Решение по делу № 2-17/2024 (2-1510/2023;) от 27.07.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Тулун                            11 января 2024 года

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Гвоздевской А.А.,

при секретаре – Гизатулиной А.Е.,

с участием: заместителя Тулунского межрайонного прокурора – Леонтьева Л.Л.,

истца Птухи В.Н.,

представителя ответчика Администрации Тулунского муниципального района Иркутской области Егоровой Р.Ю., действующей на основании доверенности от 1.04.2023, сроком на 3 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-17/2024 (2-1510/2023) УИД 38RS0023-01-2023-001773-95 по исковому заявлению Тулунского межрайонного прокурора действующего в интересах Птухи Веры Николаевны к Администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет,

установил:

Тулунский межрайонный прокурор, действующий в интересах Птухи Веры Николаевны обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, указав в обоснование, что распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 559-рг от 15.09.2014 Птухе В.Н., замещавшей должность муниципальной службы председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Тулунский район» с 03.09.2014 установлена пенсия за выслугу лет в размере 10 553,87 рублей Стаж муниципальной службы Птухи В.Н. на момент назначения пенсии составил 47 полных лет. Сумма должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин на дату увольнения, учитываемые при назначении пенсии за выслугу лет, составляли 9 721,20 рублей. Прожиточный минимум, установленный в целом по Иркутской области в расчете на душу населения, за 2 квартал 2014 г. составлял 8342,00 рубля.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 69-рг от 25.03.2016 «О перерасчете размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» Птухе В.Н. с 01.02.2016 установлена пенсия по выслуге лет в размере 9814 рублей (прожиточный минимум).

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 28-рг от 27.01.2022 «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 01.01.2022 Птухе В.Н. установлена пенсия за выслугу лет муниципальной службы в размере 13 413 рубля.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 459-рг от 14.06.2022 «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 01 июня 2022 г. Птухе В.Н пенсия за выслугу лет установлена в размере 14 754 рубля.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 26-рг от 18.01.2023 «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 01 января 2023 г. Птухе В.Н пенсия за выслугу лет установлена в размере 15 238 рублей.

Решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 375 в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденное решением Думы Тулунского муниципального района от 29.03.2016 № 224, были внесены изменения: установлены новые должностные оклады (увеличены на 85%). Данным решением установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 июля 2022 года.

Несмотря на принятое решение об увеличении должностных окладов муниципальных служащих Тулунского района перерасчет размера пенсии по выслуге лет Птухе В.Н. не произведен, в связи с чем она обратилась за защитой своих прав в прокуратуру.

По результатам рассмотрения обращения Птухи В.Н. 22.05.2023 в адрес мэра МО «Тулунский район» за №07-24-2023 внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе, в удовлетворении которого администрацией Тулунского муниципального района отказано, в связи с чем Птуха В.Н. просит защитить ее права в суде.

Ссылается на ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и указывает, что Законом Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз осуществляется правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в Иркутской области, отнесенных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ведению Иркутской области.

Частью 4 статьи 11 указанного закона области предусмотрено, что пенсия за выслугу лет подлежит перерасчету при изменении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, изменении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и (или) повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии либо при изменении размера пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также в иных случаях в соответствии с законодательством.

Во исполнение указанных выше требований действующего законодательства, постановлением администрации Тулунского муниципального района от 01.09.2014 №134-пг (с изменениями от 06.02.2015 №10-пг, 20.01.2017 № 3-пг, от 12.04.2017 № 49-пг, от 05.03.2018 №38-пг, от 26.09.2019 № 149-пг, от 10.03.2021 № 34-пг) утвержден порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района» (далее по тексту - Порядок).

Согласно п.1.6 раздела 1 Порядка пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера должностного оклада и (или) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, установленных муниципальными правовыми актами Тулунского муниципального района.

В соответствии с п.3.3 раздела 3 Порядка перерасчет размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией оклада месячного денежного содержания муниципальных служащих производится один раз в год с 1 января очередного года.

Решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 «О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района» внесены изменения в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденное решением Думы Тулунского района от 29.03.2016 №224, которым, в том числе, установлены новые размеры должностных окладов муниципальных служащих Тулунского муниципального района. Пунктом 2 установлено, что решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 г. Решение Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 опубликовано 29.11.2022 в № 76 газеты «Вестник Тулунского района». Таким образом, решение Думы вступило в силу 29.11.2022.

В соответствии с Федеральным законом от 01.07.2021 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» должность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования отнесена к муниципальной должности.

Размер должностного оклада председателя Контрольно-счетной палаты МО «Тулунский район» определен в решении Думы Тулунского муниципального района от 26.10.2021 №274 (в редакции от 29.11.2022 № 378) «Об утверждении положения об оплате труда председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования «Тулунский район» и составляет 19456 рублей.

Решение Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 378 о повышении оклада председателю Контрольно-счетной палаты опубликовано 29.11.2022 в № 76 газеты «Вестник Тулунского района».

Согласно п. 2 решения Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 378 решение вступает в законную силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2022 года. Таким образом, изменения о размере должностного оклада вступили в силу 29.11.2022.

В соответствии с законом Иркутской области от 15.10.2017 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальных службы в Иркутской области» размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать размер пенсии за выслугу лет лица, замещающего соответствующую должность государственной гражданской службы области, определяемую по соотношению должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы области в соответствии с законом Иркутской области от 15.10.2017 №89-оз «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области».

Согласно строки 66 приложения 2 Закона Иркутской области «О реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» от 15.10.2007 №89-оз должность муниципальной службы в органах местного самоуправления Председатель контрольно-счетного органа муниципального района с численностью населения менее 45000 человек» соответствует должности государственной гражданской службы «Заместитель руководителя аппарата Контрольно-счетной палаты Иркутской области».

В соответствии с указами Губернатора Иркутской области от 16.09.2022 № 203-уг «О размерах должностных окладов и ежемесячного денежного содержания» размер должностного оклада заместителя руководителя аппарата Контрольно-счетной палаты Иркутской области составляет 19456 рублей.

Однако в нарушение требований действующего законодательства, администрацией МО «Тулунский район», перерасчет пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в связи с увеличением должностного оклада председателя Контрольно-счетной палаты пенсионеру Птухе В.Н. не произведен.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если последний по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. (ст. 45 ГПК РФ).

В адрес межрайонной прокуратуры поступило обращение Птухи В.Н. с просьбой обратиться в ее интересах в суд в целях защиты ее прав в судебном порядке о перерасчете пенсии за выслугу лет к трудовой пенсии по старости. Птуха В.Н. является пенсионером, ветераном труда, в силу возраста (73 года) относится к категории социально-незащищенных граждан. Таким образом, у прокурора имеются основания для обращения в суд в защиту интересов Птухи В.Н.

Просит суд обязать администрацию Тулунского муниципального района, произвести Птухе Вере Николаевне перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением администрации Тулунского муниципального района от 01.09.2014 №134-пг «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского района» в связи с принятием 29.11.2022 Думой Тулунского муниципального района решений № 375 и № 378 о повышении должностных окладов.

Определением суда от 17.11.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, со стороны ответчика привлечено Министерство социального развития опеки и попечительства Иркутской области.

    В судебном заседании истец Птуха В.Н. требования иска поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении и в письменных пояснениях, приобщенных к материалам дела, аналогичных по своему содержанию исковому заявлению. Дополнительно суду пояснила, что с 01.07.2022 года, при увольнении с должностей муниципальной службы, муниципальным служащим Тулунского муниципального района назначается пенсия за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в соответствии с постановлением от 01.09.2014г. №134-пг «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района», исходя из должностных окладов в повышенном размере на 85%, в соответствии с решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 «О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района». Таким образом, нарушен принцип равенства муниципальных служащих Тулунского муниципального района в зависимости от момента назначения пенсии за выслугу лет. То есть те, кто ушел на пенсию до 01.07.2022г. и те, кто после 01.07.2022г., в настоящее время находятся в неравном положении. На лицо - ущемление прав граждан, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района до 01.07.2022 года.

Данный факт не согласуется с позицией Президиума Верховного Суда РФ о том, что должно быть обеспечено равенство муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии (абзац двадцать шестой п.16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016г.

Заместитель Тулунского межрайонного прокурора – Л.Л.Л. в судебном заседании требования иска поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Тулунского муниципального района Иркутской области Е.Р.Ю,, действующая на основании доверенности требования иска не признала, дала суду пояснения аналогичные изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Дополнительно указала, что решение Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 №375 «О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района», изменило условия оплаты труда муниципальным служащим, основным критерием, при определении размера оплаты труда, стал размер должностного оклада, а не дополнительных начислений на должностной оклад. Дума Тулунского муниципального района не уполномочена на изменение норм федерального законодательства о труде. Повышение должностного оклада в связи с обязанностью индексации на 85% приведет к нарушению федерального законодательства о труде, нарушению бюджетного законодательства, перераспределению бюджетных средств с нарушением принципа их целевого использования. Изменения в Положение об оплате труда, связанные с решением Думы № 375 на Постановление администрации Тулунского муниципального района от 01.09.2014 года № 134 не распространяются. Права Птухи В.Н не нарушены, с 01.01.2023 ей была увеличена пенсия за выслугу лет в связи с повышением величины прожиточного минимума в Иркутской области на основании постановления администрации Тулунского муниципального района от 01.09.2014 № 134-пг (с изменениями от 10.03.2021 № 34-пг). Таким образом, администрация Тулунского муниципального района норм действующего законодательства при назначении, перерасчете и индексации пенсии за выслугу лет не нарушила. Индексация оклада муниципальных служащих Тулунского района в спорный период не производилась. Перерасчет пенсии приведет к незаконному изъятию финансовых средств из местного бюджета, в то время как установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования в силу статьи 9 Бюджетного кодекса РФ относится к бюджетным полномочиям муниципального образования.

Представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Ф.Е.А., действующая на основании доверенности от 03.04.2023 №02-53-5339/23-08 сроком на один год, надлежащим образом уведомлена о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, направила возражения в которых просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства, в удовлетворении исковых требований отказать. Установление с 01.07.2022 новых размеров должностных окладов муниципальных служащих Тулунского муниципального района не является основанием для перерасчета либо индексации пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Выслушав участников процесса, мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Судом установлено, что с 02.09.2004 истец Птуха В.Н. является получателем трудовой пенсии по старости.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района от 15.09.2014 № 559-рг «О назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы» истцу Птуха В.Н., замещавшей должность муниципальной службы председателя Контрольно-счетной палаты МО «Тулунский район» с 03.09.2014 установлена пенсия за выслугу лет в размере 10553,87 рубля.

Стаж муниципальной службы составляет 47 лет полных.

Сумма должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин на дату увольнения, учитываемые при назначении пенсии за выслугу лет, составляли 9 721,20 рублей.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости по состоянию на 25.08.2014 составлял 15985,01 рублей.

Прожиточный минимум, установленный по Иркутской области в расчете на душу населения, за 2 квартал – 8342 рубля.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 69-рг от 25.03.2016 «О перерасчете размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» Птухе В.Н. с 01.02.2016 установлена пенсия по выслуге лет в размере 9814 рублей, что соответствовало прожиточному минимуму.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 28-рг от 27.01.2022 «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 01.01.2022 Птухе В.Н. установлена пенсия за выслугу лет муниципальной службы в размере 13 413 рубля.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 459-рг от 14.06.2022 «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 01 июня 2022 г. Птухе В.Н пенсия за выслугу лет установлена в размере 14 754 рубля.

Распоряжением администрации Тулунского муниципального района № 26-рг от 18.01.2023 «Об установлении размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы» в связи с изменением величины прожиточного минимума, установленного в целом по Иркутской области, с 01 января 2023 г. Птухе В.Н. пенсия за выслугу лет установлена в размере 15 238 рублей.

В соответствии с пунктами «ж» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

При этом отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения и предполагает общность основных условий оплаты труда и социальных гарантий для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также основных условий их государственного пенсионного обеспечения (статья 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статья 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, хотя и не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Наличие у органов местного самоуправления полномочий на осуществление правового регулирования дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, свидетельствует, что они вправе с учетом бюджетных возможностей вводить и изменять порядок, условия и размеры выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы осуществляется федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта РФ определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

С учетом принципа соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения в настоящее время законодательством Иркутской области установлен единый подход к определению размера, перерасчета и индексации пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области и гражданам, замещавшим должности муниципальной службы.

Так порядок назначения, перерасчета размера, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области, установлен Законом Иркутской области от 29.12.2007 № 152-оз «О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области».

Размер пенсии за выслугу лет определяется в соответствии со статьей 3 Закона № 152-оз и не может быть меньше величины прожиточного минимума. Частью 4 статьи 4 Закона № 152-оз установлены случаи перерасчета пенсии за выслугу лет.

Также частью 5 статьи 4 Закона № 152-оз установлено, что пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера оклада месячного денежного содержания областного гражданского служащего в соответствии с законом области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

    Вопросы пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности муниципальной службы, урегулированы Законом Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области»

    Частью 3 статьи 11 Закона № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлен порядок расчета пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы, аналогичный порядку расчета размера пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы, установленный статьей 3 Закона № 152-оз.

    Также частью 4 статьи 11 Закона Иркутской области от 15.10.2007 №88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области» установлены случаи перерасчета пенсии за выслугу лет аналогичные установленным частью 4 статьи 4 Закона Иркутской области от 29.12.2007 №152-оз «О пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности государственной гражданской службы Иркутской области».

Пенсия за выслугу лет подлежит перерасчету при изменении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, изменении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и (или) повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, либо при изменении размера пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», а также в иных случаях в соответствии с законодательством.

Аналогичный установленному частью 5 статьи 4 Закона № 152-оз, частью 5 статьи 11 Закона № 88-оз установлен порядок индексации пенсии за выслугу лет - при увеличении (индексации) размера должностного оклада и (или) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, установленных муниципальными правовыми актами.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона № 88-оз порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет устанавливается муниципальными правовыми актами.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе Российской Федерации», Законом Иркутской области от 15.10.2007 г. № 88-оз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Иркутской области», Уставом муниципального образования «Тулунский район» постановлением администрации Тулунского муниципального района от 01.09.2014 №134-пг (с изменениями от 06.02.2015 №10-пг, 20.01.2017 № 3-пг, от 12.04.2017 № 49-пг, от 05.03.2018 №38-пг, от 26.09.2019 № 149-пг, от 10.03.2021 № 34-пг) утвержден Порядок назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района» (далее по тексту - Порядок).

Пунктом 3.1 раздела 3 Порядка установлено, что перерасчет размера пенсии за выслугу лет производится Комитетом по экономике и оформляется распоряжением Администрации Тулунского муниципального района, в случаях:

1) изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости, либо трудовой пенсии по инвалидности, либо пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»;

2) изменения величины прожиточного минимума, устанавливаемого в целом по области в расчете на душу населения;

3) в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно пункту 1.6. раздела 1 Порядка пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера должностного оклада и (или) ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, установленных муниципальными правовыми актами Тулунского муниципального района.

Пунктом 3.3. раздела 3 Порядка установлено, что пенсия за выслугу лет индексируется при увеличении (индексации) размера оклада месячного денежного содержания муниципального служащего в соответствии с решением Думы Тулунского муниципального района о бюджете Тулунского муниципального района на соответствующий финансовый год.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет в связи с индексацией оклада месячного денежного содержания муниципальных служащих производится один раз в год с 1 января очередного года.

Исходя из имеющегося правового регулирования индексация пенсии за выслугу лет осуществляется только в одном частном случае увеличения окладов - при их индексации.

Решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 375 в Положение об условиях оплаты труда муниципальных служащих Тулунского муниципального района, утвержденное решением Думы Тулунского муниципального района от 29.03.2016 № 224, внесены изменения: установлены новые должностные оклады (увеличены на 85%). Данным решением установлено, что оно вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2022.

Из содержания Решения Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 375 усматривается, что Думой Тулунского муниципального района принято решение изменить не только размеры должностных окладов муниципальных служащих в сторону увеличения, но и размеры дополнительных выплат в сторону уменьшения, кроме того, значительно уменьшен норматив формирования расходов на оплату труда и формирование фонда оплаты труда.

    То есть правовая природа выплат установленных Решением Думы Тулунского муниципального района от 29.11.2022 № 375 связана не с обязанностью индексации заработной платы, а с изменением системы оплаты труда муниципальным служащим, суть которой заключалась в том, что основным критерием при определении оплаты труда стал размер должностного оклада, а не дополнительных начислений на должностной оклад.

Таким образом, в связи с принятием Думой Тулунского муниципального района Решения от 29.11.2022 № 375, установление новых должностных окладов муниципальных служащих Тулунского муниципального района не является основанием для перерасчета либо индексации пенсии за выслугу лет, гражданам замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского муниципального района.

    С учетом изложенного суд приходит к выводу, что изменения в Положение об оплате труда, связанные с решениями Думы №375 и №378 на постановление администрации Тулунского муниципального района от 01.09.2019 №134 не распространяются.

Довод стороны истца о нарушении принципа равенства муниципальных служащих Тулунского муниципального района в зависимости от момента назначения пенсии за выслугу лет суд находит несостоятельным, поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служим назначается индивидуально, выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в том числе с учетом стажа, размера должностного оклада и ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин.

На основании вышеуказанного суд приходит к выводу, что пенсия истцу Птуха В.Н. за выслугу лет соответствует нормам действующего законодательства, отсутствуют основания для ее перерасчета либо индексации, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    решил:

исковые требования Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах Птухи Веры Николаевны к Администрации Тулунского муниципального района о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет в соответствии с постановлением администрации Тулунского муниципального района от 01.09.20214 №134-пг «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета, индексации и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Тулунского района» в связи с принятием 29.11.2022 Думой Тулунского муниципального района решений №375 и №378 о повышении должностных окладов, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

    Судья                                               А.А. Гвоздевская

    Мотивированное решение составлено 18.01.2024.

    Судья                                               А.А. Гвоздевская

2-17/2024 (2-1510/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тулунская межрайонная прокуратура
Птуха Вера Николаевна
Ответчики
Администрация Тулунского муниципального района
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Гвоздевская Анастасия Александровна
Дело на сайте суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
27.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2023Передача материалов судье
03.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.09.2023Предварительное судебное заседание
02.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Судебное заседание
03.11.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.11.2023Судебное заседание
14.12.2023Судебное заседание
11.01.2024Судебное заседание
18.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024Дело оформлено
11.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.04.2024Судебное заседание
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее