещения вышеуказанных беседок незаконно Размещенных на территории земель государственного лесного фонда, Криночкиным В.В. незаконно повреждал деревья не до степени прекращения роста, в связи с размещением на них проводов электрических сетей, а также конструкции самих беседок. Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ Управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов <адрес> в <адрес> лесничества выявлено повреждение не до степени прекращения роста 23 дерева породы пихта, 6 деревьев породы клен, 10 деревьев породы бук, 2 дерева породы граб. 2 дерева породы ясень, размер вреда причиненного самовольным использованием лесов, составил сумму в размере 2 591 428 рублей, в связи с чем, Криночкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей. Вместе с тем, до настоящего времени меры к демонтажу незаконно возведенных строений и беседок в границах ООПТ не приняты. Установлено, что гостиницу «...» с 2015 года по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирует ... Криночкин Н.В. В связи с чем, просит обязать Криночкина В.В. и Криночкина Н.В. за свой счет привести в первоначальное и пригодное для использования состояние самовольно занятую часть земельного участка государственного лесного фонда, а именно <адрес> лесничества, а также за собственные средства самостоятельно убрать с территории указанных земельных участков государственного лесного фонда путем сноса (демонтажа) следующие самовольно размещенные (возведенные) объекты: два мангала со следующими размерами: 1,63 х 0,65 м., две огороженные металлические емкости, со следующими размерами: 1) 4,7 x 2,4 м.; 2) 9,5 x 2,0 м., хозяйственную постройку, со следующими размерами: 3,26 x1,75 м.; беседку, со следующими размерами 2,7 x 3,7 м., качели, со следующими размерами: 1,65 x 1,5 м., котельную, со следующими размерами: 5,7 х 8 м., горку, со следующими размерами: 1,65 x 1,65 м., пять беседок, со следующими размерами: 1) 2,85 x 4,7 м.; 2) 3,5 х 3,14м; 3) 3,5 х 3,14 м.; 4) 2,8 х 4,3 м.; 5) 3,5 x 2,57 м. Запретить ответчикам незаконное эксплуатирование земельных участков <адрес> лесничества из земель государственного лесного фонда.
Помощник прокурора в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, также просил суд вынести частное определение в отношении администрации муниципального образования Апшеронский район.
Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица – Министерства природных ресурсов Краснодарского края, в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен, в поданном в суд ходатайстве просил суд отложить судебное заседание, которое протокольным определением от 21.04.2022 оставлено без удовлетворения.
Третье лицо – представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю в лице Межмуниципального отдела по Апшеронскому и Белореченскому районам в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просил рассмотреть дело без его участия.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в виду следующего.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Пунктом 2 ст. 59 вышеназванного закона запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
В соответствии с режимом особой охраны территории заказника, утвержденным Положением о государственной природном комплексном заказнике регионального значения «...» (с изменениями от 24.02.2021 № 94) в рекреационной зоне заказника согласно п. 3.5.6. запрещено возведение и размещение некапитальных строений и сооружений рекреационного назначения без проекта освоения лесов (для лесных участков) и без согласования с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере законодательства об особо охраняемых природных территориях, по результатам которой в деятельности Криночкина В.В. выявлены нарушения законодательства.
Так, по результатам проведения осмотра действующей туристической базы «...», расположенной в восточной части заказника, вблизи автодороги «...» установлено, что собственником земельных участков, на которых расположены здания и строения базы, с кадастровыми номерами № и №, является Криночкин В.В. На территории земельного участка с кадастровым номером № расположено одно трехэтажное здание гостиничного типа, хоздвор для содержания сельскохозяйственных животных.
Проводимыми мероприятиями по выносу в натуре на местности границ заказника установлено, что большая часть здания и загон для содержания сельскохозяйственных животных, расположенных на земельном участке № попадают в рекреационную зону заказника. Кроме того, в ходе проведенной проверки выявлен факт нарушения режима особой охраны комплексного заказника «...».
Выявлено, что в рекреационной зоне ООПТ в лесном массиве, в непосредственной близости от действующей гостиницы «...», установлены семь беседок для отдыхающих. От строения гостиницы к беседкам по деревьям протянуто электричество.
Постановлением Министерства природных ресурсов края от ДД.ММ.ГГГГ № Криночкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
В свою очередь, указанным постановлением установлено, что Криночкиным В.В. в нарушение требований федерального законодательства не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части соблюдения установленного режима охраны на территории комплексного заказника «...».
Кроме того, согласно акту административного обследования земельных отношений № от ДД.ММ.ГГГГ, на территории земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1012 кв.м, с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначение, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, принадлежащего Криночкину В.В., зарегистрирован объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером №, этажность. 2, площадью 666,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>
Вместе с тем, согласно данным фотоматериала, полученным в результате визуального осмотра обследуемого земельного участка ДД.ММ.ГГГГ, на земельном участке расположено 4-х этажное здание, в котором осуществляется коммерческая деятельность - ...», о чем свидетельствовала вывеска вдоль дороги с указанием названия отеля, а также номера мобильных телефонов.
В интернет приложении «...» обследуемый земельный участок отмечен как ...» с указанием контактов, адреса, расценков и представлением фотографии апартаментов из прилегающей территории.
Таким образом, установлено, что Криночкин В.В. использовал земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1012 кв.м, не в соответствии с видом разрешенного использования, а путем использования вышеуказанного земельного участка для размещения объекта гостиничного обслуживания.
При этом, установлено, что гостиницу «...» с 2015 года по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатирует ... Криночкин Н.В.
Кроме того, в <адрес> лесничества при осмотре участков лесного фонда выявлено самовольное занятие участка лесного фонда Криночкиным В.В., а именно размещены следующие постройки: два мангала 1,63 х 0,65 м., две огорожденные металлические емкости 4,7 х 2,4 и 9,5 х 2,0, хозяйственная постройка 3,26x1,75, беседка 2,7x3,7 м., качели 1,65x1,5 м., котельная 5,7х 8 м., горка 1,65x1,65 м., пять беседок 2,85x4,7 м., 3,5 х 3,14 м., 3,5 х 3,14 м., 2,8 х 4,3 м, 3,5 х 2,57 м.
Размер причиненного самовольным использованием лесов, составил сумму в размере 17350 рублей.
Указанные нарушения явились основанием для вынесения постановления Управлением лесного хозяйства министерства природных ресурсов Краснодарского края № от ДД.ММ.ГГГГ, которым Криночкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 Рублей, а также рекомендовано в добровольном порядке оплатить ущерб, причиненный лесному фонду.
Также, в ходе проведения проверки установлено, что Криночкиным В.В. незаконно повреждал деревья не до степени прекращения роста, в связи с размещением на них проводов электрических сетей, а также конструкции самих беседок.
Так, постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ Управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов Краснодарского края в <адрес> лесничества выявлено повреждение не до степени прекращения роста 23 дерева породы пихта, 6 деревьев породы клен, 10 деревьев породы бук, 2 дерева породы граб. 2 дерева породы ясень, размер вреда причиненного самовольным использованием лесов, составил сумму в размере 2 591 428 рублей, в связи с чем, Криночкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Вместе с тем, установлено, что до настоящего времени меры к демонтажу незаконно возведенных строений и беседок в границах ООПТ не приняты.
В силу ст. ст. 42, 57 Конституции РФ, каждому гарантированно право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается исполнением Федеральных законов, регулирующих правоотношения в области охраны окружающей среды, а также каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, учитывая, вышеизложенные обстоятельства, заявленные прокурором Апшеронского района исковые требования является законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в бюджет государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска в суд, в размере 300 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 195 Гражданского кодекса процессуального Российской Федерации и согласно закрепленным в части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации принципом состязательности и равноправия сторон, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Апшеронского района - удовлетворить.
Обязать Криночкина Владимира Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Криночкина Николая Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за свой счет привести в первоначальное и пригодное для использования состояние самовольно занятую часть земельного участка государственного лесного фонда, а именно <адрес> лесничества, а также за собственные средства самостоятельно убрать с территории указанных земельных участков государственного лесного фонда путем сноса (демонтажа) следующие самовольно размещенные (возведенные) объекты:
два мангала со следующими размерами: 1,63 х 0,65 м.,
две огороженные металлические емкости, со следующими размерами: 1) 4,7 x 2,4 м.; 2) 9,5 x 2,0 м.,
хозяйственную постройку, со следующими размерами: 3,26 x1,75 м.;
беседку, со следующими размерами 2,7 x 3,7 м.,
качели, со следующими размерами: 1,65 x 1,5 м.,
котельную, со следующими размерами: 5,7 х 8 м.,
горку, со следующими размерами: 1,65 x 1,65 м.,
пять беседок, со следующими размерами: 1) 2,85 x 4,7 м.; 2) 3,5 х 3,14м; 3) 3,5 х 3,14 м.; 4) 2,8 х 4,3 м.; 5) 3,5 x 2,57 м.
Запретить Криночкину Владимиру Васильевичу и Криночкину Николаю Владимировичу незаконное эксплуатирование земельных участков <адрес> лесничества из земель государственного лесного фонда.
Взыскать с Криночкина Владимира Васильевича и Криночкина Николая Владимировича солидарно в доход муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.
Судья Апшеронского районного суда Р.А. Наумов
Мотивированное решение изготовлено 27 апреля 2022 г.