Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-341/2024
УИД 37RS0№-79
19 июля 2024 года п.Пестяки
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Киселевой М.В.,
при секретаре Минатуллаевой Д.Г.,
с участием представителей истца - заместителя Пучежского межрайонного прокурора Мигиневич Е.В., помощника прокурора Пестяковского района Кузьминой Н.А.,
представителя ответчика - администрации Пестяковского муниципального района Лапкина А.В., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Пестяковского городского поселения Гоголева А.В., Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области Смирновой С.П., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Рудавина Н.В., Сизовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2024 года в п.Пестяки гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о.заместителя прокурора Пестяковского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности (с учетом уточнения требований) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке линейного объекта - воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью признания его бесхозяйным.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пестяковского района на основании задания прокуратуры Ивановской области от 22.03.2023, а также обращения гражданина проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере электроэнергетики. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, линейный объект - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, является бесхозяйным, меры к постановке данного линейного объекта на учет в качестве бесхозяйного ответчиком не приняты. При осмотре вышеуказанного объекта выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опоры №6 с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также сильный наклон стойки данной опоры, аналогичные повреждение опор №№7-8. Указанные повреждения могут привести к падению, обрыву проводов, выпадению крюков с изоляторами из тел опор и, как следствие, падению на землю неизолированных проводов, находящихся под опасным для жизни человека напряжением, что создает угрозу для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, а также может нарушить электроснабжение в населенном пункте п.Пестяки. 28.07.2023 в адрес главы администрации Пестяковского муниципального района вносилось прокурором представление об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики, которое было рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения, указанные в представлении, не устранены.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Пестяковское городское поселение, Филиал ППК «Роскадастр» по Ивановской области, ООО «Бизнеспроект» г.Иваново, Департамент управления имуществом Ивановской области, ПАО «Россети Центр и Приволжье» филиал Ивэнерго, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ООО «Ивановоэнергосбыт», Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, Комитет имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, Рудавина М.Н., Сухова С.Н.
В судебное заседание 19.07.2024 представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Объединенные электрические сети», Пестяковского городского поселения, Филиала ППК «Роскадастр» по Ивановской области, ООО «Бизнеспроект» г.Иваново, Департамент управления имуществом Ивановской области, ПАО «Россети Центр и Приволжье» филиал Ивэнерго, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ООО «Ивановоэнергосбыт», Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, третьи лица Титюлин О.А., Сухова С.Н., Сизова Г.А., Рудавина М.Н. не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
В отзыве на исковое заявление АО «Объединенные электрические сети» указало, что данное сооружение электроэнергетики объектом права их организации не является, сведениями о правообладателе сетевая организация не располагает, в связи с чем, принятие решения по делу оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Из отзыва ПАО «Россети Центр и Приволжье» следует, что рассмотрение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело без участия своего представителя.
ООО «БизнесПроект» в своем отзыве на исковое заявление указало, что сооружение электроэнергетики, указанное в исковом заявлении, объектом права компании ООО «БизнесПроект» не является, сведениями о правообладателе общество не располагает, в связи с чем, принятие решения по заявленному требованию оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Пучежского районного суда Ивановской области.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Пучежской межрайонной прокуратуры Мигиневич Е.В. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Пояснила, что до настоящего времени ответчиком требования, указанные в иске, не исполнены.
В судебном заседании 05.06.2024 представитель истца помощник прокурора Кузьмина Н.А. уточненные исковые требования поддержала, пояснив, что на органы местного самоуправления в РФ возложена обязанность по организации электроснабжения в пределах поселения. Полномочия Пестяковского городского поселения в соответствии с законом и уставами района и городского поселения исполняет администрация Пестяковского муниципального района. В адрес главы района прокурор направлял представление для устранения данного нарушения, имеются так же многочисленные обращения Рудавина по указанному факту, но администрация не устранила их, не предприняла меры для постановки объекта на учет, устранения неисправности опор данной электролинии. Указанное бездействие администрации влечет угрозу обрушения электролинии, причинение вреда здоровью и жизни граждан, их имуществу, прекращения электроснабжения пос.Пестяки. Администрация района обязана была представить в Департамент электроэнергетики и тарифов Ивановской области перечень бесхозяйных объектов электроэнергетики на территории муниципального образования по запросу последнего, однако бесхозяйную электролинию на ул.Рабочая, д.1 в этот перечень не включила, не исполнив таким образом и распоряжение Правительства Ивановской области. В ходе осмотра установлено, что опоры электролинии находятся в ненадлежащем состоянии, разрушены в местах крепления изоляторов. Опоры №7 и 8 были ранее на балансе фабрики по переработки шерсти, но она ликвидирована. Данная электролиния является бесхозяйной.
В судебном заседании 23.06.2024, 05.06.2024 представитель ответчика администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области Лапкин А.В. уточненные исковые требования прокурора признал частично. Пояснил суду, что заявленный в иске прокурора объект является линейным объектом - воздушной линией электропередач 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8. Данный объект является бесхозяйным, имеет повреждения опор, но постановкой его на учет должна заниматься организация, поставляющая электроэнергию с использованием этого объекта, электросетевая компания. Бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Администрация не занимается эксплуатацией данных сетей. На балансе администрации Пестяковского муниципального района, Пестяковского городского поселения воздушная линия не состоит, собственник ее неизвестен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Пестяковского городского поселения Гоголев А.В. в судебном заседании 23.05.2024, 05.06.2024 исковые требования прокурора с учетом уточнения поддержал частично, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил. Дополнил, что Пестяковское городское поселение в связи с реорганизацией в 2015 г. передало функции по решению вопросов местного значения администрации Пестяковского муниципального района. В Уставах Пестяковского городского поселения, муниципального района указано, что к вопросам местного значения относится организация обеспечения электроэнергией населения, проживающего на территории района. Вопросы местного значения решает администрация района, поэтому она обязана обеспечить население, в данном случае д.1 по ул.Рабочая электроэнергией. За содержание электролинии с опорами №6 и №7 должен отвечать Титюлин О.А., т.к. она передавалась фабрике, земельный участок находится в собственности Титюлина.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области Смирнова С.П. 05.06.2024 уточненные исковые требования прокурора не поддержала, пояснив, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами местного самоуправления, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, т.е сетевые организации, на территории которых находится объект. В данном случае АО «Объединенные электрические сети» должны содержать объект, указанный в иске прокурора. Данные опоры находятся в аварийном состоянии, решение об их замене надо принимать в кратчайшие сроки. Процедура постановки на учет данных объектов администрацией займет много времени, учитывая необходимость изыскания денежных средств, заключения муниципальных контрактов. Сведения о данном объекте администрация в Департамент энергетики не направляла, т.к. бесхозяйность его не была известна администрации, часть объекта - опора №7 находится в частной собственности Титюлина. После получения представления прокурора на место нахождения данного объекта представители администрации не выходили.
Третье лицо Сизова Г.А. в судебном заседании 23.05.2024 требования прокурора поддержала, обстоятельства, изложенные в иске подтвердила.
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста - представитель АО «Объединенные электрические сети» ФИО7 пояснил, что граница балансового разграничения находится на опоре №5, т.к. опоры №1 - №5 находятся в электросетевом комплексе АО «Объединенные электрические сети». Опора №5 находится на разветвлении ул.Рабочая и ул.Чкалова. До опоры №5 идет кабельная ли6ния, она доходит до опоры №6. Опора №6 находится не в удовлетворительном состоянии, ветхая, поврежденная гнилью. Далее от опоры №6 идут опоры №№7, 8. От опоры №6 воздушная линия идет в сторону опор №7 и №8, которые в таком же не удовлетворительном состоянии. К дому, где проживает Рудавин, от линии отходит опора №8. На опоре №6 находится щит учета, ранее установленный для поставки электроэнергии фабрики по переработке шерсти, которая отвечала за этот щит. С ООО «Ивановоэнергосбыт» заключаются договоры на поставку электроэнергии, АО «Объединенные электрические сети» отвечают за электрические сети, за поставку электроэнергии по ним. В собственность АО относится линия от опоры №1 до опоры №5. Линия от опоры №6 до опоры №8 бесхозяйная. Сети, принадлежащие АО, поставлены на кадастровый учет. Разрешений на строительство, заявлений, проектных документов об установке спорной электролинии в АО нет. От опоры №6 к опоре №7 и №8 идет воздушная линии 0,4 кВ Фидер КТП-14.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рудавин Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержал, обстоятельства, указанные в иске, подтвердил. Пояснил суду, что по заявленной в иске электролинии к его дому поставляется электроэнергия, за которую он и Сизова оплачивают счета. Документов о присоединении электролинии к дому, на получение электроэнергии нет. Подтвердил, что опора №6 электролинии ветхая, имеется угроза ее обрушения, замыкания электричества и как результат - причинение ущерба его дому. Он обращался в администрацию городского поселения, в прокуратуру, в АО «Объединенные электрические сети», Ростехнадзор для устранения данных обстоятельств, но безрезультатно. Электролинию фабрика по переработки шерсти никому не передавала. Опоры №№6, 7, 8 находятся в аварийном состоянии, могут упасть, и, учитывая, что они под напряжением, причинить вред. На опорах имеются места загнивания, т.к. они деревянные, что создает опасность. Опоры находятся в месте, где ходят жители поселка с ул.Кирова, ул.Полевой.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.п.4 и 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ч.1 п.4 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ принятие мер по организации электроснабжения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовки.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст.11 Федерального закона №68-ФЗ.
Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Статьей 8 Федерального закона от 23.11. 2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно положениям п.6 ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе, по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Бесхозяйной вещью в соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч.3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
Указанные нормы предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.
В соответствии с ч.10 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон №218-ФЗ) органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.5 Порядка).
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации линии электропередач относятся к линейным объектам.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины, который утвержден и введен в действие приказом Госстандарта от 24 декабря 2020 г. N 1388-ст, линия электропередачи - это линия, состоящая из электрических кабелей и размещенная на башенных опорах или мачтах (3.3.4.64).
В соответствии с п.п.3,7 и 24 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 №811, техническая эксплуатация электроустановок должна включать ремонт и техническое обслуживание электроустановок; при эксплуатации электроустановок потребитель должен обеспечить содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию; проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок в целях поддержания исправного состояния и безопасной эксплуатации электроустановок; при организации и осуществлении эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей (в т.ч. воздушные ЛЭП, кабельные линии) потребители должны выполнять требования в объеме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей.
По смыслу вышеуказанных правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Пестяковского района 23 апреля 2024 года на основании задания прокуратуры Ивановской области и обращения Рудавина Н.В., выявлено, что объект электроэнергетики (линейный объект) - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и 8, расположенный на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, не имеет собственника, является бесхозяйным. От указанного сооружения электроэнергетики осуществляется энергоснабжение домов №№1и 1А ул.Рабочая пос.Пестяки.
При осмотре объектов данной электролинии выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опоры №6 с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также сильный наклон стойки данной опоры, что следует из актов проверки от 11.07.2023 и 23.04.2024, повреждения опор №7 и №9, что подтверждается осмотром АО «ОЭС» от 03.06.2024 (л.д.25, 26-28, 54, 55-59, 212-213), объяснениями специалиста ФИО7 третьего лица Рудавина в судебном заседании.
28.07.2023 года в адрес главы администрации Пестяковского муниципального района прокурор Пестяковского района внес представление об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики (л.д.49), которое 03.08.2023 года было рассмотрено, однако до настоящего времени меры к постановке данного линейного объекта на учет в качестве бесхозяйного администрацией Пестяковского муниципального района не приняты.
Согласно п.1 ст.1 Устава Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Пестяковского городского поселения от 23.11.2005 №11(далее Устав), Пестяковское городское поселение образовано в составе населенного пункта пос.Пестяки.Территория поселения входит в состав Пестяковского муниципального района Ивановской области (ч.1 ст.2 Устава).
В соответствии с п.4 ст.7 Устава к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Администрации Пестяковского муниципального района передаются для исполнения полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пестяковского городского поселения, в том числе выполнение вопросов местного значения в соответствии со ст.7 настоящего Устава (ст.33 Устава).
Согласно п.4 ст.10 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области, принятого решением Пестяковского районного Совета от 14.07.2010 № 33 (далее Устав),к вопросам местного значения Пестяковского муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. На Администрацию района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пестяковского городского поселения в соответствии с настоящим Уставом и Уставом Пестяковского городского поселения (п.8 ст.33 Устава).
В судебном заседании установлено и признано ответчиком, что спорный объект недвижимого имущества собственника не имеет, что так же подтверждается нижеуказанным.
Согласно ответу администрации Пестяковского муниципального района от 13.07.2023, 07.07.2024 в муниципальной собственности Пестяковского муниципального района и Пестяковского городского поселения отсутствуют объекты электросетевого хозяйства, расположенные в районе ул.Рабочая, либо на территории ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти».
Из ответов, отзыва АО «Объединенные электрические сети» следует, что электролиния с опорами №№6-8 ВЛ-0,4кВ ф.1 КТП-14, расположенная по адресу: п.Пестяки, ул.Рабочая, на праве собственности либо ином законном праве АО «ОЭС» не принадлежит. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности № от 26.04.2013 вышеуказанная опора принадлежит ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти». Гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку электроэнергии потребителям на территории п.Пестяки Ивановской области (в том числе и на ул.Рабочая), является ООО «Ивановоэнергосбыт». Подача электрической энергии осуществляется от трансформаторной подстанции КТП-14, принадлежащей на праве собственности АО «ОЭС».
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности № от 26.04.2013 года, представленного АО «ОЭС» 23.05.2024, на балансе Сетевой организации ОАО «Объединенные электрические сети») находится фид. №105 ПС «Пестяки», ТП №14, ВЛ-0,4 кВ фид.№1 от ТП №14 до изоляторов опоры №6 (п.5). На балансе потребителя ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти» находятся ЩУ-0,4 кВ с приборами учета и аппаратами защиты, ВЛ-0,4 кВ от ЩУ-0,4кВ до опоры Потребителя, опора Потребителя, КЛ-0,4 кВ от опоры Потребителя до ВРУ-0,4 здания фабрики, ВРУ-0,4 кВ, внутреннее электрооборудование и электропроводка потребителя (п.6). Ответственность за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства определяется их балансовой принадлежностью (п.7) (л.д.119).
Граница эксплуатационной ответственности Сетевой организации устанавливается на контактных соединениях линейных проводов ВЛ-0,4 кВ ф.1 от ТП-14 Сетевой организации и проводов кабельного ответвления к вводу здания фабрики, расположенных на изоляторах опоры № Потребителя, что следует из п.3 акта №Пес-7 от 26.04.2013 разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Граница эксплуатационной ответственности Потребителя устанавливается: совпадает с п.3 настоящего Акта (п.4) (л.д.120).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 02.05.2024 деятельность ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти» прекращена 01.06.2020.
Из ответа АО «Объединенные электрические сети» от 31.05.2024 следует, что спорная воздушная линия ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП-14 находится на балансе сетевой организации до опоры №5 включительно. Между опорами №5 и №6 проходит кабельная линия КЛ-4 кВ. От опоры №6 до опор №7 и №8 проходит воздушная линия ВЛ-0,4 кВ. Вышеуказанные два участка ЛЭП не входят в состав ЭСК №1 п.Пестяки Ивановской области, принадлежащего АО «ОЭС». Соответственно кабельно-воздушная линия от опоры №5 ВЛ 0,4 кВ ф.1 КТП-14 до домов 1-1А по ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области является бесхозяйной (л.д.195).
Земельный участок с кадастровым номером № и здание сапоговаляльного производства и закладочного цеха с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>А принадлежат на праве собственности Титюлину О.А., что подтверждается выписками из ЕГРН от 18.10.2023 (л.д.35-44,45-48).
Согласно выпискам из ЕГРН от 29.02.2024, 04.03.2024 земельный участок с кадастровым номером № и жилое помещение с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности Сизовой Г.А. (л.д.134-135,139-142).
Из выписок ЕГРН от 15.02.2024 следует, что земельный участок с кадастровым номером № и жилое помещение с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности по 1/3 доле Рудавину Н.В., Рудавиной М.Н. и Суховой С.Н. (л.д.144-152).
Как следует из ответа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Центрального Управления Ростехнадзора от 24.11.2023 на обращение Рудавину Н.В., информация о необходимости принятия мер по постановке бесхозяйной вещи - вышеуказанной опоры ВЛ на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со ст.225 ГК РФ, определению владельца указанной опоры ВЛ и приведению её в соответствие с требованиями НПА, направлена в администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области (л.д.96 об. сторона-97).
Сведения в ЕГРН о спорном объекте недвижимости отсутствуют, что следует из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.06.2024 (л.д.196), от 13.06.2024.
В реестре муниципальной собственности Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области отсутствуют сведения о спорном линейном объекте, что следует из Уведомления Комитета имущественных земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района от 07.06.2024.
Согласно ответу МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 07.06.2024, сведения в реестре федерального имущества о спорном объекте недвижимости отсутствуют.
Из отзыва Департамента управления имуществом Ивановской области от 07.06.2024, 19.06.2024 года следует, что реестр имущества, находящегося в собственности Ивановской области, не содержит сведений о спорном объекте недвижимости. Притязаний в отношении данного объекта не имеет.
Из отзывов АО «Объединенные электрические сети» и ООО «БизнесПроект» на уточнение исковых требований от 17.06.2024 следует, что спорное сооружение электроэнергетики объектом права этих компаний не является, сведениями о правообладателе не располагают.
Судом установлено, что ООО «Ивановоэнергосбыт» осуществляет электроснабжение (поставку электроэнергии) потребителей кв.1 и 2 дома №1, дома №1А по ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, в том числе путем использования бесхозяйного линейного объекта - воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14, включая опоры №№6, 7 и 8, что подтверждается объяснениями ФИО7 Рудавина.
Согласно ответу от 17.06.2024 Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Департамент на постоянной основе ведет мониторинг по вопросу выявления бесхозяйных объектов электроэнергетики на территории Ивановской области, формирует реестр таких бесхозяйных объектов. На заседаниях штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на территории Ивановской области при Правительстве Ивановской области 18.09.2023 рассмотрен вопрос о бесхозяйных объектах электросетевого комплекса Ивановской области, на котором дано поручение главам администраций муниципальных районов и городских округов Ивановской области предоставить в адрес Департамента перечень бесхозяйных объектов. Объект опора №6 на ул.Рабочая пос.Пестяки в перечне, представленном администрацией Пестяковского района не обозначен. По мнению Департамента из совокупности норм законодательства обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта, расположенного на данной улице лежит на администрации Пестяковского муниципального района. Во исполнение вышеуказанного поручения 05.06.2024 администрация направила в Департамент сведениях о вышеуказанном спорном объекте, как бесхозяйном.
Таким образом, установлено, что данный объект недвижимого имущества - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №№7 и 8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, обладает признаками бесхозяйного объекта, но на учете как бесхозяйное имущество не состоит.
Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются доказательствами, приведенными выше, которые суд признает относимым, допустимыми и достаточными для разрешения данного иска.
Доводы представителя ответчика Лапкина, представителей третьих лиц Смирновой, Гоголева о том, что администрация района не обязана предпринимать меры для постановки на учет бесхозяйной спорной электролинии, суд признает не состоятельными с учетом вышеприведенным норм Закона, а так же по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Действительно согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Вместе с тем, в совокупности с положениями статей 539, 540 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В данном случае сетевая компания, использующая бесхозяйное имущество, несет ответственность, вопреки заявленным доводам, за причинение ущерба только в связи с ненадлежащим исполнением договора энергоснабжения, в соответствии со ст.547 ГК РФ.
При этом наличие у организации, оказывающей услуги по электроснабжению в п.Пестяки, права в силу пункта 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с органами местного самоуправления на обращение с заявлением о постановке на учет бесхозяйных линейных объектов не снимает с органа местного самоуправления обязанность по организации электроснабжения в пределах муниципального образования и выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для электроснабжения, и постановке их на учет, принимая во внимание, что до настоящего времени организация, оказывающая услуги по электроснабжению такую возможность не реализовала.
Т.о. поскольку отсутствие у вышеуказанного объекта недвижимости собственника создает препятствия для реализации мер по его содержанию в состоянии, отвечающем установленным требованиям в сфере электроэнергетики, чем создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по осуществлению действий по постановке на учет спорного бесхозяйного линейного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Непринятие мер по постановке на учет спорного объекта недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельствует о несоблюдении ответчиком действующего законодательства в указанной сфере, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, получение коммунальной услуги надлежащего качества и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья граждан, круг которых определить невозможно, поскольку является объектом повышенной опасности, связана с деятельностью по эксплуатации определенных объектов, особые свойства которых создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим (доступ на территорию, где расположен спорный объект, свободный), и является основанием для обращения прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ с настоящим иском.
Стороной ответчика суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что допущенные нарушения устранены, меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанного объекта недвижимости не предпринимались.
Суд, с учетом обстоятельств дела, мнения сторон, считает, что срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный истцом, разумный, обоснованный и достаточный при должной добросовестности для исполнения решения суда.
В связи с изложенным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области (<данные изъяты>) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке линейного объекта - воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ 0,4 кВ ф.1 КТП - 14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью признания его бесхозяйным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий подпись М.В.Киселева
В окончательной форме решение вынесено 24 июля 2024 года
Именем Российской Федерации
Дело № 2-341/2024
УИД 37RS0№-79
19 июля 2024 года п.Пестяки
Пучежский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующей судьи Киселевой М.В.,
при секретаре Минатуллаевой Д.Г.,
с участием представителей истца - заместителя Пучежского межрайонного прокурора Мигиневич Е.В., помощника прокурора Пестяковского района Кузьминой Н.А.,
представителя ответчика - администрации Пестяковского муниципального района Лапкина А.В., представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Пестяковского городского поселения Гоголева А.В., Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области Смирновой С.П., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Рудавина Н.В., Сизовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2024 года в п.Пестяки гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
И.о.заместителя прокурора Пестяковского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга к администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности (с учетом уточнения требований) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке линейного объекта - воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью признания его бесхозяйным.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Пестяковского района на основании задания прокуратуры Ивановской области от 22.03.2023, а также обращения гражданина проведена проверка исполнения ответчиком законодательства в сфере электроэнергетики. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, линейный объект - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, является бесхозяйным, меры к постановке данного линейного объекта на учет в качестве бесхозяйного ответчиком не приняты. При осмотре вышеуказанного объекта выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опоры №6 с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также сильный наклон стойки данной опоры, аналогичные повреждение опор №№7-8. Указанные повреждения могут привести к падению, обрыву проводов, выпадению крюков с изоляторами из тел опор и, как следствие, падению на землю неизолированных проводов, находящихся под опасным для жизни человека напряжением, что создает угрозу для жизни и здоровья неограниченного круга лиц, а также может нарушить электроснабжение в населенном пункте п.Пестяки. 28.07.2023 в адрес главы администрации Пестяковского муниципального района вносилось прокурором представление об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики, которое было рассмотрено, однако до настоящего времени нарушения, указанные в представлении, не устранены.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Пестяковское городское поселение, Филиал ППК «Роскадастр» по Ивановской области, ООО «Бизнеспроект» г.Иваново, Департамент управления имуществом Ивановской области, ПАО «Россети Центр и Приволжье» филиал Ивэнерго, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ООО «Ивановоэнергосбыт», Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, Комитет имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, Рудавина М.Н., Сухова С.Н.
В судебное заседание 19.07.2024 представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Объединенные электрические сети», Пестяковского городского поселения, Филиала ППК «Роскадастр» по Ивановской области, ООО «Бизнеспроект» г.Иваново, Департамент управления имуществом Ивановской области, ПАО «Россети Центр и Приволжье» филиал Ивэнерго, МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, ООО «Ивановоэнергосбыт», Департамент энергетики и тарифов Ивановской области, третьи лица Титюлин О.А., Сухова С.Н., Сизова Г.А., Рудавина М.Н. не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
В отзыве на исковое заявление АО «Объединенные электрические сети» указало, что данное сооружение электроэнергетики объектом права их организации не является, сведениями о правообладателе сетевая организация не располагает, в связи с чем, принятие решения по делу оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Из отзыва ПАО «Россети Центр и Приволжье» следует, что рассмотрение заявленных требований оставляют на усмотрение суда, просят рассмотреть дело без участия своего представителя.
ООО «БизнесПроект» в своем отзыве на исковое заявление указало, что сооружение электроэнергетики, указанное в исковом заявлении, объектом права компании ООО «БизнесПроект» не является, сведениями о правообладателе общество не располагает, в связи с чем, принятие решения по заявленному требованию оставляет на усмотрение суда, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса, суд принимает во внимание их извещение о месте и времени судебного разбирательства, полагает извещение своевременным и достаточным для подготовки к делу и явки в суд. Кроме того, участники процесса извещались путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2018 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" информации о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела на интернет-сайте Пучежского районного суда Ивановской области.
В судебном заседании представитель истца - заместитель прокурора Пучежской межрайонной прокуратуры Мигиневич Е.В. уточненные исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. Пояснила, что до настоящего времени ответчиком требования, указанные в иске, не исполнены.
В судебном заседании 05.06.2024 представитель истца помощник прокурора Кузьмина Н.А. уточненные исковые требования поддержала, пояснив, что на органы местного самоуправления в РФ возложена обязанность по организации электроснабжения в пределах поселения. Полномочия Пестяковского городского поселения в соответствии с законом и уставами района и городского поселения исполняет администрация Пестяковского муниципального района. В адрес главы района прокурор направлял представление для устранения данного нарушения, имеются так же многочисленные обращения Рудавина по указанному факту, но администрация не устранила их, не предприняла меры для постановки объекта на учет, устранения неисправности опор данной электролинии. Указанное бездействие администрации влечет угрозу обрушения электролинии, причинение вреда здоровью и жизни граждан, их имуществу, прекращения электроснабжения пос.Пестяки. Администрация района обязана была представить в Департамент электроэнергетики и тарифов Ивановской области перечень бесхозяйных объектов электроэнергетики на территории муниципального образования по запросу последнего, однако бесхозяйную электролинию на ул.Рабочая, д.1 в этот перечень не включила, не исполнив таким образом и распоряжение Правительства Ивановской области. В ходе осмотра установлено, что опоры электролинии находятся в ненадлежащем состоянии, разрушены в местах крепления изоляторов. Опоры №7 и 8 были ранее на балансе фабрики по переработки шерсти, но она ликвидирована. Данная электролиния является бесхозяйной.
В судебном заседании 23.06.2024, 05.06.2024 представитель ответчика администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области Лапкин А.В. уточненные исковые требования прокурора признал частично. Пояснил суду, что заявленный в иске прокурора объект является линейным объектом - воздушной линией электропередач 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8. Данный объект является бесхозяйным, имеет повреждения опор, но постановкой его на учет должна заниматься организация, поставляющая электроэнергию с использованием этого объекта, электросетевая компания. Бремя содержания бесхозяйных сетей возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию. Администрация не занимается эксплуатацией данных сетей. На балансе администрации Пестяковского муниципального района, Пестяковского городского поселения воздушная линия не состоит, собственник ее неизвестен.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Пестяковского городского поселения Гоголев А.В. в судебном заседании 23.05.2024, 05.06.2024 исковые требования прокурора с учетом уточнения поддержал частично, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил. Дополнил, что Пестяковское городское поселение в связи с реорганизацией в 2015 г. передало функции по решению вопросов местного значения администрации Пестяковского муниципального района. В Уставах Пестяковского городского поселения, муниципального района указано, что к вопросам местного значения относится организация обеспечения электроэнергией населения, проживающего на территории района. Вопросы местного значения решает администрация района, поэтому она обязана обеспечить население, в данном случае д.1 по ул.Рабочая электроэнергией. За содержание электролинии с опорами №6 и №7 должен отвечать Титюлин О.А., т.к. она передавалась фабрике, земельный участок находится в собственности Титюлина.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитета имущественных, земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области Смирнова С.П. 05.06.2024 уточненные исковые требования прокурора не поддержала, пояснив, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами местного самоуправления, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, т.е сетевые организации, на территории которых находится объект. В данном случае АО «Объединенные электрические сети» должны содержать объект, указанный в иске прокурора. Данные опоры находятся в аварийном состоянии, решение об их замене надо принимать в кратчайшие сроки. Процедура постановки на учет данных объектов администрацией займет много времени, учитывая необходимость изыскания денежных средств, заключения муниципальных контрактов. Сведения о данном объекте администрация в Департамент энергетики не направляла, т.к. бесхозяйность его не была известна администрации, часть объекта - опора №7 находится в частной собственности Титюлина. После получения представления прокурора на место нахождения данного объекта представители администрации не выходили.
Третье лицо Сизова Г.А. в судебном заседании 23.05.2024 требования прокурора поддержала, обстоятельства, изложенные в иске подтвердила.
В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста - представитель АО «Объединенные электрические сети» ФИО7 пояснил, что граница балансового разграничения находится на опоре №5, т.к. опоры №1 - №5 находятся в электросетевом комплексе АО «Объединенные электрические сети». Опора №5 находится на разветвлении ул.Рабочая и ул.Чкалова. До опоры №5 идет кабельная ли6ния, она доходит до опоры №6. Опора №6 находится не в удовлетворительном состоянии, ветхая, поврежденная гнилью. Далее от опоры №6 идут опоры №№7, 8. От опоры №6 воздушная линия идет в сторону опор №7 и №8, которые в таком же не удовлетворительном состоянии. К дому, где проживает Рудавин, от линии отходит опора №8. На опоре №6 находится щит учета, ранее установленный для поставки электроэнергии фабрики по переработке шерсти, которая отвечала за этот щит. С ООО «Ивановоэнергосбыт» заключаются договоры на поставку электроэнергии, АО «Объединенные электрические сети» отвечают за электрические сети, за поставку электроэнергии по ним. В собственность АО относится линия от опоры №1 до опоры №5. Линия от опоры №6 до опоры №8 бесхозяйная. Сети, принадлежащие АО, поставлены на кадастровый учет. Разрешений на строительство, заявлений, проектных документов об установке спорной электролинии в АО нет. От опоры №6 к опоре №7 и №8 идет воздушная линии 0,4 кВ Фидер КТП-14.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Рудавин Н.В. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора поддержал, обстоятельства, указанные в иске, подтвердил. Пояснил суду, что по заявленной в иске электролинии к его дому поставляется электроэнергия, за которую он и Сизова оплачивают счета. Документов о присоединении электролинии к дому, на получение электроэнергии нет. Подтвердил, что опора №6 электролинии ветхая, имеется угроза ее обрушения, замыкания электричества и как результат - причинение ущерба его дому. Он обращался в администрацию городского поселения, в прокуратуру, в АО «Объединенные электрические сети», Ростехнадзор для устранения данных обстоятельств, но безрезультатно. Электролинию фабрика по переработки шерсти никому не передавала. Опоры №№6, 7, 8 находятся в аварийном состоянии, могут упасть, и, учитывая, что они под напряжением, причинить вред. На опорах имеются места загнивания, т.к. они деревянные, что создает опасность. Опоры находятся в месте, где ходят жители поселка с ул.Кирова, ул.Полевой.
Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.п.4 и 23 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электроснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ч.1 п.4 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ принятие мер по организации электроснабжения на соответствующих территориях относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Из ст.7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» следует, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, проводятся в режимах повседневной деятельности и повышенной готовки.
Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций установлены ст.11 Федерального закона №68-ФЗ.
Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются, в том числе, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации; обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.
Статьей 8 Федерального закона от 23.11. 2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями; осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно положениям п.6 ст.14 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия, в том числе, по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с положениями ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со ст.133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Бесхозяйной вещью в соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Согласно ч.3 данной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.С заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами, указанными в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них (пункт 5).
Указанные нормы предусматривают обязанность приобретения органом местного самоуправления права собственности в отношении недвижимой вещи, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо от права собственности на которую собственник отказался. При этом в отношении бесхозяйных линейных объектов право собственности разрешается приобрести лицам, обязанным в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов.
В соответствии с ч.10 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон №218-ФЗ) органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы для постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.5 Порядка).
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного Кодекса Российской Федерации линии электропередач относятся к линейным объектам.
В соответствии с ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины, который утвержден и введен в действие приказом Госстандарта от 24 декабря 2020 г. N 1388-ст, линия электропередачи - это линия, состоящая из электрических кабелей и размещенная на башенных опорах или мачтах (3.3.4.64).
В соответствии с п.п.3,7 и 24 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей электрической энергии, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.08.2022 №811, техническая эксплуатация электроустановок должна включать ремонт и техническое обслуживание электроустановок; при эксплуатации электроустановок потребитель должен обеспечить содержание электроустановок в исправном состоянии и их безопасную эксплуатацию; проведение технического обслуживания и ремонта электроустановок в целях поддержания исправного состояния и безопасной эксплуатации электроустановок; при организации и осуществлении эксплуатации электрооборудования и электроустановок общего назначения потребителей (в т.ч. воздушные ЛЭП, кабельные линии) потребители должны выполнять требования в объеме, предусмотренном для указанных видов оборудования и устройств в Правилах технической эксплуатации электрических станций и сетей.
По смыслу вышеуказанных правовых норм орган местного самоуправления обязан принять на учет объекты электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения населения и принять необходимые меры по их содержанию и обслуживанию только в случае, если они обладают признаками бесхозяйного объекта, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо, от права собственности на который собственник отказался.
Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Пестяковского района 23 апреля 2024 года на основании задания прокуратуры Ивановской области и обращения Рудавина Н.В., выявлено, что объект электроэнергетики (линейный объект) - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №7 и 8, расположенный на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, не имеет собственника, является бесхозяйным. От указанного сооружения электроэнергетики осуществляется энергоснабжение домов №№1и 1А ул.Рабочая пос.Пестяки.
При осмотре объектов данной электролинии выявлено видимое загнивание в месте соприкосновения деревянной стойки опоры №6 с проволочными бандажами и ж/б приставкой, а также сильный наклон стойки данной опоры, что следует из актов проверки от 11.07.2023 и 23.04.2024, повреждения опор №7 и №9, что подтверждается осмотром АО «ОЭС» от 03.06.2024 (л.д.25, 26-28, 54, 55-59, 212-213), объяснениями специалиста ФИО7 третьего лица Рудавина в судебном заседании.
28.07.2023 года в адрес главы администрации Пестяковского муниципального района прокурор Пестяковского района внес представление об устранении нарушений законодательства в сфере электроэнергетики (л.д.49), которое 03.08.2023 года было рассмотрено, однако до настоящего времени меры к постановке данного линейного объекта на учет в качестве бесхозяйного администрацией Пестяковского муниципального района не приняты.
Согласно п.1 ст.1 Устава Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области, принятого решением Совета Пестяковского городского поселения от 23.11.2005 №11(далее Устав), Пестяковское городское поселение образовано в составе населенного пункта пос.Пестяки.Территория поселения входит в состав Пестяковского муниципального района Ивановской области (ч.1 ст.2 Устава).
В соответствии с п.4 ст.7 Устава к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Администрации Пестяковского муниципального района передаются для исполнения полномочия исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пестяковского городского поселения, в том числе выполнение вопросов местного значения в соответствии со ст.7 настоящего Устава (ст.33 Устава).
Согласно п.4 ст.10 Устава Пестяковского муниципального района Ивановской области, принятого решением Пестяковского районного Совета от 14.07.2010 № 33 (далее Устав),к вопросам местного значения Пестяковского муниципального района относится организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. На Администрацию района возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Пестяковского городского поселения в соответствии с настоящим Уставом и Уставом Пестяковского городского поселения (п.8 ст.33 Устава).
В судебном заседании установлено и признано ответчиком, что спорный объект недвижимого имущества собственника не имеет, что так же подтверждается нижеуказанным.
Согласно ответу администрации Пестяковского муниципального района от 13.07.2023, 07.07.2024 в муниципальной собственности Пестяковского муниципального района и Пестяковского городского поселения отсутствуют объекты электросетевого хозяйства, расположенные в районе ул.Рабочая, либо на территории ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти».
Из ответов, отзыва АО «Объединенные электрические сети» следует, что электролиния с опорами №№6-8 ВЛ-0,4кВ ф.1 КТП-14, расположенная по адресу: п.Пестяки, ул.Рабочая, на праве собственности либо ином законном праве АО «ОЭС» не принадлежит. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности № от 26.04.2013 вышеуказанная опора принадлежит ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти». Гарантирующим поставщиком, осуществляющим поставку электроэнергии потребителям на территории п.Пестяки Ивановской области (в том числе и на ул.Рабочая), является ООО «Ивановоэнергосбыт». Подача электрической энергии осуществляется от трансформаторной подстанции КТП-14, принадлежащей на праве собственности АО «ОЭС».
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности № от 26.04.2013 года, представленного АО «ОЭС» 23.05.2024, на балансе Сетевой организации ОАО «Объединенные электрические сети») находится фид. №105 ПС «Пестяки», ТП №14, ВЛ-0,4 кВ фид.№1 от ТП №14 до изоляторов опоры №6 (п.5). На балансе потребителя ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти» находятся ЩУ-0,4 кВ с приборами учета и аппаратами защиты, ВЛ-0,4 кВ от ЩУ-0,4кВ до опоры Потребителя, опора Потребителя, КЛ-0,4 кВ от опоры Потребителя до ВРУ-0,4 здания фабрики, ВРУ-0,4 кВ, внутреннее электрооборудование и электропроводка потребителя (п.6). Ответственность за состояние и обслуживание объектов электросетевого хозяйства определяется их балансовой принадлежностью (п.7) (л.д.119).
Граница эксплуатационной ответственности Сетевой организации устанавливается на контактных соединениях линейных проводов ВЛ-0,4 кВ ф.1 от ТП-14 Сетевой организации и проводов кабельного ответвления к вводу здания фабрики, расположенных на изоляторах опоры № Потребителя, что следует из п.3 акта №Пес-7 от 26.04.2013 разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Граница эксплуатационной ответственности Потребителя устанавливается: совпадает с п.3 настоящего Акта (п.4) (л.д.120).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 02.05.2024 деятельность ООО «Пестяковская фабрика переработки шерсти» прекращена 01.06.2020.
Из ответа АО «Объединенные электрические сети» от 31.05.2024 следует, что спорная воздушная линия ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП-14 находится на балансе сетевой организации до опоры №5 включительно. Между опорами №5 и №6 проходит кабельная линия КЛ-4 кВ. От опоры №6 до опор №7 и №8 проходит воздушная линия ВЛ-0,4 кВ. Вышеуказанные два участка ЛЭП не входят в состав ЭСК №1 п.Пестяки Ивановской области, принадлежащего АО «ОЭС». Соответственно кабельно-воздушная линия от опоры №5 ВЛ 0,4 кВ ф.1 КТП-14 до домов 1-1А по ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области является бесхозяйной (л.д.195).
Земельный участок с кадастровым номером № и здание сапоговаляльного производства и закладочного цеха с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>А принадлежат на праве собственности Титюлину О.А., что подтверждается выписками из ЕГРН от 18.10.2023 (л.д.35-44,45-48).
Согласно выпискам из ЕГРН от 29.02.2024, 04.03.2024 земельный участок с кадастровым номером № и жилое помещение с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности Сизовой Г.А. (л.д.134-135,139-142).
Из выписок ЕГРН от 15.02.2024 следует, что земельный участок с кадастровым номером № и жилое помещение с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве общей долевой собственности по 1/3 доле Рудавину Н.В., Рудавиной М.Н. и Суховой С.Н. (л.д.144-152).
Как следует из ответа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Центрального Управления Ростехнадзора от 24.11.2023 на обращение Рудавину Н.В., информация о необходимости принятия мер по постановке бесхозяйной вещи - вышеуказанной опоры ВЛ на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со ст.225 ГК РФ, определению владельца указанной опоры ВЛ и приведению её в соответствие с требованиями НПА, направлена в администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области (л.д.96 об. сторона-97).
Сведения в ЕГРН о спорном объекте недвижимости отсутствуют, что следует из Уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.06.2024 (л.д.196), от 13.06.2024.
В реестре муниципальной собственности Пестяковского городского поселения Пестяковского муниципального района Ивановской области отсутствуют сведения о спорном линейном объекте, что следует из Уведомления Комитета имущественных земельных отношений, природных ресурсов и экологии администрации Пестяковского муниципального района от 07.06.2024.
Согласно ответу МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от 07.06.2024, сведения в реестре федерального имущества о спорном объекте недвижимости отсутствуют.
Из отзыва Департамента управления имуществом Ивановской области от 07.06.2024, 19.06.2024 года следует, что реестр имущества, находящегося в собственности Ивановской области, не содержит сведений о спорном объекте недвижимости. Притязаний в отношении данного объекта не имеет.
Из отзывов АО «Объединенные электрические сети» и ООО «БизнесПроект» на уточнение исковых требований от 17.06.2024 следует, что спорное сооружение электроэнергетики объектом права этих компаний не является, сведениями о правообладателе не располагают.
Судом установлено, что ООО «Ивановоэнергосбыт» осуществляет электроснабжение (поставку электроэнергии) потребителей кв.1 и 2 дома №1, дома №1А по ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, в том числе путем использования бесхозяйного линейного объекта - воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14, включая опоры №№6, 7 и 8, что подтверждается объяснениями ФИО7 Рудавина.
Согласно ответу от 17.06.2024 Департамента энергетики и тарифов Ивановской области Департамент на постоянной основе ведет мониторинг по вопросу выявления бесхозяйных объектов электроэнергетики на территории Ивановской области, формирует реестр таких бесхозяйных объектов. На заседаниях штаба по обеспечению безопасности электроснабжения на территории Ивановской области при Правительстве Ивановской области 18.09.2023 рассмотрен вопрос о бесхозяйных объектах электросетевого комплекса Ивановской области, на котором дано поручение главам администраций муниципальных районов и городских округов Ивановской области предоставить в адрес Департамента перечень бесхозяйных объектов. Объект опора №6 на ул.Рабочая пос.Пестяки в перечне, представленном администрацией Пестяковского района не обозначен. По мнению Департамента из совокупности норм законодательства обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта, расположенного на данной улице лежит на администрации Пестяковского муниципального района. Во исполнение вышеуказанного поручения 05.06.2024 администрация направила в Департамент сведениях о вышеуказанном спорном объекте, как бесхозяйном.
Таким образом, установлено, что данный объект недвижимого имущества - воздушная линия электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ-0,4 кВ ф.1 КТП -14 до опор №№7 и 8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, обладает признаками бесхозяйного объекта, но на учете как бесхозяйное имущество не состоит.
Обстоятельства, установленные в судебном заседании, подтверждаются доказательствами, приведенными выше, которые суд признает относимым, допустимыми и достаточными для разрешения данного иска.
Доводы представителя ответчика Лапкина, представителей третьих лиц Смирновой, Гоголева о том, что администрация района не обязана предпринимать меры для постановки на учет бесхозяйной спорной электролинии, суд признает не состоятельными с учетом вышеприведенным норм Закона, а так же по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Действительно согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Вместе с тем, в совокупности с положениями статей 539, 540 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В данном случае сетевая компания, использующая бесхозяйное имущество, несет ответственность, вопреки заявленным доводам, за причинение ущерба только в связи с ненадлежащим исполнением договора энергоснабжения, в соответствии со ст.547 ГК РФ.
При этом наличие у организации, оказывающей услуги по электроснабжению в п.Пестяки, права в силу пункта 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с органами местного самоуправления на обращение с заявлением о постановке на учет бесхозяйных линейных объектов не снимает с органа местного самоуправления обязанность по организации электроснабжения в пределах муниципального образования и выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для электроснабжения, и постановке их на учет, принимая во внимание, что до настоящего времени организация, оказывающая услуги по электроснабжению такую возможность не реализовала.
Т.о. поскольку отсутствие у вышеуказанного объекта недвижимости собственника создает препятствия для реализации мер по его содержанию в состоянии, отвечающем установленным требованиям в сфере электроэнергетики, чем создается угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность по осуществлению действий по постановке на учет спорного бесхозяйного линейного объекта в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного объекта в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Непринятие мер по постановке на учет спорного объекта недвижимого имущества в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, свидетельствует о несоблюдении ответчиком действующего законодательства в указанной сфере, чем нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, получение коммунальной услуги надлежащего качества и может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья граждан, круг которых определить невозможно, поскольку является объектом повышенной опасности, связана с деятельностью по эксплуатации определенных объектов, особые свойства которых создают повышенную вероятность причинения вреда окружающим (доступ на территорию, где расположен спорный объект, свободный), и является основанием для обращения прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ с настоящим иском.
Стороной ответчика суду не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что допущенные нарушения устранены, меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанного объекта недвижимости не предпринимались.
Суд, с учетом обстоятельств дела, мнения сторон, считает, что срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный истцом, разумный, обоснованный и достаточный при должной добросовестности для исполнения решения суда.
В связи с изложенным, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Пестяковского муниципального района Ивановской области (<данные изъяты>) в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу принять меры к постановке линейного объекта - воздушной линии электропередачи 0,4 кВ от опоры №6 ВЛ 0,4 кВ ф.1 КТП - 14 до опор №7 и №8, расположенных на ул.Рабочая п.Пестяки Ивановской области, включая деревянные опоры №№6, 7, 8, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество с целью признания его бесхозяйным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий подпись М.В.Киселева
В окончательной форме решение вынесено 24 июля 2024 года