Решение по делу № 33-2890/2022 от 01.03.2022

    Судья: Вихорева Н.В.                                    Дело № 33-2890/2022 (2-4319/2021)

    Докладчик: Латушкина Е.В.

                                           АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    29 марта 2022 г.                                                                                       г. Кемерово

    Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Латушкиной Е.В.

    судей Кирилловой Т.В., Пастухова С.А.

    при секретаре Ломовой Л.Ю.,

    заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Латушкиной Е.В.

    гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г.Новокузнецка

на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 октября 2021 г.

по иску прокурора города Новокузнецка к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий,

        У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор города Новокузнецка обратился в суд с иском к Администрации г. Новокузнецка о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Новокузнецка в ходе осуществления надзора за исполнением требований законодательства в сфере обращений с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) выявлены нарушения действующего законодательства в указанной сфере правоотношений.

В обоснование требований ссылается на ст. 42 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на благоприятную среду, а также положения ч. 2 ст. 7, ч.ч.1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ч. ч. 4 ст. 8, ч.ч. 1, 3, 4 ст.13.4, ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Указывает, что в соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.19999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее –Закон № 52-ФЗ) органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поседений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, в соответствии с которым места площадки для сбора твердых коммунальных отходов должны быть оборудованы водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.

В ходе осмотра установлено, что на территории индивидуальной жилой постройки расположено 26 мест (площадок) сбора и накопления ТКО по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (пересечение с <адрес>); <адрес>; <адрес>; пересечение <адрес> и <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (<адрес>); <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. На момент осмотра площадки не имеют ветронепроницаемого твердого (асфальтного, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21.

По <адрес> отсутствует площадка и контейнер для сбора и накопления ТКО, что не соответствует требованиям СанПин 2.1.3684-21 и требованиям постановления Администрации г. Новокузнецка от 10.12.2019 № 202 «О реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами», которыми принято решение о создании мест (площадок) накопления ТКО на территории Новокузнецкого городского округа. Согласно п. 11, 12 Правил № 1039 реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО. Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом местного самоуправления на создание схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО. В данный реестр включён адрес: <адрес>.

При проведении осмотра по <адрес> рядом с бункером (кузовного типа) для сбора и накопления ТКО и по <адрес> у края проезжей части обнаружены свалки твердых бытовых коммунальных отходов, крупногабаритных и строительных отходов, что не соответствует п. 4.4 Сан.Пин 3.5.2.3472-17 (Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 07.06.2017 № 83 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение»).

На территории Центрального района г. Новокузнецка в секторе индивидуальной жилой застройки организовано 27 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, фактически данных мест - 26. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на которых установлены контейнеры, не оборудованы водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Необходимое контейнерное место по адресу <адрес> отсутствует. Также выявлены свалки ТКО.

Указанное недопустимо и противоречит требованиям федерального законодательства. Таким образом, в деятельности администрации г.Новокузнецка выявлены нарушения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также санитарно-эпидемиологического законодательства, которые могут повлечь нанесение ущерба окружающей среде, имуществу и здоровью неопределённого круга лиц, что, по мнению истца, недопустимо

Просил обязать Администрацию г. Новокузнецка оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Центрального района г. Новокузнецка по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (пересечение с <адрес>); <адрес>; <адрес>; пересечение <адрес> и <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (<адрес>); <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, водонепроницаемым твердым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; организовать место (площадку) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов относительно жилого дома по <адрес> в г. Новокузнецке; ликвидировать свалку твердых бытовых коммунальных отходов, крупногабаритных и строительных отходов по <адрес> рядом с бункером (кузовного типа) для сбора и накопления ТКО и по <адрес> у края проезжей части.

Старший помощник прокурора г. Новокузнецка Моисеева М.Г. поддержала исковые требования частично, отказалась от исковых требований в части ликвидации свалки твердых бытовых коммунальных отходов, крупногабаритных и строительных отходов по <адрес> рядом с бункером (кузового типа) для сбора и накопления ТКО по <адрес> у края проезжей части, в связи с добровольным исполнением исковых требований.

Представитель ответчика Администрации г.Новокузнецка, третьего лица Комитета ЖКХ администрации г.Новокузнецка Маленкова А.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель третьего лица администрации Центрального района г.Новокузнецка Сарина Е.С. просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Хороших П.С. с исковыми требованиями согласен.

Представители третьих лиц - Комитета градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка, Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г.Новокузнецка, в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28.10.2021 постановлено:

обязать Администрацию г. Новокузнецка оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (пересечение с <адрес>), <адрес>; <адрес>;, пресечение <адрес> и <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (<адрес>); <адрес> - в срок до 31 декабря 2022 г.;

обязать Администрацию г. Новокузнецка организовать место (площадку) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов, относительно жилого дома по <адрес> в г. Новокузнецке, в срок до 31 декабря 2022 г.;

принять отказ истца в части требований ликвидации свалки твердых бытовых коммунальных отходов, крупногабаритных и строительных отходов по <адрес> рядом с бункером (кузовного типа) для сбора и накопления ТКО по <адрес> у края проезжей части и прекратить производство в данной части требований.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Новокузнецка Маленкова А.В. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ссылаясь на положения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, указывает, что органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия соответствующего решения в соответствии с правилами благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к указанным местам (площадкам).

Постановлением Администрации г. Новокузнецка от 10.12.2019 № 202 «О реализации полномочий органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами» принято решение о создании мест (площадок) накопления ТКО на территории Новокузнецкого городского округа, определена схема размещения мест (площадок) накопления ТКО.

         Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований, в связи с чем организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Суд не принял во внимание факт отсутствия в реестре мест (площадок) накопления ТКО по <адрес>, <адрес>, <адрес>. Отсутствие сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестре/схеме обозначает, что орган местного самоуправления не принимал решения о создании по данным адресам мест (площадок) накопления ТКО, соответственно, фактически места (площадки) накопления ТКО не созданы ввиду отсутствия технической возможности обустройства таких мест с учетом норм действующего законодательства.

Таким образом, в рамках вопросов местного значения, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ, на городской округ возложено именно создание условий для обеспечения эффективности очистки от ТКО (часть целостного полномочия), но не вся ответственность в сфере обращения с ТКО, что согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной, в том числе, в постановлениях от 29.03.2011 № 2-П, от 13.10.2015 № 26-П, от 26.04.2016 № 13-П.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Эйзон О.В. просила оставить обжалуемое решение без изменения.

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены заблаговременно, надлежащим образом. В письменном заявлении в адрес судебной коллегии представитель администрации Центрального района города Новокузнецка просил рассмотреть дело в их отсутствие.

          Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

           По правилам абзаца второго пункта 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

           Аналогичные требования содержатся в пункте 2.10 Санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44, согласно которому контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов должна быть с твердым покрытием. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны.

Из материалов дела следует и судом установлено, что из ответа Администрации Центрального района г. Новокузнецка от 19.05.2021 на требование прокурора города Новокузнецка усматривается, что на территории района установлено 49 контейнеров на 43 площадках, которые водонепроницаемым покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, не оборудованы.

          Согласно представленной администрацией дислокации контейнерных площадок Центрального района г. Новокузнецка, на местах (площадках) сбора и накопления ТКО установлены контейнеры: <адрес> – покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 0,75 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> (пересечение с <адрес>) - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки бетонная плита, 4 контейнера объемом по 0,75 куб.м; пересечение <адрес> и <адрес> - покрытие площадки грунт, 2 контейнера объемом по 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 0,75 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 2 контейнера объемом по 7,8 куб.м; <адрес>- покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> (<адрес>) - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м; <адрес> - покрытие площадки грунт, 1 контейнер объемом 7,8 куб.м. Площадки для сбора ТКО в районе дома по <адрес> в данной дислокации нет.

По сведениям Роспотребнадзора (справка от 25.05.2021), представленным в прокуратуру г. Новокузнецка, на территории <адрес> имеется 27 мест (площадок) для сбора и накопления ТКО. В ходе осмотра установлено, что на территории сектора индивидуальной жилой постройки расположено 26 мест (площадок) сбора и накопления ТКО по адресам:    <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (пересечение с <адрес>); <адрес>; <адрес>; пересечение <адрес> и <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес> (<адрес>); <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>. На момент осмотра данные площадки не имеют твердого (асфальтного, бетонного) покрытия с уклоном для твердых талых и дождевых сточных вод, а также ограждений, обеспечивающих предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, что не соответствует требованиям пункта 3 СанПин 2.1.3684-21. По <адрес> отсутствует площадка и контейнер для сбора и накопления ТКО, что не соответствует п. 4 СанПиН 2.1.3684-21.

Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 7, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 13, 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", пунктами 11. 24, 25 ч. 1 ст. ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 78 ст. 45 Устава города Новокузнецка, оценив представленные доказательства, придя к выводу о необходимости организации места (площадки) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов относительно жилого дома по <адрес>, учитывая, что Администрации города Новокузнецка наделена законом полномочиями в области обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определению схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, возложил на администрацию г. Новокузнецка обязанность организовать место (площадку) для сбора и накопления твердых коммунальных отходов относительно жилого дома по <адрес> в городе Новокузнецке в срок до 31 декабря 2022 года.

          Суд также установил, что в нарушение п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 иные вышеуказанные контейнерные площадки не имеют твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, и что обязанность по устранению данного нарушения должна быть возложена на администрацию г. Новокузнецка.

    Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами суда, поскольку они сделаны на основе всестороннего анализа совокупности собранных по делу доказательств и основаны на правильном применении материальных норм.

               Доводы жалобы о том, что суд не принял во внимание факт отсутствия в реестре мест (площадок) накопления ТКО по <адрес>, <адрес>, <адрес>, судебная коллегия отклоняет, поскольку они опровергаются материалами дела. Доказательств в обоснование указанных доводов апеллянт суду не представил.

В апелляционной жалобе не приведено обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение при вынесении судебного акта, или могли бы повлиять на обоснованность и законность обжалуемого решения, либо опровергнуть выводы суда первой инстанции. По своей сути, доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся к несогласию с той оценкой доказательств, которая уже была дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права.

Между тем, никаких оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств, либо иного применения норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит; установленные ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом соблюдены, выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела; заявленные требования по существу рассмотрены правильно.

              На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

                                                          ОПРЕДЕЛИЛА:

               Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 28 октября 2021 года оставить без изменения,           апелляционную жалобу Администрации г. Новокузнецка - без удовлетворения.

    Председательствующий                                     Е.В. Латушкина

    Судьи                                                                   Т.В. Кириллова

                                                                                                С.А. Пастухов

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.03.2022

33-2890/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г. Новокузнецка
Ответчики
Администрация г. Новокузнецка
Другие
Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации г. Новокузнецка
Управления Роспотребнадзора по КО
Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка
Администрация Центрального района г. Новокузнецка
Комитет ЖКХ Администрации г. Новокузнецка
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Латушкина Елена Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
04.03.2022Передача дела судье
29.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.04.2022Передано в экспедицию
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее