Решение по делу № 2а-3180/2018 от 01.11.2018

№ 2а-3180/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего     Ткаченко И.А.,

при секретаре     Буриловой А.Н.,

с участием:

административного истца Меняйло Е.АВ., его представителя Терчанян Н.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административных истцов Новицкой Е.Б. Герман Ю.К., Южаковой Л.Ю., Селезнева А.П., Селезневой И.Е., Черкасова А.П., Батрацкого В.С., Дементьева Е.Ю., ООО «Базис», ООО «Гармония» - Терчанян Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное исковое заявление Герман Ю.К., Меняйло Е.А., Южаковой Л.Ю., Новицкой Е.Б., Селезнева А.П., Селезневой И.Е., Черкасова А.П., Батрацкого В.С., Дементьева Е.Ю., ООО «Базис», ООО «Гармония» к департаменту недвижимости г. Томска о признании незаконным отказа в возврате документов, выразившийся в письме от 04.07.2018 № 8217, возложении обязанности рассмотреть заявление и подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, по адресу ,

установил:

Герман Ю.К., Меняйло Е.А., Южаковой Л.Ю., Новицкая Е.Б., Селезнев А.П., Селезнева И.Е., Черкасов А.П., Батрацкий В.С., Дементьев Е.Ю., ООО «Базис», ООО «Гармония» обратились в суд с административным иском к департаменту недвижимости г. Томска о признании незаконным отказа в возврате документов, выразившийся в письме от 04.07.2018 № 8217, возложении обязанности рассмотреть заявление и подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, по адресу .

В обоснование требований указали, что являются сособственниками двух строений и , расположенных по адресу . 28.06.2018 истцы обратились в департамент недвижимости администрации г. Томска с заявлением о предоставлении им в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, по адресу для эксплуатации, принадлежащим им на праве собственности нежилых помещений. Однако письмом от 04.07.2018 № 8217 документы им были возвращены, на том основании, что подписанное сообщение представителем истцов Терчанян Н.И. является ненадлежащим, поскольку у представителя отсутствуют полномочия на обращение в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Считают возврат документов незаконным, поскольку сообщение о размещении объектов недвижимости на земельном участке, испрашиваемом для выкупа в собственность, было подписано представителем, у которого имелись полномочия на представление интересов заявителей в административных органах.

Истец Меняйло Е.А. в судебном заседании иск поддержал, дополнительно пояснил, что административные истцы с ... года пытаются оформить право собственности на земельный участок под строения, которые принадлежат им на праве собственности. Однако департамент недвижимости по формальным основаниям не принимает у них заявление. 28.06.2018 он вместе с представителем всех заявителей Терчанян Н.И. подавал заявление с документами в департамент недвижимости. У Терчанян Н.И. были оригиналы нотариальных доверенностей от всех заявителей, а также доверенность от него, удостоверенная управляющей компанией по месту его жительства. Заявление о предоставлении земельного участка в собственность было подписано лично собственниками строений. При приеме документов необходимо было заполнить бланк сообщения, о находящихся на испрашиваемом земельном участке строений. Данное сообщение было заполнено представителем заявителей Терчанян Н.И. Документы, включая копии доверенностей, вместе с заявлением были приняты специалистом департамента недвижимости, однако впоследствии выяснилось, что письмом от 04.07.2018 заявление было возвращено без рассмотрения. При этом никакого сообщения о возврате документов на его адрес по почте не приходило. Сообщение о возврате документов было получено лишь 04.09.2018 в департаменте недвижимости.

Представитель истцов Герман Ю.К., Меняйло Е.А., Южаковой Л.Ю., Новицкая Е.Б., Селезнев А.П., Селезнева И.Е., Черкасов А.П., Батрацкий В.С., Дементьев Е.Ю., ООО «Базис», ООО «Гармония» - Терчанян Н.И. в судебном заседании требование заявления поддержала, по основаниям в нем изложенным. Подтвердила показания истца Меняйло Е.А. об обстоятельствах подачи заявления в департамент недвижимости. Дополнительно пояснила, что от всех заявителей у нее имелись нотариальные доверенности, которые находились в оригинале у нее при подаче заявления. Единственная доверенность была оформлена не нотариально у Меняйло Е.А. Оспариваемое сообщение о возврате документов от 04.07.2018 никем из истцов по почте получено не было. Она его получила лишь 04.09.2018, обратившись в департамент недвижимости, о чем имеется отметка на копии письма.

Административные истцы Герман Ю.К., Южакова Л.Ю., Новицкая Е.Б., Селезнев А.П., Селезнева И.Е., Черкасов А.П., Батрацкий В.С., Дементьев Е.Ю., ООО «Базис», ООО «Гармония», ответчик, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в суд не явились.

Ходатайство представителя ответчика об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения. Каких-либо возражений по существу заявленного иска от административного ответчика в судебное заседание не поступило. При подготовке дела к судебному разбирательству представителем административного ответчика Котляровой М.В., действующей на основании доверенности от ... были представлены копии доверенностей (имеющиеся у нее в наличии), которые были представлены представителем административных истцов Терчанян Н.И. при подаче заявления в департамент недвижимости.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административных истцов, представителя административного ответчика

Заслушав истца Меняйло Е.А., представителя административных истцов Терчанян Н.И., действующей на основании нотариальных доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч.1 ст.218, ч.1 ст.219 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемый возврат документов департаментом недвижимости администрации г. Томска выражен в сообщении от 04.07.2018.

Из пояснений истца Мееняйло Е.А., представителя истцов Терчанн Н.И. в судебном заседании следует, что о возврате документов они узнали лишь обратившись в департамент недвижимости 04.09.2018, где им был выдан письменный отказ. По почте никто из истцов ничего не получал.

Из представленного истцами письменного возврата документов от 04.07.2018 видно, что штамп департамента недвижимости о заверении копии письма датирован 04.09.2018.

Из указанного письма, адресованного заявителям видно, что направлялось оно "согласно списку на рассылку", однако каких-либо доказательств направления административным истца и получения последними оспариваемого письма административным ответчиком суду не представлено. При этом данный вопрос ставился судом при подготовке дела к судебному разбирательству.

С учетом изложенного суд при определении срока обращения в суд исходит из даты 04.09.2018, когда истцам стало известно о возврате документов.

Настоящий административный иск поступил в суд 04.11.2018, то есть в пределах установленного законом срока для обжалования решения.

Исходя из положений п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, действия и решения могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно п.9 ст.229 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно разъяснениям, данным в п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).

Частями 1, 2 статьи 62 КАС РФ установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Согласно ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (п. п. 1, 2).

Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ по иску муниципального образования «город Томск» в лице департамента управления муниципальной собственностью администрации г. Томска к Новицкой Е.Б., Динмухаметову Р.Ф., Герману Ю.К., Черкасову А.П., обществу с ограниченной ответственностью «Базис» о понуждении к заключению договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в редакции дополнительных соглашений, имеющим в силу ст. 64 КАС РФ преюдициальное значение установлены следующие обстоятельства, которые не оспаривались административным ответчиком по настоящему делу.

Административными истцами приобретены в собственность нежилые помещения, расположенные ранее на земельном участке общей площадью ... кв.м, который принадлежал на праве постоянного бессрочного пользования ОАО ..., по ранее сложившемуся адресу: . По заявлению собственников строений, сооружений, расположенных на данном земельном участке, произведено разделение земельных участков, которые образованы для эксплуатации отдельных зданий, строений, сооружений, и поставлены на кадастровый учет. Данное разделение утверждено постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12). В результате разделения земельному участку общей площадью ... кв.м кадастровый номер , присвоен новый адрес: .

На земельном участке общей площадью ... кв.м с кадастровым номером по адресу: , расположены два нежилых здания, имеющие адреса: , стр. 1 и стр.3.

Помещения в указанных зданиях поставлены на кадастровый учет и принадлежат на праве собственности физическим и юридическим лицам, а именно:

1. Батрацкому Б.С. принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером площадью ... кв.м, расположенное по адресу

2. Дементьеву Е.Ю. принадлежат на праве собственности помещения с кадастровым номером площадью ... кв.м расположенные по адресу

3. Батрацкому Б.С. также принадлежат на праве собственности помещения с кадастровым номером площадью ... кв.м, расположенные по адресу

4. Новицкой Е.Б. принадлежит право собственности помещение кадастровым номером площадью ... кв.м, расположенное по адресу (право собственности с ДД.ММ.ГГГГ).

5. Черкасову А.П. принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером площадью ... кв.м, расположенное по адресу (право собственности с ДД.ММ.ГГГГ).

6. Южаковой П.Ю., Селезневу А.Л., Селезневой И.Е. принадлежат на праве собственности помещения с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу

7. ООО «Базис» принадлежат на праве собственности помещения с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу (право собственности с ДД.ММ.ГГГГ).

8. Герману Ю.К. принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу (право собственности с ).

9. Динмухаметову Р.Ф. принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу (право собственности с ДД.ММ.ГГГГ).

10. Динмухаметову Р.Ф. также принадлежат на праве собственности помещения с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, расположенные по адресу (право собственности с ДД.ММ.ГГГГ).

11. ООО «Гармония» принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу .

12. Меняйло Е.А. принадлежит на праве собственности помещение с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу

В силу ч.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ административным истцам принадлежит исключительное право как на предоставление земельного участка в собственность или аренду, так и выбор между получением земельного участка в собственность или аренду.

В соответствии с положениями части 2-4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Решением Советского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что все собственники помещений в зданиях, расположенных на земельном участке общей площадью ... кв.м с кадастровым номером по адресу: , в лице своего представителя, начиная с ... года по ... неоднократно обращались с заявлением в департамент недвижимости администрации г. Томска о предоставлении им спорного земельного участка в общую долевую собственность.

Однако ни одно из обращений административных истцов не было принято к рассмотрению по существу, по причине возврата заявлений собственников о предоставлении спорного земельного участка в собственность. При этом все возвраты заявлений имели формальный характер, обусловленный несоответствием формы заявления требованиям административного регламента.

В настоящем судебном заседании установлено, что 28.06.2018 административные истцы вновь обратились в департамент недвижимости администрации г. Томска вх. с заявлением на основании ст. 39.20 ЗК РФ о предоставлении земельного участка по в собственность за плату для эксплуатации нежилых помещений. К заявлению были приложены следующие документы:

копия документа, удостоверяющего личность заявителей, являющегося физическим лицом, и личность представителя физического или юридического лица;копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (заявителей), если с запросом обращается представитель заявителей;

сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке;

копия документа, подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка в собственность;

кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка (л.д. 13).

При этом заявление подписано лично заявителями.

Оспариваемым письмом от 04.07.2018 № 8217 заявителям возращены документы на основании п. 3 ст. 39.17 ЗК РФ, пп. 2 п. 2.7 не указано какого нормативного акта, на том основании, что сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке подписано представителем по доверенности. Однако, в представленных к рассмотрению документах заверенная копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя на обращение в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок, в отношении собственника нежилого здания по адресу отсутствует. В связи с чем сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, отсутствует (л.д. 16-17).

Суд не соглашается с указанным возвратом документов, исходя из следующего.

В соответствии с п.5 ст.39.20 Земельного кодекса РФ для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

При этом гражданин вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителя, полномочия которого должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствие с законом.

В силу ч.1 ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенности на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должны быть нотариально удостоверены (пункт 1 статьи 185.1 ГК РФ). Содержание доверенности представляет собой предусмотренный доверенностью объем полномочий, которыми наделен представитель. Полномочия представителя не должны выходить за рамки действующего законодательства и противоречить ему. Срок, на который выдается доверенность, не ограничен. Если в доверенности не указан срок, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения (п.1 ст. 186 ГК РФ). Действие доверенности прекращается вследствие истечения срока доверенности (пп.1 п.1 ст.188 ГК РФ).

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.

Так, пунктом 1 указанной статьи установлено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п.2 ст. 39.17 ЗК РФ).

Согласно п.6 перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, в случае приобретения земельного участка в собственность собственником здания, строения, сооружения, помещений в них, документами, подтверждающими право заявителя на приобретение земельного участка и прилагаемыми к заявлению о приобретении права на земельный участок являются, в том числе

- сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ установлено, что в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Постановлением администрации г. Томска от 16.05.2017 № 360 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них" (далее - административный регламент), который в соответствии с п. 1.1 разработан в целях повышения качества, открытости и доступности предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них" (далее - муниципальная услуга).

В соответствии с п. 1.3 административного регламента полномочия органа местного самоуправления по предоставлению в собственность, в аренду земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений или помещений в них закреплены в статьях 39.2, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.2 административного регламента Муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице департамента недвижимости.

Запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения муниципальной услуги, связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления администрацией Города Томска муниципальных услуг, утвержденный решением Думы Города Томска от 07.06.2011 N 154.

Пунктом 2.6 административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.

Пункт 2.7 административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации в качестве оснований для возврата заявления о предоставлении земельного участка):

1) заявление не соответствует положениям подпункта 2.6.2 пункта 2.6 настоящего административного регламента;

2) отсутствие у администрации Города Томска полномочий на предоставление испрашиваемого земельного участка;

3) к заявлению не приложены документы, указанные в таблице приложения 3 к настоящему административному регламенту, которые обязательны для предоставления заявителем.

Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1, установлено, что лицо, подающее заявление о приобретении прав на земельный участок, предъявляет документ, подтверждающий личность заявителя. В случае обращения представителя юридического или физического лица - документ, подтверждающий полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, копия которого заверяется должностным лицом органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, принимающим заявление, и приобщается к поданному заявлению.

В сообщении заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров указан перечень объектов недвижимости по

При этом строение принадлежит административному истцу Меняйло Е.А., а все остальные нежилые помещения, находятся в строении и принадлежат всем остальным административным истцам.

В материалах дела имеются нотариальные доверенности, выданные административными истцами Герман Ю.К., Южаковой Л.Ю., Новицкой Е.Б., Селезневым А.П., Селезневой И.Е., Черкасовым А.П., Батрацким В.С., Дементьевым Е.Ю., ООО «Базис», ООО «Гармония» на имя Терчанян Н.И. на право, в том числе, представлять их интересы в административных органах. органах местного самоуправления, со всеми права, которые предоставлены заявителю (л.д. 87-96), а доверенность от имени административного истца Меняйлло Е.А. выдана по месту жительства и удостоверена директором управляющей компании, в том числе с правом представлять его интересы в иных государственных органах, органах местного самоуправления с правом подачи от его имени заявлений, сообщений, уведомлений и иных документов. Все доверенности на момент подачи заявления в департамент недвижимости администрации г. Томска 28.06.2018 являлись действующими.

Из пояснений истца Меняйло Е.А. в судебном заседании следует, что он лично присутствовал вместе с представителем Терчанян Н.И. при подаче заявления, и у нее находились оригиналы доверенностей от всех заявителей.

Доказательств обратного, административным ответчиком не представлено.

Обязанность по заверению копий доверенностей, Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 № 1 возложено на должностное лицо, принимающее заявление.

С учетом изложенного, указание в оспариваемом письме о возврате документов на отсутствие заверенной копии документа, подтверждающего полномочия представителя на обращение в уполномоченный орган и соответственно вывод департамента недвижимости об отсутствии сообщения содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке заявителей является необоснованным.

Из материалов дела видно, что указанное сообщение, подписанное представителем по доверенности, было приложено к заявлению.

Иных оснований, предусмотренных п. 2.7 административного регламента в оспариваемом сообщении о возврате документов не указано.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представитель административных истцов имела право на представление административных истцов в департаменте недвижимости администрации г. Томска и имела право подписывать сообщение от заявителей, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.

При этом суд отмечает, что само заявление о предоставлении земельного участка в собственность подписано непосредственно собственниками нежилых зданий.

Заявление, поданное административными истцами в департамент недвижимости администрации г.Томска 28.06.2018 является соответствующим предъявляемым требованиям по форме, к нему приложены необходимые документы, ввиду чего, оно должно быть рассмотрено по существу.

Вместе с тем, Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что одними из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья (статья 4).

В условиях правового государства, провозглашения ценности человека, его прав и свобод, оказание надлежащих государственных и муниципальных услуг населению в доступной форме на сегодняшний день является приоритетной задачей государственного и муниципального управления.

В этой связи неотъемлемая характеристика муниципальной услуги – быть понятной и удобной для гражданина, являться направленной на реализацию его прав и законных интересов.

Отказ в предоставлении государственных и муниципальных услуг по формальным основаниям, предоставление на заявления граждан, содержащих очевидное волеизъявление на получение муниципальной услуги, ответов, носящих формальный, отсылочный характер, искусственное усложнение процедуры получения муниципальных услуг противоречит природе данной правовой конструкции.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности возврата документов административным истцам, который, по мнению суда, в очередной раз имеет формальный характер и свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны департамента недвижимости администрации г. Томска.

Пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ устанавливает процедуру рассмотрения заявления, соответствующего вышеприведенным требованиям, а именно: в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю.

В соответствии с п. 2.3 административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги является направление (выдача) заявителю одного из следующих документов:

1) проекта договора аренды земельного участка, подписанного уполномоченным должностным лицом департамента недвижимости, представляющим интересы муниципального образования "Город Томск", с предложением о его заключении;

2) проекта договора купли-продажи земельного участка, подписанного уполномоченным должностным лицом департамента недвижимости, представляющим интересы муниципального образования "Город Томск", с предложением о его заключении;

3) письма департамента недвижимости, содержащего решение об отказе в предоставлении земельного участка (далее - письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги).

Пункт 2.4 административного регламента устанавливает общий срок предоставления муниципальной услуги составляет 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении муниципальной услуги.

Принимая во внимание, что заявление административных истцов о предоставлении земельного участка в собственность за плату департаментом недвижимости администрации г. Томска не рассматривалось по существу, в целях восстановления нарушенных прав истцов суд считает необходимым возложить на департамент недвижимости г. Томска обязанность принять и рассмотреть заявление административных истцов от 28.06.2018 вх. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером за плату, расположенным по адресу в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

При этом оснований для возложения на департамент недвижимости обязанности подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, по адресу суд оснований не усматривает, считая их преждевременно заявленными, поскольку решение об отказе в предоставлении земельного участка департаментом недвижимости не принималось.

    Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Герман Ю.К., Меняйло Е.А., Южаковой Л.Ю., Новицкой Е.Б., Селезнева А.П., Селезневой И.Е., Черкасова А.П., Батрацкого В.С., Дементьева Е.Ю., ООО «Базис», ООО «Гармония» к департаменту недвижимости администрации г. Томска о признании незаконным отказа в возврате документов, выразившийся в письме от 04.07.2018 № 8217, возложении обязанности рассмотреть заявление и подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, по адресу удовлетворить частично.

Признать незаконным возврат департаментом недвижимости администрации г. Томска заявления административных истцов о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером , выраженный в письме от 04.07.2018 № 8217.

Обязать департамент недвижимости администрации г. Томска принять и рассмотреть заявление административных истцов от 28.06.2018 вх. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером за плату, расположенным по адресу в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.

В удовлетворении требования о возложении обязанности на департамент недвижимости администрации г. Томска подготовить проекты договоров купли-продажи земельного участка с кадастровым номером общей площадью ... кв.м, по адресу отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.

01.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
01.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
01.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2018[Адм.] Судебное заседание
28.11.2018[Адм.] Судебное заседание
03.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Регистрация административного искового заявления
07.05.2020Передача материалов судье
07.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2020Подготовка дела (собеседование)
07.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Судебное заседание
07.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2020Дело оформлено
07.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее