Решение по делу № 2а-540/2021 от 17.06.2021

Дело №2а-540/2021

48RS0009-01-2021-000676-63

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2021 года г.Данков

Данковский городской суд Липецкой области в составе председательствующего судьи Ермолаева А.А.,

при секретаре Сысоевой Т.В.,

с участием представителя административного истца Полунина Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации сельского поселения Бигильдинский сельский совет Данковского муниципального района Липецкой области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация сельского поселения Бигильдинский сельский совет Данковского муниципального района Липецкой области обратилась с административным иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование исковых требований указано, что административный истец является должником по исполнительному производству №12226/19/48025-ИП от 18.09.2019, возбужденному на основании исполнительного листа Данковского городского суда о возложении обязанности провести мероприятия по противоклещевой акарицидной обработке ряда территорий сельского поселения.

Административный истец не исполнил решение суда в срок, установленный для добровольного исполнения. В связи с чем, ответчиком было вынесено постановление от 12.04.2021 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Исполнение решения суда было невозможно вследствие отсутствия денежных средств в бюджете сельского поселения Бигильдинский сельсовет Данковского муниципального района. Согласно сведениям об исполнении бюджета сельского поселения Бигилдьдинский сельсовет указанный бюджет в 2019-2020 является дотационным и выделение дополнительных финансовых средств на исполнение решений суда требует привлечения дополнительных источников финансирования, внесения изменений в решение о бюджете, а также утверждения внесенных изменений. Все поступающие денежные средства расходуются на выполнение социально значимой деятельности органа местного самоуправления. В связи с чем, административный истец просит суд освободить истца от взыскания исполнительского сбора, установленного по исполнительному производству №12226/19/48025-ИП постановлением от 12.04.2021.

В судебном заседании представитель административного истца Полунин Д.В. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям и пояснил, что решением Данковского городского суда от 31.07.2019 на администрацию возложена обязанность по проведению противоклещевой обработке участков определенных территорий. Он, как глава сельского поселения, вступил в должность лишь в сентябре 2020 года. На тот момент решение суда так и не исполнялось, т.к. период активизации клещей прошел и не было необходимости в указанной обработке, т.к. это был бы выброс денежных средств «на ветер».

Весной 2021 года противоклещевая акарицидная обработка всех указанных в решении территорий была проведена. Специалист, который проводил обработку, сказал, что обработку проводить необходимо не реже 1 раза в год, т.к. каждый год имеется период активизации клещей. Эффект борьбы с клещами имеется лишь в тот год, когда проводилась обработка. В связи чем, обработка, проведенная за предыдущий год, ни каким образом не влияет на активность клещей в последующие годы.

12.04.2021 судебным приставом было вынесено постановление о взыскании с администрации поселения исполнительского сбора в 50 000 рублей в связи с неисполнением решения суда. Бюджет сельского поселения мал и является дотационным. В связи с чем, сумма в 50 000 рублей значительна для бюджета.

Административные ответчики: представитель Управления ФССП России по Липецкой области, заместитель старшего судебного пристава МО по ОВИП УФССП России по Липецкой области Алексеева О.В. будучи своевременно и надлежащим образом извещенными о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие и просили отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В письменных возражениях указали, что требования исполнительного документа администрацией с/п Бигильдинский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области не исполнены. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда, истцом не предоставлено.

Ответчики полагают, что доводы истца об отсутствии финансирования, не являются основанием для затягивания сроков исполнения решения суда. В связи с чем, постановление от 12.04.2021 вынесено в соответствии с действующим законодательством, требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителя административного истца и исследовав представленные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п.2 ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон №229-ФЗ) своевременное совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения является одним из основных принципов исполнительного производства.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом - исполнителем в соответствии с Федеральным законом №229-ФЗ действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям, в том числе, относится взыскание исполнительского сбора (п.13 ч.1 ст.64 Федерального закона №229-ФЗ).

В соответствии с ч.1 и 2 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства; исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Приведённые выше нормы в их взаимосвязи с положениями ч.ч.6, 15, 16 ст.30 Федерального закона №229-ФЗ, устанавливающих, в том числе, порядок возбуждения исполнительного производства, свидетельствуют о том, что исполнительский сбор будучи по своей юридической природе мерой публично-правовой ответственности применяется судебным приставом - исполнителем только в период исполнения исполнительного производства и не может быть наложен на должника после окончания исполнительного производства.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причём данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.

Вместе с тем, в соответствии с ч.6,7 ст.112 Федерального закона №229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом, в силу абз.2 п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.

В судебном заседании установлено, что решением Данковского городского суда Липецкой области от 31.07.2019 (по делу №2-430/2019) удовлетворены исковые требования прокурора к администрации сельского поселения Бигильдинский с/с Данковского муниципального района Липецкой области.

На ответчика возложена обязанность провести мероприятия по противоклещевой (акарицидной) обработке территорий сельского поселения: 4 кладбища – в селах: Бигильдино, Долгое, Никольское, Стрешнево; 5 мест массового отдыха людей – в с.Бигильдино: территория Дома культуры по адресу: ул.Центральная д.47; детские площадки по адресам: ул.Центральная около дома №16; ул.Интернациональная, около дома №6; в с.Долгое: территория Дома культуры по ул.Совесткая д.56; детская площадка по ул.Мира около д.№5.

06.09.2019 по указанному решению взыскателю выдан исполнительный лист ФС №028679803.

Постановлением от 18.09.2019 судебным приставом - исполнителем МО по ВИП УФССП России по Липецкой области ФИО4 на основании указанного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство №12226/19/48025-ИП. в отношении администрации сельского поселения Бигильдинский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось и установлено судом, что требования исполнительного документа не исполнялись в 2019 – 2020 гг.

Постановлением от 12.04.2021 заместителя старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области Алексеевой О.В. с должника (администрации сельского поселения Бигильдинский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области) взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

В соответствии с Актом №13308 от 28.04.2021 по результатам заключенного договора от 24.04.2021 ИП ФИО5 оказаны администрации сельского поселения Бигильдинский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области услуги по акарицидной (противоклещевой) обработке кладбища, сквера, территории «ЦКиД», детской площадки.

Оценивая обоснованность требований истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора суд учитывает следующее.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п.1 ст.29 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.

В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.03.2008 №19 утверждены Санитарно - эпидемиологические Правила СП3.1.3.2352-08 «Профилактика клещевого вирусного энцефалита», область применения которых заключается в профилактике и борьбе с клещевым вирусным энцефалитом (п.1.1).

Из анализа положений пунктов 2.1., 2.3.11, 8.1, 8.2, 8.4, 8.4.1 СП 3.1.3.2352-08, п.1.2. СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 №83), раздела 4 Методических указаний МУ 3.5.3011-12 «Неспецифическая профилактика клещевого вирусного энцефалита и иксодовых клещевых боррелиозов» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 04.04.2012) следует, что акарицидные обработки производятся в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний, передающихся клещами (пункты 2.1, 2.2 СП 3.1.3.2352-08); акарицидные обработки - это противоклещевые обработки территорий, которые являются дезинфекционной деятельностью и относятся к дезинсекционным мероприятиям.

В силу п.8.4.2 СП 3.1.3.2352-08 после проведения акарицидных обработок (через 3 - 5 дней) проводится контроль их эффективности, который необходимо повторить через 15-20 дней. На большинстве эндемичных территорий при использовании современных быстроразрушающихся в окружающей среде акарицидов требуется проведение двух и более обработок территорий эпидемиологически значимых объектов за один сезон.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что акарицидная обработка проводится не реже 2-х раз за сезон, т.к. разрушающиеся в окружающей среде акарициды не способны к созданию эффекта длительной (более года) защиты от клещей, тем более, в условиях смены времен года и выпадения снега.

Как следует из резолютивной части решения Данковского городского суда Липецкой области от 31.07.2019 обязанность по проведению акарицидной обработки была возложена на ответчика в пределах сезона 2019 года, т.к. в решении не содержится сведений о возложении на ответчика указанной обязанности «на будущее», т.е. ежегодно и (или) не менее 2 раз в год.

Таким образом, обязанность должникам по исполнению решения суда была ограничена датой 31.12.2019, а с учетом смены времен года более ранней датой (до периода начала заморозков), т.к. дальнейшая акарицидная обработка нецелесообразна ввиду ее бесполезности.

В связи с чем, суд находит обоснованными доводы истца о том, что исполнение решения суда в осенне – зимний период 2019 года (после выпадения снега) был нецелесообразен.

Поскольку взыскание исполнительского сбора относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, направленную на понуждение с исполнению решения суда, суд полагает, что применение указанной санкции за пределами периода 2019 года и утраты должником (ответчиком) возможности исполнения судебного решения не может быть признано обоснованным. В связи с истечением времени (наступление, например, 2020 года) должник утратил возможность исполнения решения суда именно в 2019 году не смотря на факт применения мер принудительного исполнения.

В связи с чем, суд находит применение меры публично - правовой ответственности в виде взыскания исполнительского сбора не обоснованным.

Истцом не заявлено доводов об оспаривании постановления от 12.04.2021 заместителя старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области Алексеевой О.В. о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В связи с чем, с учетом установленных обстоятельств, суд полагает возможным освободить истца от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В силу ч.8 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» резолютивную часть решения суда немедленно направить сторонам.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования администрации сельского поселения Бигильдинский сельский совет Данковского муниципального района Липецкой области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию сельского поселения Бигильдинский сельский совет Данковского муниципального района Липецкой области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, определенного ко взысканию постановлением заместителя старшего судебного пристава МО по ВИП УФССП России по Липецкой области Алексеевой О.В. от 12.04.2021 по исполнительному производству № 12226/19/48025-ИП.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Данковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А.Ермолаев

Мотивированный текст решения изготовлен 16.08.2021

2а-540/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация сельского поселения Бигильдинский сельсовет Данковского муниципального района Липецкой области
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области
Алексеева Олеся Владимировна
Суд
Данковский городской суд Липецкой области
Судья
Ермолаев Артур Артурович
Дело на странице суда
dankovsud.lpk.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация административного искового заявления
18.06.2021Передача материалов судье
22.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.07.2021Подготовка дела (собеседование)
23.07.2021Рассмотрение дела начато с начала
23.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.08.2021Судебное заседание
02.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее