Решение по делу № 2-1166/2022 от 01.06.2022

Дело №2-1166/2022 37RS0023-01-2022-001265-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2022 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корсун Ю.С.,

с участием помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с вышеуказанным иском, в котором просит возложить на администрацию городского округа Шуя Ивановской области обязанность в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести место складирования снега на земельном участке с кадастровым номером …. в соответствии с требованиями п. 34 Санитарных правил СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочии органов местного самоуправления по определению и содержанию мест размещения загрязненного от уборки территории муниципального образования снега администрацией городского округа Шуя. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах). В настоящее время в соответствии с п. 34 Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, собранный снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения. В ходе проверки установлено, что на территории городского округа Шуя определено место (площадка) для складирования снега на земельном участке с кадастровым номером … по адресу: …. Вместе с тем, место складирования снега, определенное администрацией городского округа Шуя, в нарушение указанных норм не имеет водонепроницаемого покрытия и обваловки сплошным земляным валом. По данному факту прокуратурой в адрес администрации городского округа 21.02.2022 внесено представление. Однако площадка для складирования снега в настоящее время в соответствии с установленными требованиями не приведена. Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду обязанность государства. Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

Представитель истца помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика Администрации г.о.Шуя, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, согласно которому Администрация городского округа Шуя не возражает против удовлетворения указанных исковых требований кроме требования исполнить данное решение в течение пяти месяцев после вступления решения суда в законную силу. Запрашиваемый истцом срок нереален для исполнения, поскольку не учитывает определенные действующим законодательством особенности бюджетной процедуры для выделения бюджетных денежных средств и проведения торгов для проведения необходимых работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние. В соответствии с постановлением Администрации городского округа Шуя от 07.04.2022 №373 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером …. по адресу: …. предоставлен Муниципальному бюджетному учреждению «Управлению благоустройства городского округа Шуя», в постоянное бессрочное пользование. Проведение необходимых работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние Муниципальным бюджетным учреждением «Управлением благоустройства городского округа Шуя» возможно за счет субсидии, доведенной до МБУ Отделом ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя. Муниципальное бюджетное учреждение проводит торгидля поиска подрядчика в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего: вносит изменения в план-график закупок, запрашивает коммерческие предложения, проводит аукцион (ориентировочный срок на проведение моргов - 2,5 месяца). Подрядчик осуществляет проведение работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние (ориентировочный срок исполнения - 1 месяц). Таким образом, необходимый общий срок для исполнения исковых требований – 7 месяцев. Истечение данного срока выпадает на февраль 2023 года. Проведение требуемых работ в зимне-весеннее время года не представляется возможным.

Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Ивановской области, МБУ «Управления благоустройства г.о.Шуя», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определила что, Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значении городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального городского округа.

Согласно ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21.Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПиН 2.1.3684-21, санитарные правила).

Согласно п. 2 санитарных правил, действие санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" начинается с 01.03.2021.

Разделом 2 СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Из материалов дела следует, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Шуя природоохранного и санитарно-эпидемиологическогозаконодательства по вопросам реализации полномочии органов местногосамоуправления по определению и содержанию мест размещения загрязненного отуборки территории муниципального образования снега администрацией городскогоокруга Шуя.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории городского округа Шуя определено место (площадка) для складирования снега на земельном участке скадастровым номером … по адресу: ….. Вместе с тем, место складирования снега, определенное администрациейгородского округа Шуя, в нарушение указанных норм не имеет водонепроницаемогопокрытия и обваловки сплошным земляным валом.

В адрес Главы администрации городского округа Шуя внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства причин и условий, им способствующих №02-08-2022/19 от 21.02.2022 года (л.д.5-6).

Согласно Постановлению Администрации городского округа Шуя от 07.04.2022г. №373 МБУ «Управлению благоустройства городского округа Шуя» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером …., площадью 32456 кв.м., с разрешенным использованием – «коммунальное обслуживание (3.1.1)», расположенный по адресу: …, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Поскольку земельный участок - с кадастровым номером …, расположен в границах городского округа Шуя и является собственностью городского округа, администрация городского округа Шуя обязана организовать работы по оборудованию его водонепроницаемым покрытием и обваловкой.

Учитывая, что снег, который сбирается с дорог и улиц населенных пунктов аккумулирует в себе все те химические вещества, выделяемые в окружающую среду в процессе эксплуатации автотранспорта, промышленности и учреждений, а также в процессе жизнедеятельности населения (мусор, уличный смет по составу его можно рассматривать как отход производства и потребления.), все эти загрязняющие вещества после таяния снега и льда в летне-осенний период аккумулируются в почвогрунте или вместе с талыми водами свободно мигрируют в нижерасположенные сопредельные естественные земельные участки и водные объекты. Загрязненная почва может стать источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод, продуктов питания растительного происхождения и кормов животных и тем самым влиять на эколого-гигиеническую обстановку в целом.

Следовательно, в городском округе Шуя должны исполняться требования СанПиН 2.1.3684-21: убираемый с дорог снег подлежит сбору и вывозу на площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или должны вывозиться на снегоплавильные установки.

Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с положениями п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером … по адресу: …, выделенный для складирования снежных масс, не оборудован в соответствии с требованиями СанПиН, что может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву.

Доводы представителя Администрации городского округа Шуя о необходимости увеличения срока исполнения решения суда не могут быть приняты судом во внимание, поскольку бездействие Администрации городского округа Шуя нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, при этом указанный в исковом заявлении срок в течений 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, направленных на выполнение требований пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21.

Отсутствие финансирования на указанные цели само по себе, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных функций и не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер по выполнению возложенной обязанности.

Таким образом, требования, заявленные прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа Шуя Ивановской области (адрес: 155900, Ивановская область, г.Шуя, ул.Советская, д.48, ОГРН 1023701392615) обязанность в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести место складирования снега на земельном участке с кадастровым номером … в соответствии с требованиями п. 34 Санитарных правил СанПин2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических)мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Е.В. Гаврилова

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022 года.

Дело №2-1166/2022 37RS0023-01-2022-001265-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июня 2022 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области в составе

председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корсун Ю.С.,

с участием помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ивановский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с вышеуказанным иском, в котором просит возложить на администрацию городского округа Шуя Ивановской области обязанность в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести место складирования снега на земельном участке с кадастровым номером …. в соответствии с требованиями п. 34 Санитарных правил СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочии органов местного самоуправления по определению и содержанию мест размещения загрязненного от уборки территории муниципального образования снега администрацией городского округа Шуя. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах). В настоящее время в соответствии с п. 34 Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, собранный снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения. В ходе проверки установлено, что на территории городского округа Шуя определено место (площадка) для складирования снега на земельном участке с кадастровым номером … по адресу: …. Вместе с тем, место складирования снега, определенное администрацией городского округа Шуя, в нарушение указанных норм не имеет водонепроницаемого покрытия и обваловки сплошным земляным валом. По данному факту прокуратурой в адрес администрации городского округа 21.02.2022 внесено представление. Однако площадка для складирования снега в настоящее время в соответствии с установленными требованиями не приведена. Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду обязанность государства. Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.

Представитель истца помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика Администрации г.о.Шуя, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, согласно которому Администрация городского округа Шуя не возражает против удовлетворения указанных исковых требований кроме требования исполнить данное решение в течение пяти месяцев после вступления решения суда в законную силу. Запрашиваемый истцом срок нереален для исполнения, поскольку не учитывает определенные действующим законодательством особенности бюджетной процедуры для выделения бюджетных денежных средств и проведения торгов для проведения необходимых работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние. В соответствии с постановлением Администрации городского округа Шуя от 07.04.2022 №373 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером …. по адресу: …. предоставлен Муниципальному бюджетному учреждению «Управлению благоустройства городского округа Шуя», в постоянное бессрочное пользование. Проведение необходимых работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние Муниципальным бюджетным учреждением «Управлением благоустройства городского округа Шуя» возможно за счет субсидии, доведенной до МБУ Отделом ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя. Муниципальное бюджетное учреждение проводит торгидля поиска подрядчика в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего: вносит изменения в план-график закупок, запрашивает коммерческие предложения, проводит аукцион (ориентировочный срок на проведение моргов - 2,5 месяца). Подрядчик осуществляет проведение работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние (ориентировочный срок исполнения - 1 месяц). Таким образом, необходимый общий срок для исполнения исковых требований – 7 месяцев. Истечение данного срока выпадает на февраль 2023 года. Проведение требуемых работ в зимне-весеннее время года не представляется возможным.

Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Ивановской области, МБУ «Управления благоустройства г.о.Шуя», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Статья 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определила что, Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значении городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального городского округа.

Согласно ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21.Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПиН 2.1.3684-21, санитарные правила).

Согласно п. 2 санитарных правил, действие санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" начинается с 01.03.2021.

Разделом 2 СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.

Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.

Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.

Из материалов дела следует, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Шуя природоохранного и санитарно-эпидемиологическогозаконодательства по вопросам реализации полномочии органов местногосамоуправления по определению и содержанию мест размещения загрязненного отуборки территории муниципального образования снега администрацией городскогоокруга Шуя.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории городского округа Шуя определено место (площадка) для складирования снега на земельном участке скадастровым номером … по адресу: ….. Вместе с тем, место складирования снега, определенное администрациейгородского округа Шуя, в нарушение указанных норм не имеет водонепроницаемогопокрытия и обваловки сплошным земляным валом.

В адрес Главы администрации городского округа Шуя внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства причин и условий, им способствующих №02-08-2022/19 от 21.02.2022 года (л.д.5-6).

Согласно Постановлению Администрации городского округа Шуя от 07.04.2022г. №373 МБУ «Управлению благоустройства городского округа Шуя» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером …., площадью 32456 кв.м., с разрешенным использованием – «коммунальное обслуживание (3.1.1)», расположенный по адресу: …, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Поскольку земельный участок - с кадастровым номером …, расположен в границах городского округа Шуя и является собственностью городского округа, администрация городского округа Шуя обязана организовать работы по оборудованию его водонепроницаемым покрытием и обваловкой.

Учитывая, что снег, который сбирается с дорог и улиц населенных пунктов аккумулирует в себе все те химические вещества, выделяемые в окружающую среду в процессе эксплуатации автотранспорта, промышленности и учреждений, а также в процессе жизнедеятельности населения (мусор, уличный смет по составу его можно рассматривать как отход производства и потребления.), все эти загрязняющие вещества после таяния снега и льда в летне-осенний период аккумулируются в почвогрунте или вместе с талыми водами свободно мигрируют в нижерасположенные сопредельные естественные земельные участки и водные объекты. Загрязненная почва может стать источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод, продуктов питания растительного происхождения и кормов животных и тем самым влиять на эколого-гигиеническую обстановку в целом.

Следовательно, в городском округе Шуя должны исполняться требования СанПиН 2.1.3684-21: убираемый с дорог снег подлежит сбору и вывозу на площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или должны вывозиться на снегоплавильные установки.

Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с положениями п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером … по адресу: …, выделенный для складирования снежных масс, не оборудован в соответствии с требованиями СанПиН, что может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву.

Доводы представителя Администрации городского округа Шуя о необходимости увеличения срока исполнения решения суда не могут быть приняты судом во внимание, поскольку бездействие Администрации городского округа Шуя нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, при этом указанный в исковом заявлении срок в течений 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, направленных на выполнение требований пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21.

Отсутствие финансирования на указанные цели само по себе, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных функций и не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер по выполнению возложенной обязанности.

Таким образом, требования, заявленные прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на Администрацию городского округа Шуя Ивановской области (адрес: 155900, Ивановская область, г.Шуя, ул.Советская, д.48, ОГРН 1023701392615) обязанность в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести место складирования снега на земельном участке с кадастровым номером … в соответствии с требованиями п. 34 Санитарных правил СанПин2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических)мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Е.В. Гаврилова

Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022 года.

2-1166/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ивановский природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация г.о.Шуя
Другие
Управление Роспотребнадзора по Ивановской области
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Гаврилова Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
shuisky.iwn.sudrf.ru
01.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.06.2022Передача материалов судье
06.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2022Судебное заседание
27.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее