Дело №2-2020/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2024г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего: Кудряшова А.В.
при секретаре: Дедовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Смоленска в интересах Макарова Макара Витальевича к Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении обязанности по возмещению затрат на приобретение лекарственных препаратов,
у с т а н о в и л:
прокурор Ленинского района г.Смоленска, действуя в интересах несовершеннолетнего Макарова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законным представителем которого является Макарова А.С., уточнив требования, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Смоленской области о возложении на ответчика обязанности по возмещению истцу затрат связанных с приобретением лекарственных препаратов «Иновелон» («Руфинамид») в количестве пяти упаковок, «Ламотриджин» в количестве десяти упаковок и «Файкомпа» в количестве трех упаковок на общую сумму 54 025 руб. 47 коп., указав, что Макаров М.В. состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Детская клиническая больница» с диагнозом туберозный склероз (Q85.1) с структурной мультифокальной эпилепсией (фармакорезистентная форма, структурный вариант Леннокса-Гасто. G40.2.G40.4) и в соответствии с действующим законодательством имеет право на бесплатное обеспечение указанными препаратами, которыми он должным образом не обеспечивался, в связи с чем в период с №. они были приобретены законным представителем Макарова М.В. за свой счет.
Представитель прокуратуры Ленинского района г.Смоленска Новикова О.В., а также законный представитель Макарова М.В. – Макарова А.С. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Министерства здравоохранения Смоленской области Деревцова М.А., возражая против удовлетворения иска, сослалась на то, что Макаров М.В. своевременно и в полном объеме бесплатно обеспечивается необходимыми лекарственными препаратами.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГБУЗ «Детская клиническая больница» и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Смоленской области, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в суд не направили.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР 15.09.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6). Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (п.1 ст.24). Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b п.2 ст.24).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (п. «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (п.п.1, 2 ст.7).
В соответствии с ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции Российской Федерации).
Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании п.9 ст.6.1 и п.1 ч.1. ст.6.2. Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как предусмотрено ч.15 ст.37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктами 1, 2 ч.3 ст.80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В соответствии с Приложением №1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 дети первых трех лет жизни, а также дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются при амбулаторном лечении лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, действующим правовым регулированием предусмотрено обеспечение детей-инвалидов всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших препаратов для медицинского применения.
В силу п.2 ст.4 Закона Смоленской области от 28.12.2004 №114-з «О здравоохранении в Смоленской области» обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с федеральным и областным законодательством организует уполномоченный орган в сфере здравоохранения, которым на территории Смоленской области является Министерство здравоохранения Смоленской области.
По правилам п.п.3.3.13, 3.3.18, 3.3.29, 3.3.20 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утв. постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 №13, в функции Министерства в числе прочего входит: организация обеспечения отдельных групп населения необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно; закупки (в том числе осуществляет организацию определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения Смоленской области лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам. Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций.
Исходя из положений п.п.3., 4 Порядка обеспечения отдельных групп населения Смоленской области лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой, утв. постановлением Администрации Смоленской области от 15.02.2005 №36, закупка лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания осуществляется Министерством здравоохранения Смоленской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Лекарственные препараты и специализированные продукты лечебного питания предоставляются льготополучателям в соответствии с перечнем лекарственных препаратов и специализированных продуктов лечебного питания, устанавливаемым Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой нормативным правовым актом Правительства Смоленской области. В случае наличия показаний к применению лекарственного препарата и специализированного продукта лечебного питания, не входящего в перечень, льготополучатель обеспечивается данным лекарственным препаратом и специализированным продуктом лечебного питания в соответствии с решением совета по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Смоленской области, за счет средств областного бюджета, созданного приказом заместителя председателя Правительства Смоленской области - министра здравоохранения Смоленской области, принятым на основании выписки из медицинской карты стационарного больного о назначении лекарственного препарата и специализированного продукта лечебного питания федеральным или областным учреждением здравоохранения, оказывающим специализированную медицинскую помощь.
В силу ст.1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Макаров М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является «ребенком-инвалидом» (инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ) и состоит на учете в ОГБУЗ «Детская клиническая больница» с диагнозом туберозный склероз (Q85.1) с структурной мультифокальной эпилепсией (фармакорезистентная форма, структурный вариант Леннокса-Гасто. G40.2.G40.4).
По утверждению законного представителя несовершеннолетнего Макарова М.В. - Макаровой А.С., в ДД.ММ.ГГГГ. ввиду отсутствия значительной положительной динамики от принимаемых лекарств главным внештатным специалистом детским неврологом Департамента по здравоохранению Смоленской области Галицкой О.С. рекомендован прием ребенком препарата «Руфинамид» («Иновелон») в дозировке 800 мг/сутки.
Из содержания медицинского заключения главного внештатного специалиста детского невролога Департамента по здравоохранению Смоленской области Галицкой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по жизненным показаниям Макарову М.В. рекомендован прием ряда медицинских препаратов, в том числе лекарственный препарат «Ламотриджин» (25 мг. два раза в сутки), а согласно медицинскому заключению от ДД.ММ.ГГГГ – лекарственные препараты «Ламотриджин» в дозировке 25 мг. два раза в сутки и «Руфинамид» в дозировке 400 мг. два раза в сутки.
Как усматривается из выписки из истории болезни от ДД.ММ.ГГГГ №№-инв, Макарову М.В. по жизненно важным показаниям рекомендовано продолжить прием лекарственных препаратов «Руфинамид» (таблетки по 400 мг. по 1,5 таблетки два раза в сутки длительно и непрерывно), «Ламотриджин» (таблетки по 50 мг. по 37,5 мг. два раза в сутки с постепенным увеличением до 100 мг/сутки), «Перампанел» («Файкомпа») таблетки 4 мг. с увеличением до 6 мг. один раз в день, вечер - 1 неделя, затем по 8 мг. один раз в день, вечер – длительно и непрерывно.
В соответствии с выпиской из истории болезни от ДД.ММ.ГГГГ №№-инв ребенку рекомендовано продолжить по жизненным показаниям прием лекарственных препаратов «Руфинамид», «Ламотриджин» и «Перампанел» («Файкомпа») в дозировках, указанных в данной выписке.
В упомянутых выше выписках из истории болезни отмечено, что препарат «Ламотриджин» принимается несовершеннолетним с ДД.ММ.ГГГГ., препарат «Руфинамид» - с ДД.ММ.ГГГГ. (на данное обстоятельство также указывается в письме ОГБУЗ «Детская клиническая больница» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном ответчику), а препарат «Файкомпа» - с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу врачебной комиссии ОГБУЗ «Смоленская областная детская клиническая больница» от 26.10.2023 №127 Макарову М.В. для проведения симптоматической терапии по жизненным показаниям рекомендовано предложить прием препарата «Руфинамид» в дозировке по 1200 мг. в сутки, потребность в месяц – 90 таблеток по 400 мг. (2 упаковки), потребность на период с 26.10.2023 по 31.12.2023 – 198 таблеток по 400 мг. – 4 упаковки, потребность на период с 01.01.2024 по 31.12.2024 – 1095 таблеток по 400 мг. – 19 упаковок. В данном заключении отмечено, что указанный препарат введен в терапию с июня 2023г. с постепенным наращиванием дозы (ребенок принимает препарат беспрерывно).
Советом по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Смоленской области, за счет средств областного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ гг. принято решение, оформленное протоколом №№ от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости обеспечения Макарова М.В. лекарственным препаратом «Руфинамид» (1 200 мг. в сутки), не включенным в перечень установленной Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.
Как следует из материалов дела и объяснений Макаровой А.С., в период с ДД.ММ.ГГГГ. Макаровым М.В. в лице законного представителя Макаровой А.С. за свой счет приобретен препарат «Руфинамид» на общую сумму 44 356 руб. 47 коп. (5 285 руб. + 10 025 руб. + 10 048 руб. + 9 690 руб. + 9 308 руб. 47 коп.), поскольку данным препаратом ребенок в указанное время бесплатно в необходимом объеме не обеспечивался (обеспечивается указанным препаратом с ДД.ММ.ГГГГ.). При этом ДД.ММ.ГГГГ. ребенок был обеспечен 2 упаковками препарата «Руфинамид» по 200 мг. каждая, в связи с чем 1 упаковка (400 мг) этого препарата приобретена в ДД.ММ.ГГГГ. Макаровым М.В. за свой счет.
Лекарственным препаратом «Ламотриджин» Макаров М.В. обеспечивается на льготных основаниях с ДД.ММ.ГГГГ. По утверждению Макаровой А.С., до этого времени рецепт на данный препарат ребенку не выдавался, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ. препарат «Ламотриджин» (аналоги: «Ламиктал», «Сейзар») был приобретен Макаровым М.В. в лице законного представителя Макаровой А.С. за свой счет на общую сумму 4 864 руб. (770 руб. + 458 руб. + 453 руб. + 917 руб. + 927 руб. + 910 руб. + 430 руб.).
Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ. Макаров М.В. не обеспечивался на льготных основаниях препаратом «Перампанел» (торговое наименование «Файкомпа»). По этой причине данный препарат также был приобретен в указанный период Макаровым М.В. в лице законного представителя Макаровой А.С. за свой счет на общую сумму 4 805 руб. (3 975 руб. + 1 010 руб.).
Фактическая нуждаемость в приеме несовершеннолетним Макаровым М.В. по жизненным показаниям лекарственных препаратов «Ламотриджин», «Руфинамид» и «Перампанел» в спорный период подтверждена имеющимися в деле доказательствами и по существу ответчиком, а также ОГБУЗ «Детская клиническая больница» в ходе судебного разбирательства не оспаривалась.
При таких обстоятельствах Макаров М.В с учетом приведенных выше норм законодательства имел в спорный период право на бесплатное обеспечение упомянутыми выше лекарственными препаратами, назначенными ему по жизненным показаниям, тогда как данное право ребенком реализовано в полном объеме не было.
С учетом изложенного, понесенные законным представителем Макарова М.В. - Макаровой А.С. расходы на приобретение указанных лекарственных средств в сумме 54 025 руб. 47 коп. (44 356 руб. 47 коп. + 4 864 руб. + 4 805 руб.) должны быть возмещены Министерством здравоохранения Смоленской области, как специально уполномоченным государственным органом Смоленской области, осуществляющим организацию обеспечения отдельных групп населения необходимыми лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно (п.п.1.1, 3.3.18 Положения о Министерстве здравоохранения Смоленской области, утв. постановлением Правительством Смоленской области от 10.10.2023 №13).
Доводы Министерства о том, что обязанность по обеспечению Макарова М.В. препаратом «Руфинамид», не включенным в перечень установленной Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи возникла у ответчика только после принятия Советом по вопросам организации льготного лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Смоленской области, за счет средств областного бюджета в ДД.ММ.ГГГГ гг. решения, оформленного протоколом №№ от ДД.ММ.ГГГГ, о необходимости обеспечения Макарова М.В. названным лекарственным препаратом, с учетом установленных по делу обстоятельств во внимание судом не принимаются и основанием для отказа в удовлетворении иска и, соответственно, ограничения конституционного права ребенка на охрану жизни и здоровья, служить не могут.
Возможность компенсации льготополучателю произведенных им расходов на оплату приобретенного лекарственного средства, право на бесплатное обеспечение которым он имеет, обусловлено лишь установлением факта нуждаемости указанного лица в названном препарате по медицинским показаниям и непредоставлением ему подобного препарата в период такой нуждаемости по независящим от него причинам.
В данном случае имеются медицинские документы, содержащие назначение Макарову М.В. препарата «Руфинамид» и являющиеся основанием для приобретения этого препарата, а отсутствие до ДД.ММ.ГГГГ решения упомянутого Совета, формально-юридически подтверждающее правильность назначения подобного препарата, не может умалять право ребенка-инвалида на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему по жизненным показаниям. Иное толкование закона означает снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья Макарова М.В., особенно в этом нуждающегося в силу самого характера его заболевания, в связи с которым последнему установлена инвалидность.
Вследствие этого Макаров М.В. как ребенок-инвалид имеет право на обеспечение за счет бюджетных средств всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно и, соответственно, право на компенсацию расходов на приобретение этих лекарственных средств в случае их непредоставления.
При таком положении суд удовлетворяет заявленные прокурором исковые требования.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
обязать Министерство здравоохранения Смоленской области возместить за счет бюджетных средств законному представителю Макарова Макара Витальевича - Макаровой Анастасии Сергеевне затраты на приобретение лекарственных препаратов в сумме 54 025 руб. 47 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.
Судья А.В. Кудряшов
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи А.В. Кудряшовсекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г.Смоленска Е.Е. Дедованаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции 2024 |
УИД: 67RS0002-01-2024-000994-23
Подлинный документ подшит в материалы дела №2-2020/2024