Решение по делу № 33-84/2024 (33-1480/2023;) от 02.10.2023

Дело                                                                                         Председательствующий: судья ФИО1

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                       <адрес>

        Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

        председательствующего ФИО9,

        судей                                ФИО2 и ФИО10.,

        при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО11 к ФИО12» ФИО13, компенсации морального вреда, установлении инвалидности и обжаловании решений медико-социальной экспертизы

        по апелляционным жалобам ответчиков на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ.

        Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия

установила:

        ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, действуя в интересах ФИО6 по доверенности, обратилась в Магасский районный суд Республики Ингушетия с упомянутым выше исковым заявлением к ФИО14).

        В обоснование исковых требований инициатор иска указывала, что ФИО6 на основании решения ФИО15 , акта медико-социальной экспертизы гражданина .1.6/2020 и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина с теми же реквизитами установлена вторая группа инвалидности, что подтверждается справкой серии от ДД.ММ.ГГГГ.

        Письмом ФИО16» ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. ФИО6 поставлен в известность о проведении в отношении него заочного контрольного освидетельствования, по результатам которого решением учреждения исходя из протокола проведения медико-социальной экспертизы .1.Э.6/2021 от ДД.ММ.ГГГГ и соответствующего акта с аналогичными реквизитами инвалидность последнего не установлена.

        Ссылаясь на изложенные обстоятельства, податель иска просил суд решение ФИО21» ФИО22, вынесенное на основании отражённого выше протокола и акта, признать незаконным и отменить, установить ФИО6 вторую группу инвалидности, взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины – 900 рублей.

        ДД.ММ.ГГГГ в ФИО6 уточнил исковое заявление и просил принятые в отношении него решение медико-социальной экспертизы ФИО18» ФИО19 об аннулировании второй группы инвалидности, протокол и акт проведения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, решение и соответствующий акт ФИО20 .17.ФБ/2021 от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными и отменить.

        Кроме того, ФИО6 просил суд восстановить его право на получение социальной пенсии по инвалидности и взыскать с ответчиков в свою пользу государственную пошлину в размере 600 рублей.

        Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление удовлетворено.

        На приведённый судебный акт поступили апелляционные жалобы ответчиков, в которых последние, заявляя о несоответствии выводов суда каким-либо из имеющихся в деле доказательств и неправильном толковании судом норм материального права, просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО6 отказать.

        Истец ФИО6, представитель ФИО23, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились (своих представителей) не направили, о причинах неявки не сообщили, об отложении заседания суда не просили.

        На основании 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь пунктом 40 постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия полагает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.

        Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя ответчика ФИО7, поддержавшего доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

        Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2 статьи 7).

        Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

        В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

        Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

        В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

        Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 7 Федерального закона №181-ФЗ).

        Пунктом 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утверждённого приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрено, что к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящиеся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях признания лица инвалидом», действовавшим на момент установления ФИО6 инвалидности, утверждены Правила признания лица инвалидом (далее по тексту – Правила).

        В соответствии с пунктами 2, 5 - 7 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

        Условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

        Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

        Пунктом 9 Правил предусмотрено, что в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

        В соответствии с пунктом 13 Правил установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.

        Исходя из Правил признания лица инвалидом медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы по заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья (пункт 24); заявление подается, по общему правилу, в связи с направлением гражданина на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения (пункт 15); медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (пункт 2), и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (пункт 25); решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы (пункт 28); гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (пункт 36).

        Критерием для определения второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию второй степени; способности к передвижению второй степени; способности к ориентации второй степени; способности к общению второй степени; способности контролировать свое поведение второй степени; способности к обучению второй степени; способности к трудовой деятельности второй степени.

        В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья.

        Из вышеприведенных норм следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.

        Согласно Правилам признания лица инвалидом, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О признании лица инвалидом», условиями признания гражданина инвалидом также являются в совокупности нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности и необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

        Абзацем вторым пункта 52 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.

        Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ н утверждён Порядок осуществления контроля Федеральным бюро медико-социальной экспертизы за решениями, принятыми главным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, за решениями, принятыми бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах", определяющий правила проведения контроля Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее по тексту - Федеральное бюро) за решениями, принятыми главными бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, находящимися в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, главными бюро медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении иных федеральных органов исполнительной власти (далее по тексту - главные бюро); главными бюро за решениями, принятыми бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее по тексту - бюро).

        Целями контроля являются: а) предупреждение, выявление и пресечение нарушений федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации проверяемыми главными бюро и их экспертными составами, бюро при принятии решений по результатам медико-социальной экспертизы; б) обеспечение государственных гарантий в области социальной защиты инвалидов и других категорий граждан, которым законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в зависимости от решений, принятых по результатам медико-социальной экспертизы.

        Предметом контроля являются обоснованность и соответствие законодательству Российской Федерации решений, принимаемых при оказании гражданам услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

        Контроль за решениями, принятыми бюро, осуществляется главным бюро при проведении проверок оказания бюро гражданам услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

        Контроль за решениями, принятыми экспертным составом главного бюро, может осуществляться по решению руководителя главного бюро другим экспертным составом главного бюро при проведении проверки оказания проверяемым экспертным составом главного бюро гражданам услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

        При осуществлении контроля за решениями, принятыми бюро, экспертный состав главного бюро проводит повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, в том числе с использованием специального диагностического оборудования и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.

        Наряду с изложенным, согласно статье 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пенсии, пособия, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

        Среди таких денежных выплат - страховая пенсия по инвалидности, условия, порядок выплаты и назначения которой регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ежемесячная денежная выплата инвалидам (статья 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

        Основанием для назначения и выплаты страховой пенсии по инвалидности является наличие у гражданина статуса инвалида, подтвержденного документально, в том числе справкой учреждения МСЭ о признании гражданина инвалидом, сведениями о лице, признанном инвалидом, содержащимися в федеральном реестре инвалидов (статья 27, 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

        В части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.

        В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

        Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (Правила выплаты пенсий).

        Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

        Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (пункт 77 Правил выплаты пенсий).

        Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 03 ноября того же года повторно установлена вторая группа инвалидности в связи с военной травмой бессрочно.

        Письмом руководителя-главного по медико-социальной экспертизе ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. ФИО6 проинформирован о том, что экспертным составом ФИО25 в отношении него проведено заочное контрольное освидетельствование. Так, решение филиала изменено, инвалидность ему не установлена. В подтверждение доведённой информации ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 выдана справка .17.ФБ/2021 вместе с протоколом проведения медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

        Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО6, руководствуясь положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами признания лица инвалидом, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , пришёл к выводу о доказанности истцом оснований для признания решений ответной стороны незаконными, их отмене, а также необходимости установления ему группы инвалидности и восстановлении его права на получение соответствующей социальной пенсии.

        Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции не соглашается ввиду его незаконности и необоснованности.

        В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

        Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своём постановлении от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).

        Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

        При рассмотрении настоящего дела юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению, являлся факт наличия у ФИО6 в связи с военной травмой повреждений, заболеваний (расстройств функций организма, здоровья), влекущих установление соответствующей группы инвалидности.

        Вместе с тем, согласно заключению экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , проведённой на основании определения суда первой инстанции экспертным составом ФИО28 (далее по тексту – ФИО26), повреждения здоровья ФИО6 по состоянию на дату заочного освидетельствования (ДД.ММ.ГГГГ) имеют характер стойких и незначительных, однако являться основаниями для установления ему группы инвалидности они не могут, решение о проведении контрольного освидетельствования истца обоснованно.

        В свою очередь, суд в качестве доказательства наличия у ФИО6 права на установление инвалидности и соответствующее пенсионного обеспечение принял его выписной эпикриз от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому состояние здоровья последнего не улучшилось, с 2008 года его часто беспокоят головные боли, а ДД.ММ.ГГГГ на фоне психоэмоционального переживания у него отмечается ярко выраженная боль, а также акт медико-социальной экспертизы гражданина . Кроме того, суд первой инстанции исходил из того, что переосвидетельствование ФИО6 проведено до истечения года с момента установления ему бессрочной инвалидности.

        При этом суд первой инстанции полагал приведённые доказательства достаточными, безусловно свидетельствующими о том, что повреждения здоровья ФИО6, полученные в связи с военной травмой, влекут установление ему второй группы инвалидности.

        В силу части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

        Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ).

        Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ).

        Таким образом, суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность произвольной оценки судом доказательств.

        В свою очередь, суд первой инстанции в нарушение обозначенных правовых норм не привёл мотивы, по которым одни доказательства принял в качестве средств обоснования своих выводов, а другие доказательства оставил без должного внимания.

        Так, судом не дана оценка заключению экспертизы ФИО29 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. .

        То есть решение суда не содержит надлежащую оценку всех доказательств, мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

            Между тем, экспертное заключение является одним из видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования (статьи 55, 86 Гражданского процессуального кодекса РФ).

            Кроме того, судом первой инстанции не дано оценки совокупности всех имеющихся в материалах дела и представленных сторонами в качестве доказательств медицинских документов, исследованных при проведении судебной экспертизы.

            В этой связи в целях проверки юридически значимых обстоятельств определением судебной коллегии от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя истца – ФИО8 по делу назначена очная судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ФИО30. На разрешение экспертов поставлены вопросы о виде и степени стойких нарушений функции организма ФИО6, обусловленных заболеваниями, последствиями травм, дефектов, и определении соответствующей группы инвалидности. Наряду с изложенным, экспертам поручено установить степень утраты ФИО6 профессиональной трудоспособности в процентах, а также ответить на вопрос, имелись ли основания при проведении в отношении ФИО6 заочного контрольного освидетельствования для изменения решения об установлении инвалидности.

        Согласно поступившему ДД.ММ.ГГГГ в Верховный Суд Республики Ингушетия заключению ФИО31 от ДД.ММ.ГГГГ за исх. имеющиеся у ФИО6 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ последствия травм протекали со стойкими незначительными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением функций и сенсорных функций, они не давали оснований для установления инвалидности.

        Между тем, степень утраты профессиональной трудоспособности ФИО6 не установлена ввиду непредставления им документов, подтверждающих факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Кроме того, в заключении отражено, что основания для проведения в отношении ФИО6 контрольного освидетельствования без его личного присутствуя имелись.

        Судебная коллегия, проанализировав содержание экспертного заключения, полагает, что оно в полном объеме отвечает требованиям Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и статье 86 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперты привели соответствующие данные из имеющихся в их распоряжении документов, основывались на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованную при проведении исследования научную и методическую литературу.

        В заключении приведены данные о квалификации экспертов, их образовании и стаже работы, необходимые для производства такой экспертизы, сведения о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса РФ.

        Доказательства какой-либо заинтересованности экспертов в составлении заключения в пользу ответной стороны отсутствуют, оснований не доверять выводам экспертного учреждения у суда апелляционной инстанции не имеется.

        Доводы истца о нарушении ответчиком порядка проведения медико-социальной экспертизы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку основаны на ошибочном отождествлении проведения внеплановой проверки бюро и медико-социальной экспертизы гражданина в порядке осуществления главным бюро контроля за решениями бюро.

        При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО6 к ФИО33 о восстановлении пенсионных прав, компенсации морального вреда, установлении инвалидности и обжаловании решений медико-социальной экспертизы не имеется.

        С учётом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО6 к ФИО34.

        Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что отказ в установлении степени инвалидности не ограничивает право истца в будущем обратиться к ответчикам с целью повторного проведения в отношении него медико-социальной экспертизы.

        Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

                                                        определила:

        апелляционную жалобу ответчиков удовлетворить.

        Решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено исковое заявление ФИО35 к ФИО36 о восстановлении пенсионных прав, компенсации морального вреда, установлении инвалидности и обжаловании решений медико-социальной экспертизы, отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО37 к ФИО38 отказать.

        Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>) через суд первой инстанции.

        Председательствующий

        Судьи

33-84/2024 (33-1480/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Экажев Бей-Али Салманович
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Ингушетия"
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социального развития Российской Федерации
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Горокаева Хава Ахметовна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
03.10.2023Передача дела судье
02.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2024Производство по делу возобновлено
08.08.2024Судебное заседание
19.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024Передано в экспедицию
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее