Решение по делу № 33-10495/2023 от 29.08.2023

УИД – 59RS0040-01-2023-000463-77

Дело № 33-10495/2023 (2-555/2023)

Судья – Шлегель А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

года Пермь

03.10.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.,

при секретаре судебного заседания Глуховой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Чайковского городского округа на решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023.

Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чайковский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности организовать место складирования снежных масс в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой в период 2021-2023 проводились проверки соблюдения администрацией Чайковского городского округа законодательства при осуществлении сбора, вывоза и складирования (размещения) снега с улично-дорожной сети в границах городского округа. В ходе инструментального геодезического обследования территории снегосвалки, куда вывозится снег с улично-дорожной сети, проведенном 10.02.2023, установлено, что снежные массы площадью 7617,36 кв.м. размещены в границах земельных участков с кадастровыми номерами **:113, **:21140; снежные массы площадью 5354,25 кв.м. расположены в границах земельного участка с кадастровым номером **:113; снежные массы площадью 1270,91 кв.м. расположены в границах земельного участка с кадастровым номером **:21140; снежные массы площадью 992,2 кв.м. расположены на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено. Ни один из указанных земельных участков в границах кадастрового квартала **:0010576 не расположен. По результатам санитарно-эпидемиологического обследования установлено, что место фактического складирования снега имеет водопроницаемое основание в виде естественного рельефа земли, покрытого снежным покровом, на территории отсутствует обваловка, что является нарушением п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В 2021 году Чайковской городской прокуратурой с целью устранения аналогичных нарушений Главе городского округа вносилось представление от 26.02.2021 с требованием принять меры к обустройству площадок для складирования снежных масс в соответствии с требованием законодательства.

Снежные массы, складируемые в зимний период 2022-2023 в границах названных выше участков, образованы, в том числе, в результате работ по зимней уборке улиц, внутриквартальных проездов, тротуаров, автобусных остановок и т.д., выполняемых подрядными организациями в рамках муниципальных контрактов и пользователями и собственниками земельных участков и иных объектов, содержат значительное количество загрязняющих веществ, в том числе нефтепродукты, мусор и противогололедные реагенты, применяемые для обработки улиц города в зимний период, что оказывает недопустимое негативное воздействие на состояние окружающей среды.

По результатам проверочных мероприятий установлено, что снег складируется на земельных участках, не отвечающих требованиям санитарных правил, необходимые меры к исполнению представления прокурора не приняты.

Решением Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023 суд возложил на Администрацию Чайковского городского округа обязанность оборудовать в соответствии с требованиями п.34 СанПиН 2.1.3684-21 специально отведенные площадки для складирования снега, собранного с территории городского округа при уборке территории в зимний период, водонепроницаемым покрытием и обваловкой сплошным земляным валом в срок до 01.01.2024 года.

В апелляционной жалобе Администрация Чайковского городского округа просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что место складирования снега, установленное постановлением администрации Чайковского городского округа № 1257 от 22.12.2020, прокурором не проверялось, оценка законности его размещения не дана, в представлении прокурора отсутствуют сведения о текущем месте размещения снега, выявленных на нем нарушениях санитарных правил, соответственно судом сделан необоснованный вывод о неисполнении представления прокурора. Судом не дана должная оценка доводам и доказательствам ответчика о невозможности организации спегосвалки в срок до 01.01.2024, в том числе, с учетом даты принятия решения суда, вступления его в законную силу. Согласно представленным в суд документам завершение строительства возможно лишь в октябре 2025 года. Судом на ответчикак возложена обязанность обеспечить снегосвалку водонипроницемым покрытием и обваловкой, тогда как СанПиН 2.1.3684-21 предполагает возможность устройства как площадки, так и снегоплавильной установки. Однако, возлагая обязанность по устройству площадки, суд исключил возможность устранения нарушений закона путем приобретения снегоплавильной установки. Суд неверно установил, что решение о проведении проверки принято на основании обращения К., поскольку указанного обращения в Чайковской городской прокуратуре не имеется.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 06.02.2023 Чайковским городским прокурором проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ликвидации снежных масс, образованных в результате уборки улиц округа (л.д. 7).

Согласно акту о результатах осмотра от 10.02.2023 помощником Чайковского городского прокурора произведен осмотр территории, на которой по информации администрации Чайковского городского округа осуществляется размещение снега с уборки территории города Чайковский (напротив Чайковской городской свалки). Осмотр проведен с привлечением специалистов: врача по общей гигиене южного филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», главного инженера МКУ «Жилкомэнергосервис», консультанта отдела жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации ЧГО. При осмотре обнаружено, что в направлении Уральского микрорайона в п.Марковский по автомобильной дороге 57к-3315, напротив городской свалки, с правой стороны дороги имеется участок, на котором визуализируются навалы снежных масс. Подъездной пусть к участку расчищен от снега, видны следы портекторов шин автомобильного транспорта. На территории произрастают лесные насаждения. Территория не имеет искусственного освещения, не ограждена, въезд свободный. На территории размещены снежные массы неоднородного белого цвета с примесью серого, коричневого. Массы расположены в хаотичном порядке, кучами, глыбами. Высота куч в средне – от 2 метров. Место для складирования имеет водопроницаемое основание в виде естественного рельефа земли. Участок не имеет обвалки. Снегоплавильные установки отсутствуют. Фототаблица прилагается (л.д.13-17).

Согласно протоколу (акту) санитарно-эпидемиологического обследования Южного филиала ФГБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Пермском крае» № 194-ЮФ от 16.02.2023 территория, расположенная в границах участков с кадастровыми номерами **:113, **:21140, а также на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено, не соответствуют требованиям п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» место для складирования имеет водопроницаемое основание в виде естественного рельефа земли, покрытого снежными покровами; участок складирования не имеет обвалки. На территории земельного участка с кадастровым номером **:1383, расположенного по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский; территориях, прилегающих к жилым домам по адресам: Пермский край, г.Чайковский, **** д.13, **** д.4 нарушений санитарного законодательства не выявлено (л.д.19-20).

Начальником отдела южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Осинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю в адрес городского прокурора Чайковской городской прокуратуры направлена информация от 14.02.2023 №исх-3.7.-11/22.-2023 о проведении обследования территории снегосвалок, согласно которого установлено: при обмере, проведенном в ходе инструментального обследования высокоточным геодезическим оборудованием территории снегосвалки, расположенной в границах участков с кадастровыми номерами **:113, **:21140 установлено, что площадь занятия территории, путем размещения снежных масс составляет 7617,36 кв.м. Снежные массы площадью 5354,25 кв.м., расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером **:113, снежные массы площадью 1270,91 кв.м., расположены в границах земельного участка с кадастровым номером **:21140, снежные массы площадью 992,2 кв.м., расположены на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено. При обмере, проведенном в ходе инструментального обследования высокоточным геодезическим оборудованием территории снегосвалки, расположенной в границах кадастрового квартала **:0010408 установлено, что площадь занятия территории, путем размещения снежных масс с юго-восточной стороны от кирпичного здания с кадастровым номером **:756 ( адрес объекта: **** д.15) составляет 93,23 кв.м.; площадь занятия территории, путем размещения снежных масс с юно-восточной стороны от многоквартирного жилого дома с кадастровым номером **:41 (адрес объекта: ****д.13) составляет 117,85 кв.м. При обмере, проведенном в ходе инструментального обследования высокоточным геодезическим оборудованием территории снегосвалки, расположенной в границах участков с кадастровыми номерами **:7, **:641 установлено, что площадь занятия территории, путем размещения снежных масс в границах земельного участка с кадастровым номером **:641, составляет 31,83 кв.м. (л.д.21-29).

В адрес заместителя Чайковского городского прокурора направлена информация «О снегосвалке» от 10.02.2023 №01-03-14-46, сообщено, что в соответствии с постановлением администрации Чайковского городского округа от 13.01.2020 №9 «О вывозе складировании снега на территории Чайковского городского округа» предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам, ООО «Чайковское ДСУ» необходимо осуществлять вывоз и складирование снега на земельный участок с кадастровым номером **:1383, расположенный по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский. Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа от 08.12.2021 №1286 «О вывозе и складировании снега на территории Чайковского городского округа», ООО «Чайковское ДСУ» осуществляет вывод и складирование снега на территорию кадастрового квартала **:0010576, рядом с земельным участком с кадастровым номером **:13347. Вывоз снега на территорию Чайковского городского округа производится в рамках муниципальных контрактов (л.д.30-31).

Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа №1289 от 09.12.2021 о внесении изменений в постановление администрации Чайковского городского округа от 13.01.2020 №9 «О вывозе складировании снега на территории Чайковского городского округа» предприятиям, организациям, учреждениям, расположенным или осуществляющим свою деятельность на территории Чайковского городского округа независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предпринимателям без образования юридического лица, должностным лицам и гражданам, выполняющим работы по отчистке прилегающих территорий от снега, ООО «Чайковское дорожно-строительное управление» осуществлять вывоз и складирование снега на земельный участок с кадастровым номером **:1383, расположенный по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский (л.д.32-33).

Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа №1286 от 08.12.2021 о вывозе и складировании снега на территории Чайковского городского округа, постановлено ООО «Чайковское дорожно-строительное управление» осуществлять вывоз и складирование снега на территорию кадастрового квартала **:0010576, рядом с земельным участком с кадастровым номером **:13347, согласно прилагаемой схеме. После схода снега ООО «Чайковское дорожно-строительное управление» организовать уборку территории, указанной в п.1 постановления (л.д.34-35).

Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа №9 от 13.01.2020 о вывозе и складировании снега на территории Чайковского городского округа, предприятиям, организациям, учреждениям, расположенным или осуществляющим свою деятельность на территории Чайковского городского округа независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предпринимателям без образования юридического лица, должностным лицам и гражданам, выполняющим работы по отчистке прилегающих территорий от снега, ООО «Автомеханизация» осуществлять вывоз и складирование снега на земельный участок с кадастровым номером **:1383, расположенный по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский, с учетом соблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88. ООО «Автомеханизация» установить запрещающий дорожный знак 3.1. Въезд запрещен на земельном участке с кадастровым номером **:1383. После схода снега ООО «Автомеханизация» организовать уборку территории земельного участка на земельном участке с кадастровым номером **:1383 (л.д.36-38).

По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **:113, расположенный по адресу: **** г.Чайковский, площадью 15170 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: складские площадки (л.д.40-41).

По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **:21140, расположенный по адресу: **** г.Чайковский, площадью 2235 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки полигонов промышленных и бытовых отходов, правообладатель Муниципальное образование Чайковский городской округ Пермского края (л.д.42-44).

Заместителем городского прокурора в адрес главы городского округа-главе администрации Чайковского городского округа внесено представление о нарушении законодательства о складировании снежных масс от 26.06.2021 №2-21-2021 с требованием : принять меры к обустройству площадок для складирования снежных масс в соответствии с требованиями законодательства; предоставить информацию о согласовании их мест расположения с органами ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду (л.д.47-48).

В ответ на указанное представление администрация сообщила, что постановлениями администрации Чайковского городского округа от 13.01.2020 №9, от 22.12.2020 №1257 для складирования снега на территории Чайковского городского округа определены земельные участки в п.Марковский (кадастровый номер **:1383), а также напротив полигона ТКО около автомобильной дороги регионального значения «Обход» г.Чайковский, съезд слева на км.9+618. В отношении участка напротив полигона ТКО Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в текущем году будет осуществлена работа по формированию его границ и постановке на кадастровый учет. Для решения вопроса о выделении денежных средств на выполнение работ по разработке проекто-сметной документации на строительство площадок, соответствующих требованиям санитарных норм и правил в Управление Финансов и экономического развития направлено финансово-экономическое обоснование. Проектные работы планируется завершить в 2021 году. После проведения вышеуказанных мероприятий, в Думу Чайковского городского округа будет направлено финансово-экономическое обоснование для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных средств на строительство площадок для складирования снега. Планируемых срок начала строительства - 2022 год (при условии выделения денежных средств)(л.д.49-50).

15.07.2022 заключен муниципальный контракт № 78-22 между ООО «Астро - Проект» и МКУ «Чайковское управление капитального строительства» на разработку ПСД «Строительство снегоприемного пункта», цена контракта составляет 2 656 705,59 рублей, срок окончания работ по условиям контракта 30.11.2022 (л.д.60 оборот -61).

21.02.2023 №134 МКУ «Чайковское управление капитального строительства» направлена в адрес директора ООО «Астро-проект» претензия в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств по контракту (л.д.100).

Директором МКУ «Чайковское управление капитального строительства» направлено в адрес министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края письмо от 02.03.2023 №14-05-09-53 с просьбой выдать разрешение на размещение объекта на земельном участке с условным кадастровым номером **:ЗУ1, площадью 20510 кв.м., без предоставления земельного участка и установления сервитута в соответствии с п.3 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участок и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300. Полигон для хранения снега и очистные сооружения будут располагаться на земельном участке **:113. По землям лесного фонда (кадастровые квартал **:0810101) будет проходить водоотводная труба диаметром 200 мм, протяженностью 800м. Труба по возможности будет прокладываться по существующей просеке. В местах, где невозможно пройти по просеке, будет выполнятся метод горизонтально-накладного бурения (ГНБ), глубиной заложения до 3м (л.д.101).

Согласно ответу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 31.03.2023 №30-01-16-1178 о предоставлении информации для разработки проектно-сметной документации размещение предполагаемого объекта (водоводная труба) перечнем не предусмотрена. Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не может быть выдано разрешение на размещение объекта на землях лесного фонда (л.д.102-111).

ООО «Астро-Проект» разработана проектная документация раздел 3 «Технические и конструктивные решения линейного проекта. Искуственные сооружения. Раздел 5 «Проект организация строительства», заказчиками являются МКУ «Чайковское управление капитального строительства» (л.д.121-156).

Директором МКУ «Чайковское УКС» в адрес Министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края направлен запрос о предоставлении информации от 30.05.2023 №14-05-09-249, о мероприятиях, необходимых для размещения объекта ( подземная канализационная труба и устройство канализационных колодцев по объекту «строительство снегоприемного пункта» на землях лесного фонда, направлена проектная документация по объекту (л.д.159).

30.06.2023 заместителем министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в адрес директора МКУ «Чайковское УКС» от 30.06.2023 №30-01-20.2-3287 дан ответ с указанием на перечень документов и мероприятий, необходимых для решения вопроса (л.д.160-161).

05.07.2023 директором МКУ «Чайковское УКС» в ООО «Астро-Проект» запрошены координаты и схема размещения водоотводной трубы по землям федерального лесного фонда (л.д.162).

07.07.2023 МКУ «Чайковское УКС» обратилось в УЗИО администрации Чайковского городского округа за получением решения об установлении публичного сервитута для строительства объекта (л.д.165).

По предварительным расчетам администрации Чайковского городского округа ориентировочный срок выполнения всех необходимых мероприятий и работ по строительству объекта - 01.10.2025 (л.д.166).

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абз.9 ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2022 «Об охране окружающей среды», п.34 СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, исходил из того, что доказательств приведения ответчиком площадок для хранения снежных масс в соответствие с нормативными требованиями путем обеспечения водонепроницаемого покрытия площадки, оборудования ее обваловкой, ответчиком в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено, в то же время проведенная прокуратурой в 2023 году проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства в сфере хранения снежных масс показала, что указанные мероприятия не проведены, складирование снежных масс производится без принятия мер, направленных на предотвращение нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду. При этом суд принял во внимание, что доказательств реализации ответчиком права на использование альтернативного способа устранение нарушений – за счет ликвидации снега на снегоплавильной установке, не представлено, в то же время в настоящее время ответчик складирует снежные массы на площадках, выделенных под размещение отходов.

Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с приведенными выводами суда первой инстанции, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам, основаны на правильном применении норм права, верной оценке доказательств по делу, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.

Согласно пунктами 1, 2 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц, под которыми, в том числе, понимается сам снег.

На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 указанного выше Федерального закона).

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Довод апелляционной жалобы со ссылкой на то, что при внесении прокурором представления в феврале 2021 года не была проведена проверка места складирования снега по постановлению администрации Чайковского городского округа №1257 от 22.12.2020, подлежит отклонению, как не имеющий правового значения.

В данном случае предметом заявленного спора является нарушение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей в сфере охраны окружающей среды, нарушение исполнение этих обязанностей при складировании снега в ходе рассмотрения дела подтверждены проведенной в 2023 году проверкой, с привлечением специалистов Роспотребназора, Росреестра, в ходе которой установлено складирование снежных масс на земельных участках с кадастровыми номерами **:113, **:21140, а также на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено, без выполнения требований п.34 СанПиН 2.1.3684-21, что является достаточным для возложения на ответчика обязанности по устранению соответствующих нарушений, непосредственно проверка исполнения представления прокурора 2021 года в предмет доказывания по настоящему делу не входит.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд ограничил полномочия органа местного самоуправления по выбору способа соблюдения предусмотренных ст.34 СанПиН 2.1.3684-21 требований, обоснованной не является.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор исходил из того, что ответчиком на протяжении нескольких лет фактически реализуется хранение снежных масс на площадках, снегоплавильная установка ответчиком не приобреталась, меры к ее приобретению на момент разрешения спора не предприняты, напротив, ответчиком заключен контракт на разработку проектной документации по строительству снегоприемного пункта.

Следовательно, избранный прокурором способ восстановления прав неопределенного круга лиц не противоречит закону, а также соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Одновременно судебная коллегия полагает, что при невозможности в последующем в силу каких-либо объективных причин совершить мероприятия по организации водонепроницаемого покрытия площадок для хранения снега, обустройства обваловки, ответчик не лишен возможности в соответствии с положениями ст.203, 434 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы о недостаточности срока для исполнения решения суда.

Суд первой инстанции, определяя срок для устранения требований действующего законодательства до 01.01.2024, посчитал указанный срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон, при этом отметив, что нарушение требований закона при организации мест складирования снежных масс на территории муниципального образования администрации имело место с февраля 2021, однако действенных и в полном объеме мер ответчиком предпринято не было.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Таким образом, по смыслу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно обеспечивать механизм его реального исполнения, т.е. должно быть исполнимым.

Между тем срок, установленный судом первой инстанции, не удовлетворяет указанным критериям.

Поскольку судебный акт суда первой инстанции вступает в законную силу 03.10.2023 года, оставшийся для исполнения ответчиком решения суда срок составляет три месяца, что с учетом особенностей процесса разработки и утверждения проектной документации, инженерных изысканий, особенностей бюджетного финансирования соответствующего рода работ, их спецификой, необходимости получения согласования собственника земель лесного фонда на выполнение работ, является объективно недостаточным для устранения допущенных нарушений, и явно не отвечает требованиям разумности и справедливости.

При этом судебная коллегия учитывает предпринятые ответчиком в течении 2022-2023 меры по устранению нарушений закона к моменту вынесения решения суда (заключение контракта на разработку проектной документации, контроль за сроками его исполнения, неоднократное обращение в уполномоченный орган за получением согласования прокладки коммуникаций объекта через земли лесного фонда, уточнением перечня необходимых документов для этого).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит установленный судом первой инстанции срок недостаточным для исполнения ответчиком судебного акта, полагая возможным изменить в этой части решение суда и установить срок, в течение которого ответчик обязан выполнить требования п.34 СанПиН 2.1.3684-21 – не позднее 01.10.2024, объективных оснований для установления более длительного срока исполнения решения суда не имеется.

Остальные доводы апелляционной жалобы правового значения применительно к предмету и обстоятельствам настоящего спора не имеют, в связи с чем не влияют на законность оспариваемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023 изменить в части установления срока, в который администрация Чайковского городского округа Пермского края обязана выполнить требования п.34 СанПиН 2.1.3684-21, установив срок исполнения решения суда - не позднее 01.10.2024.

В остальной части решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023 оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 09.10.2023

УИД – 59RS0040-01-2023-000463-77

Дело № 33-10495/2023 (2-555/2023)

Судья – Шлегель А.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

года Пермь

03.10.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

судей Мехоношиной Д.В., Братчиковой М.П.,

при секретаре судебного заседания Глуховой О.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Администрации Чайковского городского округа на решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023.

Заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Чайковский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Чайковского городского округа о возложении обязанности организовать место складирования снежных масс в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой в период 2021-2023 проводились проверки соблюдения администрацией Чайковского городского округа законодательства при осуществлении сбора, вывоза и складирования (размещения) снега с улично-дорожной сети в границах городского округа. В ходе инструментального геодезического обследования территории снегосвалки, куда вывозится снег с улично-дорожной сети, проведенном 10.02.2023, установлено, что снежные массы площадью 7617,36 кв.м. размещены в границах земельных участков с кадастровыми номерами **:113, **:21140; снежные массы площадью 5354,25 кв.м. расположены в границах земельного участка с кадастровым номером **:113; снежные массы площадью 1270,91 кв.м. расположены в границах земельного участка с кадастровым номером **:21140; снежные массы площадью 992,2 кв.м. расположены на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено. Ни один из указанных земельных участков в границах кадастрового квартала **:0010576 не расположен. По результатам санитарно-эпидемиологического обследования установлено, что место фактического складирования снега имеет водопроницаемое основание в виде естественного рельефа земли, покрытого снежным покровом, на территории отсутствует обваловка, что является нарушением п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В 2021 году Чайковской городской прокуратурой с целью устранения аналогичных нарушений Главе городского округа вносилось представление от 26.02.2021 с требованием принять меры к обустройству площадок для складирования снежных масс в соответствии с требованием законодательства.

Снежные массы, складируемые в зимний период 2022-2023 в границах названных выше участков, образованы, в том числе, в результате работ по зимней уборке улиц, внутриквартальных проездов, тротуаров, автобусных остановок и т.д., выполняемых подрядными организациями в рамках муниципальных контрактов и пользователями и собственниками земельных участков и иных объектов, содержат значительное количество загрязняющих веществ, в том числе нефтепродукты, мусор и противогололедные реагенты, применяемые для обработки улиц города в зимний период, что оказывает недопустимое негативное воздействие на состояние окружающей среды.

По результатам проверочных мероприятий установлено, что снег складируется на земельных участках, не отвечающих требованиям санитарных правил, необходимые меры к исполнению представления прокурора не приняты.

Решением Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023 суд возложил на Администрацию Чайковского городского округа обязанность оборудовать в соответствии с требованиями п.34 СанПиН 2.1.3684-21 специально отведенные площадки для складирования снега, собранного с территории городского округа при уборке территории в зимний период, водонепроницаемым покрытием и обваловкой сплошным земляным валом в срок до 01.01.2024 года.

В апелляционной жалобе Администрация Чайковского городского округа просит решение суда первой инстанции отменить.

В обоснование апелляционной жалобы приведены доводы о том, что место складирования снега, установленное постановлением администрации Чайковского городского округа № 1257 от 22.12.2020, прокурором не проверялось, оценка законности его размещения не дана, в представлении прокурора отсутствуют сведения о текущем месте размещения снега, выявленных на нем нарушениях санитарных правил, соответственно судом сделан необоснованный вывод о неисполнении представления прокурора. Судом не дана должная оценка доводам и доказательствам ответчика о невозможности организации спегосвалки в срок до 01.01.2024, в том числе, с учетом даты принятия решения суда, вступления его в законную силу. Согласно представленным в суд документам завершение строительства возможно лишь в октябре 2025 года. Судом на ответчикак возложена обязанность обеспечить снегосвалку водонипроницемым покрытием и обваловкой, тогда как СанПиН 2.1.3684-21 предполагает возможность устройства как площадки, так и снегоплавильной установки. Однако, возлагая обязанность по устройству площадки, суд исключил возможность устранения нарушений закона путем приобретения снегоплавильной установки. Суд неверно установил, что решение о проведении проверки принято на основании обращения К., поскольку указанного обращения в Чайковской городской прокуратуре не имеется.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие не имеется.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании решения от 06.02.2023 Чайковским городским прокурором проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ликвидации снежных масс, образованных в результате уборки улиц округа (л.д. 7).

Согласно акту о результатах осмотра от 10.02.2023 помощником Чайковского городского прокурора произведен осмотр территории, на которой по информации администрации Чайковского городского округа осуществляется размещение снега с уборки территории города Чайковский (напротив Чайковской городской свалки). Осмотр проведен с привлечением специалистов: врача по общей гигиене южного филиала ФБУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», главного инженера МКУ «Жилкомэнергосервис», консультанта отдела жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации ЧГО. При осмотре обнаружено, что в направлении Уральского микрорайона в п.Марковский по автомобильной дороге 57к-3315, напротив городской свалки, с правой стороны дороги имеется участок, на котором визуализируются навалы снежных масс. Подъездной пусть к участку расчищен от снега, видны следы портекторов шин автомобильного транспорта. На территории произрастают лесные насаждения. Территория не имеет искусственного освещения, не ограждена, въезд свободный. На территории размещены снежные массы неоднородного белого цвета с примесью серого, коричневого. Массы расположены в хаотичном порядке, кучами, глыбами. Высота куч в средне – от 2 метров. Место для складирования имеет водопроницаемое основание в виде естественного рельефа земли. Участок не имеет обвалки. Снегоплавильные установки отсутствуют. Фототаблица прилагается (л.д.13-17).

Согласно протоколу (акту) санитарно-эпидемиологического обследования Южного филиала ФГБУЗ «Центр эпидемиологии и гигиены в Пермском крае» № 194-ЮФ от 16.02.2023 территория, расположенная в границах участков с кадастровыми номерами **:113, **:21140, а также на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено, не соответствуют требованиям п. 34 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» место для складирования имеет водопроницаемое основание в виде естественного рельефа земли, покрытого снежными покровами; участок складирования не имеет обвалки. На территории земельного участка с кадастровым номером **:1383, расположенного по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский; территориях, прилегающих к жилым домам по адресам: Пермский край, г.Чайковский, **** д.13, **** д.4 нарушений санитарного законодательства не выявлено (л.д.19-20).

Начальником отдела южного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Осинского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Пермскому краю в адрес городского прокурора Чайковской городской прокуратуры направлена информация от 14.02.2023 №исх-3.7.-11/22.-2023 о проведении обследования территории снегосвалок, согласно которого установлено: при обмере, проведенном в ходе инструментального обследования высокоточным геодезическим оборудованием территории снегосвалки, расположенной в границах участков с кадастровыми номерами **:113, **:21140 установлено, что площадь занятия территории, путем размещения снежных масс составляет 7617,36 кв.м. Снежные массы площадью 5354,25 кв.м., расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером **:113, снежные массы площадью 1270,91 кв.м., расположены в границах земельного участка с кадастровым номером **:21140, снежные массы площадью 992,2 кв.м., расположены на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено. При обмере, проведенном в ходе инструментального обследования высокоточным геодезическим оборудованием территории снегосвалки, расположенной в границах кадастрового квартала **:0010408 установлено, что площадь занятия территории, путем размещения снежных масс с юго-восточной стороны от кирпичного здания с кадастровым номером **:756 ( адрес объекта: **** д.15) составляет 93,23 кв.м.; площадь занятия территории, путем размещения снежных масс с юно-восточной стороны от многоквартирного жилого дома с кадастровым номером **:41 (адрес объекта: ****д.13) составляет 117,85 кв.м. При обмере, проведенном в ходе инструментального обследования высокоточным геодезическим оборудованием территории снегосвалки, расположенной в границах участков с кадастровыми номерами **:7, **:641 установлено, что площадь занятия территории, путем размещения снежных масс в границах земельного участка с кадастровым номером **:641, составляет 31,83 кв.м. (л.д.21-29).

В адрес заместителя Чайковского городского прокурора направлена информация «О снегосвалке» от 10.02.2023 №01-03-14-46, сообщено, что в соответствии с постановлением администрации Чайковского городского округа от 13.01.2020 №9 «О вывозе складировании снега на территории Чайковского городского округа» предприятиям, организациям, учреждениям, гражданам, ООО «Чайковское ДСУ» необходимо осуществлять вывоз и складирование снега на земельный участок с кадастровым номером **:1383, расположенный по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский. Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа от 08.12.2021 №1286 «О вывозе и складировании снега на территории Чайковского городского округа», ООО «Чайковское ДСУ» осуществляет вывод и складирование снега на территорию кадастрового квартала **:0010576, рядом с земельным участком с кадастровым номером **:13347. Вывоз снега на территорию Чайковского городского округа производится в рамках муниципальных контрактов (л.д.30-31).

Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа №1289 от 09.12.2021 о внесении изменений в постановление администрации Чайковского городского округа от 13.01.2020 №9 «О вывозе складировании снега на территории Чайковского городского округа» предприятиям, организациям, учреждениям, расположенным или осуществляющим свою деятельность на территории Чайковского городского округа независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предпринимателям без образования юридического лица, должностным лицам и гражданам, выполняющим работы по отчистке прилегающих территорий от снега, ООО «Чайковское дорожно-строительное управление» осуществлять вывоз и складирование снега на земельный участок с кадастровым номером **:1383, расположенный по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский (л.д.32-33).

Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа №1286 от 08.12.2021 о вывозе и складировании снега на территории Чайковского городского округа, постановлено ООО «Чайковское дорожно-строительное управление» осуществлять вывоз и складирование снега на территорию кадастрового квартала **:0010576, рядом с земельным участком с кадастровым номером **:13347, согласно прилагаемой схеме. После схода снега ООО «Чайковское дорожно-строительное управление» организовать уборку территории, указанной в п.1 постановления (л.д.34-35).

Согласно постановлению администрации Чайковского городского округа №9 от 13.01.2020 о вывозе и складировании снега на территории Чайковского городского округа, предприятиям, организациям, учреждениям, расположенным или осуществляющим свою деятельность на территории Чайковского городского округа независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предпринимателям без образования юридического лица, должностным лицам и гражданам, выполняющим работы по отчистке прилегающих территорий от снега, ООО «Автомеханизация» осуществлять вывоз и складирование снега на земельный участок с кадастровым номером **:1383, расположенный по адресу: **** с восточной стороны п.Марковский, с учетом соблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88. ООО «Автомеханизация» установить запрещающий дорожный знак 3.1. Въезд запрещен на земельном участке с кадастровым номером **:1383. После схода снега ООО «Автомеханизация» организовать уборку территории земельного участка на земельном участке с кадастровым номером **:1383 (л.д.36-38).

По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **:113, расположенный по адресу: **** г.Чайковский, площадью 15170 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: складские площадки (л.д.40-41).

По данным ЕГРН земельный участок с кадастровым номером **:21140, расположенный по адресу: **** г.Чайковский, площадью 2235 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: земельные участки полигонов промышленных и бытовых отходов, правообладатель Муниципальное образование Чайковский городской округ Пермского края (л.д.42-44).

Заместителем городского прокурора в адрес главы городского округа-главе администрации Чайковского городского округа внесено представление о нарушении законодательства о складировании снежных масс от 26.06.2021 №2-21-2021 с требованием : принять меры к обустройству площадок для складирования снежных масс в соответствии с требованиями законодательства; предоставить информацию о согласовании их мест расположения с органами ЮТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю с учетом конкретных местных условий, исключая при этом возможность отрицательного воздействия на окружающую среду (л.д.47-48).

В ответ на указанное представление администрация сообщила, что постановлениями администрации Чайковского городского округа от 13.01.2020 №9, от 22.12.2020 №1257 для складирования снега на территории Чайковского городского округа определены земельные участки в п.Марковский (кадастровый номер **:1383), а также напротив полигона ТКО около автомобильной дороги регионального значения «Обход» г.Чайковский, съезд слева на км.9+618. В отношении участка напротив полигона ТКО Управлением земельно-имущественных отношений администрации Чайковского городского округа в текущем году будет осуществлена работа по формированию его границ и постановке на кадастровый учет. Для решения вопроса о выделении денежных средств на выполнение работ по разработке проекто-сметной документации на строительство площадок, соответствующих требованиям санитарных норм и правил в Управление Финансов и экономического развития направлено финансово-экономическое обоснование. Проектные работы планируется завершить в 2021 году. После проведения вышеуказанных мероприятий, в Думу Чайковского городского округа будет направлено финансово-экономическое обоснование для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных средств на строительство площадок для складирования снега. Планируемых срок начала строительства - 2022 год (при условии выделения денежных средств)(л.д.49-50).

15.07.2022 заключен муниципальный контракт № 78-22 между ООО «Астро - Проект» и МКУ «Чайковское управление капитального строительства» на разработку ПСД «Строительство снегоприемного пункта», цена контракта составляет 2 656 705,59 рублей, срок окончания работ по условиям контракта 30.11.2022 (л.д.60 оборот -61).

21.02.2023 №134 МКУ «Чайковское управление капитального строительства» направлена в адрес директора ООО «Астро-проект» претензия в связи с просрочкой исполнения (ненадлежащим исполнением) обязательств по контракту (л.д.100).

Директором МКУ «Чайковское управление капитального строительства» направлено в адрес министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края письмо от 02.03.2023 №14-05-09-53 с просьбой выдать разрешение на размещение объекта на земельном участке с условным кадастровым номером **:ЗУ1, площадью 20510 кв.м., без предоставления земельного участка и установления сервитута в соответствии с п.3 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без предоставления земельных участок и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 №1300. Полигон для хранения снега и очистные сооружения будут располагаться на земельном участке **:113. По землям лесного фонда (кадастровые квартал **:0810101) будет проходить водоотводная труба диаметром 200 мм, протяженностью 800м. Труба по возможности будет прокладываться по существующей просеке. В местах, где невозможно пройти по просеке, будет выполнятся метод горизонтально-накладного бурения (ГНБ), глубиной заложения до 3м (л.д.101).

Согласно ответу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 31.03.2023 №30-01-16-1178 о предоставлении информации для разработки проектно-сметной документации размещение предполагаемого объекта (водоводная труба) перечнем не предусмотрена. Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края не может быть выдано разрешение на размещение объекта на землях лесного фонда (л.д.102-111).

ООО «Астро-Проект» разработана проектная документация раздел 3 «Технические и конструктивные решения линейного проекта. Искуственные сооружения. Раздел 5 «Проект организация строительства», заказчиками являются МКУ «Чайковское управление капитального строительства» (л.д.121-156).

Директором МКУ «Чайковское УКС» в адрес Министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края направлен запрос о предоставлении информации от 30.05.2023 №14-05-09-249, о мероприятиях, необходимых для размещения объекта ( подземная канализационная труба и устройство канализационных колодцев по объекту «строительство снегоприемного пункта» на землях лесного фонда, направлена проектная документация по объекту (л.д.159).

30.06.2023 заместителем министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в адрес директора МКУ «Чайковское УКС» от 30.06.2023 №30-01-20.2-3287 дан ответ с указанием на перечень документов и мероприятий, необходимых для решения вопроса (л.д.160-161).

05.07.2023 директором МКУ «Чайковское УКС» в ООО «Астро-Проект» запрошены координаты и схема размещения водоотводной трубы по землям федерального лесного фонда (л.д.162).

07.07.2023 МКУ «Чайковское УКС» обратилось в УЗИО администрации Чайковского городского округа за получением решения об установлении публичного сервитута для строительства объекта (л.д.165).

По предварительным расчетам администрации Чайковского городского округа ориентировочный срок выполнения всех необходимых мероприятий и работ по строительству объекта - 01.10.2025 (л.д.166).

Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями абз.9 ст.3 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2022 «Об охране окружающей среды», п.34 СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3, исходил из того, что доказательств приведения ответчиком площадок для хранения снежных масс в соответствие с нормативными требованиями путем обеспечения водонепроницаемого покрытия площадки, оборудования ее обваловкой, ответчиком в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено, в то же время проведенная прокуратурой в 2023 году проверка соблюдения органом местного самоуправления законодательства в сфере хранения снежных масс показала, что указанные мероприятия не проведены, складирование снежных масс производится без принятия мер, направленных на предотвращение нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду. При этом суд принял во внимание, что доказательств реализации ответчиком права на использование альтернативного способа устранение нарушений – за счет ликвидации снега на снегоплавильной установке, не представлено, в то же время в настоящее время ответчик складирует снежные массы на площадках, выделенных под размещение отходов.

Судебная коллегия не усматривает оснований для несогласия с приведенными выводами суда первой инстанции, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам, основаны на правильном применении норм права, верной оценке доказательств по делу, доводами апелляционной жалобы они не опровергнуты.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.

Согласно пунктами 1, 2 статьи 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимает вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц, под которыми, в том числе, понимается сам снег.

На основании пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 указанного выше Федерального закона).

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Довод апелляционной жалобы со ссылкой на то, что при внесении прокурором представления в феврале 2021 года не была проведена проверка места складирования снега по постановлению администрации Чайковского городского округа №1257 от 22.12.2020, подлежит отклонению, как не имеющий правового значения.

В данном случае предметом заявленного спора является нарушение органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей в сфере охраны окружающей среды, нарушение исполнение этих обязанностей при складировании снега в ходе рассмотрения дела подтверждены проведенной в 2023 году проверкой, с привлечением специалистов Роспотребназора, Росреестра, в ходе которой установлено складирование снежных масс на земельных участках с кадастровыми номерами **:113, **:21140, а также на землях общего пользования, право государственной собственности на которые не разграничено, без выполнения требований п.34 СанПиН 2.1.3684-21, что является достаточным для возложения на ответчика обязанности по устранению соответствующих нарушений, непосредственно проверка исполнения представления прокурора 2021 года в предмет доказывания по настоящему делу не входит.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд ограничил полномочия органа местного самоуправления по выбору способа соблюдения предусмотренных ст.34 СанПиН 2.1.3684-21 требований, обоснованной не является.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор исходил из того, что ответчиком на протяжении нескольких лет фактически реализуется хранение снежных масс на площадках, снегоплавильная установка ответчиком не приобреталась, меры к ее приобретению на момент разрешения спора не предприняты, напротив, ответчиком заключен контракт на разработку проектной документации по строительству снегоприемного пункта.

Следовательно, избранный прокурором способ восстановления прав неопределенного круга лиц не противоречит закону, а также соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Одновременно судебная коллегия полагает, что при невозможности в последующем в силу каких-либо объективных причин совершить мероприятия по организации водонепроницаемого покрытия площадок для хранения снега, обустройства обваловки, ответчик не лишен возможности в соответствии с положениями ст.203, 434 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы о недостаточности срока для исполнения решения суда.

Суд первой инстанции, определяя срок для устранения требований действующего законодательства до 01.01.2024, посчитал указанный срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон, при этом отметив, что нарушение требований закона при организации мест складирования снежных масс на территории муниципального образования администрации имело место с февраля 2021, однако действенных и в полном объеме мер ответчиком предпринято не было.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства. Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

Таким образом, по смыслу статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, должно обеспечивать механизм его реального исполнения, т.е. должно быть исполнимым.

Между тем срок, установленный судом первой инстанции, не удовлетворяет указанным критериям.

Поскольку судебный акт суда первой инстанции вступает в законную силу 03.10.2023 года, оставшийся для исполнения ответчиком решения суда срок составляет три месяца, что с учетом особенностей процесса разработки и утверждения проектной документации, инженерных изысканий, особенностей бюджетного финансирования соответствующего рода работ, их спецификой, необходимости получения согласования собственника земель лесного фонда на выполнение работ, является объективно недостаточным для устранения допущенных нарушений, и явно не отвечает требованиям разумности и справедливости.

При этом судебная коллегия учитывает предпринятые ответчиком в течении 2022-2023 меры по устранению нарушений закона к моменту вынесения решения суда (заключение контракта на разработку проектной документации, контроль за сроками его исполнения, неоднократное обращение в уполномоченный орган за получением согласования прокладки коммуникаций объекта через земли лесного фонда, уточнением перечня необходимых документов для этого).

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит установленный судом первой инстанции срок недостаточным для исполнения ответчиком судебного акта, полагая возможным изменить в этой части решение суда и установить срок, в течение которого ответчик обязан выполнить требования п.34 СанПиН 2.1.3684-21 – не позднее 01.10.2024, объективных оснований для установления более длительного срока исполнения решения суда не имеется.

Остальные доводы апелляционной жалобы правового значения применительно к предмету и обстоятельствам настоящего спора не имеют, в связи с чем не влияют на законность оспариваемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023 изменить в части установления срока, в который администрация Чайковского городского округа Пермского края обязана выполнить требования п.34 СанПиН 2.1.3684-21, установив срок исполнения решения суда - не позднее 01.10.2024.

В остальной части решение Чайковского городского суда Пермского края от 14.07.2023 оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное определение изготовлено 09.10.2023

33-10495/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Чайковская городская прокуратура
Ответчики
Администрация Чайковского городского округа
Другие
Управление ЖКХ и транспорта администрации Чайковского городского округа
ООО «Астро-проект»
МКУ Чайковское УКС
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Мехоношина Дарья Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.08.2023Передача дела судье
03.10.2023Судебное заседание
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2023Передано в экспедицию
03.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее