УИД 25RS0023-01-2023-000108-80
дело № 2-68/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2023 года пгт. Ольга
Ольгинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Филатовой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Литвиненко Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федчук Г.М. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Федчук Г.М. обратилась в суд с настоящим иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» и администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, указав в его обоснование, что она проживает по адресу: <адрес> в момент чрезвычайной ситуации, вызванной снегопадом 21-23 декабря 2022 года, она находились по месту проживания. Условия её проживания в период снегопадов были нарушены: отсутствовало транспортное сообщение как внутри поселка, так и с населенными пунктами, где оно имелось. Длительное время отсутствовала возможность выбраться из дома и-за двухметрового снега. Улицы не чистились длительное время (от 2 до 3 недель), федеральная трасса была почищена ориентировочно 26.12.2022. Отсутствовало электроснабжение более суток (с 21 по 22 декабря 2022 года).
Через официальный портал государственных услуг РФ она обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о выплате единовременной материальной помощи в связи с нарушением условий проживания при ЧС. Из указанного учреждения ею был получен отказ по основанию «Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному их критериев не установлен» и с указанием причины отказа «Условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены». Она была лишена права на получение государственной услуги, гарантированной действующим законодательством. В связи с чем, истец просит признать факт нарушения условий её жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 года установленным; признать её пострадавшей в результате данной чрезвычайной ситуации; обязать КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» включить её в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и произвести в её пользу выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб.
Представитель ответчика КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» представил в суд возражение на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 18 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ основанием для установления права гражданина на предоставление мер поддержки является наличие у него ущерба, причиненного здоровью и имуществу вследствие ЧС. В соответствии с приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности устанавливается в случае невозможности проживания граждан по причине утраты или повреждения их имущества, угрозы жизни или здоровья. На территории муниципального округа для оказания помощи гражданами были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, снегоболотоходы, снегоходы и другая техника. Работали горячие линии в единой диспетчерской дежурной службе и администрации округа по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи, переправе в другие населенные пункты, в районном доме культуры был развернут пункт временного размещения. Гражданка Федчук Г.М., не обращалась с просьбой эвакуировать её и доставить для проживания в ПВР в связи с невозможностью проживания в своем жилом помещении, также не поступало обращений с просьбой о перемещении её из блокированных мест. Отсутствие электричества и невозможность осуществления транспортного сообщения не причинили ей ущерб. Федчук Г.М. находилась в своем доме, не заявляла о том, что не может при сложившихся условиях проживать в жилом помещении, что её жизни и здоровью при проживании в жилом помещении создается угроза. В соответствии с заключением комиссии ОМСУ от 30.01.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен. До настоящего времени данное заключение не оспорено и не признано незаконным. Доказательств того, что в связи с отсутствием электроснабжения в жилом помещении, а также невозможностью осуществления транспортного сообщения были нарушены условия жизнедеятельности истца в суд не представлено. На основании изложенного, представитель ответчика просит в заявленных требованиях Федчук Г.М. к КГКУ отказать в полном объеме.
От и.о. главы Ольгинского муниципального округа также поступили возражения на исковое заявление, согласно которым на территории округа работало более 40 единиц тяжелой техники, расчищено 259 км краевых дорог и 122 км дорог местного значения, для спасения людей были привлечены вертолеты МЧС России, санитарной авиации, спецтехника, работало около 80 спасателей и 15 волонтеров, оказывавших адресную помощь гражданам в виде доставки лекарственных препаратов, продуктов питания, расчистке тропинок внутри домовладения, работали горячие линии в ЕДДС и администрации округа по приему заявок от граждан, нуждающихся в оказании адресной помощи. Своевременными мерами основные задачи по ликвидации последствий стихии, негативного воздействия её факторов на жизнеобеспечение пострадавших территорий, были успешно выполнены в тех временных рамках, которые отвечают тяжести сложившейся обстановки. За весь период ликвидации последствий ЧС в ЕДДС администрации округа на горячую линию администрации округа не поступило ни одной заявки от граждан с просьбой их эвакуировать и доставить для проживания в ПВР в связи с нарушением условий жизнедеятельности и невозможностью проживания в своих жилых помещениях в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью. Таким образом, комиссией по заявлениям большинства граждан факт проживания и нахождения на территории подтверждается документами, факт нарушения условий жизнедеятельности подтверждается обстоятельствами, но факт невозможности нахождения в жилых помещениях и на территории отсутствует. Снежный покров на дорогах не являлся тем обстоятельством, в результате которого жителям Ольгинского района было невозможно проживать на данной территории по причине угрозы их здоровью и жизни, нарушение транспортного сообщения не повлекло серьезных угрожающих последствий. Истец в ПВР не обращался и не размещались, ее жилое помещение не пострадало, вред здоровью не причинен, имущество первой необходимости не утрачено. По поводу нарушения жизнеобеспечения в администрацию Ольгинского муниципального района (округа) истец не обращался. Проезд по направлению Ольга–Кавалерово был восстановлен 30.12.2022, истец о необходимости перемещения, в т.ч. выезда из района, о наличии билетов на автобусные рейсы, в администрацию не обращался. Таким образом, при наличии транспортного сообщения между пгт. Ольга с автодорогой регионального значения по направлению в пгт. Кавалерово, не нарушили условия жизнедеятельности истца в период ЧС. Кроме того, не представлено доказательств, подтверждающих невозможность в результате ЧС проживать в жилом помещении ввиду отсутствия теплоснабжения, водоснабжения либо электроснабжения либо нарушений в их работе. Ввиду отсутствия подтверждения факта нарушения условий жизнеобеспечения заявителя, администрация Ольгинского муниципального округа считает исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание истец Федчук Г.М. и представители ответчиков не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом по правилам ст. 113 ГПК РФ, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, истец в исковом заявлении просила о рассмотрении иска без её участия, в письменных возражениях представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. При указанных обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций.
Подпунктом «л» п. 1 ст. 11 названного Закона определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с п. 1.4 и пп. «а» п. 2.1 которого, единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. рублей на человека при условии проживания лица в зоне чрезвычайной ситуации и нарушении условий его жизнедеятельности в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
С 21 декабря 2022 года постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг в связи с прохождением на территории Ольгинского муниципального округа сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа обстановка признана чрезвычайной ситуацией регионального характера. Границы зоны чрезвычайной ситуации определены в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа.
Постановлением администрации Ольгинского муниципального округа от 22.01.2023 № 8 границы чрезвычайной ситуации муниципального характера, вызванной прохождением снежного циклона, установлены в границах Ольгинского муниципального округа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Федчук Г.М. зарегистрирована по месту жительства (с 22.08.2003) и проживает по адресу: <адрес>
25.01.2023 истец обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о предоставлении государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 вышеприведенного Порядка, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (далее - Комиссии). Факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30 декабря 2011 года № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт».
30.01.2023 по факту поступившего заявления Федчук Г.М. комиссией, действующей на основании постановления администрации Ольгинского муниципального округа от 19.01.2023 № 9, проведено обследование места проживания заявителя, по результатам которого составлено заключение, которым установлен факт проживания истца по адресу: <адрес> период чрезвычайной ситуации, нарушение электроснабжения указанного жилого помещения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта. При этом, факт нарушения условий жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации не установлен.
В силу п. 11.2 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение выплаты единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утв. приказом министерства труда и социальной политики Приморского края от 30.06.2022 № 337, одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги является неустановление факта нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации.
Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 16.02.2023 Федчук Г.М. отказано в назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации по основанию: - Факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному их критериев не установлен. Разъяснение причин отказа в предоставлении государственной услуги: - Условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Между тем, согласно п. 3 вышеназванного Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 (далее – Порядок), факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев: а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания); б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены; в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Пунктом 5 Порядка установлено, что критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем, в том числе: состояние электроснабжения здания (помещения). Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениям (местах проживания) констатируется, если более суток прекращено электроснабжение жилого здании (помещения).
Критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем: а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего; б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорий проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены (пункт 6 Порядка).
В соответствии с п. 4 Порядка, условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлено нарушение хотя бы по одному из приведенных критериев.
Таким образом, комиссией, проводившей 30.01.2023 обследование места жительства истца, установлены два прямо предусмотренных действующим законодательством критерия нарушения условий её жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации: нарушение электроснабжения - его отсутствие более суток и недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя.
Указанные обстоятельства не оспариваются ответчиками и помимо комиссионного заключения подтверждаются сведениями АО «ДРСК» структурное подразделение «Приморские северные электрические сети» об аварийных отключениях электроэнергии в период снежного циклона над территорией Ольгинского муниципального округа в декабре 2022 года, данными АО «Кавалеровская электросеть», а также сообщением АО «Примавтодор» филиал «Ольгинский», согласно которому с 21 по 27 декабря 2022 года полностью отсутствовало транспортное сообщение по Ольгинскому району Приморского края. Полностью двухполосное движение по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово» было восстановлено 18.01.2023. Дата восстановления безопасного двухполосного сообщения в населенных пунктах Ольгинского района Приморского края по автомобильной дороге «Находка-Лазо-Ольга-Кавалерово»: пгт. Ольга -10.01.2023. Согласно сведениям ООО «АТО «Приморье-Арсеньев», в результате обильных осадков в виде снега, имевших место в декабре 2022 года, существенная часть дорог в Приморском крае была непригодна для проезда автотранспорта, в т.ч. на участке пути от п. Кавалерово до п. Ольга органами ГИБДД был запрещен проезд пассажирскому автотранспорту. В связи с этим в период с 22.12.2022 по 14.01.2023 ООО АТО «Приморье-Арсеньев» не имело физической возможности осуществлять регулярные рейсы по перевозке пассажиров и багажа по маршруту № 532/2 «Владивосток-Кавалерово-Ольга-Владивосток». С 15.01.2023 после приведения дорожными службами пути от г. Владивостока до п. Ольга в надлежащее для движения автотранспорта состояние и отмены органами ГИБДД ограничений на движение, рейсы по указанному маршруту были возобновлены.
При таких обстоятельствах выводы заключения комиссии от 30.01.2023 о том, что нарушения условий жизнедеятельности заявителя не установлено, противоречат установленным по делу фактам, приведенным положениям Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утв. приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795, подлежащего непосредственному применению к спорным правоотношениям в силу пункта 2.3 Порядка оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утв. постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236 ПП, прямо предусматривающего, что факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 Порядком.
Поскольку любой из приведенных критериев (отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения) является основанием для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации, суд признает данный факт установленным и приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах право истца на получение единовременной материальной помощи нарушено.
Доводы ответчиков о том, что вред здоровью истца не причинен, её жилое помещение не пострадало и она не обращалась с просьбой о её эвакуации, не являются юридически значимыми, поскольку условия жизнедеятельности считаются нарушенными, если выявлены нарушения условий хотя бы одному из установленных критериев.
При таких обстоятельствах, исходя из доказанности факта нарушения условий жизнедеятельности истца в результате чрезвычайной ситуации, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований об установлении данного факта, признании истца пострадавшей в результате ЧС и возложении на КГКУ обязанности по включению в список лиц, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, считая их законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, а потому подлежащими удовлетворению.
Между тем, суд не находит оснований для удовлетворения искового требования о возложении на КГКУ обязанности произвести в пользу истца выплату единовременной материальной помощи, поскольку в соответствии с положениями п.п. 4.5 - 4.7, 5.1, 5.2 постановления Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236 ПП, структурные подразделения КГКУ формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в КГКУ. КГКУ формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство труда и социальной политики Приморского края, которое в свою очередь готовит проект решения Правительства Приморского края о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и направляет его на согласование в установленном порядке. Таким образом, на данной стадии спора КГКУ не является распорядителем выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи и не может нести обязанность по выплате единовременной материальной помощи.
Следовательно, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 21-23 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ 21-23 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» (░░░░ 1142537005566, ░░░ 2537108468) ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 223-░░ ░░ 15.05.2018 «░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 000 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 19 ░░░ 2023 ░░░░.