Дело № 2-197/2024
59RS0001-01-2024-000882-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
01 июля 2024 года с. Большая Соснова Пермского края
Большесосновский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Сергеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Вахрушевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Дзержинского районного суда города Перми к Сальникову Игорю Викторовичу о возложении обязанности привести в первоначальное состояние жилое помещение,
установил:
администрация Дзержинского районного суда города Перми обратилась в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на Сальникова И.В. привести в первоначальное состояние жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в течение 90 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; в случае неисполнения решения суда взыскать с Сальникова И.В. в пользу администрации Дзержинского районного суда г. Перми 4 000 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда, начиная с 91 дня после вступления решения в законную силу до фактического его исполнения.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. В администрацию Дзержинского района города Перми из инспекции государственного жилищного надзора поступило письмо о принятии мер по обращению ФИО1, которая является собственником <адрес> по вопросу самовольного обустройства входной группы в жилое помещение <адрес> многоквартирном <адрес> <адрес>. Согласно проведенному инспекцией государственного жилищного надзора контрольного мероприятия установлено, что на придомовой территории собственником квартиры обустроена входная группа, то есть выход из квартиры осуществляется с лоджии, на фасадной стене размещен баннер «Страховка дешевле.ru», что свидетельствует, что помещение квартиры используется для осуществления предпринимательской деятельности. Вместе с тем, согласна данным ЕГРН, квартира поставлена на государственный кадастровый учет как жилое помещение. В соответствии с техническим паспортом входная группа с лоджии жилого помещения отсутствует, при этом согласования установки входной группы в администрации района не проводилось. Администрацией района в адрес собственника жилого помещения направлялось уведомление о необходимости приведения самовольного перепланированного и (или) переустроенного помещения в прежнее состояние, уведомление ответчиком не было получено и вернулось в адрес администрации в виду истечения срока хранения 13 марта 2023 года. При выходе на место 23 января 2024 года зафиксировано, что входная группа не демонтирована, помимо баннера в пределах входной группы установлена вывеска «OZON». Основывая свои исковые требования на положениях постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (с изм. от 22.06.2022) "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176), статей 29, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядка проведения самовольно перепланированных и (или) переустроенных жилых помещений в прежнее состояние на территории города Перми, утвержденного Постановлением администрации города Перми от 29.05.2012 № 42-П (ред. от 26.03.2021), Порядка приведения самовольно перепланированных и (или) переустроенных жилых помещений в прежнее состояние на территории города Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми от 14.01.2016 № 20, Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 администрация Дзержинского района города Перми указывает, что произведенная ответчиком перепланировка и (или) переустройство жилого помещения является самовольной.
Истец администрация Дзержинского района города Перми, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, от представителя администрации Дзержинского района города Перми поступило ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с указанием, что на исковых требованиях, изложенных в исковом заявлении настаивают в полном объеме
Ответчик Сальников И.В., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо инспекция государственного жилищного надзора Пермского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, от представителя поступили письменные пояснения, согласно которым указано, что в рамках осуществления предоставленных полномочий на основании задания от 26 декабря 2022 года № 695 в отношении Сальникова И.В., собственника жилого помещения (квартиры) № 1 в многоквартирном доме № 30/1 по проспекту Парковому инициировано контрольное (надзорное) мероприятие в части соблюдения обязательных требований к порядку переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. По результатам контрольного мероприятия составлено заключение № 695 от 26 декабря 2022 года в котором отражено, что на придомовой территории дома собственником жилого помещения (квартиры) № 1 выполнен пристрой (входная группа), что является признаком реконструкции, выход из квартиры осуществляется с лоджии. 27 декабря 2022 года в администрацию Дзержинского района города Перми направлена информация о результатах контрольного (надзорного) мероприятия, а также о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Исходя из части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Согласно статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ, согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, и перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований этого Федерального закона, утвержденный Приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365, или требований специальных технических условий.
На основании пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольным являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации согласующий орган должен выдать предписание лицу, допустившему самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения, о приведении такого помещения в прежнее состояние в порядке и сроки, установленные им.
Таким образом, законодатель предусмотрел определенный правовой механизм, регулирующий порядок подачи заявления и получения разрешения на переустройство и (или) перепланировку жилых и нежилых помещений и последствия невыполнения указанных требований закона.
Как установлено судом, 19 декабря 2022 года в Инспекцию государственного жилищного надзора по Пермскому краю поступило заявление ФИО1 собственника <адрес> по адресу: <адрес>, по вопросу самовольного обустройства входной группы в жилое помещение <адрес> многоквартирном <адрес> по вышеуказанному адресу, провести проверку (л.д.12).
В адрес администрации Дзержинского района города Перми из Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края поступило письмо от 27 декабря 2022 года за номером 45-11-06-исх-246 согласно которому, Инспекцией в отношении собственника <адрес> многоквартирного <адрес> проведено контрольное (надзорное) мероприятие, составлено заключение от 26 декабря 2022 года с фототаблицей № 695, где установлено, что собственником <адрес> возведен пристрой (входная группа в помещения <адрес>), что является признаком реконструкции. По фототаблице установлено, что выход из квартиры осуществляется с лоджии, которая переоборудована во входную группу: установлен дверной проем с дверью, козырек, пристроена платформа и два лестничных проема. На фасадной стене размещен баннер «Страховка-дешевле.ru. Материалы направлены для принятия мер (л.д.11, 13-15).
Согласно выписки из ЕГРН (от 23 января 2024 года, 02 мая 2024 года) собственником жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> является Сальников И.В. (л.д.22-24, 59-62).
Из технического паспорта жилого помещения <адрес> установлено, что по плану квартиры входная группа с лоджии отсутствует (л.д. 16-19).
В соответствии с досудебной претензией от 08 февраля 2023 года администрацией Дзержинского района города Перми было предложено Сальникову И.В. в срок до 08 августа 2023 года привести помещение в прежнее состояние с соблюдением требований действующего законодательства (л.д.25-26).
На основании пункта 2.11. постановления Администрации г. Перми от 29.05.2012 N 42-П (ред. от 30.05.2024) "Об утверждении Административного регламента предоставления территориальным органом администрации города Перми муниципальной услуги "Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме" поступление в Территориальный орган ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 2.6.2 настоящего Административного регламента, если соответствующий документ не был представлен Заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если Территориальный орган после получения такого ответа уведомил Заявителя о получении такого ответа, предложил Заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 2.6.2 настоящего Административного регламента, и не получил от Заявителя такие документ и (или) информацию в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления.
В силу пункта 4.1 Постановления Администрации г. Перми от 14.01.2016 N 20 (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении Порядка приведения самовольно перепланированных и (или) переустроенных помещений в многоквартирном доме в прежнее состояние на территории города Перми" если в 6-месячный срок помещение в многоквартирном доме не приведено в прежнее состояние или в территориальный орган не представлено судебное решение о возможности сохранения помещения в многоквартирном доме в перепланированном и (или) переустроенном состоянии, территориальный орган обращается в суд с требованием в отношении собственника помещения в многоквартирном доме о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние.
На основании пунктов 3.2.3.6, 3.2.3.7, 6.2.1 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 администрация района согласовывает переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирных домах, осуществляет прием помещения после завершения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирных домах путем оформления акта приемочной комиссии, издает распоряжения в случаях, предусмотренных действующим законодательством принятыми в соответствии с ним правовыми актами города Перми, в том числе по вопросу согласования переустройства и (или) перепланировки помещений.
Согласно части 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
На основании пункта 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела установлено, что согласование установки входной группы отсутствует, ответчик по данному факту в администрацию не обращался, кроме того 23 января 2024 года истцом осуществлен выход по адресу <адрес>, составлен акт, согласно которому установлено, что входная группа не демонтирована, как того требовало уведомление, о необходимости приведения самовольного перепланированного и (или) переустроенного помещения в прежнее состояние со сроком исполнения до 8 августа 2023 года (л.д.20).
Учитывая, что обустройство на придомовой территории ответчиком обустроена входная группа, то есть выход из квартиры осуществляется с лоджии произведено незаконно, в отсутствие согласия собственников многоквартирного дома и без какой-либо разрешительной документации, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, необходимых мероприятий, суд считает установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец администрация Дзержинского района города Перми освобождена от уплаты государственной пошлины, с ответчика Сальникова И.В. подлежит ко взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в пользу местного бюджета Большесосновского муниципального округа Пермского края.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации Дзержинского района города Перми удовлетворить.
Обязать Сальникова Игоря Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) привести в первоначальное состояние жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в течение 90 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В случае неисполнения решения суда взыскать с Сальникова Игоря Викторовича в пользу администрации Дзержинского района города Перми (ИНН 5903004559, КПП590301001) 4 000 рублей за каждый день просрочки неисполнения решения суда, начиная с 91 дня после вступления решения в законную силу до фактического его исполнения.
Взыскать с Сальникова Игоря Викторовича в доход бюджета Большесосновского муниципального округа государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья А.В. Сергеева
Решение в окончательной форме изготовлено 08.07.2024