Дело № 2-286/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 сентября 2017 года село Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Першиной Е.А., при секретаре судебного заседания Худяковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хромцовой Т.В. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о восстановлении в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Хромцова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее – МО «Пинежский район») о восстановлении ее в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, обосновав заявленное требование тем, что 14 апреля 2017 года получила постановление администрации №*** «Об отказе в перерегистрации Хромцовой Т.В., состоящей на учете нуждающихся в предоставлении жилья на территории МО «...», в котором сказано о снятии её с учета вместе с дочерью. Считает данное постановление незаконным, поскольку состоит в очереди с 16.09.2002 и в силу статьи 51 Жилищного кодекса РФ не может быть снята с учета, ранее решением районного суда от 11.04.2016 по делу № 2-143/2016 она уже была восстановлена очереди, каких-либо нарушений с ее стороны нет.
Истец Хромцова Т.В. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, дополнив, что проживает в настоящее время по месту регистрации в <адрес>, данный дом принадлежит на праве собственности ее отцу Хромцову В.В., он намерен его продать, она никаких прав на него не имеет, в связи с чем останется без жилья. Имеющаяся в ее собственности комната в <адрес>, площадью 10 кв.м, недостаточна для проживания с дочерью. На учет она была поставлена в 2002 году, поскольку также была зарегистрирована в доме отца площадью 70 кв.м, где в то время было зарегистрировано и проживало 6 человек (она, мать, сестра и двое детей сестры), в связи с чем ее обеспеченность жилой площадью была ниже нормы. В настоящее время в доме зарегистрировано три человека (она, ее дочь и мать), фактически проживают вдвоем с дочерью. Действительно, в декабре 2002 года она приобретала комнату в <адрес>, проживала в ней некоторое время, однако, в последующем продала ее и на эти деньги приобрела комнату в <адрес>.
Представитель истца Хромцов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив, что дом, в котором проживает его дочь Хромцова Т..В., принадлежит ему, и он вправе распоряжаться им по своему усмотрению, дочь на этот дом каких-либо прав не имеет. Просит восстановить дочь в очереди на жилье.
Представитель ответчика Зубова Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, пояснив, что Хромцова Т.В., приобретя в 2002 году квартиру в <адрес> площадью 24,7 кв.м, утратила право состоять на учете нуждающихся в предоставлении жилья. Продав указанную квартиру, она намеренно ухудшила свои жилищные условия, что также исключает право состоять на соответствующем учете. В настоящее время Хромцова Т.В. является членом семьи собственника дома площадью 70 кв.м, обеспеченность жилой площадью зарегистрированных в данном жилом помещении трех граждан, в том числе истца и ее дочери, превышает установленную учетную норму. Кроме того, у нее в собственности имеется квартира площадью 10 кв.м в <адрес>, которую в силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует учитывать при определении уровня обеспеченности общей жилой площадью. Кроме того, полагает, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ.
Заслушав объяснения истца Хромцовой Т.В., ее представителя Хромцова В.В., представителя администрации МО «Пинежский муниципальный район» Зубову Н.В., изучив и проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Постановлением и.о. главы администрации МО «...» №*** от 16 сентября 2002 года Хромцова Т.В. на состав семьи из 1 человека была поставлена на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий (Список № 1) (л.д. 6).
Постановлением главы администрации МО «...» №*** от 28 апреля 2008 года в связи с проведением перерегистрации учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержден список № 1 учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 25 апреля 2008 года (приложение № 1) и список № 2 учёта граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений (приложение № 2).
Согласно списку № 1 учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 10 января 2008 года и на 25 апреля 2008 года, Хромцова Т.В. в списке числилась под №***.
Постановлением и.о. главы администрации МО «...» №*** от 6 июня 2011 года в связи с проведением перерегистрации учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вновь утвержден список № 1 граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по состоянию на 16 мая 2011 года (приложение № 1) и список № 2 учёта граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений (приложение № 2).
В списке № 1 граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по состоянию на 1 июня 2011 года истец Хромцова Т.В. в качестве нуждающейся в предоставлении ей на семью уже не была указана.
Приведенные обстоятельства установлены в решении Пинежского районного суда Архангельской области от 11 апреля 2016 года и в силу ст. 61 ГПК РФ не нуждаются в доказывании. Этим судебным решением на администрацию муниципального образования «Пинежский муниципальный район» возложена обязанность восстановить Хромцову Т.В. на учете в списке № 1 граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, поскольку установить в ходе рассмотрения дела период и основания снятия истца Хромцовой Т.В. с учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не представилось возможным, предусмотренных законом оснований для снятия Хромцовой Т.В. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, судом не было установлено (л.д. 14-17).
Постановлением администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 15 июля 2016 года №*** Хромцова Т.В. была восстановлена на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории МО «...» (л.д. 42).
Как следует из протокола №*** заседания жилищной комиссии при администрации МО «Пинежский район» от 13 апреля 2017 года, при рассмотрении заявления Хромцовой Т.В. о прохождении ежегодной перерегистрации семьи, состоящей на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на территории МО «...», установлено, что Хромцова Т.В. вместе с матерью А. и дочерью В. проживают в жилом доме индивидуального жилого строительства по адресу: <адрес>, общей площадью 70 кв.м, на одного человека приходится по 23,3 кв.м при норме 13 кв.м, что не позволяет признать Хромцову Т.В. и ее дочь В. нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Рекомендовано главе МО «Пинежский район» отказать Хромцовой Т.В. в перерегистрации ее семьи на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и снять с учета как не прошедшую ежегодную перерегистрацию.
Постановлением администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» от 14 апреля 2017 года №*** семье Хромцовой Т.В., состоящей на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на территории МО «...», отказано в перерегистрации, она снята с учета на основании п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ (л.д. 50).
Не согласившись с данным постановлением, Хромцова Т.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (статья 55, часть 2 статьи 56 ЖК РФ).
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подпункту 8 пункта 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует о возможности выбора гражданином по своему усмотрению того или иного способа и процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются федеральными законами (Определения от 22 апреля 2010 года N 548-О-О, от 17 июня 2010 года N 873-О-О, от 15 июля 2010 года N 1061-О-О и др.).
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов, споры о наличии или отсутствии права, соединенные с требованием о признании незаконным ненормативного акта органа государственной власти, являющегося основанием возникновения, изменения или прекращения такого права, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Аналогичные разъяснения даны в преамбуле Обзора практики рассмотрения судами в 2013 - 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 года, в соответствии с которыми дела по спорам, связанным со снятием граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат рассмотрению в исковом порядке.
Учитывая изложенное, доводы представителя ответчика о том, что данное дело подлежит рассмотрению в порядке, установленном КАС РФ, являются ошибочными.
Также не состоятелен довод представителя ответчика о необходимости прекращения производства по делу на основании ст. 220 ГПК РФ, в связи с наличием судебного решения от 11 апреля 2016 года по аналогичному иску Хромцовой Т.В. о восстановлении в очереди на получение жилья, поскольку по настоящему делу установлены иные основания иска.
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 года, установлены частью 2 статьи 6 Вводного закона.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Таким образом, Хромцова Т.В. как поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 года, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Частью 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрено снятие граждан с жилищного учета в случаях:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Между тем, доказательств неправомерности постановки Хромцовой Т.В. на учет в 2002 году, в том числе выявления в представленных ею документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, не представлено представителем ответчика.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Как следует из объяснений Хромцовой Т.В. в судебном заседании, на учет она была поставлена в 2002 году, поскольку также была зарегистрирована в доме отца площадью 70 кв.м, где в то время было зарегистрировано и проживало 6 человек (она, мать, сестра и двое детей сестры), в связи с чем ее обеспеченность жилой площадью была ниже учетной нормы.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, представителем ответчика не представлено.
Таким образом, указанное в постановлении администрации от 14 апреля 2017 года основание для снятия Хромцовой Т.В. с учета, предусмотренное п. 6 ст. 51 ЖК РФ, в данном случае не могло быть применено.
Между тем, оснований для восстановления Хромцовой Т.В. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не имеется.
Так, Хромцова Т.В. зарегистрирована и проживает в доме №*** по <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее отцу Хромцову В.В., то есть является членом семьи собственника. В данном доме площадью 70 кв.м, зарегистрированы 3 человека: Хромцова Т.В., ее мать А. и дочь В. (л.д. 20, 43).
Таким образом, обеспеченность членов семьи Хромцовой Т.В. жилой площадью составляет 23,33 кв.м на человека, с учетом самого собственника Хромцова В.В. – по 17,5 кв.м.
В соответствии с решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» от 08.07.2005 №*** учетная норма жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма установлена в размере 12 квадратных метров на одного человека (л.д. 62).
Следовательно, обеспеченность членов семьи Хромцовой Т.В. жилой площадью превышает установленную учетную норму.
Кроме того, Хромцова Т.В. является собственником 40/279 долей в праве общей долевой собственности на шестикомнатную квартиру общей площадью 104,4 кв.м по адресу: <адрес>, то есть собственником 14,96 кв.м (л.д. 25).
Часть 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), которой является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что наличие у членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения права пользования всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями предопределяет обязанность жилищного органа по их учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения. Иное толкование данной нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Будучи зарегистрированными в доме Хромцова В.В., являющегося собственником жилого дома площадью 70 кв.м, Хромцова Т.В. и ее дочь В. как члены его семьи имеют право пользования этим жилым помещением, которое в силу ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, как и квартира в <адрес>, должны учитываться при определении уровня обеспеченности Хромцовой Т.В. и ее дочери В. жилой площадью.
Таким образом, администрацией МО «Пинежский район» правильно установлено, что обеспеченность Хромцовой Т.В. и ее дочери В. жилой площадью превышает учетную норму.
Установление данных обстоятельств и послужило основанием снятия Хромцовой Т.В. с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, что следует из протокола заседания комиссии от 13 апреля 2017 года.
Фактически, Хромцова Т.В. снята с учета, поскольку утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ей право на получение жилых помещений по договорам социального найма, то есть в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
О наличии каких-либо иных оснований для постановки на учет и их сохранении в настоящее время Хромцова Т.В. суду не сообщила.
Учитывая, что предметом иска является не законность постановления о снятии Хромцовой Т.В. с учета, а восстановление ее на данном учете, что возможно лишь при наличии законных оснований, несмотря на то, что в постановлении от 14 апреля 2017 года ошибочно указано основание для снятия Хромцовой Т.В. с учета, оснований для удовлетворения ее исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Хромцовой Т.В. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о восстановлении в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 11 сентября 2017 года.
Судья Е. А. Першина