РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Гавриловой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корсун Ю.С.,
с участием помощника Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации с вышеуказанным иском, в котором просит возложить на администрацию городского округа Шуя Ивановской области обязанность в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести место складирования снега на земельном участке с кадастровым номером …. в соответствии с требованиями п. 34 Санитарных правил СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.
Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по вопросам реализации полномочии органов местного самоуправления по определению и содержанию мест размещения загрязненного от уборки территории муниципального образования снега администрацией городского округа Шуя. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-Ф3 (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредствам выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В силу положений статей 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы подлежат размещению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигонах). В настоящее время в соответствии с п. 34 Санитарно-эпидемиологических требований (СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, собранный снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения. В ходе проверки установлено, что на территории городского округа Шуя определено место (площадка) для складирования снега на земельном участке с кадастровым номером … по адресу: …. Вместе с тем, место складирования снега, определенное администрацией городского округа Шуя, в нарушение указанных норм не имеет водонепроницаемого покрытия и обваловки сплошным земляным валом. По данному факту прокуратурой в адрес администрации городского округа 21.02.2022 внесено представление. Однако площадка для складирования снега в настоящее время в соответствии с установленными требованиями не приведена. Выявленное в деятельности органа местного самоуправления нарушение закона не обеспечивает защиту гарантированного ст.42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона. Таким образом, нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием. В соответствие со ст. 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на благоприятную окружающую среду обязанность государства. Кроме того, интересы государства заключаются в исполнении и соблюдении федерального законодательства всеми органами власти, организациями, предприятиями, юридическими и физическими лицами.
Представитель истца помощник Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Скворцова Е.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по доводам искового заявления.
Представитель ответчика Администрации г.о.Шуя, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил отзыв на исковое заявление, согласно которому Администрация городского округа Шуя не возражает против удовлетворения указанных исковых требований кроме требования исполнить данное решение в течение пяти месяцев после вступления решения суда в законную силу. Запрашиваемый истцом срок нереален для исполнения, поскольку не учитывает определенные действующим законодательством особенности бюджетной процедуры для выделения бюджетных денежных средств и проведения торгов для проведения необходимых работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние. В соответствии с постановлением Администрации городского округа Шуя от 07.04.2022 №373 земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером …. по адресу: …. предоставлен Муниципальному бюджетному учреждению «Управлению благоустройства городского округа Шуя», в постоянное бессрочное пользование. Проведение необходимых работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние Муниципальным бюджетным учреждением «Управлением благоустройства городского округа Шуя» возможно за счет субсидии, доведенной до МБУ Отделом ЖКХ, транспорта, связи и благоустройства Администрации городского округа Шуя. Муниципальное бюджетное учреждение проводит торгидля поиска подрядчика в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для чего: вносит изменения в план-график закупок, запрашивает коммерческие предложения, проводит аукцион (ориентировочный срок на проведение моргов - 2,5 месяца). Подрядчик осуществляет проведение работ по приведению места складирования снега в нормативное состояние (ориентировочный срок исполнения - 1 месяц). Таким образом, необходимый общий срок для исполнения исковых требований – 7 месяцев. Истечение данного срока выпадает на февраль 2023 года. Проведение требуемых работ в зимне-весеннее время года не представляется возможным.
Представители третьих лиц Управления Роспотребнадзора по Ивановской области, МБУ «Управления благоустройства г.о.Шуя», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Часть 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статья 4 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определила что, Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Безопасные условия для человека - состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значении городского округа относится, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН 2.1.3684-21.Санитарные правила и нормы...") (далее - СанПиН 2.1.3684-21, санитарные правила).
Согласно п. 2 санитарных правил, действие санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" начинается с 01.03.2021.
Разделом 2 СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к содержанию территорий городских и сельских поселений.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом или вывозиться на снегоплавильные установки.
Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Из материалов дела следует, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией городского округа Шуя природоохранного и санитарно-эпидемиологическогозаконодательства по вопросам реализации полномочии органов местногосамоуправления по определению и содержанию мест размещения загрязненного отуборки территории муниципального образования снега администрацией городскогоокруга Шуя.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории городского округа Шуя определено место (площадка) для складирования снега на земельном участке скадастровым номером … по адресу: ….. Вместе с тем, место складирования снега, определенное администрациейгородского округа Шуя, в нарушение указанных норм не имеет водонепроницаемогопокрытия и обваловки сплошным земляным валом.
В адрес Главы администрации городского округа Шуя внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства причин и условий, им способствующих №02-08-2022/19 от 21.02.2022 года (л.д.5-6).
Согласно Постановлению Администрации городского округа Шуя от 07.04.2022г. №373 МБУ «Управлению благоустройства городского округа Шуя» в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером …., площадью 32456 кв.м., с разрешенным использованием – «коммунальное обслуживание (3.1.1)», расположенный по адресу: …, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Поскольку земельный участок - с кадастровым номером …, расположен в границах городского округа Шуя и является собственностью городского округа, администрация городского округа Шуя обязана организовать работы по оборудованию его водонепроницаемым покрытием и обваловкой.
Учитывая, что снег, который сбирается с дорог и улиц населенных пунктов аккумулирует в себе все те химические вещества, выделяемые в окружающую среду в процессе эксплуатации автотранспорта, промышленности и учреждений, а также в процессе жизнедеятельности населения (мусор, уличный смет по составу его можно рассматривать как отход производства и потребления.), все эти загрязняющие вещества после таяния снега и льда в летне-осенний период аккумулируются в почвогрунте или вместе с талыми водами свободно мигрируют в нижерасположенные сопредельные естественные земельные участки и водные объекты. Загрязненная почва может стать источником вторичного загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод, продуктов питания растительного происхождения и кормов животных и тем самым влиять на эколого-гигиеническую обстановку в целом.
Следовательно, в городском округе Шуя должны исполняться требования СанПиН 2.1.3684-21: убираемый с дорог снег подлежит сбору и вывозу на площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или должны вывозиться на снегоплавильные установки.
Согласно статье 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, не допускать загрязнение, захламление деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с положениями п. п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Вместе с тем, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером … по адресу: …, выделенный для складирования снежных масс, не оборудован в соответствии с требованиями СанПиН, что может привести к загрязнению окружающей среды посредством обильного таяния снега и смывания вредных веществ в почву.
Доводы представителя Администрации городского округа Шуя о необходимости увеличения срока исполнения решения суда не могут быть приняты судом во внимание, поскольку бездействие Администрации городского округа Шуя нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, при этом указанный в исковом заявлении срок в течений 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей, направленных на выполнение требований пункта 34 СанПиН 2.1.3684-21.
Отсутствие финансирования на указанные цели само по себе, не является основанием для освобождения от исполнения возложенных функций и не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер по выполнению возложенной обязанности.
Таким образом, требования, заявленные прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Администрации городского округа Шуя о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Шуя Ивановской области (адрес: 155900, Ивановская область, г.Шуя, ул.Советская, д.48, ОГРН 1023701392615) обязанность в течении 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести место складирования снега на земельном участке с кадастровым номером … в соответствии с требованиями п. 34 Санитарных правил СанПин2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических)мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись Е.В. Гаврилова
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022 года.