Решение по делу № 1-66/2021 от 01.11.2021

Дело № 1-66/2021 (12RS0009-01-2021-000886-42) П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

2 декабря 2021 г. пгт. Морки

Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Ивановой Л.А., при секретаре судебного заседания Егошиной Е.В., с участием заместителя прокурора Моркинского района Республики Марий Эл Новицкого С.В., подсудимого Борисова В.А., защитника адвоката Петровой А.И., предоставившей удостоверение № … и ордер № … от 2 декабря 2021 г., рассмотрев в открытом судебном заседании в особом порядке уголовное дело в отношении

Борисова В.А., ранее не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ,

у с т а н о в и л:

подсудимый Борисов В.А., являясь должностным лицом органа местного самоуправления - главой Моркинской городской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл (далее - Моркинская городская администрация), осуществляя полномочия представителя власти, выполняя в силу своего должностного положения организационно - распорядительные и административно - хозяйственные функции в органе местного самоуправления, совершил действия,явновыходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:

в соответствии с положениями Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 "О недрах" недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.1.2 закона). К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование; приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений ст.18 Закона "О недрах"; контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых (ст.5 закона). Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленнойформыбланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иныеприложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ст.11 закона).

В соответствии с п.1 ст.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" недра являются объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Перечню общераспространенных полезных ископаемых по Республике Марий Эл, утвержденному распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл от 22 июля 2008 г. № 31-р/439-р известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы) относятся к общераспространенным полезным ископаемым.

Согласно Положению о регулировании отношений пользования участками недр местного значения на территории Республики Марий Эл, утвержденному Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 7 июня 2012 г. № 194, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право осуществлять в границах данных земельных участков без применения взрывных работ использование для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, имеющихся в границах земельного участка и не числящихся на государственном балансе. Под использованием для собственных нужд общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод в целях настоящего пункта понимается их использование собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков для личных, бытовых и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (п.68 положения). Для осуществления указанных в п.68 настоящего Положения работ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков должны получить письменное заключение территориального органа федерального органа управления государственным фондом недр об отсутствии в границах участка работ запасов полезных ископаемых, числящихся на государственном балансе (п.69 положения).

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в частичности, относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральнымзаконом.

Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, а также права и законные интересы организаций; соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно Уставу городского поселения Морки Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, принятому решением Собрания депутатов муниципального образования Моркинского городского поселения 20 августа 2019 г. № 248, к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории; резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации; обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральнымзаконом (ст.3.1 устава); к полномочиям администрации поселения относятся осуществление земельного контроля за использованием земель поселения; осуществление полномочий по решению вопросов местного значения; осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Марий Эл, настоящим Уставом (ст.31); администрацией поселения руководит глава администрации на принципах единоначалия. Глава администрации поселения осуществляет следующие полномочия: обеспечивает общее руководство деятельностью администрации поселения по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации поселения; обеспечивает осуществление администрацией поселения полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Республики Марий Эл; может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности от имени поселения; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Республики Марий Эл, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов (ст.32). Глава администрации поселения в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Марий Эл, настоящим Уставом, издает постановления администрации поселения по вопросам местного значения, и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Республики Марий Эл, а также распоряжения администрации поселения по вопросам организации работы администрации поселения, которые вступают в силу с порядке, предусмотренном статьей 36 настоящего Устава.

Согласно контракту на замещение должности главы администрации муниципального образования "Городское поселение Морки", заключенному 11 ноября 2019 г. между главой городского поселения Морки А... и Борисовым В.А., глава администрации является руководителем местной администрации и действует на принципах единоначалия (п.3.1 контракта); организует работу администрации; распоряжается имуществом администрации в порядке и пределах, установленных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами поселения; заключает договоры от имени администрации заключает трудовые договоры с муниципальными служащими и работниками администрации; в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы администрации; решает иные вопросы, отнесенные федеральными законами, законами Республики Марий Эл, Уставом городского поселения Морки Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, нормативными правовыми актами Собрания депутатов городского поселения Морки к компетенции главы администрации (п.3.3 контракта); обязуется добросовестно и разумно руководить администрацией, обеспечивать эффективное решение вопросов, входящих в компетенцию администрации, и осуществлять иные полномочия, отнесенные федеральными законами, законами Республики Марий Эл, Уставом городского поселения Морки Моркинского муниципального района Республики Марий Эл, нормативными правовыми актами Собрания депутатов городского поселения Морки к его компетенции; при исполнении должностных обязанностей соблюдать законодательство Российской Федерации, Республики Марий Эл, Устав и иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления поселения, настоящий контракт; обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех полномочий администрации; обеспечивать содержание в надлежащем состоянии закрепленного за администрацией движимого и недвижимого государственного и муниципального имущества, своевременно проводить капитальный и текущий ремонт данного имущества (п.4.1 контракта); несет ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования, настоящим контрактом (п.6.1 контракта).

Согласно должностной инструкции главы администрации муниципального образования "Городское поселение Морки", утвержденной 11 ноября 2019 г. главой городского поселения Морки А.., местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия; глава администрации муниципального образования "Городское поселение Морки" должен знать законодательные и нормативные правовые акты; основы трудового законодательства; основы законодательства о местном самоуправлении и муниципальной службе; заключает от имени городской администрации договора в пределах своей компетенции, установленной действующим законодательством; осуществляет функции распределителя бюджетных средств при исполнении бюджета поселения; назначает на должность и освобождает от должности работников городской администрации, применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности; несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами; за неисполнение (надлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации. За совершение в процессе осуществления своей должности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации ( п.п.1.3, 1.6, 4.1, 4.3, 4.5, 5.1, 5.2 инструкции).

Таким образом, на основании перечисленных нормативно-правовых актов Борисов В.А. наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по обеспечению организации и безопасности дорожного движения, не имеющий государственных полномочий в области распоряжения общераспространенными полезными ископаемыми, то есть осуществляет полномочия представителя власти, наделен на постоянной основе организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в органе местного самоуправления, обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, то есть является должностным лицом Моркинской городской администрации.

В один из дней в период со 2 июля 2021 г. по 7 июля 2021 г. у Борисова В.А., являющегося должностным лицом - главой Моркинской городской администрации, достоверно осведомленного том, что распоряжение участками недр с общераспространенными полезными ископаемыми не относится к его должностным полномочиям, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, выразившихся в получении ежемесячного, гарантированного, стабильного дохода от занимаемой должности, а также обусловленных положительной оценкой своей деятельности в качестве муниципального служащего, желая создать благоприятное впечатление о своих деловых качествах по решению вопросов местного значения, с целью производства ремонта и содержания дорог, обеспечения организации и безопасности дорожного движения на улицах С.., С.., Н.., П.., Х.., переулках С.. и Ш.. пгт. М.. Моркинского района Республики Марий Эл, на автодороге из пгт. М.. в пос. К.. Моркинского района Республики Марий Эл, а также освобождения городского поселения М.. Моркинского муниципального района Республики Марий Эл от имущественных затрат для указанных целей, возник преступный умысел, направленный на совершение действий, явно выходящих за пределы его полномочий – незаконное распоряжение полезными ископаемыми - известняк, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения на земельном участке с кадастровым номером … (местоположение участка примерно в 280 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами участка - дома по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, д. К.., ул. Г.., д... ), в целях производства юридическим лицом - ООО "Холдинг Морки" работ по ремонту дорог пгт. М.. и автодороги из пгт. М.. в пос. К… Моркинского района Республики Марий Эл.

Реализуя свой преступный умысел, Борисов В.А., являясь должностным лицом - главой Моркинской городской администрации, вопреки требованиям вышеизложенного законодательства, осознавая, что не имеет должностных полномочий по распоряжению полезными ископаемыми и организации недропользования, а также в отсутствие переданных в установленном законом порядке государственных полномочий по выдаче разрешений на добычу полезного ископаемого - известняк, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, выразившихся в получении ежемесячного, гарантированного, стабильного дохода от занимаемой должности, а также обусловленную положительной оценкой своей деятельности в качестве муниципального служащего, желая создать благоприятное впечатление о своих деловых качествах по решению вопросов местного значения, с целью производства ремонта и содержания дорог, обеспечения организации и безопасности дорожного движения на улицах С.., С.., Н.., П.., Х.., переулках С.. и Ш.. пгт. М.. Моркинского района Республики Марий Эл, на автодороге из пгт. М.. в пос. К.. Моркинского района Республики Марий Эл, а также освобождения городского поселения М.. Моркинского муниципального района Республики Марий Эл от имущественных затрат для указанных целей, действуя умышленно, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, которые относятся к полномочиям органов государственной власти – исполнительных органов государственной власти Республики Марий Эл, а именно, в один из дней указанного выше периода времени пригласил в помещение Моркинской городской администрации, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, пгт. М.., ул. К.., д... , генерального директора ООО "Х.." В... и обратился к нему с просьбой о безвозмездном выполнении ООО "Х.." производства ремонта участков вышеуказанных дорог и использования для указанных целей запасов полезных ископаемых, расположенных на земельном участке с кадастровым номером … (местоположение участка примерно в 280 метрах по направлению на северо-запад от ориентира, расположенного за пределами участка - дома по адресу: Республика Марий Эл, Моркинский район, д. К.., ул. Г.., д... ).

Далее, действуя в продолжение реализации своего преступного умысла, Борисов В.А., осознавая, что не имеет должностных полномочий по распоряжению полезными ископаемыми и организации недропользования, а также в отсутствие переданных в установленном законом порядке государственных полномочий по выдаче разрешений на добычу полезного ископаемого - известняк, из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, в один из дней названного выше периода времени с целью указания точного местонахождения запасов полезных ископаемых, которые могут быть использованы генеральным директором ООО "Х…" В... для производства ремонта участков вышеуказанных дорог, пригласил последнего на территорию указанного земельного участка с кадастровым номером.. , где в то же время, действуя умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде незаконной добычи и изъятия общераспространенного полезного ископаемого, причинения имущественного ущерба государству, а также нарушения интересов государства в сфере реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению участками недр и находящимися в них полезными ископаемыми и желая их наступления, дал генеральному директору ООО "Х…" В.., заблуждавшемуся относительно правомочности действий Борисова В.А. и наличия у него полномочий по предоставлению права пользования участками недр и находящимися в них полезными ископаемыми, незаконное устное разрешение на добычу открытым способом на территории указанного земельного участка с кадастровым номером.. , относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, последующую погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого - известняк с целью его использования при производстве работ по ремонту дорог.

Убежденный в наличии у Борисова В.А. переданных в установленном порядке полномочий по владению, пользованию и распоряжению участками недр и общераспространенным полезным ископаемым – известняк, генеральный директор ООО "Х…" В.., достоверно зная, что Борисов В.А. является муниципальным служащим, занимает должность главы Моркинской городской администрации и является представителем публичной власти, в связи с чем не подозревая о незаконном характере действий последнего, согласно достигнутой с Борисовым В.А. договоренности о безвозмездном выполнении в интересах последнего работ по ремонту дорог с использованием общераспространенного полезного ископаемого - известняк, в период с 7 июля 2021 г. по 14 июля 2021 г. генеральный директор ООО "Х…" В.., используя работников ООО "Х.." - оператора фронтального погрузчика Я.., водителей И... и С.., специальную технику и транспортные средства - экскаватор-погрузчик "А…" государственный регистрационный знак.. , грузовой автомобиль (самосвал) "К…" государственный регистрационный знак … RUS, грузовой автомобиль (самосвал) "К.." государственный регистрационный знак … RUS, осуществил добычу открытым способом, погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого - известняк, на указанном земельном участке с кадастровым номером.. , относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, общей массой 786,625 тонн на общую сумму 244302 руб. 13 коп. (из расчета 310 рублей 57 копеек за тонну).

Таким образом, Борисов В.А., являясь должностным лицом органа местного самоуправления, умышленно совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, которые повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в области осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых, в сфере рационального использования и охраны недр, контроля запасов общераспространенных полезных ископаемых, выразившееся в незаконном распоряжении полезными ископаемыми, нарушении установленного законом порядка предоставления права пользования природными ископаемыми, что повлекло незаконную добычу общераспространенного полезного ископаемого - известняк ООО "Х..", вследствие чего Российская Федерация лишилась правомочий собственника, а именно прав владеть, пользоваться и распоряжаться общераспространенными полезными ископаемыми общей массой 786,625 тонн, незаконно добытыми и изъятыми ООО "Х..", а также причинило Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл имущественный ущерб в виде утраты запасов полезных ископаемых на общую сумму 244302 руб. 13 коп.

При ознакомлении с материалами уголовного дела Борисов В.А. заявил ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства, судебное заседание по уголовному делу назначено в особом порядке.

В судебном заседании подсудимый Борисов В.А. виновным себя в совершении преступления признал полностью, согласился с объемом предъявленного ему обвинения и квалификацией его действий по ч.1 ст.286 УК РФ и поддержал ранее заявленное ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Защитник адвокат Петрова А.И. поддержала ходатайство подсудимого о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.

Государственный обвинитель Новицкий С.В. согласился на постановление приговора в отношении подсудимого Борисова В.А. без проведения судебного разбирательства.

Представитель потерпевшего Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл Карташов М.И., действующий на основании доверенности от 17 июня 2021 г. №.., возражений против применения особого порядка принятия судебного решения не имеет.

Преступление, предусмотренное ч.1 ст.286 УК РФ, в соответствии с ч.3 ст.15 УК РФ относится к категории средней тяжести, подсудимый Борисов В.А. понимает существо предъявленного ему обвинения и соглашается с ним в полном объеме, он осознает характер и последствия заявленного ходатайства о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства, при этом ходатайство им заявлено добровольно и после проведения консультации с защитником, у государственного обвинителя и представителя потерпевшего возражений против рассмотрения дела в особом порядке не имеется. При указанных обстоятельствах условия постановления приговора без судебного разбирательства полностью соблюдены, и суд постановляет приговор без проведения судебного разбирательства в общем порядке.

Суд считает, что обвинение, с которым согласился подсудимый Борисов В.А., обоснованно и подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.

Суд квалифицирует действия подсудимого Борисова В.А. по ч.1 ст.286 УК РФ, как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Борисов В.А., являясь должностным лицом - главой Моркинской городской администрации, не имея должностных полномочий по распоряжению полезными ископаемыми и организации недропользования, а также в отсутствие переданных в установленном законом порядке государственных полномочий по выдаче разрешений на добычу полезного ископаемого - известняк, дал незаконное устное разрешение на добычу открытым способом на территории земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, последующую погрузку и вывоз общераспространенного полезного ископаемого - известняк с целью его использования при производстве работ по ремонту дорог на улицах пгт. М… на автодороге из пгт. М… в пос. К… Моркинского района Республики Марий Эл, в результате чего были осуществлены добыча открытым способом, погрузка и вывоз общераспространенного полезного ископаемого - известняк, на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, общей массой 786,625 тонн на общую сумму 244302 руб. 13 коп.

Преступление Борисовым А.В. совершено из корыстных побуждений и иной личной заинтересованности, выразившихся в получении ежемесячного, гарантированного, стабильного дохода от занимаемой должности, а также обусловленную положительной оценкой своей деятельности в качестве муниципального служащего, желая создать благоприятное впечатление о своих деловых качествах по решению вопросов местного значения, с целью производства ремонта и содержания дорог, обеспечения организации и безопасности дорожного движения.

Преступление Борисовым А.В. совершено умышленно, он осознавал общественную опасность своих действий, предвидел неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде незаконной добычи и изъятия общераспространенного полезного ископаемого, причинения имущественного ущерба государству, а также нарушения интересов государства в сфере реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению участками недр и находящимися в них полезными ископаемыми и желал их наступления.

Преступные действия Борисова В.А. повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в области осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых, в сфере рационального использования и охраны недр, контроля запасов общераспространенных полезных ископаемых, выразившееся в незаконном распоряжении полезными ископаемыми, нарушении установленного законом порядка предоставления права пользования природными ископаемыми, незаконной добыче общераспространенного полезного ископаемого - известняк, вследствие чего Российская Федерация лишилась правомочий по владению, пользованию и распоряжению общераспространенными полезными ископаемыми общей массой 786,625 тонн, и в причинении Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл имущественного ущерба в виде утраты запасов полезных ископаемых на общую сумму 244302 руб. 13 коп.

В соответствии с ч.3 ст.60 УК РФ при назначении наказания подсудимому Борисову В.А. суд учитывает степень и характер общественной опасности преступления, личность подсудимого, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Суд учитывает, что подсудимый Борисов В.А. совершил умышленное преступление, относящееся в соответствии с ч.3 ст.15 УК РФ к категории средней тяжести.

Суд учитывает, что подсудимый Борисов В.А. совершил умышленное преступление, относящееся в соответствии с ч.3 ст.15 УК РФ к категории средней тяжести.

В качестве обстоятельств, характеризующих Борисова В.А., суд учитывает, что он ранее не судим, впервые привлекается к уголовной ответственности (л.д.170 т.3), женат, имеет на иждивении малолетнего ребенка, 2013 г. рождения (л.д. 155, 158 т.3), по месту жительства характеризуется с положительной стороны (л.д.163, 169 т.3), на диспансерном учете у врача-нарколога и врача-психиатра не состоит (л.д.165-167 т.3), добровольно возместил имущественный ущерб от преступления в полном объеме, что подтверждается чеком-ордером от 24 сентября 2021 г. (л.д.222 т.3). В судебном заседании Борисов В.А. пояснил, что он вместе со своей супругой осуществляет уход за престарелой матерью Б.., 1941 г. рождения, у которой имеется инвалидность.

В связи с тем, что Борисов В.А. добровольно в письменной форме сообщил о совершенном преступлении и в ходе следствия давал признательные показания, на основании п. "и" ч.1 ст.61 УК РФ обстоятельством, смягчающим наказание подсудимому Борисову В.А. суд признает явку с повинной и активное способствование раскрытию и расследованию преступления (л.д.52-53 т.1).

В силу п. "г", "к" ч.1 ст.61 УК РФ в качестве смягчающих наказание обстоятельств суд признает наличие малолетнего ребенка у подсудимого Борисова В.А. и добровольное возмещение имущественного вреда, причиненного в результате преступления.

На основании ч.2 ст.61 УК РФ обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому Борисову В.А., суд признает полное признание им своей вины, раскаяние в содеянном, положительно характеризующие данные по месту жительства, отсутствие судимости, осуществление ухода за престарелой матерью, являющейся инвалидом и сведения о награждении почетными грамотами и благодарственными письмами.

Обстоятельств, отягчающих наказание Борисову В.А., судом не установлено.

Исходя из фактических обстоятельств совершения преступления, с учетом характера и степени их общественной опасности, суд не усмотрел оснований для изменения категории преступления на менее тяжкое в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ.

С учетом степени и характера общественной опасности преступления, личности подсудимого, обстоятельств, смягчающих наказание, отсутствия обстоятельств, отягчающих наказание, а также влияния назначенного наказания на исправление подсудимого Борисова В.А. и на условия жизни его семьи, в целях восстановления социальной справедливости, а также его исправления и предупреждения совершения новых преступлений суд назначает подсудимому Борисову В.А. наказание в виде штрафа. При определении размера штрафа суд учитывает тяжесть совершенного преступления и имущественное положение подсудимого Борисова В.А. и его семьи, а также с учетом трудоспособного возраста возможность получения им заработной платы или иного дохода.

Согласно ч.3 ст.47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В соответствии с п.10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. № 58 (в редакции от 18 декабря 2018 г.) "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" если соответствующая статья Особенной части УК РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве одного из основных видов наказаний, то в случае назначения другого вида основного наказания суд вправе применить положения ч.3 ст.47 УК РФ.

Поскольку подсудимый Борисов А.В. совершил преступление против интересов службы в органах местного самоуправления, непосредственно используя для этого властные полномочия, которыми он не был наделен для решения вопросов местного значения, на основании ч.3 ст.47 УК РФ в качестве дополнительного наказания суд назначает ему наказание в виде лишения права занимать определенные должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в указанных органах.

В связи с назначением менее строгого наказания, предусмотренного за совершенное преступление, при назначении наказания Борисову В.А. суд не применяет правила, предусмотренные ч.1 и 5 ст.62 УК РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, и позволяющих применить правила ст.64 УК РФ, судом не установлено.

Гражданский иск по уголовному делу не предъявлялся.

Судом разрешен вопрос о мере пресечения, вещественных доказательствах.

На основании изложенного и руководствуясь ст.302-304, 307-309, 316 УПК РФ, суд

п р и г о в о р и л :

Борисова В.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч)рублей с лишением на основании ч.3 ст.47 УК РФ права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в указанных органах, сроком на 1 (один) год.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:

УФК по Республике Марий Эл (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл л/сч 04081А58642)

ИНН 1215153591 КПП 121501001

ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Марий Эл г.Йошкар-Ола

единый казначейский счет 40102810545370000075

казначейский счет 03100643000000010800

БИК 018860003

ОКТМО 88701000

ОГРН 1111215000160 от 15.01.2011 г.Йошкар-Ола

КБК 417 116 03130 01 0000 140

"штрафы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений"

Штраф подлежит уплате течение 60 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. Квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в суд.

Назначенное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности на государственной службе и в органах местного самоуправления исполнять самостоятельно.

До вступления приговора в законную силу меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении осужденному Борисову В.А. оставить без изменения.

По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства: путевой лист трактора № … на экскаватор-погрузчик "А…" государственный регистрационный знак … 12; договор аренды муниципального имущества (экскаватор-погрузчик "А…") от 11 января 2014 г. с приложениями №№ 1, 2; дополнительное соглашение № 1 к договору аренды муниципального имущества (экскаватор-погрузчик "А…") от 10 января 2018 г. - передать ООО "Х…";

личное дело главы администрации Борисова В.А. в 1 томе, договора, заключенные между Моркинской городской администрацией и ООО "Х…", - передать Моркинской городской администрации Моркинского муниципального района Республики Марий Эл.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня его провозглашения через Моркинский районный суд Республики Марий Эл с соблюдением требований ст.317 УПК РФ, а именно только в части: нарушения уголовно-процессуального закона, неправильного применения закона, несправедливости приговора.

В случае подачи апелляционной жалобы, принесения апелляционного представления осужденный вправе в течение 10 суток со дня получения копии приговора ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть сообщено в апелляционной жалобе либо возражении на апелляционное представление.

Осужденный вправе поручать осуществление своей защиты в суде апелляционной инстанции избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий судья Л.А. Иванова

Апелляционным постановлением Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 февраля 2022 г. приговор Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 2 декабря 2021 г. и постановление Моркинского районного суда Республики Марий Эл от 2 декабря 2021 г. в отношении Борисова В.А. - отменен. Ходатайство Борисова В.А. и защитника Петровой А.И. о прекращении в отношении Борисова В.А. уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа - удовлетворено. На основании ст. 25.1 УПК РФ прекращено уголовное дело в отношении Борисова В.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, и на основании ст. 76.2 УК РФ Борисова В.А. освобожден от уголовной ответственности. Борисову В.А. назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей. Борисову В.А. установлен срок уплаты судебного штрафа до 8 апреля 2022 г. Сведения об уплате судебного штрафа необходимо предоставить в суд и судебному приставу-исполнителю не позднее 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.

Борисову В.А. разъяснено, что в соответствии с положениями ч. 2 ст. 104.4 УК РФ, в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется и лицо - Борисов В.А. привлекается к уголовной ответственности по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ. Мера пресечения Борисову В.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена.

1-66/2021

Категория:
Уголовные
Другие
Борисов Валерий Александрович
Петрова Алевтина Ивановна
Министерство природных ресурсов,экологии и охраны окружающей среды РМЭ ( Карташов Максим Игоревич)
Суд
Моркинский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Иванова Лидия Аркадьевна 71
Статьи

286

Дело на странице суда
morkinsky.mari.sudrf.ru
01.11.2021Регистрация поступившего в суд дела
01.11.2021Передача материалов дела судье
18.11.2021Решение в отношении поступившего уголовного дела
02.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее