Дело № 2а-2029/18
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Корниенко М.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г. Ухта
09 июня 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Гришину В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Гришину В.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога с физических лиц за период с <...> г. по <...> г. в размере .... руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере .... руб., на общую сумму .... руб. В обоснование требований указав, что административный ответчик являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, плательщиком транспортного налога, однако, обязанность по их уплате в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем на сумму недоимки начислены пени. Данные обстоятельства явились основанием для обращения с административным иском в суд. Административный истец просит восстановить срок для обращения в суд с указанными требованиями.
Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с главой 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства, без проведения устного разбирательства путем исследования представленных в материалы дела письменных доказательств, без ведения аудиопротоколирования и протокола судебного заседания.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании ч. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ, п. 2 ст. 4 Закона Республики Коми №110-РЗ «О транспортном налоге» налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее:
-15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (2011-2013гг)
- 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, (2014 год),
-не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (2015 г).
Исходя из положений статей 400 и 401 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения: жилой дом; жилое помещение (квартиры, комнаты); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здания, строения, сооружения, помещения.
Согласно п. 1 ст. 409 Налогового кодекса РФ, п.9 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 г. «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится в срок не позднее:
-01 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог (налоговый период 2011-2013гг);
- 01 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, (2014 год),
-01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (2015 год).
В соответствии со ст. 72 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В силу ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (ч.2 ст. 75 НК РФ).
Из искового заявления следует, что Гришин В.В. являлся плательщиком транспортного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов. Поскольку административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога в установленный срок, налоговым органом начислены пени.
Как следует из требования об уплате налога и пени от <...> г. № .... административному ответчику начислены пени за несвоевременную уплату транспортного налога в размере .... руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере .... руб., на общую сумму .... руб.
Как следует из представленных административным истцом расчетов, заявленные ко взысканию пени начислены за период с <...> г. по <...> г.. Период, за который образовалась недоимка по налогу, и сумма недоимки в представленных материалах отсутствуют, административным истцом не представлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, и административному истцу необходимо доказать наличие оснований для взыскания пени, в том числе наличие обращения ко взысканию просроченной задолженности по уплате налогов, на которые были начислены суммы пени, заявленные в административном иске.
Однако таковых не представлено, как не представлено и доказательств того, что возможность взыскания недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц сохраняется. При таких обстоятельствах факт наличия задолженности по уплате налога не может считаться доказанным, и, в связи с этим, оснований для взыскания указанных в административном исковом заявлении сумм пени не имеется.
Кроме того, порядок взыскания налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, предписан в статье 48 НК РФ.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Из материалов дела следует, что требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № .... от <...> г. административному ответчику был установлен срок уплаты пени до <...> г..
При таких обстоятельствах налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с административного ответчика спорной суммы в срок не позднее <...> г..
Административное исковое заявление подано в Ухтинский городской суд <...> г.. В материалах дела также имеется определение мирового судьи Чибьюского судебного участка города Ухты Республики Коми от <...> г. об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Гришина В.В. обязательных платежей и санкций за спорный период в связи с пропуском срока.
Таким образом, административный истец пропустил установленный законом срок обращения в суд.
Ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного процессуального срока суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку оно не содержит в обосновании ссылок на какие-либо уважительные причины пропуска установленного законом срока для обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей и санкций. При рассмотрении дела такие причины судом также не установлены.
В силу ч. 5 ст. 138, ч. 5 ст. 180 КАС РФ пропуск срока на подачу административного искового заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска без установления судом иных обстоятельств.
Руководствуясь статьями 177-179, 293 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Коми к Гришину В.В. о взыскании пени за несвоевременную уплату транспортного налога с физических лиц за период с <...> г. по <...> г. в размере .... руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в размере .... руб., на общую сумму .... руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья - М.В. Корниенко